Академик симонов павел васильевич. Симонов павел васильевич

Русский психофизиолог и нейрофизиолог.

«Творчество всегда окрашено положительными эмоциями на этапе возникновения гипотез.
Механизм этой закономерности хорошо объясняется информационной теорией эмоций.
Ведь новая догадка, предположение, замысел субъективно повышает вероятность достижения цели, вплоть до момента, когда логическая или экспериментальная проверка установят их истинную ценность».

Симонов В.П., Эмоциональный мозг, М., «Наука», 1986 г., с. 155.

«По мнению П.В. Симонова , преобладание у субъекта функций лобной коры и гипоталамуса будет определять частую актуализацию потребностей и целеустремлённое поведение, направленное на её удовлетворение.
При этом субъект будет игнорировать всё, что отвлекает его от намеченной цели. Эти особенности поведения характерны для холерического темперамента - сильного и возбудимого типа, по И.П. Павлову . Интересы холерика постоянны, устойчивы, и он упорен в достижении цели.
Функциональное преобладание системы гиппокамп - миндалина означает готовность реагировать на широкий круг сигналов, в том числе и на малозначимые. При затруднении выделить доминирующий мотив (миндалина) поведение такого субъекта отличается нерешительностью, бесконечными колебаниями при его повышенной чувствительности к стимулам и склонности переоценивать важность событий. Данная характеристика совпадает с описанием меланхолика - слабого типа, по И.П. Павлову .
Преобладание системы гипоталамус - гиппокамп создаёт сочетание доминирующей потребности с генерализованными реакциями на сигналы маловероятных событий и невыясненного назначения. Такая картина соответствует типичному сангвинику - сильному, уравновешенному, подвижному типу.
Доминирование системы миндалина - лобная кора определяет хорошо сбалансированные потребности без особого выделения одной из них. Субъект с подобными свойствами игнорирует многие события и реагирует только на высокозначимые сигналы. Такое поведение характерно для флегматика - сильного, уравновешенного и инертного типа.
В модели четырёх структур их отношение к экстраверсии и интроверсии описывается следующим образом. Преобладание функций информационных структур - лобной коры и гиппокампа - определяет преимущественную ориентацию субъекта на внешнюю среду и его зависимость от происходящих в ней событий. Такие черты характерны для экстраверта. Преобладание мотивационных систем - гипоталамуса и миндалины - создает интроверта с его устойчивостью внутренних мотивов, установок и их малой зависимостью от внешних влияний. Интроверт малообщителен, застенчив, стремится к порядку».

Данилова Н.Н., Психофизиология, М., «Аспект Пресс», 2000 г., с. 199.

От авторов
Введение
Проблема познания человека и роль П.В.Симонова в разработке учения о мотивационно-эмоциональных аспектах мозга во второй половине XX века
Некоторые биографические данные и особенности личности П.В.Симонова
Научные школы и П.В.Симонов
Существует ли в настоящее время опасность превращения науки в разновидность "чистого товара"?
Особенности П.В.Симонова как человека, ученого и научного руководителя
П.В.Симонов: "Я считаю, что каждый ученый должен обладать уникальным сочетанием мыслительной способности и художественным видением мира"
Опыты П.В.Симонова по выявлению "эгоистов" и "альтруистов"
Следствия, вытекающие из закона сохранения "эгоистов" и "альтруистов"
Концепция П.В.Симонова об "эгоистах" и "альтруистах" и наши "вечные" проблемы
П.В.Симонов как психолог
Какую роль играем мы в этой жизни?
П.В.Симонов: "Что мы потеряли вместе с научно-технической революцией?"
П.В.Симонов и его отдельные поступки в контексте времени
П.В.Симонов: "Каковы они -- "плюсы" и "минусы" жизни прежней и настоящей?"
П.В.Симонов: "Мы в ответе за то, что происходит в мире, и, особенно, за то, что происходит вокруг нас"
Последние годы жизни П.В.Симонова
Вместо эпилога
Список основных трудов П.В.Симонова, представленных в системе PubMed
Приложение

