План тушения объекта кто должен разрабатывать. Оперативный план тушения пожара

План пожаротушения - официальный документ, разрабатываемый квалифицированными специалистами и утверждаемый в ГУ МЧС РФ. Согласовать проект должны также должностные лица иных органов исполнительной власти. К содержанию плана предъявляют особые требования, поэтому длительность процедуры оформления напрямую зависит от профессионализма разработчиков. Огромное количество стандартов и правил, конструктивные особенности объекта и прочие факторы может учесть только опытный специалист. Любые нарушения, обнаруженные в ходе утверждения плана, признаются основанием для возврата заявлений должностными лицами.

Порядок разработки оперативного плана пожаротушения

В соответствии с регламентами 123-ФЗ, 384-ФЗ документ составляется в двух идентичных экземплярах (в письменном виде). Один из них передается на пост оперативного реагирования (пожарные станции), другой должен храниться непосредственно на объекте. Разработка оперативного плана тушения пожара включает:

1. Формирование текстовой части

В этом разделе документа указываются все особенности объекта, его место расположения, обязанности и порядок взаимодействия дежурных команд. Здесь указывается также инструкция для прибывших к месту возгорания спасателей и пожарников. При разработке текстовой части потребуется описать все особенности распространения огня (просчитывается неблагоприятный сценарий), потенциально опасные факторы. Основной целью специалиста является полная, пошаговая проработка плана действий по борьбе с чрезвычайной ситуацией.

2. Формирование графической части

Эксперты разрабатывают точную схему расположения наиболее значимых объектов. Специалист должен оценить их значение в случае ЧС, а также указать основные параметры. В числе прочего в состав проекта включаются данные:

  • о пожарных водоемах;
  • о входах и выходах, в том числе запасных;
  • об оконных проемах;
  • о планировке помещений (каждого этажа);
  • о подъездах (схема земельного участка).

Документ оформляется в форме графической схемы с использованием условных обозначений. Основными требованиями при утверждении раздела является достоверность и доступность.

При разработке оперативного плана тушения пожара специалист обязан:

  • описать методы борьбы с огнем (предлагаются лишь способы, учитывающие отраслевые и прочие особенности объекта);
  • указать категорию пожарного риска ;
  • прописать наиболее опасные участки.

Экспертом принимаются во внимание данные статистики, наличие в районе ГПС, добровольных дружин пожаротушения, а также прочие особенности объекта.

Разработка и согласование проекта

Обязанность по разработке плана пожаротушения возложена законодательством на собственников объектов, отнесенных к следующим категориям:

  • предприятия нефтяной и газовой отраслей (добыча, хранение, переработка, транспортировка и пр.);
  • производители, использующие при выпуске продукции опасные химические реагенты;
  • детские, культурные или медицинские учреждения;
  • транспортные компании (грузо- и пассажироперевозки);
  • организации металлургической промышленности, а также машиностроительные заводы.

Сотрудники ООО «Спецпроект Групп» подготовят проект документа для предприятия любой отраслевой принадлежности. Обратиться за услугой могут также представители деревообрабатывающей, целлюлозной, текстильной промышленности или иных направлений хозяйственной деятельности.

Составление планов по борьбе с возгораниями, разработка инструкций спасения имущества и схем эвакуации людей является одним из важнейших элементов противопожарной защиты. Сотрудничество предполагает комплексное обслуживание:

  • полное обследование объекта;
  • оценку риска;
  • экспертиза документов;
  • составление прогнозов;
  • выявление альтернативных методов ликвидации пожаров.

Эксперты проводят масштабную аналитическую работу, исследуют документы, предоставленные клиентом. При наличии такой необходимости специалисты ООО «Спецпроект Групп» обеспечат согласование составленного плана в государственных органах. Услуга включает представительство в ГУ МЧС РФ, а также в иных надзорных инстанциях.

Написать сообщение

Выделенные поля не заполнены или не валидны!

Ваше сообщение успешно отправлено.

Произошла ошибка при отправлении сообщения:(

*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

Быстрые, оперативные и согласованные действия позволяют ликвидировать возгорание ещё на начальной стадии. Эффективную организацию взаимодействий пожарных и сотрудников по устранению пожара на предприятии и близлежащих территориях обеспечивает план оперативного пожаротушения.

