Чрезвычайные органы государственного управления в годы великой отечественной войны. Органы управления ссср в годы войны

В 3 часа 30 минут утра, когда немецко-фашистские войска получили условный сигнал "Дортмунд", по советским пограничным заставам и укреплениям был внезапно нанесен артиллерийский удар, а через несколько минут вражеские полчища вторглись в пределы СССР.

В июне 1941 г. (через неделю после начала войны) Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа -- Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Все организации и лица были обязаны выполнять его распоряжения.

ГКО действовал через существующие государственные, партийные и общественные органы, специальные комитеты и комиссии и своих уполномоченных. Местные комитеты обороны создавались в некоторых областных и городских центрах. В их состав входили представители советских, партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования. Органы ГКО действовали параллельно, одновременно и через посредство конституционных органов власти и управления.

Летом 1941 г. началась эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Для этой работы был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Оба органа функционировали до конца декабря 1941 г., когда вместо них при СНК СССР было создано Управление по делам эвакуации, а при СНК республик и обл(край)советах -- отделы эвакуации, на железных дорогах -- эвакуационные пункты.

В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организации партизанского движения на оккупированных противником территориях. Организаторами движения на местах стали партийные органы, диверсионные военные группы и органы НКВД. К концу 1941 г. стали создаваться штабы и отделы партизанского движения при политуправлениях фронтов. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего образовался Центральный штаб партизанского движения, в сентябре -- Особое Главное командование партизанского движения.

В начале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Были образованы местные комиссии в республиках, краях, областях и городах. В своей работе комиссии использовали результаты деятельности военных трибуналов.

В начале войны Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд новых наркоматов: в сентябре 1941 г. -- Наркомат танковой промышленности, в ноябре 1941 г. -- Наркомат минометного вооружения. Была проведена перестройка структуры и работы Наркомата путей сообщения, Наркомата связи.

Говоря о Государственном Комитете Обороны, следует подчеркнуть, что подобная форма организации власти уже существовала в советском государстве. Своеобразным прообразом ГКО являлся созданный еще в годы гражданской войны и иностранной интервенции Совет Рабочей и Крестьянской Обороны.

Однако чрезвычайные органы власти в годы гражданской войны и Великой Отечественной войны существенно различались. Главной особенностью Совета Рабочей и Крестьянской Обороны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы. Принципиальные вопросы ведения вооруженной войны рассматривались в то же время на Политбюро и Оргбюро ЦК, на заседаниях Совнаркома.

В годы Великой Отечественной войны никаких пленумов, а тем более съездов партии не проводилось, все кардинальные вопросы решались Государственным Комитетом Обороны (ГКО).

Чрезвычайная форма партийного руководства вводилась и в вооруженных силах. Ею стал институт военных комиссаров. Одновременно с созданием института военных Комиссаров ЦК партии реорганизовал армейские и флотские органы политической пропаганды в политические отделы, которые руководили как организационно-партийной, так и политико-массовой работой. С началом войны возросло значение военных советов в войсках. В первые шесть месяцев было создано 10 военных советов фронтов, около 30 военных советов армий. В их состав было введено большое число опытных работников, крупных партийных и государственных деятелей.

С первых дней войны был расширен и другой чрезвычайный институт -- институт парторгов ЦК ВКП(б), а также парторгов ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов на важнейших предприятиях.

В годы войны власти осуществили две важные меры, направленные на укрепление национального единства в стране, отказавшись при этом от некоторых идеологических постулатов.

В мае 1943 г. было заявлено об упразднении Коминтерна. Аргументы, приводимые в заявлении, сводились к следующему: в обстановке войны перед каждой национальной компартией стоят разные задачи. В битве с фашизмом каждая компартия может лучше всего действовать «в рамках своего государства», отпала необходимость существования единого центра коммунистического движения.

Вторым важнейшим мероприятием было восстановление руководящих церковных органов в сентябре 1943 г.: был созван Собор, избравший Патриарха (место которого пустовало с 1925 г.), образован Синод. Одновременно создавался государственный орган, призванный сотрудничать с Церковью -- Совет по делам православной церкви. Был преодолен церковный раскол, искусственно созданный в 20-е гг.

Как отмечал выдающийся советский полководец, Маршал Советского Союза Г. К. Жуков: "Это была ни с чем не сравнимая трудовая эпопея, без которой была бы абсолютно невозможна наша победа над сильнейшим врагом".

С началом Великой Отечественной войны система управления страной кардинально перестраивается. 23 июня 1941 г. образована Ставка Главного командования вооруженных сил (10 июля переименована в Ставку Верховного Главнокомандования). В нее входили члены Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны. Ставка Верховного Главнокомандования имела своих представителей на фронтах; ей подчинялся Генеральный штаб РККА. Кроме того, органами Ставки были управления Наркоматов обороны и флота, командование фронтов.

Фронты подразделялись на соединения, оперативные объединения и корпуса. Структура вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады. В ходе войны (1943) было введено деление военнослужащих на рядовой, офицерский состав и генералитет. Были введены новые знаки различия.

30 июня 1941 г. создается Государственный комитет обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным. Этот высший чрезвычайный орган сосредоточил всю полноту власти в стране. В состав ГКО вошли: В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков, Л.М. Каганович, Л.П. Берия, НА. Булганин, Н.А. Вознесенский. Распоряжения ГКО обязаны были выполнять все организации и лица. В союзных и автономных республиках ГКО действовал через своих уполномоченных. ГКО действовал и через существовавшие государственные, партийные и общественные органы. Кроме того, на местах создавались комитеты и комиссии. В 65 городах СССР в период 1941 - 1942 гг. были созданы городские комитеты обороны, в которые входили представители советских партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования. Сохраняли свои функции Совет народных комиссаров и Советы. Еще большую роль в государстве стали играть партийные органы всех уровней.

Для перебазирования промышленных предприятий и населения из прифронтовых районов на восток при ГКО был создан Совет по делам эвакуации (председатель - Н.М. Шверник, заместитель - А.Н. Косыгин). Кроме того, в октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. эти органы реорганизовали в Управление по делам эвакуации при СНК СССР. В республиках и областных (краевых) советах созданы соответствующие отделы эвакуации, а на железных дорогах - эвакуационные пункты.

Военная обстановка обусловила преобразование структуры отраслевых наркоматов. Были образованы Наркомат танковой промышленности и Наркомат минометной промышленности, а также перестроена структура и работа Наркомата путей сообщения и Наркомата связи.

В соответствии с обстановкой изменилось положение Госплана СССР, эвакуированного в Куйбышев. Вместо небольших секторов были образованы отделы боеприпасов, вооружения, авиации, танков и самоходных орудий, судостроения, военного и военно-морского снабжения. Начали применяться методы централизованного планирования выпуска готовых изделий (самолетов, танков и боеприпасов), а также оперативное регулирование поставок сырья и комплектующих. Планирование народного хозяйства было переведено на квартальные и месячные периоды, а по отдельным видам военной техники и решающим сырьевым ресурсам и изделиям - на пятидневные и даже ежедневные графики выпуска продукции. Наряду с общими планами производства, по каждому виду военной техники и министерствам-исполнителям разрабатывались планы по основным заводам с приложением плана материально-технического их обеспечения по широкой номенклатуре1.

Проблема обеспечения народного хозяйства кадрами потребовала создания при СНК СССР Комитета по учету и распределению рабочей силы (июнь 1941). Соответственно при областных и краевых исполкомах создавались бюро по учету и мобилизации трудоспособного населения.

Оккупация Донбасса и выход германских войск к Северному Кавказу чрезвычайно обострили проблему с топливом. Для обеспечения бесперебойного снабжения фронта и тыла энергоресурсами в 1942 г. было создано Главное управление по снабжению углем, а в 1943 г.-Главное управление по снабжению нефтью, искусственным топливом и газом.

В военные годы особенного внимания требовало военное строительство, т.е. обеспечение армии военнослужащими, кадрами. С начала войны мобилизация была проведена сразу по 14 возрастам (от 19 до 55 лет). В армии на первом этапе действовал институт военных комиссаров, а на уровне роты - политруков. Осенью 1942 г. были введены должности заместителей командиров по политчасти, функции которых - идеологический контроль и воспитание.

В период Великой Отечественной войны действовала особая система военной юстиции. В соответствии с указом 1941 г. в местностях, находящихся на военном положении, и в районах военных действий функционировали военные трибуналы. Из воинских подразделений трибуналы образовывались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах. Кроме того, они действовали на железных дорогах и речных (морских) бассейнах. Надзор за действиями трибуналов осуществляли военная, военно-железнодорожная, военная водно-транспортная Коллегии Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда СССР.