Павел Васильевич Симонов был одним из ведущих физиологов второй половины XX и начала XXI в. В 1981 г. он стал членом-корреспондентом АН СССР, а в 1987 г. -- академиком АН СССР. С 1982 по 2000 гг. П.В.Симонов возглавлял Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР, а затем РАН. В 90-х (постперестроечных) годах XX в. он был академиком-секретарем отделения "физиология". За время своей научной деятельности П.В.Симонов опубликовал 16 книг и более 400 статей. За монографии "Теория отражения психофизиологических эмоций" и "Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты" П.В.Симонов был удостоен премии им.И.П.Павлова. Он разработал, теоретически обосновал и высказал представления о сфере применения целого комплекса методов диагностики и прогнозирования функционального состояния мозга человека. За эти исследования П.В.Симонов был удостоен в 1987 г. Государственной премии. Для тех читателей, кто не любит авторские предисловия, но, тем не менее, желает узнать, о ком и о чем же наша книга, мы можем кратко ответить следующим образом. Наша книга о физиологе Павле Васильевиче Симонове и тайных, еще далеко непознанных структурах, лежащих в основе нашего "Я", которые открываются в поведении. П.В.Симонов был естествоиспытателем-философом. Однако его работы имели чрезвычайно важное практическое значение и были способны (при правильном их использовании) принести миллиардную прибыль, а также могли быть использованы для предотвращения демографических катаклизмов.

В небольшой книге, посвященной памяти Павла Васильевича Симонова, мы не сможем ни пересказать, ни раскрыть то богатство идей, концепций и теорий, которые содержатся в его книгах и статьях. Какова же тогда цель написания этой работы? Нам хотелось бы рассказать о П.В.Симонове -- человеке, ученом и педагоге, вернее, о том образе, который сохранился в нашей памяти. Известно, что никто еще не выработал общие правила для написания воспоминания, хотя многие и осознали, что факты констатировать иногда удобнее, чем высказывать собственные мысли, суждения и представления. Необходимо также учитывать, что память каждого человека избирательна, поэтому все известные воспоминания отличаются не только стилем написания, но и тем, о чем одни предпочитают рассказывать, а другие умалчивать. Между тем отмечено, что чем ярче и субъективнее воспоминания, тем больше они вызывают спор у современников. Впрочем, иногда случается и так, что воспоминания косвенно говорят о самом авторе больше, чем о людях, о которых он вспоминает. Говорят также, что воспоминания о современниках нельзя написать так, чтобы они понравились всем. Однако можно постараться сделать так, чтобы они минимально раздражали всех, кто считает, что именно он , она или они лучше других знают и помнят героя воспоминаний. Наша скромная задача состояла лишь в том, чтобы выразить личные представления о Павле Васильевиче Симонове. В этих воспоминаниях найдут отражения только те факты, события и мысли П.В.Симонова, которые сделали нашу собственную жизнь осмысленнее. Поэтому наши воспоминания и личная точка зрения на события прошлого субъективны, носят односторонний характер, и, как сейчас пишут в средствах массовой информации, могут отличаться от других официально или неофициально признанных точек зрения.

Книга, посвященная Павлу Васильевичу Симонову, написана в форме эссе. Первоначально мы не думали, что отдельные размышления, записанные в разные годы, когда-либо найдут своего читателя. Они записывались "для себя". Почему? Наверное, потому что они не могли не писаться: никто не чешется, если не зудит. Так, однажды ответил А.Эйнштейн на вопрос: почему вообще существует наука и культура? Все написанное нами было искренним. Однако наши отдельные обобщения на протяжении длительного времени писались "в стол". По мере заполнения "стола" вдруг обнаружилось, что часть из них была связана с деятельностью Павла Васильевича Симонова. Более того, некоторые мысли не могли возникнуть, если бы не было периодических выступлений Павла Васильевича во время конференций, заседаний Ученых советов и отдельных встреч с ним по самым различным поводам. Так постепенно идея обрела смысл. Затем появилось желание написать. Известно, что всегда интересно себя попробовать в том, что раньше еще не делал. Постепенно стало появляться ощущение некоторого единства, словно отдельные мазки импрессионистской живописи оказались объединенными одной общей идеей, которую можно было бы назвать: научная деятельность Павла Васильевича Симонова.