Являясь важным официальным документом, план требует ответственной и квалифицированной разработки, удовлетворяющей ряду требований, правил и стандартов с учётом особенностей объекта, его расположения, конструкции, степени пожароопасности и противопожарного состояния, наличия пожарного водопровода и многих других факторов.

Оперативный план пожаротушения в обязательном порядке должен быть на предприятиях химической, нефтегазовой и электроэнергетической промышленности, машиностроительных, металлообрабатывающих и металлургических заводах, лечебных, учебных и детских учреждениях, транспортных средствах и др.

Основные факторы в разработке плана

Разработка пана пожаротушения предприятия осуществляется с учётом следующих важных факторов:

  • степени пожароопасности объекта и близлежащих, прилегающих к нему территорий, статистики возгораний на них, скорости распространения огня;
  • возможности существования пожароопасных участков и вариантов распространения огня;
  • наличие и укомплектованность государственных, муниципальных и добровольческих пожарных подразделений, их месторасположение, оснащенность специальной техникой и огнетушащими веществами, скорость и время реагирования;
  • наличие водоисточников, запасов огнетушащих веществ, специальных устройств пожаротушения, пожарного водопровода на объекте;
  • пожелания и предложения пожарных подразделений и администрации предприятия по повышению степени пожарной безопасности объекта.

Структура оперативного плана

Все вышеперечисленные сведения, а также описание самого предприятия, обязанностей дежурных пожарных подразделений, их действий и порядка взаимодействий с прибывшими пожарными командами, в случае возникновения возгорания, указывают в текстовой части плана пожаротушения. Важным моментом является и указание способов и методов использования размещённых на объекте средств по ликвидации пожара, как первичных, мобильных, индивидуальной защиты, так и установок, оборудования по тушению огня, пожарной сигнализации, связи и оповещения.

Во второй - графической части документа, представляют план-схему объекта с обязательным указанием входов, подъездов, подходов к нему, нахождением близлежащих водоёмов и основных дорог. Как альтернатива план-схеме, возможно использование мнемосхем, макетов объекта, стационарных планшетов при условии их размещения в легкодоступных и хорошо заметных местах.

Утверждение плана и ответственность

Документ подлежит обязательному утверждению должностными лицами исполнительной власти и ГУ МЧС РФ. Его составляют в двух экземплярах. Один экземпляр передают пожарному подразделению, а другой остаётся на самом объекте. Ответственность по подготовке плана пожаротушения возложена на собственника объекта.

    Оперативно-тактическая оценка объекта………………………..2 стр.

    Расписание выездов пожарных подразделений………………....7 стр.

    Схема наружного водоснабжения.(формат А4)………. ……….8 стр.

    Тактический замысел………………………………..……………9 стр.

    Расчет параметров пожара до момента введения сил и средств первым подразделением……………………...………………... 10 стр.

    Расчет сил и средств для тушения пожара………….………… 15 стр.

    Расчет параметров пожара по установленному расчетом сил и средств повышенному рангу пожара………..…………………21 стр.

    Организация тушения возможного пожара первым РТП…….25 стр.

    Карточка боевых действий караула………………………...….27 стр.

    Совмещенный график изменения параметров развития и тушения пожара…………………………………………………….……...28 стр.

    Литература……………………………………………………….29 стр.

    Отзыв на курсовой проект………………………………………30 стр.

    План этажа (участка, здания) с изображением обстановки возможного пожара на различные промежутки времени (сообщение в пожарную охрану, прибытие первого подразделения, подача первых огнетушащих средств, подача огнетушащих средств вторым подразделением, момент локализации), при необходимости – разрезы здания.(формат А2)…………………….…...…....……31 стр.

    План – схема расположения объекта на местности с изображением обстановки пожара к моменту введения сил и средств, находящихся в распоряжении первого РТП и их расстановки.(формат А2)…………………………………………………………....…32 стр.

1. Оперативно-тактическая оценка объекта.

А. Территориальное расположение объекта:

16 этажный жилой дом расположен по ул. Дубровинского 49 в Центральном районе г. Красноярска. Общая занимаемая площадь жилого дома составляет 612 кв.м.