Часть территориальных судов и органов прокуратуры также преобразовывалась в военные трибуналы, прежде всего в местностях, объявленных на осадном положении. Состав трибуналов до 1943 г. включал трех постоянных членов, а затем в них стали участвовать заседатели.

Обстановка военного времени определила предельно краткие сроки рассмотрения дел. Приговоры трибуналов могли пересматриваться только в порядке надзора и не подлежали кассационному обжалованию. Судебный процесс осуществлялся в закрытом порядке. Судебные приговоры могли приостанавливаться лишь командующими армиями и округами, а также военными советами.

Деятельность военных трибуналов в дальнейшем использовалась в работе образованной по решению Президиума Верховного Совета в ноябре 1942 г. Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков с созданием соответствующих подразделений в республиках, краях, областях, городах.

По постановлению Политбюро ЦК ВКП(б), принятому в июле 1941 г., в стране на оккупированных противником территориях было организовано партизанское движение. В этом участвовали партийные органы, диверсионные группы и органы НКВД. В конце 1941 г. при политуправлениях фронтов стали создаваться штабы и отделы партизанского движения. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего образован Центральный штаб партизанского движения, а осенью этого года - особое Главное командование партизанского движения1.

9.4. Преобразования государственного аппарата в послевоенный период (1945-1977)

Государственный аппарат в 40-50-е годы В период восстановления народного хозяйства (1945-1950) каких-либо значительных изменений в структуре и методах государственного управления не произошло, если не считать упразднения военных государственных органов. В сентябре 1945 г. упраздняется ГКО, функции которого передаются Совету народных комиссаров СССР. Был ликвидирован также ряд отделов исполкомов местных Советов (отдел по учету и распределению рабочей силы, бюро продовольственных и промтоварных карточек и т.д.). В марте 1946 г. СНК СССР был переименовн в Совет министров СССР, СНК союзных и автономных республик - в Советы министров соответствующих уровней, а наркоматы - в министерства.

За годы войны значительно усилилось влияние партийных органов на все стороны жизни страны. Широко практиковалось назначение на выборные должности, что приводило к фактическому отстранению Советов от выполнения ими государственных функций. Поэтому, в качестве важнейшей задачи выдвигалось улучшение деятельности Советов. В 1947 г. были проведены выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, а в конце 1947 - начале 1948 гг. - очередные выборы в местные Советы. В марте 1950 г. в связи с истечением установленного Конституцией СССР срока полномочий Верховного Совета СССР второго созыва состоялись очередные выборы в высший орган власти.

В феврале 1947 г. были созданы постоянные Комиссии законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР второго созыва. На эти комиссии возлагалась задача предварительного рассмотрения и подготовки законопроектов для сессий Верховного Совета.

Для придания системе управления более демократического вида и активизации деятельности местных Советов определенное значение имело создание при них постоянных комиссий. В них входили как депутаты, так и активисты местных Советов. Постоянные комиссии подготавливали вопросы, выносившиеся на обсуждение сессий Советов, организовывали проверку исполнения принятых Советами решений, следили за работой местной промышленности, состоянием торговли и коммунального обслуживания населения.

Изменение ситуации в стране привело к необходимости некоторой реорганизации госаппарата. В 1947 г. Государственная плановая комиссия Совета Министров СССР была преобразована в Государственный плановый комитет Совета Министров СССР. В его задачи входили планирование, учет и контроль за выполнением народнохозяйственных планов.

Также были созданы Государственный комитет по снабжению народного хозяйства Совета Министров СССР и Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство Совета Министров СССР. На первой сессии Верховного Совета СССР второго созыва был избран состав Верховного Суда СССР. Были проведены выборы народных судей и народных судебных заседателей.

К началу 50-х гг. в связи с окончанием восстановления народного хозяйства, расширением масштабов производства и усложнением хозяйственных связей, повышением квалификации и культуры народа командно-административная система, полностью соответсвовавшая экстремальным ситуациям, начала входить в противоречие с реальными отношениями. Прежде всего неэффективность системы начала проявляться в управлении хозяйством.

При этом нельзя не учитывать политические процессы, связанные со смертью Сталина (5 марта 1953 г.).

На совместном заседании Пленума ЦК, Совета Министров и Президиума Верховного Совета было принято решение об изменениях в руководстве страной. Совет Министров возглавил Г.М. Маленков, его заместителем был назначен Л.П. Берия. Министерство внутренних дел и Министерство государственной безопасности сливались, руководителем был избран Берия. Министром вооруженных сил стал НА. Булганин, Министром иностранных дел оставался В.М. Молотов, Председателем Президиума Верховного Совета - К.Е. Ворошилов.

Новое руководство - так называемый «триумвират» - в первую очередь предприняло ряд шагов, направленных на устранение наиболее явных проявлений репрессивной системы. 27 марта 1953 г. был принят указ об амнистии (до конца года из заключения освобождены около 1000 человек), в июне ограничены права Особого совещания при МВД СССР.

Одновременно развернулась борьба за лидерство, стержень которой определяли отношения между Маленковым, Хрущевым и Берией. Март 1953 - февраль 1955 гг. определяется как период «коллективного руководства». В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев был избран на пост Первого секретаря ЦК КПСС, что значительно усилило его властные позиции, поскольку управление страной осуществлялось фактически через партийный аппарат. Тем не менее правительству под руководством Маленкова (до февраля 1955 г., когда он был отстранен от обязанностей Предсовмина) удалось провести некоторые преобразования в экономике.

В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР Маленков сформулировал основные направления нового экономического курса. Содержание этого курса определяла социальная переориентация экономики, попытка повернуть практику политического и хозяйственного руководства «лицом к народу», развязать местную инициативу (провозглашалась программа подъема народного благосостояния, несколько ослаблялся диктат центра в сельскохозяйственном производстве, намечались меры по ускорению научно-технического прогресса и развертыванию борьбы с бюрократизмом).

НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ ХРУЩЕВ С 1928 г. учился в Промышленной академии (Москва). В 1953-1964 гг. Первый секретарь ЦК КПСС, в 1958-1964 гг. председатель Совета министров СССР. Один из инициаторов «оттепели» 2-й половины 50-х - начала 60-х гг. во внутренней и внешней политике, реабилитации жертв репрессий, предпринял попытку модернизировать партийно-государственную систему, улучшить материальное положение и условия жизни населения. Недовольство государственного и партийного аппарата привело к смещению Хрущева со всех занимаемых постов в октябре 1964 г. {История Отечества: Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия,

1999). В 1954 г. были произведены изменения в организационной структуре министерств и произведено сокращение управленческих штатов.

Вследствие сделанного на XXI съезде КПСС (январь-февраль 1959) вывода о полной и окончательной победе социализма и завершении перерастания государства диктатуры пролетариата в общенародное социалистическое государство, развернулась кампания по повышению роли Советов (хотя фактически они продолжали находиться под контролем парторганов).

Политика преодоления культа личности Сталина привела руководство страны к необходимости изменения системы хозяйственного управления - составной части существовавшей командноадминистративной системы, основанной на жесткой централизации. В 1957 г. отраслевая структура управления заменяется территориальной, что выражалось в ликвидации министерств и создании Советов народного хозяйства областей и экономических районов. Для обоснования перспективности указанных мер делалась ссылка на опыт ВСНХ первых лет Советской власти. Но при этом игнорировалась необходимость координации деятельности местных органов

на общегосударственном уровне. Это привело к развитию местнических устремлений регионов и нарушению пропорций и внутренних связей народно-хозяйственного комплекса. Поэтому в начале 60-х гг. были образованы республиканские совнархозы, а затем и Совет народного хозяйства СССР (1963). Одновременно создавались отраслевые государственные комитеты. Это привело к еще большим трудностям в управлении из-за многоступенчатости системы и пересечения функций ее отдельных звеньев. В итоге после смещения Н.С. Хрущева (1964) был осуществлен возврат к отраслевой структуре управления хозяйством (1965), т.е. произошла регенерация командно-административной системы. Хозяйственная реформа 60-х гг., призванная повысить эффективность общественного производства за счет широкого внедрения хозяйственного расчета и предоставления экономической самостоятельности предприятиям, к началу 70-х гг. была практически свернута, что объясняется неуклонным нарастанием централизованно-бюрократических методов управления.

Состоявшийся в октябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил от руководящих должностей Н.С. Хрущева. Пленум признал нецелесообразным

совмещение в одном лице обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем был избран Л.И. Брежнев, а главой правительства назначен А.Н. Косыгин.

Одновременно была восстановлена территориально-производственная структура советских органов, существовавшая до 1962 г.