Каждый ученый должен обладать благодарностью к предшественникам, уважением к современникам и ответственностью перед будущими учеными. Тогда дело его будет многолетним на Земле...
Д.С.Лихачев

Подлинная истина возможна лишь там, где она ищется не для самоутверждения, а ради нее самой.
А.А.Ухтомский

Ученые относятся к той категории людей, которых редко показывают по телевидению, их не узнают на улице, у них никто не просит автографов. Ореол славы среди людей науки обретают немногие. Далеко не все нобелевские лауреаты имеют возможность увидеть свой прижизненный портрет в книгах и учебниках. Мало кто из них уверен, что его имя будут знать и помнить потомки. Говорят, что ученые широко известны в узком кругу профессионалов. Однако именно из этой среды малоизвестных профессионалов выходят люди, оказывающие наиболее сильное влияние на научно-технический прогресс общества.

Павел Васильевич Симонов был одним из крупнейших физиологов в области высшей нервной деятельности. Он создал "потребностно-информационную теорию эмоций и поведения", которая позволила понять механизмы возникновения положительных и отрицательных эмоций, их роль в организации поведения. Благодаря теории П.В.Симонова удалось найти экспериментальные подходы к изучению мотиваций и эмоций, обнаружить новые стадии и закономерности возникновения эмоционального стресса у человека-оператора, разработать методы объективной оценки эмоционального напряжения. В 1979 г. П.В.Симонов был удостоен премии им.И.П.Павлова за монографии "Теория отражения психофизиологических эмоций" и "Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты". Он разработал, теоретически обосновал и высказал представления о сфере применения целого комплекса методов диагностики и прогнозирования функционального состояния мозга человека. За эти исследования П.В.Симонов был удостоен в 1987 г. Государственной премии. "Потребностно-информационная теория эмоций и поведения", созданная П.В.Симоновым, нашла свое развитие в его книгах: "Эмоциональный мозг" (1981), "Мотивированный мозг" (1987) и "Созидающий мозг" (1993). Труды П.В.Симонова заложили основы для нового подхода к целому комплексу проблем сознания, памяти, осознаваемых и неосознаваемых внутренних состояний в организации сознательной деятельности человека.

П.В.Симонов многим известен, прежде всего, как ученый, который создал потребностно-информационную теорию поведения. До Павла Васильевича о потребностях говорили многие. Однако он был первым, кто объявил потребности главным первоисточником активности поведения, регулятором эволюции, координатором истории, источником творческого процесса и движущей силой всякого индивидуального и коллективного действия, как человека, так и животных. Павел Васильевич Симонов впервые в истории показал, что в мире не существует независимости действия. Любое поведение, действие или бездействие определяются удовлетворенной или неудовлетворенной потребностью. Потребность, по определению П.В.Симонова, есть "специфическая (сущностная) сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития... Сохранение и развитие человека -- суть проявления этой силы..."

Естествоиспытатели неоднократно подтверждали положение, согласно которому теория обобщает предшествующий этап знания. Однако теория не только обобщает предшествующий этап знания. Она всегда представляет собой новый, вполне определенный и зафиксированный этап истории познания. Это связано, прежде всего, с тем, что при теоретическом освоении объекта или предмета исследования ученый всегда стремится иметь целостный охват, когда объект выступает не только в качестве наблюдаемого явления, но и как уже выведенная закономерность. Таким образом, создание П.В.Симоновым потребностно-информационной теории поведения впервые вывело многие неосознаваемые потребности из бездны неосознанного (грубо земного) человеческого естества в область "освещенного круга сознания", где они стали осознаваемыми мотивациями.

На страницах краткой брошюры мы не можем вдаваться в подробности сложной и, вместе с тем, красивой потребностно-информационной теории поведения . Ю.П.Вяземский в книге "Вооружение Одиссея" в краткой, занимательной и доступной для широкого читателя форме проанализировал теорию П.В.Симонова. В нашей работе мы хотели бы обратить внимание читателей только лишь на некоторые положения учения П.В.Симонова о мотивационно-эмоциональных аспектах мозга, которые можно было бы кратко определить как концепцию об "эгоистах" и "альтруистах". Эти положения, с нашей точки зрения, имеют большую практическую значимость и весьма актуальны в наше время.

