Общие правила пожарной безопасности в школе. Пожарная безопасность в школе: правила. Пожарная безопасность в школе: инструктаж

Школа объединяет учителей и учащихся, оказывает глубочайшее влияние на детей. Для того чтобы родители спокойно и уверенно отправляли детей в школу, проводится колоссальный объем работ по обеспечению безопасности, особое внимание уделяется вопросам пожарной безопасности.

Работа, включающая профилактические меры

Все профилактические меры по предупреждению пожаров должны проводиться на территории школы до начала учебного года. Классы должны быть обследованы специальными комиссиями, а работники пожарного надзора должны вынести решение о признании учебного заведения безопасным.

С целью защиты жизни и здоровья учащихся и персонала, родителей и материально-технической базы проводятся следующие профилактические меры:

  • обустраиваются места хранения инвентаря специального назначения;
  • устанавливаются автоматические системы извещений;
  • обеспечивается наличие запасных выходов;
  • разрабатывается и утверждается план эвакуации, в удобных местах на каждом этаже размещаются наглядные схемы для изучения детьми;
  • создается наглядная агитация (стенды, схемы, плакаты) по теме;
  • проводятся учения с учащимися и персоналом для отработки навыков эвакуации;
  • обеспечиваются условия для правильного хранения инвентаря и продуктов, не допускается захламление помещений.

Что входит в обязанности руководителя учебного учреждения

Пожарная безопасность в школе и все вопросы, связанные с ней, должны постоянно находиться под контролем руководителя, который должен:

  • приказом по школе назначить ответственного;
  • оказывать ему всяческую помощь и поддержку и контролировать его работу;
  • регулярно осуществлять инструктажи;
  • расписать обязанности и действия персонала на случай чрезвычайной ситуации.


Тщательным подбором квалифицированного персонала, которому будет доверен процесс монтажа, ремонта и обслуживания электропроводки и оборудования в здании, будет обеспечена пожарная безопасность в школе.

Документы администрации учебного учреждения должны включать все вопросы ПБ, освещенные в приказах, инструкциях, правилах и планах эвакуации.

Директор школы в своей работе опирается на нормативные и законодательные документы. Местные органы управления должны оказывать поддержку и содействие в приобретении качественного и современного оборудования и осуществлении контроля.

Инструкция: пожарная безопасность в школе

Инструкция о мерах пожарной безопасности обязательно должна быть утверждена директором школы. В ней изложены меры по содержанию в надлежащем порядке территории школы, коридоров и других помещений школы. Здесь же должно быть определено место для курения, порядок обесточивания электрооборудования в случае возникновения пожара, устанавливаются сроки проведения инструктажа и временных огневых работ, расписываются действия персонала при возникновении пожара.

К инструкции прилагается памятка, а в приложении должен быть план эвакуации учащихся и всего персонала из здания школы. В памятке расписаны первые шаги, необходимые для соблюдения при обнаружении пожара.

Действия сотрудников при обнаружении пожара

Пожарная безопасность в школе обеспечивается соблюдением правил и сотрудниками, и учащими. Но если все же возгорание произошло, как должен действовать персонал учебного заведения?

  1. Учитель при первых признаках пожара должен на собственном примере показать, как спокойно и взвешенно должны приниматься решения.
  2. Не должен позволять ученикам паниковать и хаотично покидать помещение.
  3. При выходе школьный кабинет обесточивается, закрываются окна и двери.
  4. Учитель должен провести эвакуацию класса в соответствии с планом. Первыми проходят дети. Когда дети оказываются на безопасном расстоянии, проводится перекличка, оказывается необходимая медицинская помощь.
  5. При обнаружении возгорания вахтер должен дать оповещающий звонок или голосовой сигнал, передать информацию о возгорании службе спасения, оповестить руководство или администрацию.
  6. Все сотрудники школы, включая библиотекарей, работников кухни и вахты должны содействовать эвакуации учащихся.
  7. Медицинский персонал ответственен за оказание первой помощи, для которой заранее подготавливаются необходимые медикаменты.

Что собой представляет план эвакуации

План эвакуации при пожаре позволяет упорядочить процесс эвакуации людей в чрезвычайных случаях. Он должен состоять из двух частей: текстовой и графической. В графической части, где изображена планировка самого объекта, должны быть указаны:

  • все возможные эвакуационные пути;
  • эвакуационные выходы и точное их расположение;
  • место расположения средств для спасения людей и противопожарной защиты;
  • лестницы, лестничные клетки и аварийные выходы;
  • отметки «Вы находитесь здесь» (место расположения плана).

В текстовой части плана указывается расшифровка всех условных обозначений плана. Также указываются способы оповещения о возникновении пожара, аварии или другой ЧС, указывается порядок вызова пожарных подразделений, экстренных служб, обязанности и действия людей.