ЛЕОНИД ИЛЬИЧ БРЕЖНЕВ В 1964 г. Первый и с 1966 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР (1960-1964, 1977-1982). В период пребывания Брежнева на посту Генерального секретаря в стране возобладали консервативные тенденции, нарастали негативные тенденции в экономике, социальной и духовной сферах жизни общества. Периоды ослабления напряженности в международной обстановке, связанные с заключением серии договоро с США, ФРГ и др. странами, а также с разработкой мер по безопасности и сотрудничеству в Европе, сменялись резким обострением международных противоречий. (История Отечества: Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1977).

Конституция 1977 г. Еще на XXII съезде партии Хрущев заявил о необходимости подготовить новую Конституцию, которая отразила бы переход страны к коммунизму и создание в СССР «общенародного государства». В 1962 г. была создана Конституционная комиссия. Но события второй половины 60-х гг. ослабили актуальность вопроса о Конституции. Следствием назревания застойных явлений в экономике в 70-х гг. стало повышение активности в сфере идеологии. Одним из результатов различных идеолого-политических кампаний явилось появление тезиса о вступлении СССР в новую историческую стадию - период развитого социализма как закономерного этапа на пути к коммунизму. Развитие и теоретическое обоснование данного тезиса подвело политическое руководство страны к мысли о необходимости разработки новой Конституции, отражающей и закрепляющей законодательно происшедшие изменения в обществе.

КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК (1977 г., октября 7) (Извлечение)

В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей общественной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний.

Это - общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растет благосостояние народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности. Это - общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ.

Это - общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся - патриотов и интернационалистов. Это - общество, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех.

Это - общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечивает эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом.

Развитое социалистическое общество - закономерный этап на пути к коммунизму. Новая Конституция была принята 7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва.

Во вводной части была дана краткая характеристика основных этапов истории страны от Великой Октябрьской социалистической революции. Здесь же определяется понятие развитого социалистического общества и фиксируется, что сложилась новая историческая общность людей - советский народ, который и «закрепляет основы общественного строя и политики СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, принципы организации и цели социалистического общенародного государства и провозглашает их в настоящей Конституции».

Конституция состояла из девяти разделов, включающих 21 главу и 174 статьи. В первом разделе представлены основные положения, характеризующие политическую и экономическую системы страны, социальные, культурные отношения, а также принципы внешней политики

и защиты отечества. Глава 1 Конституции определяла характер и содержание политической системы, В ст. 2 и 3 говорилось, что государственная власть

в стране осуществляется народом через Советы народных депутатов, составляющих политическую основу СССР и действующих на принципах

демократического централизма. Важно отметить, что в данной главе определялась роль КПСС и общественных организаий (комсомола, профсоюзов, трудовых коллективов) в государственном управлении. Ст. 6 более конкретно, чем ст. 126 Конституции 1936 г., фиксировала руководящую роль КПСС в строительстве коммунизма.

В разделах II и III определены права и обязанности граждан, их взаимоотношения с государством, а также структура национально государственного устройства СССР, основанного на свободном союзе 15 Советских Социалистических Республик. Раздел IV посвящался характеристике Советской системы (принципы деятельности, избирательная система, статус народного депутата).

Разделы V и VI описывали структуру и функции высших органов государственной власти и управления в СССР, Союзных республиках и местных органов власти. Высшим органом государственной власти, правомочным решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, провозглашался Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции высшего органа государственной власти в периоды между его сессиями. Рабочими органами Совета Союза и Совета Национальностей являлись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государства являлся Совет Министров - Правительство СССР.

Последние разделы Конституции бьши посвящены организации судопроизводства, арбитража, адвокатской деятельности, прокурорского надзора, а также вопросам государственной атрибутики (герб, флаг, гимн) и порядку изменения Конституции.

Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик была введена в действие со дня ее принятия - 7 октября 1977 г.

Глубокие изменения в социально-экономической жизни страны привели к смене политического режима в октябре 1917 г. и возникновению нового типа республики в форме Советского государства. Его основой стала «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», включенная в первую Конституцию 1918 г. Был юридически оформлен республиканский демократический политический строй страны, отвечавший современным стандартам. Были сформированы исполнительная (Совет народных комиссаров и отраслевые комиссариаты) и законодательная (ВЦИК Совета рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов) ветви власти. В стране ликвидированы сословные, национальные, религиозные перегородки;

женщины были уравнены в правах с мужчинами, церковь отделили от государства, а школу - от церкви.

Одновременно в условиях нестабильности новой системы возникла тенденция к усилению влияния на деятельность государственных органов большевиков, что привело в конечном итоге к фактической партийной монополизации власти.

В классическом виде советская модель государственного управления сформировалась в 30-е годы под руководством И.В. Сталина и была оформлена в Конституции СССР 1936 г. и Конституциях союзных республик. Советы стали универсальной формой управления от низового звена до высшего органа власти. Однако при монопольном положении партии большевиков, оказавшейся единственным носителем власти в стране, и культе вождя провозглашенные демократические начала не могли быть реализованы в жизни, что предопределило практически бесконтрольные действия узкой группы партийно-государственной элиты (номенклатуры).

Попытки реформирования командно-административной системы в 50-х - начале 60-х гг. оказались безуспешными, поскольку не затрагивали условий ее существования. В начале 70-х гг. произошла регенерация прежней системы по основным параметрам. Очевидность необходимости изменений в системе общественных отношений проявилась в начале 80-х гг. Но политическое руководство страны оказалось неподготовленным ни теоретически, ни организационно к кардинальной смене курса, и начатые им преобразования привели к углублению экономического и политического кризиса в стране.

"Дни войны суровые настали.
До победы будем воевать.
Мы готовы все, товарищ Сталин,
Край родимый грудью отстоять."

С. Алымов

По Конституции СССР 1936 г. высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет (ВС) СССР, который избирался на 4 года. ВС СССР избирал Президиум ВС СССР - высший орган власти Советского Союза в период между сессиями ВС. Также Верховный Совет СССР избирал правительство СССР - Совет Народных Комиссаров СССР (СНК). Верховный Суд избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет. ВС СССР назначал и Прокурора (Генерального Прокурора) СССР. Конституция 1936 г., или сталинская Конституция, никак не предусматривала порядка осуществления государственного и военного управления страной в условиях военного времени. На представленной схеме руководители структур власти СССР указываются на 1941 г. Президиум ВС СССР был наделен правом объявления состояния войны, общей или частичной мобилизации, военного положения в интересах обороны страны и государственной безопасности. СНК СССР - высший исполнительный орган государственной власти - принимал меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав населения, руководил общим строительством Вооруженных сил СССР, определял ежегодный контингент граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу.

Комитет Обороны (КО) при СНК СССР осуществлял руководство и координацию вопросов военного строительства и непосредственной подготовки страны к обороне. Хотя перед войной и предусматривалось, что с началом военных действий военное управление должен был осуществлять Главный Военный Совет во главе с народным комиссаром обороны, этого не произошло. Общее руководство вооруженной борьбой советского народа против немецко-фашистских войск приняло на себя ВКП(б), а точнее ее Центральный Комитет (ЦК) во главе со Обстановка на фронтах была очень сложной, советские войска повсюду отступали. Необходима была реорганизация высших органов государственного и военного управления.

На второй день войны, 23 июня 1941 г., постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного Командования Вооруженных Сил СССР. Её возглавил народный комиссар обороны Маршал Советского Союза , т.е. реорганизованы органы военного управления. Реорганизация системы государственной власти произошла 30 июня 1941 г., когда решением Президиума ВС СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) - чрезвычайный высший государственный орган СССР, сосредоточивший всю полноту власти в стране. ГКО руководил всеми военными и хозяйственными вопросами в период войны, а руководство боевыми действиями осуществлялось через Ставку ВГК.

"И в Ставке, и в ГКО никакого бюрократизма не было. Это были исключительно оперативные органы. Руководство концентрировалось в руках Сталина… Жизнь во всем государственном и военном аппарате была напряженная, режим работы был круглосуточный, все находились на своих служебных местах. Никто не приказывал, что должно быть именно так, но так сложилось", - вспоминал начальник Тыла, генерал армии Хрулёв А.В. В первые месяцы Великой Отечественной войны произошла полная централизация власти в стране. Сталин И.В. сосредоточил в своих руках необъятную власть, - оставаясь Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), он возглавил СНК СССР, ГКО, Ставку Верховного Главного Командования и Народный комиссариат обороны.