Симонов, Павел Васильевич -

(р. 20.04.1926) - спец. по психофизиологии, выступает по филос. аспектам проблемы сознания; д-р мед. наук, проф. Род. в Ленинграде. Окончил Военно-мед. академию им. С.М.Кирова (1951). С 1960 - в Ин-те высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Канд. и докт. дисс. посвящены проблемам психофизиологии. Акад. РАН. С. занимается проблемами психофизиологии мотиваций, эмоций и сознания. В своих трудах рассматривает потребности как основу и движущую силу поведения. С. предлагает классификацию потребностей, разделив их на витальные, соц., идеальные, потребности вооруженности (компетенции) и преодоления препятствий (воля). Различает соц. потребности "для себя" и "для других". Трактует эмоции как отражение актуальной потребности и вероятности (возможности) ее удовлетворения в данный момент. Обосновывает положение о принципиальной дополнительности детерминизма и свободы воли, зависящей от позиции наблюдателя. Различает сознание, подсознание и сверхсознание (творч. интуиция). Творч. рассматривает как частный случай процессов саморазвития живой природы, самодетерминацию поведения - как происходящую благодаря деятельности сверхсознания, его способности создавать такие рекомбинации следов памяти, к-рые ранее никогда не встречались в опыте субъекта. История цивилизации, по С., - это история средств удовлетворения потребностей, оказывающих влияние на развитие (возвышение) самих потребностей.

Соч.: Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970; Категория сознания, подсознания и сверхсознания в творческой системе К.С.Станиславского // Бессознательное. Т.2. Тбилиси, 1978; О познавательной функции сопереживания // ВФ. 1979. № 9; Эмоциональный мозг. М., 1981; Эмоции и воспитание // ВФ. 1981. № 5; Детерминизм и свобода выбора // Методологические проблемы физиологии высшей нервной деятельности. М., 1982; Темперамент. Характер. Личность. [В соавт.]. М., 1984; О двух разновидностях неосознаваемого психического: под- и сверхсознание // Бессознательное. Т.4. Тбилиси, 1985; Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии. М., 1987; Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход. М., 1989; Происхождение духовности. [В соавт.]. М., 1989; Анатомия совести // Человек. 1990. № 5; Мозг и творчество // ВФ. 1992. № 11; Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. М., 1993.

Симонов, Павел Васильевич

Действительный член РАН (1987), академик-секретарь Отделения физиологии РАН, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии; родился 20 апреля 1926 г.; окончил в 1951 г. Военно-медицинскую академию; главные направления научной деятельности: нейрофизиология и психофизиология мотиваций и эмоций; лауреат Государственной премии СССР (1987); женат, имеет двоих детей; увлечения: лыжные и пешие походы.

Большая биографическая энциклопедия2009

Академик Симонов Павел Васильевич всю свою жизнь посвятил изучению психофизиологии и биофизики. Он являлся специалистом в области экспериментальной нейрофизиологии эмоций, а также занимался изучением нервной деятельности и возможных проблем, связанных с ней. Каким был его путь к мировому признанию научного сообщества, чему посвятил свою жизнь, какие труды оставил потомкам и где работал на протяжении своей ученой деятельности? Об этом и не только дальше.

Биография Симонова Павла Васильевича

Родился Павел Васильевич 20 апреля 1926 года в Ленинграде в семье репрессированного (как «врага народа») офицера Станислава Станкевича. Его мать - Мария Карловна Станкевич - и сестра мальчика Галина были высланы из Ленинграда. Такая "тень", брошенная на семью, долгие годы не давала Павлу Симонову спокойно существовать. К счастью, на новом месте жительства соседом Павла Васильевича и его семьи стал известный скульптор Симонов Василий Львович. Он оказал большую поддержку маленькому Павлу, усыновил его, дал мальчику не только свою фамилию, но и позаботился о том, чтобы способный ученик получил хорошее образование. Сестра Симонова - Галина Станиславовна Станкевич - переехала в Швецию, где по сей день проживает со своей семьей.