План эвакуации при пожаре используется для облегчения ориентации находящимся в зоне ЧС людей, для проведения аварийно-спасательных и других мероприятий на месте происшествия.

Как составить план эвакуации

Начинать составлять план эвакуации надо с вычерчивания поэтажного плана здания. При этом изображается лишь минимум самых существенных деталей. Сплошными зелеными стрелками должны быть обозначены основные пути эвакуации людей. Прерывающимися стрелками такого же цвета надо обозначить запасные пути эвакуации. При помощи условных знаков изображаются места нахождения огнетушителей, пожарных кранов, телефонов, систем включения/отключения пожарной автоматики, электрощитов.

В виде таблице можно изобразить текстовую часть плана, где будут отражены способы оповещения о пожаре, организация эвакуации, способы проверки срабатывания пожарной автоматики. Дополнить эту часть можно памятками и инструкциями для работников, где будут описаны основные действия во время пожара.


В качестве приложения к таблице следует составить список ответственных лиц с графой для росписи об ознакомлении с планом эвакуации. В конце ставится дата составления плана, который скрепляется печатью организации и подписью должностного лица.

План эвакуации в школе вывешивается на заметных местах на каждом этаже.

Процесс эвакуации учащихся

Для того чтобы организовать эвакуацию учеников и учителей из школы, назначаются педагоги, несущие ответственность за порядок выхода из здания. Эти педагоги регулируют поток людей на каждом этаже. Эвакуацию класса должен проводить учитель, у которого на момент возгорания шел урок.

Ответственным за пожарную безопасность в школе на период проведения спортивных или культурно-развлекательных мероприятий становится организатор, который предварительно должен пройти и убедиться в том, что возможные пути эвакуации открыты, не заблокированы.

В течение года с ответственными за эвакуацию людьми должны проводиться специальные занятия и инструктаж. В план воспитательной работы классный руководитель обязан включить беседу с учащимися о том, как важно соблюдать правила пожарной безопасности не только в школе, но и во всех сферах жизни.

Мероприятия по пожарной безопасности в школе

В вопросе безопасности детей нет второстепенных тем. И в школе и дома детям постоянно надо напоминать о том, как опасен огонь. Правила пожарной безопасности в школе должны быть тщательно разработаны и неукоснительно исполняться всеми. К основным правилам следует отнести запрет на курение и преподавателям школы, и, конечно же, ученикам на территории школы; запрет на внос петард или других взрывчатых предметов в школу; не должны приносится в здание школы и на ее территорию легковоспламеняющиеся вещества, спички и зажигалки.

Пожарная безопасность в школе как правила поведения в подобных ситуациях учениками будут лучше и легче усваиваться, если информация будет включена в разные учебные занятия и внешкольные мероприятия. Формы и методы подачи информации должны быть разноплановыми, с творческим подходом и с задействованием самих детей, их инициативы и творчества. Конкурсы, эстафеты, сценки могут быть посвящены теме «Пожарная безопасность». Мероприятие в школе можно провести с привлечением работников МЧС или с экскурсией в пожарную часть.

Могут быть организованы выставки плакатов и рисунков на данную тематику. В начальной школе пожарная тема может быть использована как дидактический материал на уроке русского языка. Кроме того, можно создать соответствующую теме презентацию с любимыми мультяшными героями. Сами маленькие ученики могут инсценировать детские стихотворения Маршака и Чуковского. Еще больше будет энтузиазма, если будет возможность переодеться в костюмы.

Учеников средней и старшей школы можно смело привлекать к созданию плакатов, макетов, демонстрирующих меры пожарной безопасности в школе или процесс эвакуации из здания людей. Ребята с удовольствием примерят на себя комплект одежды, развернут пожарный рукав, используют огнетушитель.

Пожарная безопасность в школе будет обеспечена, если меры по проведению будут планомерными и регулярными. Если подход будет выбран не традиционный, а игровой - с вовлечением учеников в общественно-полезную деятельность.

Отправляя своего ребенка в школу, родители обычно спокойны и уверены в его безопасности. Они даже не подозревают, какая большая работа для этого проводится. Одно из основных направлений деятельности по охране здоровья учащихся — пожарная безопасность в школе.

Профилактическая работа

Профилактические мероприятия по предупреждению пожаров на территории учебного заведения проводятся еще до начала учебного года. В летний период классы, в которых будут обучаться дети, обследуются специальными комиссиями. Работниками пожарного надзора выносится решение о признании школы безопасным местом.

Для того чтобы учебные помещения оставались безопасными, не стоит загромождать их лишними предметами: мебелью, приборами, пособиями и другими принадлежностями. Число парт также должно соответствовать нормам проектирования. Если в кабинете, мастерской или лаборатории проходили занятия с использованием пожароопасных или взрывоопасных веществ и материалов, их необходимо убрать в предназначенные для их хранения помещения.