Государственный Комитет Обороны

Государственный Комитет Обороны, созданный на время Великой Отечественной войны, был чрезвычайным органом управления, обладавшим всей полнотой власти в СССР. Председателем ГКО стал Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) , его заместителем - Председатель СНК СССР, нарком иностранных дел В состав ГКО вошли (нарком Внутренних дел СССР), (председатель КО при СНК СССР), Маленков Г.М. (секретарь, начальник Управления кадров ЦК ВКП(б)). В феврале 1942 г. в состав ГКО были введены: Вознесенский Н.А. (1-й заместитель Председателя СНК) и Микоян А.И. (председатель Комитета продовольственно-вещевого снабжения РККА), Каганович Л.М. (заместитель Председателя СНК). В ноябре 1944 г. новым членом ГКО стал Булганин Н.А. (заместитель наркома обороны СССР), а Ворошилов К.Е. был выведен из состава ГКО.

ГКО наделялся широкими законодательными, исполнительными и распорядительными функциями, он объединял военное, политическое и хозяйственное руководство страны. Постановления и распоряжения ГКО имели силу законов военного времени и подлежали беспрекословному исполнению всеми партийными, государственными, военными, хозяйственными и профсоюзными органами. Однако ВС СССР, Президиум ВС СССР, СНК СССР, наркоматы также продолжали действовать, выполняя постановления и решения ГКО. Во время Великой Отечественной войны ГКО принял 9971 постановление, из которых примерно две трети касались проблем военной экономики и организации военного производства: эвакуации населения и промышленности; мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов; обращения с трофейным оружием и боеприпасами; организации боевых действий, распределения вооружений; назначения уполномоченных ГКО; структурных изменений в самом ГКО и т. д. Остальные постановления ГКО касались политических, кадровых, и других вопросов.

Функции ГКО:
1) руководство деятельностью государственных ведомств и учреждений, направление их усилий на всемерное использование материальных, духовных и военных возможностей страны для достижения победы над врагом;
2) мобилизация людских ресурсов страны для нужд фронта и народного хозяйства;
3) организация бесперебойной работы оборонной промышленности СССР;
4) решение вопросов перестройки экономики на военный лад;
5) эвакуация промышленных объектов из угрожаемых районов и перевод предприятий в освобожденные районы;
6) подготовка резервов и кадров для Вооруженных Сил и промышленности;
7) восстановление разрушенного войной хозяйства;
8) определение объема и сроков поставок промышленностью военной продукции.

Перед военным руководством ГКО ставил военно-политические задачи, совершенствовал структуру Вооруженных сил, определял общий характер их использования в войне, расставлял руководящие кадры. Рабочими органами ГКО по военным вопросам, а также непосредственными организаторами и исполнителями его решений в этой области являлись наркоматы Обороны (НКО СССР) и Военно-морского флота (НК ВМФ СССР).

Из ведения СНК СССР в ведение ГКО были переданы наркоматы оборонной промышленности: Наркомавиапром, Наркомтанкопром, Наркомбоеприпасов, Наркомвооружения, Наркомминвооружения, Наркомсудпром и др. Важная роль в реализации ряда функций ГКО отводилась корпусу его уполномоченных, главной задачей которых был контроль на местах над претворением в жизнь постановлений ГКО по выпуску военной продукции. Уполномоченные имели мандаты, за подписью председателя ГКО - Сталина, в которых чётко определялись практические задачи, которые ГКО ставил перед своими уполномоченными. В итоге предпринятых усилий выпуск военной продукции в марте 1942 г. только в восточных районах страны достиг довоенного уровня ее выпуска на всей территории Советского Союза.

За время войны для достижения максимальной эффективности управления и приспособления к текущим условиям структура ГКО неоднократно менялась. Одним из важных подразделений ГКО было Оперативное бюро, созданное 8 декабря 1942 г. В состав Оперативного бюро входили Берия Л.П., Маленков Г.М., Микоян А.И. и Молотов В.М. В задачи этого подразделения первоначально входила координация и объединение действий всех остальных подразделений ГКО. Но в 1944 г. функции бюро были значительно расширены. Оно стало контролировать текущую работу всех наркоматов оборонной промышленности, а также составление и исполнение планов производства и снабжения отраслей промышленности и транспорта. Оперативное бюро стало отвечать за снабжение армии, кроме этого, на него были возложены обязанности упразднённого ранее Транспортного комитета. "Все члены ГКО имели в своём ведении определённые участки работы. Так, Молотов ведал танками, Микоян - делами интендантского снабжения, снабжения горючим, вопросами ленд-лиза, иногда выполнял отдельные поручения Сталина по доставке снарядов на фронт. Маленков занимался авиацией, Берия - боеприпасами и вооружением. Каждый приходил к Сталину со своими вопросами и говорил: я прошу принять такое-то решение по такому-то вопросу…", - вспоминал начальник Тыла, генерал армии Хрулёв А.В.

Для проведения эвакуации промышленных предприятий и населения из прифронтовых районов на восток при ГКО был создан Совет по делам эвакуации. Кроме того, в октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Однако в октябре 1941 г. эти органы были реорганизованы в Управление по делам эвакуации при СНК СССР. Другими важными подразделениями ГКО были: Трофейная комиссия, созданная в декабре 1941 г., а в апреля 1943 г. преобразованная в Трофейный комитет; Специальный комитет, который занимался вопросами разработки ядерного оружия; Особый комитет - занимался вопросами репараций и др.

Государственный Комитет Обороны стал главным звеном в механизме централизованного руководства мобилизацией людских и материальных ресурсов страны для обороны и вооруженной борьбы с противником. Выполнив свои функции, Государственный Комитет Обороны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945 г. был расформирован.

Ставка Верховного Главнокомандования Вооруженных Сил СССР

Первоначально высший орган стратегического руководства военными действиями Советских Вооружённых Сил назывался Ставка Главного Командования. В состав ее вошли члены Политбюро ЦК ВКП(б) Сталин И.В., Молотов В.М., Маршал Советского Союза Ворошилов К.Е., заместитель народного комиссара обороны Маршал Советского Союза Буденный С.М., народный комиссар ВМФ адмирал Флота и начальник Генерального штаба генерал армии , во главе с народным комиссаром обороны маршалом Тимошенко С.К. При Ставке был образован институт постоянных советников в составе: Маршалы Советского Союза и Кулик Г.И.; генералы , Жигарев П.Ф., Ватутин Н.Ф., Воронов Н.Н.; а также Микоян А.И., Каганович Л.М., Берия Л.П., Вознесенский Н.А., Жданов А.А., Маленков Г.М., Мехлис Л.З.

Однако динамичность военных действий, быстрые и резкие изменения обстановки на огромном фронте требовали высокой оперативности в руководстве войсками. Между тем маршал Тимошенко С.К. не мог самостоятельно, без согласования со принимать какие-либо серьезные решения по руководству ВС страны. Он даже не имел права принимать решения о подготовке и использовании стратегических резервов. В целях обеспечения централизованного и более оперативного управления действиями войск постановлением ГКО СССР от 10 июля 1941 г. Ставка Главного Командования была преобразована в Ставку Верховного Командования. Ее возглавил председатель ГКО Сталин. Этим же постановлением в состав Ставки был введен заместитель народного комиссара обороны маршал Шапошников Б.М. 8 августа 1941 г. Сталин И.В. был назначен Верховным Главнокомандующим. С этого времени Ставка Верховного Командования была переименована в Ставку Верховного Главнокомандования (ВГК). В состав её вошли: Сталин И., Молотов В., Тимошенко С., Будённый С., Ворошилов К., Кузнецов Н., Шапошников Б. и Жуков Г.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны был последний раз изменён состав Ставки ВГК. Постановлением ГКО СССР от 17 февраля 1945 г. был определен следующий состав Ставки ВГК: Маршалы Советского Союза Сталин И.В. (председатель - Верховный Главнокомандующий), (зам. наркома обороны) и (зам. наркома обороны), генералы армии Булганин Н.А. (член ГКО и зам. наркома обороны) и Антонов А.И. (начальник Генерального штаба), адмирал Кузнецов Н.Г. (нарком ВМФ СССР).

Ставка ВГК осуществляла стратегическое руководство РККА, ВМФ СССР, пограничными и внутренними войсками, . Деятельность Ставки заключалась в оценке военно-политической и военно-стратегической обстановки, принятии стратегических и оперативно-стратегических решений, организации стратегических перегруппировок и создании группировок войск, организации взаимодействия и координации действий в ходе операций между группами фронтов, фронтами, отдельными армиями, а также между действующей армией и партизанскими отрядами. Кроме этого, Ставка руководила формированием и подготовкой стратегических резервов, материально-техническим обеспечением Вооруженных сил, руководила изучением и обобщением опыта войны, осуществляла контроль над выполнением поставленных задач, решала вопросы, касающиеся военных действий.