Б. Конструктивные особенности здания (сооружения):

Жилая блок-секция представляет собой 16-ти этажное здание с монолитным железобетонным каркасом, монолитными диафрагмами жесткости являющимися внутренними монолитными несущими железобетонными стенами и монолитными перекрытиями. Наружные стены выполнены из многослойной конструкции (толщиной 350 мм), наружный и внутренний слой –железобетонный, соединённый между собой ребрами из легкого бетона. Термоизоляционный вкладыш из полужестких минераловатных плит. Торцевые панели на первых шести этажах – усиленные арматурой. Внутренние стены выполнены из несущих железобетонных плоских панелей толщиной 16 см. Бетон принят марки 300. Армирование расчетное и конструктивное. Панели первых шести этажей с расчетным армированием. Перекрытия выполнены из

железобетонных плоских панелей толщиной 16 см. Межкомнатные перегородки выполнены из железобетонных панелей толщиной 6 см. Кровля выполнена из четырехслойного рулонного ковра, утеплитель минеральная вата, для уклона принят керамзитобетон.

Г. Спасание и эвакуация:

При спасании людей и имущества на пожаре РТП определяет порядок и способы спасания людей в зависимости от обстановки и состояния людей, которым необходимо оказать помощь, предпринять меры по защите спасаемых от опасных факторов пожара.

Работы по спасанию проводятся быстро, но с соблюдением предосторожностей, чтобы не были причинены повреждения и травмы спасаемым людям.

Спасание людей при пожаре является важнейшим видом боевых действий и представляет собой совокупность мер по эвакуации людей из зоны воздействия и вторичных проявлений ОФП или защите людей от их воздействия и вторичных проявлений. Спасание людей при пожаре должно проводиться с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность и, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники. Спасание имущества при пожаре осуществляется по указанию РТП в порядке важности и неотложности выполнения боевых задач.

Основными способами спасания людей и имущества являются: перемещение их, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств, в безопасное место; защита их от воздействия ОФП. Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара и состояния пострадавших на пожаре посредством: - организации самостоятельного их выхода из опасной зоны; - вывода или выноса их из опасной зоны пожарными.

Защита спасаемых людей от воздействия ОФП осуществляется в процессе их перемещения в безопасное место, а также при невозможности осуществления такого перемещения. Указанная защита должна осуществляться с использованием возможно более эффективных средств и приемов, в том числе посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов.

Для спасания людей и имущества применяются следующие основные средства:

автолестницы и автоподъемники;

стационарные и ручные пожарные лестницы;

спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы и индивидуальные спасательные устройства);

аппараты защиты органов дыхания;

аварийно-спасательное оборудование и устройства;

Спасание людей и имущества при пожаре при достаточном количестве сил и средств проводится одновременно с другими боевыми действиями. Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасания людей, другие боевые действия не ведутся или приостанавливаются. Проведение спасательных работ при пожаре прекращается после осмотра всех мест возможного нахождения людей и отсутствия нуждающихся в спасении.

Все спасательные работы органи-зуют и проводят под контролем опыт-ных работников пожарной охраны.

Для быстрой и слаженной работы личного состава пожарных подраз-делений и обслуживающего персонала администрацией заранее разраба-тывается план эвакуации, в котором указаны действия обслу-живающего персонала, отрабатыва-ется план на тактических учениях совместно с обслуживающем персоналом.

Д. Водоснабжение:

Противопожарный водопровод

Источником водоснабжения здания служит наружная сеть водопровода. В здании запроектирован хозяйственно-питьевой водопровод, объединенный с противопожарным.

Наружное пожаротушение осуществляется от пожарных гидрантов. Внутри здания на этаже устанавливается 1 пожарный кран. Необходимый напор системы хозяйственно-питьевого и противопожарного водопровода обеспечивается насосной установкой.