Кроме того, в нужно разъяснять, что пожарная безопасность в школе зависит в первую очередь от них самих. В настоящее время разработаны познавательные инструктажи для учащихся разных классов. Изучение основ пожарной безопасности для младших классов проводится занимательно, в игровой форме.

Со старшими классами организуются беседы о важности ответственного отношения к школьному имуществу, подчеркивается опасность огнеопасных и взрывоопасных материалов для здоровья и жизни детей.

Инструкция

Директор школы утверждает и следит за выполнением инструкции о мерах пожарной безопасности. В ней освещаются нормы содержания школы и ее территории, а также коридоров, по которым будет проходить эвакуация.

Подвал и все выходы из школы необходимо поддерживать свободными от посторонних предметов. Ключи от них обычно хранятся в канцелярии, а также у персонала, работающего на первом этаже.

Предусматриваются места курения, а также меры безопасности при проведении технологических и огневых работ. Подробно рассматриваются действия и обязанности работников школы при пожаре.

К данной инструкции будет уместно приложить памятку «Порядок действий при пожаре». Кроме того, данная памятка должна быть в каждом помещении школы. Также в приложении размещается план эвакуации учащихся, педагогов и другого персонала из здания школы в случае пожара.


Порядок действий при пожаре в школе

Эвакуация

Организация порядка эвакуации учеников и персонала предусматривает назначение педагогов, несущих ответственность за порядок выхода из здания в случае пожара. Обычно они отвечают за регуляцию потоков людей на каждом этаже школы. Если пожар возникает в учебном кабинете, спортивном зале или мастерской, эвакуацию проводит педагог, ведущий в данный момент занятие.

Во время массовых спортивных и культурно-развлекательных мероприятий в школе ответственность за пожарную безопасность возлагается на организатора. Ответственный сотрудник также должен до начала мероприятия проверить состояние путей возможной эвакуации учащихся.

В течение года с теми людьми, которые были назначены ответственными за эвакуацию при пожаре, проводятся специальные занятия и инструктажи. Классные руководители вносят в план воспитательной работы беседу с учениками о важности соблюдения норм пожарной безопасности. Кроме того, учитель курса «Основы безопасной жизнедеятельности» во время учебных занятий изучает и отрабатывает с детьми правила поведения в случае возникновения пожара.

Все, существующие на сегодняшний день общие правила пожарной безопасности в школе , представляют собой комплекс мероприятий, который разработаны государственными органами, а также административным аппаратом самого учреждения. Целью данного пакета правил является самая полная защита учеников, работников школы, личного и школьного имущества от пожара.

Комплекс мероприятий пожарной безопасности в школе, включает в себя сразу несколько направлений работы:

  • Покупка и поддержание в рабочем режиме средств тушения пожара: , ящиков с песком и пр.
  • Монтаж сигнализации, которая в автоматическом режиме будет фиксировать возгорание;
  • Оборудование школы «системой тревоги», которую можно активировать в случае пожара;
  • Наличие и работоспособность выходов для эвакуации;
  • Информационные стенды с наглядными сведениями по профилактике пожаров;
  • Проведение систематической работы с работниками школы и учениками на тему противопожарной безопасности. Для этого разрабатываются специальные инструкции по правилам пожарной безопасности в школе .

Полная ответственность за соблюдение правил несут её руководитель (директор) и его заместители. При этом персональная ответственность также лежит на заведующих кабинетами и производственными мастерскими.

Обеспечение пожарной безопасности в школе


На администрации школы лежит ответственность за надлежащие обеспечение выполнения правил, а также выполнение регулярного контроля над тем, чтобы работники школы и учащиеся соблюдали свой режим работы и режим работы школы.

В число мер пожарной безопасности, которые должны постоянно выполняться на территории школы, входят следующие мероприятия:

  • Скорейшее устранение любых факторов, которые могут спровоцировать пожар;
  • Строгое следование графику проведение инструктажей, нацеленных на актуализацию знаний по противопожарной безопасности;
  • Разработка и утверждение эвакуационного плана, и мер по оповещению учеников и работников школы при пожаре;
  • Чёткое распределение обязанностей работников школы при пожаре;
  • Закрепление за определёнными работниками школы лиц, которые будут ответственны за пожарную безопасность во время разных мероприятий: линеек, школьных вечеров, концертов и пр.

Обучение детей правилам пожарной безопасности в школе

Систематическое обучение детей правилам пожарной безопасности в школе начинается ещё с младших классов. Детям дают начальные представления о том, что собой представляет огонь, для каких целей его используют и почему он опасен. Закладываются основные знания о правилах обращения с огнём, а также о том, что следует делать во время пожара.