Ставка ВГК руководила фронтами, флотами и авиацией дальнего действия, ставила им задачи, утверждала планы операций, обеспечивала их необходимыми силами и средствами, через Центральный штаб партизанского движения руководила партизанами. Важную роль в руководстве боевой деятельностью фронтов и флотов играли директивы Ставки, в которых обычно указывались цели и задачи войск в операциях, основные направления, где требовалось сосредоточить главные усилия, необходимые плотности артиллерии и танков на участках прорыва и т.д.

В первые дни войны в условиях быстро менявшейся обстановки, при отсутствии устойчивой связи с фронтами и достоверной информации о положении войск, военное руководство систематически опаздывало с принятием решений, поэтому возникла необходимость создания между Ставкой ВГК и фронтами промежуточной командной инстанции. В этих целях было принято решение о направлении на фронт руководящих сотрудников Народного комиссариата обороны, однако эти меры на начальном этапе войны не дали результатов.

Поэтому 10 июля 1941 г. постановлением ГКО были созданы три Главных командования войск по стратегическим направлениям: Северо-Западное направление во главе с маршалом Ворошиловым К.Е. - координация действий Северного и Северо-Западного фронтов, а также и флотов; Западное направление во главе с маршалом Тимошенко С.К. - координация действий Западного фронта и Пинской военной флотилии, а позже - Западного фронта, Фронта резервных армий и Центрального фронта; Юго-Западное направление во главе с маршалом Буденным С.М. - координация действий Юго-Западного, Южного, а позже и Брянского фронтов, с оперативным подчинением .

В задачу Главных командований входили изучение и анализ оперативно-стратегической обстановки в полосе направления, координация действий войск на стратегическом направлении, информирование Ставки о положении на фронтах, руководство подготовкой операций в соответствии с планами Ставки, руководство партизанской борьбой в тылу врага. В начальный период войны Главные командования имели возможность оперативно реагировать на действия противника, обеспечивая более надежное и четкое управление войсками, а также организацию взаимодействия между фронтами. К сожалению, Главнокомандующие стратегических направлений не только не имели достаточно широких полномочий, но и не располагали необходимыми военными резервами и материальными ресурсами для активного влияния на ход боевых действий. Ставка чётко не определила и круг их функций и задач. Нередко их деятельность сводилась к передаче информации от фронтов в Ставку и, наоборот, приказов Ставки во фронты.

Главнокомандующие войсками стратегических направлений так и не сумели улучшить руководство фронтами. Главные командования войск стратегических направлений начали поочередно упраздняться. Но окончательно Ставка ВГК от них не отказалась. В феврале 1942 г. Ставка возложила на командующего Западным фронтом генерала армии Жукова Г.К. обязанности Главнокомандующего войсками Западного направления, для координации боевых действий Западного и Калининского фронтов в ходе . Вскоре было восстановлено и Главное командование войск Юго-Западного направления. Главнокомандующим был назначен командующий Юго-Западным фронтом маршал Тимошенко С.К., для координации действий Юго-Западного и соседнего Брянского фронтов. А в апреле 1942 г. на южном крыле советско-германского фронта было образовано Главное командование войск Северо-Кавказского направления во главе с маршалом Буденным С.М., которому подчинялись Крымский фронт, Севастопольский оборонительный район, Северо-Кавказский военный округ, Черноморский флот и Азовская военная флотилия. Вскоре от подобной системы управления как мало эффективной пришлось отказаться. В мае 1942 г. были упразднены Главные командования войск Западного и Северо-Кавказского, а в июне - Юго-Западного направлений.

На смену появился институт представителей Ставки ВГК, который получил более широкое распространение в годы Великой Отечественной войны. Представителями Ставки назначались наиболее подготовленные военачальники, которые наделялись широкими полномочиями и направлялись обычно туда, где по плану Ставки ВГК решались главные на данный момент задачи. Представителями Ставки ВГК на фронтах в разное время были: Буденный С.М., Жуков Г.К., Василевский А.М., Ворошилов К.Е., Антонов А.И., Тимошенко С.К., Кузнецов Н.Г., Штеменко С.М., и другие. Верховный Главнокомандующий - Сталин И.В. требовал от представителей Ставки постоянных докладов о ходе выполнения поставленных задач, нередко вызывая их в Ставку в ходе операций, особенно когда что-то не ладилось.

Конкретные задачи своим представителям Сталин ставил лично, сурово спрашивая за упущения и просчёты. Институт представителей Ставки ВГК значительно повысил эффективность стратегического руководства, способствовал более рациональному использованию сил в проводимых на фронтах операциях, легче было согласовывать усилия и поддерживать тесное взаимодействие между фронтами, видами Вооруженных сил, родами войск и партизанскими формированиями. Представители Ставки, имея большие полномочия, могли влиять на ход сражений, вовремя исправлять ошибки фронтового и армейского командования. Институт представителей Ставки просуществовал почти до конца войны.

Планы кампаний принимались на совместных заседаниях Политбюро ЦК ВКП(б), ГКО и Ставки ВГК, правда в первые месяцы войны принцип коллегиальности практически не соблюдался. В дальнейшей работе по подготовке операций самое активное участие принимали командующие фронтами, видами Вооруженных сил и родов войск. По мере стабилизации фронта, реорганизации системы стратегического руководства, совершенствовалось и управление войсками. Планирование операций стало характеризоваться более согласованными усилиями Ставки ВГК, Генерального штаба и штабов фронтов. Наиболее целесообразные методы стратегического руководства Ставка ВГК вырабатывала постепенно, по мере накопления боевого опыта и роста военного искусства у высших звеньев командования и штабов. В ходе войны методы стратегического руководства Ставки ВГК непрерывно развивались и совершенствовались. Наиболее важные вопросы стратегических замыслов и планов операций обсуждались на её заседаниях, на которых в ряде случаев присутствовали командующие и члены военных советов фронтов, командующие видами вооруженных сил и родов войск. Окончательное решение по обсуждаемым вопросам Верховный главнокомандующий формулировал лично.

На протяжении всей войны Ставка ВГК находилась в Москве, что имело большое моральное значение. Члены Ставки ВГК собирались в кремлевском кабинете Сталина И.В., но с началом бомбежек она была переведена из Кремля в небольшой особняк на улице Кирова с надежным рабочим помещением и связью. Ставка из Москвы не эвакуировалась, а во время бомбёжек работа перемещалась на станцию метро «Кировская», где был подготовлен подземный центр стратегического управления ВС. Там были оборудованы кабинеты Сталина И.В. и Шапошникова Б.М., размещалась оперативная группа Генштаба и управлений наркомата обороны.

В кабинете Сталина И.В. одновременно собирались члены Политбюро, ГКО и Ставки ВГК, но объединяющим органом в условиях войны, все же была Ставка ВГК, заседания которой могли проводиться в любое время суток. Доклады Верховному Главнокомандующему делались, как правило, три раза в сутки. В 10-11 часов утра обычно докладывал начальник Оперативного управления, в 16-17 часов - начальник Генштаба, а ночью военачальники ехали к Сталину с итоговым докладом за сутки.

Приоритет в решении военных вопросов принадлежал, безусловно, Генеральному штабу. Поэтому его начальники во время войны практически ежедневно бывали у Сталина И.В., став для него основными экспертами, консультантами и советчиками. Частыми посетителями Ставки ВГК были народный комиссар ВМФ Кузнецов Н.Г. и начальник Тыла РККА Хрулев А.В. Неоднократно Верховный Главнокомандующий встречался с начальниками Главных управлений НКО, командующими и начальниками родов войск. По вопросам, касающимся приема на вооружение боевой техники или поставок ее в войска, вместе с ними приходили наркомы авиационной, танковой промышленности, вооружения, боеприпасов и другие. Нередко по этим вопросам приглашались ведущие конструкторы оружия и боевой техники. Выполнив свои функции, Ставка ВГК в октябре 1945 г. была упразднена.

Генеральный штаб РККА

Генеральный штаб - основной орган планирования и управления Вооруженными Силами в системе Ставки Верховного Главнокомандования. «Такой коллектив, - по мнению Шапошникова Б.М., - требуется для упорядочения гигантской работы по подготовке к войне. Согласовать, гармонировать подготовку... может только Генеральный штаб - собрание лиц, выковавших и проверивших свои военные взгляды в одних и тех же условиях под одним и тем же руководством, отобранных тщательнейшим образом, связавших себя круговой ответственностью, дружными выступлениями, достигших переломов в военном строительстве».