Учеба

В 1944 году, всего за год до окончания войны, Павел Васильевич Симонов получил возможность обучаться в летном училище, но из-за слабого здоровья не смог продолжить обучение дольше года. Он перевелся в Военно-медицинскую академию. В 1951 году он закончил ее с отличными результатами.

Личная жизнь

У Павла Васильевича Симонова двое детей: дочь - известная актриса сын - - пошел по стопам отца и стал профессором. Супруга Симонова старшего - Ольга Сергеевна Вяземская - работала преподавателем иностранного языка. У четы Симоновых четверо взрослых внучек: Анастасия, Зоя, Ксения и Мария.

Профессиональная деятельность

Сразу после окончания Военно-медицинской академии Павел Васильевич стал работать в лаборатории Главного военного госпиталя имени Н. Н. Бурденко. На должности научного сотрудника и руководителя лаборатории он провел 9 лет. Дальше один год он проработал старшим научным сотрудником Физиологической лаборатории АН СССР. В 1962 году Симонов стал заведовать лабораторией в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Руководителем на новом месте работы стал Э. А. Асратян.

Карьера быстро пошла в гору и в скором времени Павел Васильевич Симонов стал заместителем директора, а затем и директором в этом институте. С 1991 года Симонов является Академиком РАН. Имеет звание В 1996 году он стал работать на В 1999 году был удостоен звания "Заслуженный профессор Московского университета". Симонов являлся профессором кафедры высшей нервной деятельности. Также работал в отделении физиологии АН СССР.

Своими знаниями, кроме написания большого количества книг, делился в «Журнале высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова», где занимал редакторскую должность. Состоял в редакторской коллегии журнала "Наука и жизнь", который очень любят люди, близкие к науке и просто интересующиеся ей. Редактировал он и издание "Классики наук" от РАН. За свои научные разработки он входил в состав Международной академии астронавтики, в Нью-Йоркскую Академию Наук, Американскую ассоциацию авиационной и космической медицины и стал почетным членом Павловского научного общества США.

Симонова Павла Васильевича

Научно-исследовательская работа всегда привлекала Павла Васильевича. Он начал увлеченно заниматься ей с самого начала своей врачебной практики. Большое внимание академик уделял особенностям мозгового поведения. В 1964 году он разработал потребностно-информационную теорию эмоций, в которой объяснил, что эмоция является отражением актуальной потребности мозга. Он смог обосновать одни из основных терминов психологии, например, "воля", "эмоции", "сознание" и другие.

Многие ученые отмечают труды, описывающие созданную Симоновым классификацию человеческих потребностей. Интересна работа Павла Симонова и в создании формулы всех факторов, которые влияют на создание эмоции. Такой истинно математический подход к естественному человеческому процессу заставил говорить о Симонове все научное российское сообщество. За свой труд в разработке диагностирования и состояния мозга человека он получил Государственную премию СССР. Также был удостоен золотой медали имени И. М. Сеченова, получил ордена "Трудового красного знамени", "Знак почета", "За заслуги перед Отечеством" 4 степени и другие.

Книги

За свою жизнь Павел Васильевич написал немало книг, учебных пособий, издал много научных трудов. За его работу ему благодарны не только студенты, но и преподаватели, а также множество ученых по всему миру. Книги Павла Васильевича Симонова скачивают десятки раз каждый день и не теряют популярности в специализированных отделах книжных магазинов. Одной из самых известных книг, написанных Симоновым, является сборник лекций о работе головного мозга. В ней он рассматривал сознание как знание, разделил подсознание и сверхсознание как две разновидности психического неосознаваемого. Эта работа стала научным откровением. До Павла Васильевича никто так подробно и полно не углублялся в изучение этой темы.