Е. Охранно-пожарная сигнализация:

В соответствии с НПБ 110-99*, в здании предусмотрено устройство автоматической системы пожарно-охранной сигнализации с оповещением службы охраны о возникновении пожара или о попытках проникновения на территорию посторонних лиц. В качестве приемно-контрольного прибора предусматривается установка электронной системы типа « VISTA - 501» , которая устанавливается на посту охраны. В качестве пожарных извещателей устанавливаются дымовые пожарные извещатели типа ДИП-3 . Охранная сигнализация выполняется объемными ультразвуковыми и акустическими датчиками. Каждая квартира подключается на пульт охраны отдельным ключом. Приемно-контрольный прибор по телефонной линии подключается к пульту центрального наблюдения Отдела Вневедомственной Охраны ОВД Октябрьского района и на пульт центрального наблюдения ОПО МВД. На этажах так же устанавливаются ручные пожарные извещатели. Предусматривается автоматическое отключение при пожаре общеобменных вентиляционных систем и включение вентиляторов дымоудаления и подпора. Питание сети сигнализации осуществляется от вводно-распределительное устройство здания отдельной линии. Для резервного питания системы сигнализации устанавливается источник бесперебойного питания со встроенными аккумуляторными батареями. Распределительная сеть выполнена кабелем ТПП различной емкости и проводом ТПП 1х2х0.5.

Ж. Коммуникации:

Электроснабжение и электрооборудование

По степени обеспечения надежности электроснабжения данный объект относится к 2 категории надежности электроснабжения. Электроснабжение проектируемого высотного здания осуществляется от трансформаторной подстанции типа К42-630М5 с двумя трансформаторами мощностью по 630 КВА. Напряжение питающей сети 380/220 В. Распределительные сети 0,4 кВ от трансформаторной подстанции до потребителей выполняются по радиальной схеме. Для питания потребителей жилого дома устанавливается самостоятельное вводно-распределительное устройство с автоматическими выключателями на отходящих линиях. Вводно-распределительное устройство расположено на техническом этаже, в электрощитовой.

Вентиляция

Проектом предусматривается приточно-вытяжная вентиляция с механическим и естественным побуждением.

Воздухообмены в помещениях приняты по кратностям и расчетам, согласно строительных норм и правил. Приток наружного воздуха с механическим побуждением предусматривается через приточные установки, а удаление загрязненного воздуха с механическим побуждением через вытяжные установки. Естественная вытяжка воздуха производится через вертикальные воздуховоды. Предусмотрена автоматизация приточных установок. В здании запроектирована вентиляционная система противодымной защиты предусматривающая организованное удаление продуктов горения из объема поэтажного холла. Вытяжные установки устанавливаются в техническом этаже.

З. Боевые действия подразделений:

выезд и следование к месту вызова (пожара);

разведку;

спасание людей и имущества;

боевое развертывание;

ликвидацию горения;

выполнение специальных работ;

сбор и возвращение в подразделение.

Боевые действия по разведке, спасанию людей и имущества, боевому развертыванию, ликвидации горения и выполнению специальных работ могут выполняться одновременно.

2. Расписание выездов пожарных подразделений.

Время следования,мин

Подразделения

Время следования,мин

Подразделения

Время следования,мин

Подразделения

Вызов №1

Вызов №2

Вызов №3

АЦ-40(130)63б

АЦ-40(131)153

АЛ-30(131)ПМ-506В

АЦ-40(131)153

АЛ-30(131)ПМ-506В

АЦ-40(131)153

АЦ-40(130)63Б

АЦ-40(130)63Б

АЦ-40(375)Ц1

АЦ-40(130)63Б

АЦ-40(130)63Б

АЦ-40(130)63Б

АЦ-40(131)137А

АЦ-40(131)137А

АЛ-50(Магирус)

РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ
«ЕЭС РОССИИ»

ДЕПАРТАМЕНТ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ И СЕТЕЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
И КАРТОЧЕК ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

РД 34.03.306-93

Москва 2006

РАЗРАБОТАНО АО «ФИРМА ОРГРЭС»

ИСПОЛНИТЕЛИ B.C. Зайцева, А.Н. Иванов, А.С. Козлов, В.М. Стариков

УТВЕРЖДЕНО Департаментом Генеральной инспекции по эксплуатации электростанций и сетей РАО «ЕЭС России» 23.12.93 г

Начальник Н.Ф. ГОРЕВ

СОГЛАСОВАНО с Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России (письмо от 23.11.93 г. № 20/2/2018)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОПЕРАТИВНЫХ ПЛАНОВ
И КАРТОЧЕК ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ
НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

РД 34.03.306-93

Срок действия установлен

с 01.07.94г.

до 01.07.99г.