В предвоенный период Генштабом проводилась масштабная работа по подготовке страны к обороне. В Генеральном штабе был разработан «План стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на Западе и на Востоке на 1940 и 1941 гг.», утвержденный 5 октября 1940 г. 15 мая 1941 г. на рассмотрение политическому руководству страны был представлен уточненный проект «Соображений по Плану стратегического развертывания на случай войны с Германией и ее союзниками», но он не был утвержден. Жуков Г.К. писал: "Решением ЦК ВКП(б) и Советского правительства от 8 марта 1941 г. было уточнено распределение обязанностей в Наркомате обороны СССР. Руководство Красной Армией осуществлялось наркомом обороны через Генеральный штаб, его заместителей и систему главных и центральных управлений... Генеральный штаб выполнял громаднейшую оперативную, организационную и мобилизационную работу, являясь основным аппаратом наркома обороны".

Однако по свидетельству маршала Жукова Г.К., бывшего перед войной начальником Генштаба, "...И.В. Сталин накануне и в начале войны недооценивал роль и значение Генерального штаба... очень мало интересовался деятельностью Генштаба. Ни мои предшественники, ни я не имели случая с исчерпывающей полнотой доложить И.В. Сталину о состоянии обороны страны, о наших военных возможностях и возможностях нашего потенциального врага".

Иначе говоря, политическое руководство страны не позволило Генеральному штабу полностью и своевременно реализовать необходимые меры накануне войны. Для ВС СССР в канун войны единственным документом, предписывающим приведение войск приграничных округов в боевую готовность, стала директива, направленная в войска за считанные часы до начала войны (21 июня 1941 г. в 21.45 по московскому времени). В начальном периоде войны в условиях неблагоприятно складывающейся обстановки на фронтах объем и содержание работы Генерального штаба чрезвычайно возросли. Но только к концу первого периода войны отношения Сталина с Генеральным штабом в значительной мере нормализовались. Со второй половины 1942 г. Сталин И.В., как правило, не принимал ни одного решения без предварительного заслушивания мнения Генштаба.

Основными органами управления Вооруженными Силами СССР в ходе Великой Отечественной войны были Ставка ВГК и Генеральный штаб. Данная система управления войсками действовала на всем протяжении войны. В соответствии с требованиями военного времени Генштаб работал круглосуточно. Режим работы Ставки ВГК был практически также круглосуточным. Тон задавал сам Верховный Главнокомандующий, работавший по 12-16 часов в сутки, причем, как правило, в вечернее и ночное время. Основное внимание он уделял оперативно-стратегическим вопросам, проблемам вооружения, подготовке людских и материальных ресурсов.

Работа Генерального штаба во время войны была сложна и многогранна. Функции Генерального штаба:
1) сбор и обработка оперативно-стратегической информации об обстановке, складывавшейся на фронтах;
2) подготовка оперативных расчетов, выводов и предложений по использованию ВС, непосредственная разработка планов военных кампаний и стратегических операций на театрах военных действий;
3) разработка директив и приказов Ставки ВГК по оперативному использованию ВС и планов войны на новых возможных театрах военных действий;
4) организация и руководство деятельностью всех видов разведки;
5) обработка данных и информации нижестоящих штабов и войск;
6) разрешение вопросов противовоздушной обороны;
7) руководство строительством укрепленных районов;
8) руководство военно-топографической службой и снабжением армии топографическими картами;
9) организация и устройство оперативного тыла действующей армии;
разработка положений об армейских соединениях;
10) разработка наставлений и руководств по штабной службе;
11) обобщения передового боевого опыта объединений, соединений и частей;
12) координация боевых действий партизанских формирований с соединениями Красной Армии и многое другое.

Начальник Генерального штаба был не просто членом Ставки, он был заместителем ее председателя. В соответствии с указаниями и решениями Ставки ВГК начальник Генштаба объединял деятельность всех управлений Наркомата обороны, а также Наркомата ВМФ. Более того, начальник Генерального штаба наделялся полномочиями подписывать приказы и директивы Ставки ВГК, а также отдавать распоряжения по поручению Ставки. В ходе всей войны начальник Генерального штаба докладывал военно-стратегическую обстановку на театрах военных действий и предложения Генштаба лично Верховному Главнокомандующему. Докладывал Верховному о положении на фронтах и начальник Оперативного управления Генштаба (Василевский A.M., Штеменко С.М.). За время Великой Отечественной войны Генштаб последовательно возглавляли четыре военачальника - Маршалы Советского Союза Жуков Г.К., Шапошников Б.М., Василевский А.М. и генерал армии Антонов А.И.

Совершенствование организационной структуры Генштаба осуществлялось на протяжении всей войны, в результате чего Генеральный штаб стал органом управления, способным оперативно и адекватно реагировать на изменения обстановки на фронтах. Во время ВОВ произошли необходимые изменения в управлениях. В частности, были созданы направления на каждый действующий фронт в составе начальника направления, его заместителя и 5-10 офицеров-операторов. Кроме того, был создан корпус офицеров-представителей Генерального штаба. Он предназначался для поддержания непрерывной связи с войсками, проверки исполнения директив, приказов и распоряжений высших органов управления, обеспечения Генштаба оперативной и точной информацией об обстановке, а также для оказания своевременной помощи штабам и войскам.

(1941-1945)

22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на
СССР. В этой обстановке функция обороны государства выдви-
нулась на первое место. С начала войны партийно-государствен-
ным руководством СССР была разработана программа мобили-
зации всех сил и средств страны на разгром врага. В основу ее
был положен опыт Гражданской войны.


Одним из первых юридических документов, в котором бы
изложены положения этой программы, стала Директива СН
СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. «Партийным и совет-
ским организациям прифронтовых областей». Директива стала
программой превращения страны в единый военный лагерь, в хо-
де выполнения которой аппарат государственного управления
и система правоохранительных органов были приспособлены
к задачам и особенностям ведения войны.

Первоочередные усилия страны направлялись на развитие
и удовлетворение потребностей Вооруженных сил. Наиболее
важные области общественных отношений стали регулировать-
ся особыми законами военного времени.

Система управления страной кардинально перестраивается,
создаются чрезвычайные органы власти и управления. 23 июня
1941 г. была образована Ставка Главного командования Воо-
руженных сил
(10 июля переименована в Ставку Верховного
главнокомандования).
В нее входили члены Политбюро ЦК
ВКП(б) и Наркомата обороны. Ставка Верховного главноко-
мандования имела своих представителей на фронтах; ей подчи-
нялся Генеральный штаб РККА. Кроме того, органами Ставки
были управления наркоматов обороны и флота, командование
фронтов.

Структура вооруженных сил включала фронты, армии, кор-
пуса, дивизии, бригады.
В ходе войны было введено (1943)
деление военнослужащих на рядовой, офицерский состав и ге-
нералитет.
Были введены новые знаки различия, сходные с до-
революционными.

30 июня 1941 г. создается Государственный комитет обо-
роны (ГКО)
во главе с И.В. Сталиным. Этот чрезвычайный
высший орган сосредоточил всю полноту власти в стране. Распо-
ряжения ГКО обязаны были выполнять все организации и лица. Всего за годы войны ГКО принял около 10 тыс. постановлений, которые имели силу законов военного времени. К компетенции ГКО относились все ключевые вопросы мобилизации сил и средств страны на отпор врагу, превращения ее в единый Военныйлагерь. Своего специального аппарата ГКО не имел, а использовал аппараты ЦК ВКП(б), Совнаркома, отдельных наркоматов. Какого-либо документа, регламентировавшего порядок обсуждения, принятия и исполнения решений, разработано не было, но ГКО являлся оперативным, четко действовавшим органом. Процедурные вопросы его деятельности были сведены к минимуму, заседания проводились в любое время суток. Право


принятия окончательного решения принадлежало председате-
лю ГКО.

На местах ГКО представляли его уполномоченные. В боль-
шинстве ими были секретари ЦК ВКП(б) и компартий союзных
республик, крайкомов и обкомов партии, наркомы и их замести-
тели. Масштабы и сроки деятельности уполномоченных опреде-
лялись характером выполнявшегося задания. При ГКО по мере
необходимости создавались различные комиссии, комитеты, бю-
ро, действовавшие, в зависимости от обстоятельств, временно
или постоянно. В числе постоянных органов было, например,
Оперативное бюро ГКО, образованное в декабре 1942 г. для конт-
роля и координации работы всех наркоматов оборонной промыш-
ленности.

Транспортный комитет ГКО с февраля 1942 г. занимался ор-
ганизацией функционирования всей транспортной системы стра-
ны. В 1944 г. при ГКО был создан Особый комитет, который
занимался вопросами репарации (возмещение экономического
ущерба СССР за счет имущества побежденных государств).

