Командные учения по го. Виды специальных занятий, тренировок и учений по подготовке специалистов и аварийно-спасательных формирований по го и к действиям в чс

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева»

П Р И К А З
Об утверждении плана и проведении комплексного учения ГО и ЧС

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2003 года № 547 « О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера», руководствуясь письмом первого заместителя главы администрации Сормовского района г. Н.Новгорода С.Г. Павлова от 14.11.2016 № 177 с целью подготовки учения и организованного его проведения

приказываю

1. Провести на базе МАОУ «Школа №79 им. Н.А.Зайцева» в 2016-2017 учебном году комплексное учение ГО и ЧС по теме: «Организация и проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования и защите учащихся и персонала при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и ведении гражданской обороны».

    Назначить:

Директора М.В.Банникову - руководителем учения;

руководителями структурных подразделений:

Зам. директора Т.В.Нефедову – начальником штаба учения;

Зам. директора Метелеву Е.Г. – начальником по МТО;

Врача Бернюкову М.А. – начальником медицинской службы;

Учителя Трофимова В.А. – начальником службы связи и оповещения;

на учение привлечь:

Членов ГО И ЧС Сормовского района;

Личный педагогический состав, согласно плана учения;

3. Начальнику штаба руководства учением разработать и представить план проведения учения (Приложение 1 на 2 листах к настоящему приказу).

4. Руководителям структурных подразделений организовать подготовку персонала к учению (согласно плана).

5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Директор М.В.Банникова

С приказом ознакомлены:

Приложение 1

к приказу от 22.11.2016 № 734-О

План проведения комплексного учения ГО и ЧС

на базе МАОУ «Школа №79 им. Н.А.Зайцева» на 2016-2017 учебный год

Тема: Организация и проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования и защите учащихся и персонала при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и ведении гражданской обороны.

Учебные цели:

    проверить реальность «Плана действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и «Плана гражданской обороны» объекта;

    совершенствовать навыки руководящего состава и структурных подразделений по выполнению мероприятий ГО, предупреждению и ликвидации ЧС;

    закрепить знания и навыки персонала и жителей прилегающих к школе жилых зданий по защите в условиях ЧС мирного и военного времени;

    отработать навыки поведения по сигналам оповещения и при проведении эвакуации;

    определить эффективность мероприятий по переводу объекта на работу в условиях военного времени и поддержанию его устойчивого функционирования.

Состав участников: руководящий состав школы, комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, отдел ГОЧС, службы ГО, объектовая эвакокомиссия, персонал структурных подразделений, формирования: сводная группа, спасательная команда, разведывательная группа, группа связи, группа РХЗ, команда пожаротушения, группа охраны общественного порядка, аварийно-техническая группа, санитарная дружина.

Легенда учения:

Мероприятия по защите персонала школы и учащихся, ликвидации последствий ЧС мирного времени осуществляются в условиях аварии на близлежащих предприятиях Сормовского района ЗАО «Нефтепродукт» (ул. Коминтернат,27), ОАО «ЗКПД-4-Инвест» (ул. Зайцева, 31), ОАО «Железобетонстрой № 5» (ул. Федосеенко, 44а) с выбросом нефтепродуктов и загрязняющих веществ в окружающую среду. Комплекс мероприятий по переводу школы на работу в условиях военного времени отрабатывается с руководящим составом в полном объеме, а практические мероприятия - частично. Организация вывода учащихся в безопасную зону и эвакуация сотрудников школы отрабатываются реально, а их выполнение - частично.

Этапы учения и учебные вопросы:

I этап. Организация защиты персонала при аварии на нефтеперерабатывающих предприятиях и проведение ДНР при ликвидации ее последствий.

1. Приведение в готовность органов управления и формирований. Оповещение членов КЧС и ОПБ, НАСФ и сотрудников школы при аварийном розливе нефтепродуктов. Организация защиты персонала при аварии на нефтеперерабатывающих предприятиях.

2. Сбор членов КЧС и ОПБ, НАСФ. Действия органов управления, формирований, сотрудников в условиях загрязнения нефтепродуктами и при ликвидации его последствий.