Требования данных Методических указаний распространяются на эксплуатационные энергетические предприятия отрасли «электроэнергетика».

В Методических указаниях приведены основные требования по составлению оперативных планов и карточек тушения пожаров на энергетических предприятиях РАО «ЕЭС России».

С выходом настоящих Методических указаний утрачивают силу «Методические указания по составлению оперативных планов пожаротушения на энергетических предприятиях Минэнерго СССР: РД 34.03.306-88". (М.: ХОЗУ Минэнерго СССР, 1988).

1. Общие положения

1.1.Оперативный план тушения пожара является основным документом, устанавливающим порядок организации тушения пожаров на энергетических предприятиях, взаимодействия персонала объекта и личного состава пожарных подразделений, прибывших на место пожара, а также применения средств тушения пожара с учетом обеспечения необходимых мер безопасности.

Не допускается составление и наличие на энергетических предприятиях других местных рекомендаций и положений (инструкций) по данному вопросу.

1.2. Оперативные планы тушения пожаров составляются для:

тепловых электростанций независимо от их мощности;

гидроэлектростанций мощностью 20 МВт и выше;

стационарных дизельных электростанций и газотурбинных установок мощностью 10 МВт и выше;

подстанций 500 кВ и выше;

районных станций теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Гкал;

резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных).

Один экземпляр оперативного плана тушения пожара резервуарного парка должен находиться на щите у дежурного этого хозяйства, а другой - у начальника смены электростанции.

1.3. На подстанциях напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребыванием обслуживающего персонала допускается составлять только оперативные карточки действий персонала и схему расстановки передвижной пожарной техники (графическая часть).

1.4. Оперативный план тушения пожара должен состоять из текстовой части (оформленной отдельной книгой из плотной бумаги единого формата размером не менее 210×297 мм) и графической части.

1.5. Оперативный план разрабатывается совместно работниками пожарной охраны МВД Российской Федерации и специалистами энергетического объекта и утверждается соответственно начальником гарнизона пожарной охраны и директором энергетического предприятия.

По запросу территориальной государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации для составления оперативного плана (оперативных карточек) администрация объекта обязана предоставить необходимые материалы по технологии основного производства.

1.6. При разработке оперативного плана по действиям персонала энергопредприятий и пожарных подразделений в обязательном порядке должны учитываться требования сохранения непрерывного режима работы максимального количества единиц оборудования для обеспечения потребителей тепловой и электрической энергией при пожаре, а также обеспечения необходимых мер безопасности персонала.

1.7. Оперативный план должен разрабатываться в кратчайшие сроки, но не менее чем за месяц до пуска предприятия или отдельных энергетических установок и сооружений.

1.8. Корректировку оперативных планов и карточек необходимо выполнять при:

расширении или реконструкции энергетического предприятия;

выявлении недостатков во время проведения ежегодных совместных противопожарных тренировок (учений) или при тушении пожара;

получении указаний от соответствующих центральных управлений МВД Российской Федерации и Управления пожарной безопасности Департамента ГИЭС РАО «ЕЭС России»;

выявлении недостатков во время проведения проверок вышестоящими органами пожарной охраны МВД Российской Федерации, соответствующими подразделениями и работниками пожарной безопасности РАО «ЕЭС России».

1.9. При назначении нового руководителя энергетического предприятия или начальника гарнизона пожарной охраны МВД Российской Федерации дополнительное рассмотрение и переутверждение оперативного плана должно проводиться в срок не более трех месяцев.

Оперативные карточки действий персонала должны переутверждаться при смене главного инженера или руководителя соответствующего цеха.

1.10. После разработки и утверждения оперативный план тушения пожара на энергетическом предприятии должен быть доведен до сведения каждого работника предприятия (эксплуатационного, ремонтного и др.) с использованием группового или индивидуального метода обучения на данном объекте.

Начальники смен, диспетчеры подстанций и предприятий сетей, машинисты блоков, операторы и другой дежурный персонал энергетического предприятия обязаны знать содержание оперативного плана тушения пожара конкретного предприятия, а также технологических и других должностных инструкций.

1.11. Оперативный план тушения пожара должен практически отрабатываться на занятиях начальствующего состава гарнизона пожарной охраны и плановых противопожарных тренировках в соответствии с требованиями «Инструкции по организации противопожарных тренировок на энергетических предприятиях и в организациях Минэнерго СССР » (М.: СПО Союзтехэнерго, 1984).