Поскольку малыши ещё не в состоянии усваивать большой объём словесной информации, то учителя занятия на данную тему часто проводят в игровой форме, а также устраивают экскурсии в пожарную часть. Также школьникам показывают , из которых те могут понять главные причины пожаров, а также то, как можно спастись от огня. Помимо этого в начальной школе учащиеся заучивают номер МЧС, учатся правильно использовать электрические приборы, и пр.

Таким образом, всё обучение детей правилам пожарной безопасности для младших школьников сводиться к тому, что им прививают несколько простейших правил:

  • Брать и использовать спички нельзя;
  • Недопустимо играть около костров или раскалённых предметов;
  • Над костром или обогревателями нельзя сушить вещи;
  • Запрещено разведение костров без взрослых;
  • Не оставлять без присмотра включенные электрические приборы;
  • Звонить, кричать и всячески привлекать внимание взрослых, если был обнаружен пожар.

Противопожарная безопасность для учеников средней ступени, включает в себя следующие элементы:

  • Привитие знаний и умений обращения ;
  • Получение знаний о легко воспламеняемых материалах;
  • Изучение правил использования огнетушителей и иных средств борьбы с огнём;
  • Основные знания о правильном спасении своей жизни и жизней других детей.

Работа над закреплением всех этих элементов ведётся в игровой форме, проводятся различные викторины и конкурсы, а также практические занятия.


Обучение основам пожарной безопасности у учеников старших классов, проходит в форме учений, на которых те получают прочные практические навыки борьбы с огнём, а также учатся спасать людей. Таким образом, заканчивая обучение в школе, старшеклассник должен точно знать ответы на следующие вопросы и уметь выполнять следующие действия:

  • Как искать запасные выходы, где располагаются огнетушители;
  • Что может стать причиной пожара, и умение предотвратить её появление;
  • Основы оказания первой медпомощи;
  • Предотвращать и останавливать игры детей с огнём;
  • Никогда не нагревать открытым пламенем неизвестные материалы;
  • Обесточивать электрические приборы, уходя из дома, не протирать их мокрыми тряпками, когда те включены в сеть, а так же не тушить их водой.
  • Не пользоваться легко воспламеняющимися жидкостями для розжига печей и костров;
  • Заливать костёр водой, пока не перестанет идти дым;
  • Не бросать зажженные спички в сухостой, тополиный пух, в урны.
  • Сразу же оповещать пожарные службу о случаях обнаружения возгораний.

Правила поведения учеников при пожаре

Основной набор правил учащихся при пожаре выглядит так:

  • Главные признаки пожара в виде дыма или резкого запах гари, говорят о том, что необходимо внимательно слушать учителя, который объективно оценивает ситуацию, и занимается обеспечением безопасности детей;
  • Ни в коем случае не нужно поддаваться какой-либо панике;
  • Покидать помещение и здание школы нужно быстро, но не бегом, чтобы избежать падений и давки;
  • После того, как здание школы было покинуто, необходимо следовать за учителем, который вскоре произведёт перекличку всех учеников вашего класса.

Итак, мы привели правила пожарной безопасности в общеобразовательных школах, являющиеся основой и итогом обучения школьников.

Сформулировав основные правила пожарной безопасности в школе для учащихся , которые они усваивают в процессе обучения. Необходимо особо подчеркнуть, что полноценная пожарная безопасность в данном случае – это не просто набор каких-то правил, которые нужно просто выучить. В обязанности же учителей и родителей входит тщательный контроль над тем, чтобы все учащиеся освоили эти правила и пользовались ими в повседневной жизни.

Детей не просто обучают их ещё и воспитывают, прививая им навыки правильного обращения с огнём, рассказывая и показывая как нужно вести себя при пожаре, а какие действия предпринимать ни в коем случае нельзя.

Согласовано Утверждаю
Председатель профкома Директор МБОУ «Оборонинская сош"
Гудухин С.П. _____________ Шевченко В.А

«__01_»_____09__________2012 г. «__01_»___09____________2012 г.