II этап. Перевод предприятия на работу в условиях военного времени

1. Организация и проведение мероприятий по переводу школы на работу в условиях военного времени. Выработка предложений в решение председателя КЧС и ОПБ на ликвидацию ЧС вызванной розливом нефтепродуктов.

2. Проведение эвакуации учащихся, персонала и членов семей.

III этап. Организация и ведение ГО в условиях войны с применением обычных средств поражения.

1. Действия персонала по сигналам оповещения.

2. Организация и ведение АС и ДНР в очагах поражения.

Место проведения тренировки: г.Н.Новгород , территория МАОУ «Школа № 79 им. Н.А.Зайцева»

Календарный план

подготовки комплексного учения

2. Проведение рекогносцировки района учения

Ноябрь 2016

3. Постановка задач командно-начальствующему составу на разработку документов по подготовке и проведения учения.

Ноябрь 2016

4. Проведение штабной тренировки (инструктивное занятие)

Декабрь 2016

2. Разработки для проведения учения

1. План проведения учения

Январь 2017

Нефедова Т.В. – зам. директора-начальник штаба руководства учением

2. План материально-технического обеспечения

Январь 2017

Метелева Е.Г. – зам. директора по АХЧ

3. План медицинского обеспечения

Январь 2017

Бернюкова М.А. – врач

4. Схема связи на учении

Январь 2017

Трофимов В.А. – начальник службы связи и оповещения

5. Инструкция по мерам безопасности на учении

Январь 2017

Инженер ОТ

3. Подготовка формирований

1. Изучение вопросов с командно-начальствующим составом

Февраль 2017

Нефедова Т.В. – зам. директора-начальник штаба руководства учением

2. Изучение вопросов специальной подготовки, подлежащих отработке на учении.

Согласно расписания занятий

Начальник отдела по ГО и ЧС

3. Изучение инструкций по мерам

4. Подготовка сотрудников школы

1.Изучение вопросов, подлежащих отработке в ходе учения

Согласно расписания занятий

Руководители учебных групп

2.Изучение инструкции по мерам безопасности.

Согласно расписания занятий

5. Мероприятия по материально-техническому и медицинскому обеспечению.

1. Оснащение формирований

Руководители структурных подразделений

Руководители структурных подразделений

2. Обеспечение участников средствами оказания медицинской помощи и медикаментами.

  • Приказ МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 284 "Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"
  • Приложение. Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

Приказ МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 284
"Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" приказываю:

Утвердить прилагаемую Инструкцию по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.


В. Пучков

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697, N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301, N 20, ст. 2435, N 51 (ч. 3), ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, 194, N 2, ст. 267, N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 243, N 6, ст. 643, N 19, ст. 2329, N 47, ст. 6455.


Регистрационный N 29115


Приложение
к приказу МЧС России
от 24 апреля 2013 г. N 284


Инструкция
по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах


1. Настоящая Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - Инструкция) разработана в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"*(1) , от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"*(2) , от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"*(3) , от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"*(4) , постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны"*(5) , от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"*(6) , от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"*(7) , от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации"*(8) и определяет порядок подготовки и проведения в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях комплексных, командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - учения и тренировки).

2. Подготовка органов управления и сил к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на комплексных учениях (далее - КУ).

3. КУ продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов.

4. КУ планируются и проводятся в целях:

достижения высокой слаженности в работе руководителей организаций, органов управления, формирований и служб при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, восстановления систем жизнеобеспечения и ведения гражданской обороны;

совершенствования приемов и способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивого функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

проверки качества выполнения мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, паспортов безопасности территорий муниципальных образований, деклараций безопасности и паспортов безопасности опасных объектов, оценки состояния гражданской обороны, муниципальных и объектовых звеньев единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их фактической готовности к решению задач по предназначению, надежности систем управления, связи и оповещения.

5. КУ могут быть совмещены с учениями вышестоящих организаций.

6. Подготовка органов управления и сил по достижению слаженности и оперативности в управлении действиями нижестоящих органов управления и сил при проведении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на командно-штабных учениях (далее - КШУ) или тактико-специальных учениях (далее - ТСУ).