1.12. Один экземпляр оперативного плана должен храниться постоянно на главном (центральном) щите управления совместно с бланками допуска на проведение работ по тушению пожара.

Допускается хранить оперативный план совместно с другой оперативной документацией, но при условии обеспечения возможности немедленного и беспрепятственного пользования им при пожаре.

Порядок хранения оперативных документов для подразделения пожарной охраны определяется соответствующими приказами и наставлениями МВД Российской Федерации.

1.13. При оснащении энергетических объектов АСУ ТП с применением информационных выводных устройств рекомендуется использовать эти системы для оказания помощи персоналу в отображении информации об аварийной зоне, работе систем пожарной защиты и выдачи рекомендаций по действиям персонала взамен оперативных карточек.

2. Требования к текстовой части оперативного плана

2.1. Текстовая часть оперативного плана должна включать краткую характеристику предприятия, основные обязанности дежурного персонала при возникновении пожара и организации его тушения, порядок встречи и взаимодействия с прибывшими пожарными подразделениями.

2.2. Текстовая часть оперативного плана должна быть конкретной, без второстепенных деталей и пояснений, и содержать следующие основные обязанности оперативного персонала при возникновении пожара:

2.2.1. Порядок сообщения о пожаре в пожарную охрану, руководству предприятия, вышестоящему диспетчеру и другим должностным лицам.

2.2.2. Порядок проверки включения в работу установок пожаротушения и резервных насосов для повышения давления и расхода воды в противопожарном водопроводе.

2.2.3. Организация сбора персонала объекта и добровольных пожарных формирований для задействования средств пожаротушения и эвакуации людей (при необходимости).

2.2.4. Организация тушения пожара имеющимися силами и средствами, а также при необходимости охлаждение несущих металлических ферм, колонн, балок и близко расположенного оборудования.

2.2.5. Проведение необходимых операций с технологическим оборудованием, находящимся вне зоны пожара, для обеспечения устойчивого и безопасного режима его работы.

2.2.6. Сохранение собственных нужд объекта, производство переключений оборудования, сохранение электропитания насосов противопожарного водоснабжения и установок пожаротушения, а также узлов управления системами противопожарной защиты.

2.2.7. Установление конкретного ответственного лица по подготовке письменного допуска для тушения пожаров в электроустановках и на электрооборудовании.

2.2.8. Определение порядка выдачи индивидуальных средств защиты (диэлектрической обуви, перчаток, заземляющих устройств), а также заземления пожарной техники и проверки качества этого заземления.

2.2.9. Порядок встречи и сопровождения прибывающих подразделений пожарной охраны.

2.2.10. Участие в работе штаба пожаротушения и обеспечение технических консультаций для руководителя тушения пожара (РТП) из начальствующего состава пожарной охраны.

2.3. Исходя из особенностей технологии энергетического производства и применяемых строительных материалов, в оперативном плане тушения пожара следует учитывать необходимые требования безопасности при действиях личного состава пожарных подразделений и персонала объекта, а также давать конкретные и краткие рекомендации по тушению имеющихся на предприятии огнеопасных газов, жидкостей и твердых веществ для предотвращения их растекания, плавления и образования взрывоопасных концентраций.

2.4. В целях рациональных действий персонала в сложной обстановке пожара на технологических установках и электрооборудовании, а также в кабельных сооружениях разрабатываются оперативные карточки (картотека) действий персонала (образец дан в приложении).

В оперативных карточках должны конкретно указываться действия персонала при пожаре, которые определяются путем анализа возможных ситуаций на данном оборудовании или в помещении.

2.5. Оперативные карточки утверждаются главным инженером и передаются для руководства начальнику смены соответствующего подразделения предприятия, диспетчеру (дежурному) подстанции или предприятия сети.

В случае необходимости выполнения действий с оборудованием, находящимся в оперативном ведении территориального диспетчерского управления или влияющим на режим работы энергосистемы, оперативные карточки согласовываются с соответствующим территориальным диспетчерским управлением.

2.6. Для пожарных подразделений МВД Российской Федерации в оперативном плане указываются:

2.6.1. Расчет сил и средств для тушения развившегося пожара и определяется порядок быстрого их сосредоточения.