ИНСТРУКЦИЯ по пожарной безопасности в учреждении для всех работников школы.
ИОТ № 001-12
1. Общие требования.
1.1 Работники учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, установленные «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации», введенные в действие приказом МВД РФ от 14.12.93 г. №53б и настоящей инструкции.
1.2 Лица, виновные в нарушении Правил пожарной безопасности и данной инструкции, несут уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
1.3 Все работники учреждения допускаются к работе только после прохождения противопожарного инструктажа.
1.4 Ответственность за пожарную безопасность зданий и помещений приказом определяет руководитель учреждения.
1.5 Для привлечения работников учреждения к работам по предотвращению и борьбе с пожаром на объектах могут создаваться пожарно-технические комиссии и добровольно пожарные дружины.
1.6 Персональную ответственность за обеспечение пожарной безопасности учреждения и его структурных подразделений в соответствии с действующим законодательством возлагается на руководителей.
2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
2.1 Во всех помещениях учреждения на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона противопожарной службы.
2.2 В каждом учреждении приказом (инструкцией) устанавливается противопожарный режим, в том числе:
- определяется порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
- регламентируется порядок проведения временных огневых работ, порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы, действия работника при обнаружении пожара;
- определяются порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и занятия по пожарному техническому минимуму, а также назначение ответственных лиц за их проведение.
На каждом этаже, на видном месте должен быть вывешен план эвакуации на случай возникновения пожара, утвержденный руководителем.
В коридорах и на дверях эвакуационных выходов должно быть предписывающие и указательные знаки безопасности.
По окончанию занятий работники учреждения должны тщательно осмотреть свои закрепленные помещения и закрыть их, обесточив электросеть.
По окончании работы ответственный за противопожарную безопасность обязан проконтролировать отключение всех электроприборов.
В случае пожара обесточить все электрооборудование здания отключением рубильника.
В случае обнаружения пожара работники обязаны сообщить о нем в пожарную охрану, а также принять меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара.
Повторный противопожарный инструктаж проводится работникам не реже 1 раза в 6 месяцев, первичный инструктаж – при поступлении на работу с регистрацией в специальном журнале.
Инструктаж проводит руководитель структурного подразделения.
Противопожарный инструктаж руководителям проводит ответственный за противопожарную безопасность по учреждению.
Во избежание пожара в административных зданиях административно-технический персонал и служащие должны знать и строго соблюдать основные требования правил пожарной безопасности, изложенные в настоящей инструкции.
3. Требования противопожарной безопасности в административных и служебных помещениях.
Запрещается:
3.1 Загромождать коридоры, лестничные клетки, выходы, проемы и подъезды к зданиям, средствам пожаротушения и сигнализации.
3.2 Производить газосварочные работы и работы с применением легковоспламеняющихся жидкостей без письменного разрешения начальника или его заместителя.
3.3 Производить перепланировку помещений без учета противопожарных норм и правил без согласования с Госпожнадзором.
3.4 Содержать закрытыми на замок в рабочее время двери и другие выходы, предназначенные для эвакуации.
3.5 Курить в необорудованных для этой цели местах, разбрасывать окурки и использованные спички.
3.6 Устраивать в пределах лестничных клеток и коридоров кладовые и мастерские, а также хранить под лестницами и на площадках различные материалы.
3.7 Хранить легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) и горючие материалы, баллоны со сжатым и сжиженным газом.
3.8 Устраивать на оконных проемах жилых и служебных помещений глухие металлические решетки.
3.9 Разводить костры, сжигать мусор на территории учреждения.
3.10 Производить сушку белья, устраивать склады, архивы и т.д. в чердачных помещениях.
3.11 Проживать в здании учреждения обслуживающему персоналу и другим лицам.
3.12 Использовать для отделки стен и потолка горючие материалы.
3.13 Снимать предусмотренные проектом двери вестибюлей, холлов, коридоров, тамбуров и лестничных клеток.
3.14 Забивать гвоздями двери эвакуационных выходов.
3.15 Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы.
3.16 Применять в качестве электрической защиты самодельные и некалиброванные предохранители («жучки»).
3.17 Проводить уборку помещения с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревания замерших труб паяльными лампами и другими способами применением открытого огня.
3.18 Применять электронагревательные приборы и временную электропроводку. Применение нагревательных приборов может быть допущено только с письменного разрешения начальника.
3.19 Хранить на шкафах и приборах отопления бумагу и другие сгораемые предметы.
3.20 Устраивать в чердачных помещениях архивы, склады, мастерские и т.д. После окончания рабочего дня каждый сотрудник обязан выключить электроприборы, счетные машинки и освещение.
3.21 При обнаружении нарушений требований настоящей инструкции принять меры по устранению недостатков и сообщить руководству.
3.22 В случае возникновения пожара каждый сотрудник обязан немедленно вызвать пожарную команду по телефонам «01», приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
Производственные и вспомогательные объекты (помещения, сооружения, оборудование и т.д.) должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения согласно действующим нормам.
Использование первичных средств пожаротушения не по назначению запрещается.
Обслуживающий персонал производственных объектов при приеме и сдаче смены должен проверять наличие и исправность противопожарного инвентаря.
Работник обязан докладывать своему непосредственному руководству о каждом случае травм, отравления и ожога, полученном лично или другими работниками, а также о загорании, возникшей аварийной ситуации.
Работник обязан знать номера телефонов и другие средства экстренной связи, уметь ими пользоваться и немедленно осуществлять вызов: пожарной охраны – при возникновении загорания или возможности его возникновения по телефону «01», скорой помощи – при ожогах, травмах, отравлениях – по телефону «03».
До прибытия соответствующих служб работники должны срочно принять меры по ликвидации загорания или аварии и оказать помощь пострадавшему.
При возникновении аварий следует:
- умело и быстро выполнять обязанности, изложенные в плане ликвидации аварий, сообщить в пожарную охрану;
- прекратить все технологические операции;
- принять меры к удалению людей из опасной зоны;
- принять участие в ликвидации аварии и устранении ее последствий.
Тушение загорания необходимо производить средствами пожаротушения, имеющимися на участке.
5. Краткие правила пользования первичными средствами пожаротушения.
Углекислотные огнетушители.
Предназначены для тушения загорания различных веществ, за исключением тех, горение которых происходит без доступа воздуха, а также электроустановок, находящихся под напряжением до 380 В.
Для приведения в действие углекислотных огнетушителей ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8 необходимо раструб направить на горящий предмет, повернуть маховичок вентиля до отказа. Переворачивать огнетушитель не требуется; держать по возможности вертикально.
Во избежание обмораживания нельзя касаться металлической части раструба оголенными частями тела.
Порошковые огнетушители.
Предназначены для тушения нефтепродуктов, электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 Вт, ценных материалов и загорания на автомобильном транспорте.
Для приведения в действие порошкового огнетушителя ОП-10 необходимо нажать на пусковой рычаг и направить струю порошка на очаг горения через выкидную насадку.
Предназначены для тушения водой твердых сгораемых материалов и горючих жидкостей для охлаждения ближайших резервуаров.
Внутренний пожарный кран вводится в работу двумя работниками. Один прокладывает рукав и держит наготове пожарный ствол для подачи воды в очаг горения, второй проверяет подсоединение пожарного рукава к штуцеру внутреннего крана и открывает вентиль для поступления воды в пожарный рукав.
1.Асбестовое полотно, войлок (кошма). Используется для тушения небольших очагов горения любых веществ. Очаг горения накрывается асбестовым или войлочным полотном с целью прекращения к нему доступа воздуха.
2. Песок, применяется для механического сбивания пламени и изоляции горящего или тлеющего материала от окружающего воздуха.
Подается песок в очаг пожара лопатой или совком.
Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах на высоте не более 1,5м, где исключено их повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.
6. Действия при возникновении пожара.
Немедленно сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть по телефону № 01
Немедленно оповестить людей о пожаре и сообщить руководителю учреждения или заменяющему его работнику.
Открыть все эвакуационные выходы и эвакуировать людей из здания.
Вынести из здания наиболее ценное имущество и документы.
Покидая помещение или здание, выключить вентиляцию, закрыть за собой все двери и окна во избежание распространенного огня и дыма в смежном помещении.
Силами добровольной пожарной дружины приступить к тушению пожара и его локализации с помощью первичных средств пожаротушения
Отключить электросеть и обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкции, воздействие токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током.