Военно-стратегическое руководство вооруженной борьбой
ГКО осуществлял через Ставку Верховного главнокомандующе-
го. Кроме того, представители ГКО выезжали в действующую
армию для оказания помощи в организации и обеспечении важ-
нейших битв и фронтовых операций. По решению ГКО во многих прифронтовых городах в целях мобилизации местных ресурсов для оказания помощи военному командованию и установления «строжайшего порядка в городах и прилегающих районах» с лета-осени 1941 г. стали создаваться чрезвычайные органы власти - городские комитеты обороны в составе первого секретаря обкома или горкома ВКП(б), председателя облисполкома или горисполкома, начальника областного управления или горотдела НКВД и коменданта города. При
этом в распоряжение коменданта передавались войска НКВД,
милиция и добровольческие рабочие отряды. В общей сложности городские комитеты обороны были созданы в годы войны более чем в 60 городах и сыграли важную роль в организации отпора врагу, перестройки местной экономики в интересах фронта. Многие городские комитеты обороны продолжали существовать практически до конца войны, принимали энергичные меры по восстановлению жилого фонда, коммунального хозяйства, местной промышленности, обеспечению населения продовольствием. Образование ГКО и городских комитетов обороны не привело к упразднению конституционных органов государственной

власти - Советов депутатов трудящихся, которые продолжали
действовать (в некоторых случаях даже на территории, оккупи-
рованной немцами). Работая совместно с чрезвычайными орга-
нами военного времени и оказывая им всестороннюю помощь
и поддержку, Советы сыграли важную роль в перестройке про-
мышленности и сельского хозяйства на военный лад, обеспече-
нии нужд фронта, проведении мобилизационных и оборонитель-
ных мероприятий. Деятельность Советов депутатов трудящихся в годы Великой Отечественной войны отличалось особенностями: объем работы
значительно возрос, задачи усложнились, а депутатский состав
резко сократился в связи с мобилизацией, а также эвакуацией
многих депутатов вместе с предприятиями и учреждениями
в тыл страны. Затруднен был своевременный созыв очередных
сессий Советов, сложнее стало использовать коллегиальные
формы работы. Для кворума требовалось только 2/3 депутатов,
имевшихся в наличии, иногда вместо сессий проводились рас-
ширенные заседания исполкомов (с активом). Избирательные кампании в годы войны не проводились, полномочия депутатов продлевались Президиумом Верховного Совета СССР, а в ряде местностей председатели сельсоветов, исполкомов горсоветов, райисполкомов просто назначались вышестоящими органами власти. Особенностью деятельности Советов депутатов трудящихся было еще и то, что наряду с осуществлением своих обычных конституционных полномочий они стали решать новые задачи, выдвинутые военным временем:

Развертывание военного производства;

Организация эвакуации, размещение и скорейший ввод
в строй эвакуированных предприятий;

Обеспечение и бытовое устройство госпиталей, семей
фронтовиков, инвалидов войны, сирот;

Строительство оборонительных сооружений.

За годы минувшей войны высший орган государственной власти страны - Верховный Совет СССР трижды (в 1942, 1944 и 1945 гг.) созывался на свои сессии, на которых решались вопросы военного государственного бюджета, ратифицировались международные договоры со странами антигитлеровской коалиции. В 1944 г. Верховный Совет СССР принял принципиально важные законы, расширявшие полномочия союзных республик; «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений» и «О создании войсковых формирований союзных республик и о преобразовании в связи с этим Наркомата


обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный
комиссариат».

Президиум Верховного Совета СССР продолжал осуществ-
лять свои конституционные полномочия, а при необходимости
и отдельные полномочия Верховного Совета СССР.

В условиях войны значительно усилилась роль Совета народ-
ных комиссаров СССР, который проделал огромную работу, свя-
занную с эвакуацией промышленности, налаживанием чрезвычай-
ного порядка руководства экономикой страны, восстановлением
разрушенного войной народного хозяйства. Совнарком СССР стал
также организующим и контролирующим органом в процессе вы-
полнения постановлений ГКО.

Чрезвычайно важное значение в годы войны имела деятель-
ность СНК СССР по обеспечению общественного порядка, за-
щите интересов государства и охране прав граждан, в том числе
по обеспечению строгой дисциплины в тылу, по обеспечению
фронта всем необходимым.

Одним из первых правительственных правовых актов, давших
общее направление перестройке аппарата управления, было поста-
новление СНК СССР «О расширении прав народных комиссаров
СССР в условиях военного времени» от 1 июля 1941 г.

Наркомам предоставлялось право самостоятельно, не спраши-
вая на то разрешения правительства, распределять и перерас-
пределять материальные ресурсы между предприятиями, строй-
ками, восстанавливать разрушенные заводы и фабрики, жилые
дома за счет капиталовложений, внелимитных затрат, а при их
отсутствии - в счет себестоимости продукции. Обстоятельства военного времени вызвали необходимость создания ряда новых центральных органов отраслевого управления СССР. Так, вскоре после начала войны был образован Наркомат танковой промышленности СССР, а Наркомат общего машиностроения преобразован в Наркомат минометного вооружения. По мере необходимости при Совнаркоме СССР создавались
(временно или постоянно) различные советы, комитеты, бюро, которые действовали на правах высших органов управления, координировавших усилия отраслевых наркоматов. 24 июня 1941 г. на основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) при Совнаркоме СССР было образовано Советское информационное бюро (Совинформбюро) для руководства работой средств массовой информации, а также деятельностью различных антифашистских общественных организаций (Антифашистский комитет советских женщин, Антифашистский комитет советской молодежи, Еврейский антифашистский комитет и др.).


В августе 1943 г. при СНК СССР учрежден Комитет по вос-
становлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой
оккупации. На комитет возлагалась координация деятельности
наркоматов и местных органов, контроль за выполнением реше-
ний правительства по восстановлению этих районов.

В ноябре 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР образо-
вал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению
и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их
сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, об-
щественным организациям, государственным предприятиям и уч-
реждениям СССР (ЧГК).

ЧГК собрала огромное количество документальных и вещест-
венных доказательств (свыше 250 тыс. протоколов опроса свиде-
телей, более 4 млн актов о причиненном ущербе), которые были
использованы на процессе в Нюрнберге и других судебных за-
седаниях для наказания военных преступников и их пособников.

В республиках, краях и областях, городах, освобождаемых от
оккупантов, создавались соответствующие комиссии содейст-
вия ЧГК.

Как характерную особенность деятельности государственного
аппарата в условиях военного времени можно отметить совмеще-
ние должностей руководителей высших и центральных военных
органов управления и ряда гражданских наркоматов и ведомств.
Так, Верховный главнокомандующий Вооруженными силами СССР
И.В. Сталин одновременно являлся председателем Ставки Верхов-
ного главнокомандования, народным комиссаром обороны СССР,
Председателем СНК СССР, Председателем Государственного коми-
тета обороны и Генеральным секретарем ЦК ВКП(б).

С февраля 1942 г. начальник тыла Красной армии стал вы-
полнять обязанности наркома путей сообщения СССР, а началь-
ник связи Красной армии одновременно руководил Наркоматом
связи СССР. Раскрывая особенности государственного развития СССР
в период Великой Отечественной войны, необходимо отметить
массовые политические репрессии в отношении отдельных народов СССР по обвинению в активной помощи и сотрудничестве
с противником, что являлось грубейшим нарушением Конституции СССР. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР в августе-сентябре 1941 г. была упразднена автономная республика
немцев в Поволжье, а сами немцы - граждане СССР (более 1 млн человек) выселены в Казахстан. В 1943-1944 гг. решением ГКО упразднены автономные республики карачаевцев,


калмыков, чеченцев, ингушей, крымских татар, а сами народы
в административном порядке переселены в Казахстан, Кирги-
зию, Узбекистан.

В октябре 1944 г. Тувинская народная республика вошла в со-
став СССР на правах автономной области РСФСР.

В целом советский государственный аппарат оказался способ-
ным успешно функционировать в чрезвычайных условиях вой-
ны. Максимальная централизация руководства способствовала
превращению страны в единый военный лагерь, что в конечном
счете явилось одним из факторов, обеспечивших победу.

Особенности реорганизации управления
чрезвычайных органов власти
(1941-1945)

Сложная обстановка начального периода войны обусловила
проведение некоторых организационных преобразований в целях
укрепления и централизации руководства органами внутренних
дел и государственной безопасности.

20 июля 1941 г. был издан Указ Президиума Верховного Со-
вета СССР «Об объединении Народного комиссариата внутрен-
них дел СССР и Народного комиссариата государственной безо-
пасности СССР в единый Народный комиссариат внутренних
дел СССР».

Третьи управления и отделы НКО и НК ВМФ СССР вновь были
преобразованы в Особые отделы и возвращены в систему НКВД.