2.6.2. Особенности развития и борьбы с пожаром на данном объекте с вариантами решений по его тушению и использования специальной пожарной техники.

3. Требования к графической части оперативного плана

3.1. Графическая часть оперативного плана на энергопредприятиях должна представлять собой план-схему объекта произвольного масштаба, выполненную на белой бумаге размером не менее 2X1 м, на которую наносятся места расположения основных зданий, сооружений и ответственных пожароопасных установок, а также дорог, водоисточников (схема наружного водоснабжения) и входов в здания.

Допускается вместо план-схемы, выполненной на бумаге, использовать стационарные модульные планшеты, мнемосхемы или макеты объекта, которые необходимо размещать на видных местах для персонала щита управления.

3.2. На план-схему наносятся места расстановки пожарной техники в наиболее оптимальном варианте, удовлетворяющие различным ситуациям пожара на основном оборудовании энергообъекта, и места ее заземления, а также люки (входы) в кабельные помещения, все водоисточники и расстояния до основных зданий для определения варианта прокладки рукавных линий от пожарной техники.

3.3. При определении мест расстановки пожарной техники следует учитывать условия безопасности личного состава пожарных подразделений и пожарной техники от падения строительных конструкций, опор или высоковольтных проводов и кабелей, возможных выбросов горящих веществ и т.п.

3.4. На план-схеме необходимо указать места расстановки пожарной техники, находящейся в резерве.

3.5. Для наглядности допускается здания и сооружения энергетического предприятия на план-схеме раскрашивать в различные цвета.

3.6. План-схема оперативного плана тушения пожара должна рассматриваться и утверждаться начальником гарнизона пожарной охраны и руководителем предприятия.

3.7. При необходимости к оперативному плану прикладываются схемы внутреннего противопожарного водопровода, схемы установок пожаротушения, разрезы и поэтажные планы зданий и сооружений.

Приложение

ОПЕРАТИВНАЯ КАРТОЧКА № 6
(примерная форма)

Лицевая сторона карточки

Кабельный отсек № 6 под РУСН 6 кВ, 2-я секция.

Объем - 290 м3.

Пожарная сигнализация типа «Алмаз» (ППКШ, в отсеке 8 извещателей ДИП-9.

Стационарная установка пожаротушения распыленной водой.

Оросителей ДВМ-10 - 20 шт.

Узел управления № 2 (ряд Б, ось 12), задвижка направления 6А.

Дистанционное управление на БЩУ (панель № 24).

Действия при пожаре

1. Указать порядок вызова пожарной охраны (телефон объектовой пожарной охраны, прямой телефон на БЩУ (ГЩУ, ЦЩУ), городской - 8-01), а также оповещения персонала, а именно: включение аварийной сирены (панель № 2), вызов по поисковой связи начальников смен, определение места сосредоточения членов добровольных пожарных формирований и задействования средств пожаротушения, порядок сообщения о пожаре диспетчерам, администрации (список 1) и в охрану объекта.

2. Проверить включение и работу автоматической установки пожаротушения (панель № 14) и дополнительных насосов водоснабжения (панель № 15).

3. При необходимости или аварийном отключении оборудования произвести операции по переводу работы на резервное оборудование, особенно в части сохранения собственных нужд, а также по переключению оборудования, а в исключительных случаях и к его выводу из работы, если трассы силовых, контрольных кабелей и цепей управления этого оборудования проходят в зоне пожара или если огонь приближается к ним.

Операции по переводу ответственного оборудования в зоне пожара отсека № 6 могут быть (примерно) следующими:

3.1. Включить MB ПЭН № 6 (ячейка № 43, секция 2А); перевести питание с 1-й на 2-ю секцию 0,4 кВ; включить MB трансформатора № 30 и пр.

3.2. Отключить АВР 1-й и 2-й секций 0,4 кВ; MB ячеек № 37, 39, 42, 57 (секция 2А).

3.3. Снять оперативный ток (панель № ________) и т.д.

3.4. Включить заземляющие ножи ячеек № 39, 42 (по команде диспетчера кабельной сети, а при отсутствии связи после проверки отсутствия напряжения) и др.