« УТВЕРЖДАЮ »

Директор МОУ СОШ №1

Н.П. Камозина

«___» ноября 2013 г.

ИНСТРУКЦИЯ

о пожарной безопасности в МОУ СОШ №1.

Данная инструкция обязательна для выполнения всеми сотрудниками учреждения.

Лица, не выполняющие требования инструкции, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

1. Общие положения.

1.1. Настоящая инструкция устанавливает правила, обязательные для исполнения всеми

работниками школы.

1.2. Настоящая инструкция составлена на основе Правил пожарной безопасности в Рос-

сийской Федерации (ППБ 01-03).

1.3. Персонал школы, учителя допускаются к работе только после прохождения противо-

пожарного инструктажа. Лица, не прошедшие противопожарный инструктаж к работе не допускаются.

1.4. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в школе несёт заместитель директора школы.

Он обязан:

а) Обеспечивать выполнение настоящей инструкции и осуществлять контроль за соблюде-

нием установленного противопожарного режима всеми работниками, учителями и

учащимися, принимать срочные меры по устранению отмеченных недостатков;

б) Организовывать изучение правил пожарной безопасности и проведение противопожар-

ного инструктажа с работниками, учителями и с обучающимися. Определять сроки, место и порядок проведения противопожарного инструктажа;

в) Обеспечивать разработку и утверждать план эвакуации и порядок оповещения школы;

г) Устанавливать обязанности и действия работников, учителей и учащихся на случай возникновения пожара;

д) Устанавливать порядок осмотра и закрытия помещений и зданий по окончании занятий

и работы школы;

е) Обеспечивать своевременное выполнение мероприятий пожарной безопасности, пред-

ложенных органами государственного пожарного надзора и предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов.