7. КШУ продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года, в организациях 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

8. КШУ организовываются и проводятся для отработки вопросов организации и управления при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

9. КШУ планируются и проводятся в целях:

совершенствования практических навыков руководителей и должностных лиц организаций по применению сил и средств, управления ими при решении задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

достижения согласованности в работе органов управления и сил при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

10. ТСУ продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием сил постоянной готовности - 1 раз в год.

11. Основными целями проведения ТСУ являются:

совершенствование практических навыков руководителей организаций в управлении силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

проверка готовности формирований и служб к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также последствий применения противником современных средств поражения.

12. Совершенствование практических навыков органов управления по организации и управлению мероприятиями гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляется при проведении штабных тренировок (далее - ШТ).

13. Основной целью ШТ является выработка у руководителей организаций и органов управления практических навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий в связи с угрозой и в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в военное время, а также достижения слаженности в работе отдельных подразделений и органов управления в целом.

14. ШТ могут быть совместные и раздельные.

Совместные ШТ проводятся с привлечением органов управления и всех структурных подразделений организации с целью отработки взаимодействия между ними и достижения слаженности действий.

Раздельные ШТ проводятся с каждым органом управления или отдельными структурными подразделениями организации.

15. Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций, за исключением организаций, указанных в пункте 3 настоящей Инструкции, по решению задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется при проведении объектовых тренировок (далее - ОТ) продолжительностью до 8 часов.

16. На ОТ отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов).

17. ОТ могут проводиться под руководством руководителя организации (объекта) или в составе групп объектов и организуются по территориально-производственному принципу по единому плану.

18. Практическое обучение органов управления и сил, пожарных команд, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и работников организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводится на специальных учениях или тренировках по противопожарной защите (далее - СУТ).

19. СУТ по противопожарной защите на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 8 часов.

20. Целями СУТ являются:

проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;

проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;

обучение работников организаций (учащихся учебных заведений) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;

повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся учебных заведений) к действиям при угрозе и возникновении пожара.

21. В зависимости от численности работников организаций (учащихся учебных заведений) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организаций (учащимися учебных заведений) или отдельными группами. Продолжительность каждого учения от 2 до 3 часов.

22. При выявлении в ходе СУТ существенных недостатков, решением соответствующих руководителей в организации могут быть проведены повторные тренировки по тематике выявленных недостатков.

23. Проведение учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах осуществляется в комплексе с мероприятиями по мобилизационной подготовке на текущий год.

24. Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

25. Учения и тренировки могут быть плановые, проверочные, показные, опытные и исследовательские.

26. Плановые учения и тренировки проводятся по завершению цикла обучения руководителей организаций, органов управления и сил по специальной подготовке с целью их слаживания, совершенствования взаимодействия, отработки практических действий по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

27. Проверочные учения и тренировки проводятся по указанию вышестоящего органа управления в целях оценки степени готовности, уровня тактико-специальной подготовки органов управления и сил.

28. Показные учения и тренировки проводятся в целях выработки единых требований к организации применения сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработки методов организации работ в зоне чрезвычайной ситуации, а также показа наиболее эффективных приемов и способов действий по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

29. Опытные и исследовательские учения служат одной из форм проведения исследований и проверки способов разрешения проблемных задач теории и практики гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проводятся в целях исследования новых форм и методов подготовки органов управления и сил, ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также использования штатного имущества и техники.

30. Порядок проведения опытных и исследовательских учений и состав участников определяется руководителем организации, по распоряжению которого они проводятся.

31. При работе со служебными документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в период подготовки и проведения учений и тренировок должностные лица обязаны соблюдать режим секретности, установленный законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

32. Контроль за проведением учений и тренировок осуществляется соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах предоставленных им полномочий по управлению гражданской обороной, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.


_____________________________

*(1) Собрание законодательства Российской федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610.

*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1, ст. 2, N 33, ст. 3413; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. 1), ст. 1839, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636, N 44, ст. 4537, N 50, ст. 5279, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117, N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 29, ст. 3635, N 45, ст. 5265, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54, N 30 (ч. 1), ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596, N 46, ст. 6407, N 49 (ч. 1), ст. 7023; 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7608.