4. Направить дежурного электромонтера (дежурного обходчика или др.), хорошо знающего расположение подъездных путей, для встречи и сопровождения пожарных подразделений (при наличии объектовой пожарной охраны с выездной техникой эти действия могут быть самостоятельными, а при наличии пожарно-профилактической группы - входит в ее обязанности).

5. Принять возможные меры по созданию безопасных условий работы для персонала и пожарных подразделений по тушению пожара (включить стационарные заземляющие устройства или подключить переносные), выдать диэлектрические боты и перчатки.

6. Выдать письменный допуск на тушение пожара первому прибывшему старшему оперативному начальнику пожарной охраны (первому РТП).

7. Коротко проинформировать РТП о проведенных мероприятиях и дать свои предложения и рекомендации.

Начальник цеха _________________ ______________________________

подпись фамилия, инициалы

Оборотная сторона карточки

Чертеж кабельного отсека с нанесением:

входов и люков;

секционных перегородок;

стационарной установки;

ответвление кабелей в соседние помещения (возможное распространение пожара) и вентиляционные устройства.

Примечание. Допускается оперативные карточки действия персонала делать составными, т.е. по действиям: начальника смены электростанции; начальника смены электроцеха; старшего дежурного электромонтера и т.п. (аналогично по другим цехам).

Необходимость подготовки таких карточек определяется руководством объекта, исходя из местных условий.

План тушения пожара – документ, разрабатываемый на основе системного анализа всего комплекса инженерно-технических и архитектурных особенностей объекта. Оперативный план тушения пожара является основным документом, устанавливающим порядок и способы организации тушения пожаров на объекте.

Разработка плана пожаротушения

План тушения пожара представляет собой профессионально разработанный и утвержденный в ГУ МЧС РФ официальный документ, который подлежит обязательному согласованию со стороны должностных лиц иных органов исполнительной власти.

Разработка плана тушения пожара должна осуществляться опытными специалистами. Документ обязан соответствовать ряду стандартов и установленных норм. Процедура оформления подразумевает учет конструктивных особенностей объекта, для которого осуществляется разработка, и другие факторы, которые могут повлиять на результат расчетов. Если в ходе утверждения плана будут найдены нарушения, это является поводом для возврата заявлений должностными лицами.

Разработка плана пожаротушения в обязательном порядке осуществляется для предприятий нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности, предприятий химической и нефтехимической промышленности, предприятий электроэнергетической, машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленностей. Кроме того, обязательному оформлению плана пожаротушения подлежат технологические установки и терминалы с взрывоопасной технологией производства, предприятия по работе с древесиной, лечебные учреждения и общественно-административные здания с большой посещаемостью, а также ряд других объектов.

Порядок разработки плана тушения пожара

Документ разрабатывается в соответствии с регламентами 123-ФЗ, 384-ФЗ в дух экземплярах, первый из которых подлежит передаче на пост оперативного реагирования, а второй хранению на объекте. Порядок разработки документа состоит из следующих этапов:

Текстовая часть

Текстовая часть документа включает в себя описание место расположения и особенностей объекта, а также порядок взаимодействия и обязанности дежурных команд. В этой части документа размещается инструкция для пожарных и указываются все потенциально опасные факторы при развитии негативного сценария.

Графическая часть

В этой части документа размещается схема расположения важных для пожаротушения объектов. Специалистом оценивается их значение, и указываются основные параметры объектов. В графической части сообщаются сведения о пожарных водоемах, входах и выходах, оконных проемах и запасных выходах, планировки каждого этажа и подъездах в схематическом виде с указанием основных параметров. Схема должна быть доступной для понимания и достоверной.

Специалист должен описать методы борьбы с огнем, указать категорию пожароопасности и наиболее уязвимые участки на основании данных статистики, и отталкиваясь от наличия в районе ГПС и добровольных дружин тушения пожара.

Составление плана тушения пожара – это один из важнейших элементов противопожарной защиты. Эксперты проводят большую аналитическую работу, исследуют индивидуальные особенности здания и создают документ, полностью соответствующий всем нормам и правовым актам, регулирующим данную сферу деятельности. Кроме того, специалисты гарантируют согласование плана в государственных органах, а также обеспечивают представительство в ГУ МЧС РФ и других надзорных инстанциях.

;
Поделиться