1.5. План эвакуации и порядок эвакуации должны своевременно пересматриваться с учё-

том изменяющихся условий. Практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться один раз в месяц.

1.6. С учащимися ежемесячно должны быть организованы занятия (беседы) по изучению правил пожарной безопасности в школе, в быту.

1.7. Ответственность за противопожарное состояние кабинетов возлагается на ответствен-

ных учителей, закреплённых приказом директора школы.

1.8. Ответственность за противопожарное состояние коридоров, мест общего пользования,

подсобных помещений возлагается на заместителя директора по АХЧ.

1.9. Ответственность за противопожарное состояние столовой, кухни и склада продуктов

возлагается на заведующего производством.

1.10. Ответственность за противопожарное безопасность в нерабочее время, в выходные дни возлагается на охранника ЧОП.

2. Порядок содержания территории, зданий и помещений.

2.1. Здания школы перед началом учебного года должны быть приняты соответствую-

щей комиссией, в состав которой включаются представители государственного пожарного надзора.

2.2. Территория школы должна постоянно содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с терри-

тории школы.

2.3. Дороги и подъезды к зданиям школы, а также подходы к пожарному инвентарю и оборудованию должны быть всегда свободными.

О закрытии отдельных участков дорог в связи с проведением ремонтных работ или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных автомобилей, следует немедленно уведомлять пожарную охрану.

2.4. Разведение костров, сжигание мусора и устройство открытых кухонных очагов на

территории школы не допускается.

2.5. Вместимость помещений должна соответствовать установленным нормам.

2.6. В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимые для обеспече-

ния учебного процесса мебель, приборы, модели, принадлежности, пособия и т.п., кото-

рые должны храниться в шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стой-

2.7. Число парт (столов) в учебных классах и кабинетах не должно превышать количества, установленного нормами проектирования.

2.8. Расстановка мебели и оборудования в классах, кабинетах, мастерской, столовой и других помещениях не должна препятствовать эвакуации людей и проходу к средствам пожаротушения.

2.9. Эвакуационные выходы, коридоры, тамбуры не должны загромождаться какими-либо предметами и оборудованием.

2.10. Двери коридоров, тамбуров должны иметь уплотнения в притворах, которые должны

постоянно находиться в исправном состоянии. В период пребывания людей в здании двери эвакуационных выходов допускается запирать только изнутри с помощью легко открывающихся (без ключей) запоров (задвижек, крючков и т.д.).

2.11 Для оповещения людей о пожаре используется кнопка тревожной сигнализации или школьный звонок (три коротких звонка).

2.12. В чердачном помещении запрещается устраивать склад (за исключением хранения

оконных рам), применять для утепления стружку, опилки и другие горючие материалы.

2.13. Вход в чердачное помещение должен быть постоянно закрыт на замок. Ключи от замка следует хранить у охранника ЧОП, в доступном месте. На двери в чердачное помещение должна быть информация, указывающая место хранения ключа.

2.14. Слуховые окна чердачного помещения должны быть остеклённые и находиться в закрытом состоянии. Стропила в чердачных помещениях должны быть обработаны специ-

альным составом, препятствующим возгоранию.

2.15. Пожарные краны внутри школы должны быть оборудованы рукавами и стволами, помещенными в шкафы, которые пломбируются. Пожарные краны ежегодно подвергаются техническому обслуживанию и проверяются на работоспособность путем пуска воды.

2.16. Огнетушители располагаются в легкодоступных местах, где нет попадания солнечных лучей, нагревательных приборов.

2.17. По окончании занятий в классах, мастерской, спортзале учителя и другие работники

и закрыть помещения, обесточив электросеть. В кабинетах, автоклассах и мастерской все пожароопасные и взрывопожароопасные вещества и материалы должны быть убраны в специально оборудованные помещения.

2.18. В зданиях школы проживание обслуживающего персонала и других лиц не допускается.

2.19. Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в зданиях школы

допускается в небольших объёмах при соблюдении правил хранения ЛВЖ и ГЖ.

2.20. В здании школы запрещается:

а) производить перепланировку помещений с отступлением от требований строительных

норм и правил;

б) использовать для отделки стен и потолков эвакуационных путей горючие материалы;

в) устанавливать решётки, жалюзи и подобные им несъёмные солнцезащитные, декора-

тивные и архитектурные устройства на окнах помещений, связанных с пребыванием людей (за исключением помещений, требующих укреплённую защиту от постороннего проникновения: кабинет с компьютером, спортзал, мастерская);

г) забивать двери эвакуационных выходов;

д) применять для целей отопления самодельные нагревательные устройства;

е) использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники и т.п. для приготовления

пищи и трудового обучения за исключением специально оборудованного помещения;

ж) устанавливать зеркала и устраивать ложные двери на путях эвакуации;

з) проводить огневые, электрогазосварочные и другие виды пожароопасных работ в зда-

ниях при наличии в их помещениях людей;

и) обёртывать электрические лампочки бумагой, материей и другими горючими материа-

к) применять для освещения свечи, керосиновые лампы и фонари;

л) производить уборку помещений, очистку деталей и оборудования с применением лег-

ковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

м) производить отогревание труб системы отопления, водроснабжения и т.п. с применени-

ем открытого огня. Для этих целей следует применять горячую воду, пар или нагретый песок;

н) хранить на рабочих местах и в шкафах, а также оставлять в карманах спецодежды использованные обтирочные материалы;

о) оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы.