Большой интерес Симонов проявлял к изучению человеческих эмоций. Одной из написанных им по этой теме книг стало издание "Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций". В ней он раскрыл принципы влияния коры головного мозга на проявление эмоциональности человека, также он написал о выводах изучения связи речи и движений человеческого тела. Затем Симонов пополнил отдел библиотек об общей психологии своими изданиями о мозге. Он издал несколько сборников статей, посвященных своим научным исследованиям мозга, а также разнице в работе мозга творческих людей, ученых и среднестатистического работника.

Известны и работы Павла Васильевича Симонова в области изучения характера личности. Многие отмечают, что в учебе им очень пригодилась книга "Болезнь неведения", автором которой также является Симонов.

Последние годы жизни

Не стало великого академика Павла Симонова 6 июня 2002 года. Погиб он в Москве, где прожил всю свою жизнь. Похоронен ученый на Хованском кладбище в столице России.

Вместе с Павлом Васильевичем ушла целая эпоха советской и российской науки. Но надо сказать, что он оставил огромный след в истории нейро- и психофизиологии. Его трудами, книгами, сборниками лекций пользуются до сих пор: студенты продолжают писать по ним дипломные работы, научные работники - докторские диссертации. Его имя часто вспоминают на конференциях, а в МГУ, где Симонов проработал много лет, ежегодно вспоминают своего заслуженного профессора.

Симонов Павел Васильевич (20 апреля 1926, Ленинград — 6 июня 2002, Москва), нейрофизиолог и психофизиолог, акад. РАН (акад АН СССР. с 1987), доктор медицинских наук (1961), профессор (1969). Окончил Военно-медицинскую академию в Ленинграде (1951), работал там же и в военно-клиническом госпитале. С 1960 в системе АН, с 1962 в Институте высшей нервной деятельности (с 1982 директор). Акад. секр. (с 1988) отделения физиологии РАН, гл. ред. «Журнала высшей нервной деятельности им И.П. Павлова» (с 1982). Член Нью-Йоркской и некоторых других АН, почетный член Павловского научного общества США Гос. пр СССР. (1987, в коллективе) за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека

Основные научные интересы — нейро- и психофизиология мотиваций и эмоций Предложил потребностно-информационную теорию эмоций (1964), согласно которой эмоция — это отражение мозгом какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, эту вероятность субъект оценивает непроизвольно, сопоставляя — зачастую неосознанно — представления о средствах, времени, ресурсах, прогностически необходимых для достижения цели, с информацией, поступившей в данный момент (кн. «Эмоциональный мозг», 1981). Наряду с «информационной» системой мозга человек располагает «мотивационной», которая устанавливает динамическую иерархию конкурирующих потребностей Индивидуальные особенности взаимодействия мозговых структур составляют основу типов нервной системы (по ) и параметров экстраверсии-интроверсии и нейротизма (по ). Нарушение этого взаимодействия приводит к развитию неврозов (кн. «Мотивированный мозг», 1987).

Симонов создал классификацию потребностей, в которой наряду с триадой базисных и первичных по происхождению (витальных, социальных, идеальных) выделен класс дополнительных, среди которых — потребность в вооруженности (овладение знаниями, навыками, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели (воля). В иерархии мотивов у детей и подростков потребность в вооруженности занимает доминирующее положение. Согласно потребностно-информационной теории задача воспитания — формирование определенного набора и иерархии потребностей, обеспечивающих их гармоничное сочетание в мотивационной структуре личности. Симоновым описан феномен эмоционального резонанса, обнаруживавшийся на ранних этапах эволюции живой природы, который у человека воспитанием может быть развит в способность к сочувствию и сопереживанию и в доминирование потребности в деятельности «для других». В отличие от обучения, адресующего главным образом к сознанию субъекта, воспитание потребностей происходит главным образом на уровне подсознания и сверхсознания. По Симонову творческое начало в деятельности мозга представлено неосознаваемым рекомбинированием опыта, ранее накопленного сознанием и частично подсознанием. Это реконструирование побуждается и направляется доминирующей потребностью. Сознание формулирует проблемы для познающего ума, производит отбор гипотез путем их логической оценки и практики. Теория эмоций Симонова стала основой для разработки комплексных методов объективного контроля эмоционального стресса, его влияния на творческую и операторскую деятельность человека.

Поделиться