К 1943 г. обстановка на советско-германском фронте корен-
ным образом изменилась в пользу СССР. Свои неудачи в откры-
той вооруженной борьбе немецкое командование попыталось
компенсировать активизацией шпионско-диверсионной деятель-
ности.

Необходимость нанести врагу сокрушительное поражение на
«тайном» фронте, а также особенности деятельности органов
внутренних дел в условиях освобождения территории СССР от
оккупации потребовали дальнейших организационно-правовых
изменений. 14 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР вновь
разделил НКВД на два самостоятельных наркомата: НКВД
СССР (нарком Л.П. Берия) и НКГБ СССР (нарком В.Н. Мер-
кулов), а Государственный комитет обороны принял решение
о реорганизации Особых отделов НКВД в Управления контрраз-
ведки «Смерш» НКО и НК ВМФ СССР.


Война намного усложнила и увеличила объем работы, выпол-
нявшейся органами НКВД. В связи с этим военно-политическое
руководство СССР приняло необходимые правовые акты. Так, по-
становлением СНК СССР от 25 июня 1941 г. охрана тыла дейст-
вующей армии (борьба со шпионами, диверсантами, дезертирами,
паникерами) была возложена на специальные формирования войск
НКВД. При НКВД СССР создается Главное управление войск
охраны тыла действующей армии, а при каждом фронте - Управ-
ление войск охраны тыла, подчинявшееся командованию фронтом
и своему ведомству. По отдельным решениям ГКО на базе войск НКВД были созданы многие соединения и части для действующей армии. Например, только в июле 1941 г. НКВД СССР сформировал и передал
в Красную армию 15 стрелковых дивизий. В прифронтовых городах личный состав милиции объединялся в батальоны и полки для
непосредственного участия в боевых действиях. Как известно, в предвоенные годы одной из ведущих функций НКВД СССР являлась организация использования труда заключенных в различных отраслях народного хозяйства. В связи с этим наркомат превратился в крупнейшее промышленное ведомство.

Чрезвычайная обстановка военного времени показала эффек-
тивность довоенных организационных форм построения совет-
ской милиции, поэтому не пришлось осуществлять какой-либо
существенной перестройки аппарата. Как и до войны, высшим
органом являлось Главное управление милиции НКВД СССР.
В наркоматах внутренних дел союзных и автономных республик
имелись управления милиции, их начальники одновременно яв-
лялись заместителями наркомов внутренних дел.

В годы войны на милицию были возложены дополнительные
обязанности:

Борьба с распространителями провокационных слухов;

Трудовым и военным дезертирством;

Обеспечение организованной эвакуации населения, про-
мышленных предприятий, запасов продовольствия и дру-
гих материальных ценностей;

Борьба с мародерством;

Мобилизация транспортных средств для нужд Красной ар-
мии; учет и мобилизация военнообязанных;

Организация истребительных батальонов и т. д.

С началом войны организация и деятельность советских судебных и прокурорских органов была перестроена в соответствии с задачами, определенными в Директиве СНК СССР и ЦК


ВКП(б) от 29 июня 1941 г. Органы суда и прокуратуры вместе
с другими правоохранительными органами обязывались вести
беспощадную борьбу с изменниками Родины, шпионами и дивер-
сантами, дезертирами и паникерами, со всеми, кто мешал обо-
роне Отечества.

Основной особенностью ведения следствия в условиях вой-
ны была оперативность. Законы военного времени устанавлива-
ли сокращенные сроки (до 1-3 дней) расследования уголовных
дел.

Существенной особенностью развития уголовного права в го-
ды войны стал институт ответственности по законам военного
времени, который характеризовался, прежде всего, усилением
уголовных наказаний за наиболее опасные в военных условиях
преступления.

В начале войны Верховный Суд СССР дал принципиально
важное разъяснение «О порядке рассмотрения дел в отношении
лиц, совершивших преступления в местностях, временно заня-
тых неприятелем» от 11 декабря 1941 г. Временная оккупация
не отменяла и не приостанавливала действие советских законов,
поэтому «ответственность граждан, совершивших преступления
в местностях, временно занятых неприятелем, или прифронто-
вой полосе и эвакуированных из этих местностей, определяет-
ся уголовным законодательством союзной республики по месту
совершения преступления». Следует указать и на чрезвычайные уголовно-правовые меры укрепления боеспособности личного состава действующей армии, которые применялись в годы Великой Отечественной войны. Дело в том, что уже в первые месяцы войны военно-политическое руководство СССР убедилось в ошибочности уста-
новки на ведение боевых действий «малой кровью и на чужой
территории». Красная армия была вынуждена неоднократно от-
ступать, обороняться и при этом несла значительные потери
в живой силе, в том числе и по причине ее пленения. По имею-
щимся сведениям, за годы войны около 6 млн военнослужащих
советских вооруженных сил попали в плен, из них только
в 1941 г. - свыше 3 млн. Государственный комитет обороны, обеспокоенный неблагоприятно складывающейся ситуацией на фронте, 16 июля 1941 г. принял специальное постановление, которое следовало прочесть «во всех ротах, батареях, эскадронах и авиаэскадрильях». В по становлении указывалось, что ГКО арестовал и предал суду
военного трибунала за «бездействие власти, отсутствие рас-
порядительности, развал управления войсками, сдачу оружия


противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций»
9 высших командиров и комиссаров действующей армии.

Если оценивать эти документы с точки зрения конкретно-ис-
торической обстановки, то требование в трудный для Родины
час исполнять свой воинский долг до конца, безусловно, следует
признать справедливым. В то же время вышеназванное поста-
новление ГКО и приказ Ставки ВГК, эмоциональные призывы
«железной рукой карать трусов и изменников», не подкреп-
ленные точными юридическими формулировками, приводили
нередко к необоснованным репрессиям. Суровая уголовная от-
ветственность была распространена на членов семей военнослу-
жащих, попавших в плен, что является вопиющим нарушением
законности.

1. Цель создания в 1944 г. Совета по делам религиозных культов
усиление идеологического и политического влияния партии на религиозные организации
сплочения народов разных религий в борьбе против фашизма
обеспечения поддержки зарубежной православной церкви в борьбе против Германии
исправления прежних ошибок в отношении церкви

2. ВКП (б) была переименована в КПСС на … съезде партии.
XX
XIX
XXII
XXY

3. Совет Министров появился в СССР в … году.
1946
1948
1953
1943

4. Постановления ГКО …
имели силу закона и подлежали беспрекословному исполнению всеми органами управления
утверждались Президиумом Верховного Совета СССР
утверждались Советом Народных Комиссаров СССР
утверждались на совместном заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и Президиума Верховного Совета СССР

5. ГКО возглавлял …
Г. К. Жуков
И. В. Сталин
К. Е. Ворошилов
С.К.Тимошенко

6. Высший орган государственной власти в годы Великой Отечественной войны
Ставка Верховного Главнокомандования
Государственный Комитет обороны
Совет Народных Комиссаров.
Политбюро ЦК ВКП(б)

7. Главную роль в обеспечении победы над фашизмом сыграли …
ВКП(б)
ВЛКСМ
профсоюзы
женские организации

8. Чрезвычайные органы управления в годы Великой Отечественной войны
Государственный Комитет Обороны
Совет Министров СССР
Ставка Верховного Главнокомандования
Высший Военный Совет
Совет по эвакуации при СНК СССР
Главное управление тыла и должность начальника тыла РККА

9. Характерные черты системы управления в годы Великой Отечественной войны
централизацией управления в рамках ГКО
железной дисциплиной во всех звеньях управления
большей самостоятельностью местной власти
мобилизационными методами управления
отсутствием бюрократизма в принятии решений
отказом от выборных органов власти

10. Ставку Верховного Главнокомандования возглавлял …
И. В. Сталин
Г. К. Жуков
С. К. Тимошенко
А.М.Василевский

11. Основная причина переименования ВКП(б) в КПСС
объединение республиканских партийных организаций в единую партию
утрата какого-либо значения исторического раскола партии на меньшевиков и большевиков
намерение создать новый Интернационал коммунистических и левых партий
необходимость сплочения партии в результате роста оппозиционных настроений

12. От имени Советского правительства акт о безоговорочной капитуляции Германии 9 мая 1945 г. подписал …
И. В. Сталин
Г. К. Жуков
А. М. Василевский
К.К.Рокоссовский

13. Характерные черты системы управления в 1945-53 гг.
усиление культа личности Сталина
отказ от выборных органов власти
принятие Сталиным единоличных решений в сфере управления
устранение видных руководителей (Н. Вознесенского, А. Кузнецова, М. Родионова и др.)
отставка В. Молотова, К. Ворошилова, Л. Берии
преобладание командно-административных, мобилизационных методов управления

Поделиться