2.21. Огневые и сварочные работы могут быть допущены только с письменного разреше-

ния директора школы. Эти работы должны производиться согласно требованиям Правил

пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства.

2.22. Пользование утюгами разрешается только в специально отведённом месте под наб-

людением работника учреждения. Глажение допускается только утюгами с исправными терморегуляторами и световыми индикаторами включения. Утюги должны устанавлива-

ться на подставках из огнеупорного материала.

2.23. По окончании занятий в классах, мастерской, спортзале учителя и другие работники

учреждения должны тщательно осмотреть помещения, устранить выявленные недостатки

и закрыть помещения, обесточив электросеть.

2.24. Не разрешается курение на территории и в здании школы.

2.25. Мероприятия с массовым участием учащихся и учителей (вечера, дискотеки, торжества вокруг ёлки, представления и т.д.) проводятся в помещении школы, тщательно подготовленном в противопожарном отношении.

3. Порядок содержания и эксплуатации электрооборудования.

3.1. Электрооборудование, используемое в школе, и его эксплуатация должны отвечать требованиям Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок.

3.2. Администрация школы обеспечивает своевременное обслуживание и техническую эксплуатацию электрооборудования и электросетей, своевременное проведение профилактических осмотров, планово-предупредительных ремонтов и эксплуатацию электрооборудования, аппаратуры и электросетей.

3.3. Соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей должны быть выполнены с помощью опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов.

3.4. В здании с массовым пребыванием учащихся на случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари.

3.5. Объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации должны постоянно находится в исправном и включенном состоянии.

3.6. При эксплуатации электроустановок запрещается

а) использовать приемники электроэнергии в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей или имеющим неисправности;

б) эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

в) пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановоч-

ными изделиями;

г) пользоваться электроутюгами, электроплитами, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов;

д) применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;

е) обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками.

ж) размещать у электрощитов горючие вещества и материалы.

4. Порядок действий при пожаре.

Порядок и последовательность действий

Исполнители

1. Вызов и встреча пожарной команды.

При обнаружении очага задымления или возгорания (пожара)

По телефону

О1 вызвать пожарную команду.

Первый обнаруживший очаг задымления или возгорания

(пожара)

Встреча пожарной команды и спасателей МЧС, а также других экстренных служб города

Открыть все (три) въездные ворота на территорию школы и организовать беспрепятственный проезд

к зданию школы.

Доложить директору школы.

Заместитель директора по АХЧ,

уборщицы.

  1. Эвакуация учащихся

Доклад любым способом директору школы или лицу его замещающему

о задымлении или возгорании

Обнаруживший очаг задымления или возгорания лично, или посыльным, или по телефону сообщает директору школы или лицу его замещающему о случившемся.

Обнаруживший очаг задымления или возгорания

Подача сигнала об эвакуации школы

Тревожной кнопкой в здании школы подать сигнал об эвакуации учащихся, учителей и персонала.

Охранник ЧОП.

Эвакуация учащихся, учителей и

персонала

Эвакуация проводится согласно Плана эвакуации школы. Учитель, который проводил урок, выводит учащихся через эвакуа-ционный (запасной) выход согласно плана. После вывода в безопасное место, проверяет учащихся по классному журналу, и докладывает директору школы о количестве эвакуированных школьников

Администрация, учителя школы.

  1. Тушение пожара и вынос имущества,

документации

Отключение электроэнергии

(при необходимости)

При необходимости отключение электроэнергии:

В электрощитовой;

В столовой (варочные, водонагревательные котлы)

Заместитель директора по АХЧ,

Заведующая производством

Тушение очага возгорания до прибытия пожарной команды

Тушение очага возгорания проводится нештатной пожарной командой школы

согласно пожарного расчёта.

Нештатная пожарная команда

Вынос имущества и документации

школы

Вынос имущества и документации осуществляется администрацией, учителями школы согласно расчёта.

Администрация

и учителя школы.

Доклад прибывшей пожарной команде

Директор школы или лицо его замещающее информирует старшего пожарной команды о

сведениях необходимых для тушения пожара.

Заместитель директора по безопасности А.Н.Коршунов

Поделиться