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2000, N 32, ст. 3341, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2003, N 46 (ч. 1), ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377, N 49, ст. 4840; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 15, N 19, ст. 1752; 2008, N 18, ст. 1938; 2009, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2012, N 41, ст. 5525.

*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2002, N 41, ст. 3970; 2004, N 25, ст. 2482, N 35, ст. 3607; 2007, N 26, ст. 3076; 2009, N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4192, N 52 (ч. 1), ст. 6992.

*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490; 2006, N 34, ст. 3689; 2008, N 43, ст. 4948.

*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 37, ст. 3585; 2005, N 7, ст. 560; 2009, N 25, ст. 3064; 2010, N 38, ст. 4825.

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429, N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675, N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, 981, N 14, ст. 1950; 2012, N 1, ст. 145, N 17, ст. 2009, N 37, ст. 5002, N 44, ст. 6026, N 46, ст. 6339, N 48, ст. 6687.

*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165; 2013, N 9, ст. 963.


ПЛАН Проведения Комплексного объектового учения по ГО в Крымском агротехнологическом университете 14-15 апреля 2004 года.

ТЕМА: Действия органов управления и сил Гражданской обороны по предупреждению и реагированию на ЧС техногенного характера“.

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ:

1. Для руководящего состава ГО объекта

Проверить реальность выполнения мероприятий плана ГО объекта в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

Усовершенствовать навыки в организации и проведении мероприятий по защите всех категорий должностных лиц и студентов университета при чрезвычайных ситуациях.

2. Для командно-начальствующего состава ГО объекта

Обеспечить практику командно-начальствующему составу в управлении своими подчиненными при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3. Для личного состава формирований ГО:

Произвести тренировку личного состава формирований в практическом выполнении мероприятий защиты и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

4. Для рабочих и служащих объекта:

Практически отработать мероприятия по защите, в условиях чрезвычайных ситуаций.

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: Руководящий состав, комиссия по ЧС, невоенизированные формирования объекта, все работники объекта.

ТЕХНИКА И ИМУЩЕСТВО : транспортные средства, инженерная техника, имущество, средства индивидуальной защиты согласно штату.

ЗАТРАТЫ МОТОРЕСУРСОВ : _____ километров - на автомобиль, _____ моточасов - на единицу инженерной техники, топливо и смазочные материалы – по соответствующим расчетам на каждую единицу техники.

ЭТАПЫ ТРЕНИРОВКИ, ИХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

Первый этап : Выполнение мероприятий ГО при угрозе и возникновении ЧС техногенного характера.

Учебные вопросы:

1. Оповещение руководящего и командно – начальствующего состава, рабочих и служащих об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

2. Сбор руководящего состава и постановка задач для осуществления мероприятий по снижению влияния ЧС на плановый процесс.

3. Организация и проведение мероприятий ГО при угрозе возникновения ЧС.

Второй этап : Организация и проведение работ по ликвидации последствий ЧС.

Учебные вопросы :

1. Оповещение руководящего, командно-начальствующего состава, работников объекта о возникновении чрезвычайной ситуации.

2. Выполнение противопожарных, поисково-спасательных работ и мероприятий по защите людей на объекте.

ХОД ТРЕНИРОВКИ:

ОБЩАЯ ОБСТАНОВКА.

Изношенность материальной базы объектов, несоблюдение мер безопасности при обращении с горючими веществами, нарушение правил обращения с электроприборами, халатность должностных лиц в вопросах обеспечения пожаробезопасности приводят к крупным пожарам, травматизму и гибели людей.

За 11 месяцев в Украине на пожарах погибли 2808 человек, в том числе 105 детей. Материальный ущерб составил 250 миллионов гривен.

На постсоветском пространстве пожары часто возникали в государственных учреждениях, в том числе и вузах. В университете Дружбы народов (г. Москва) произошли 2 пожара 12 июля, и в ночь с24 на 25 ноября 2003 года. Во время второго пожара погибло 38 человек и 150 человек получили поражения различной степени тяжести. Эти факты свидетельствуют об отсутствии эффективной системы Гражданской обороны объекта и недооценке ее роли в вопросах предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Анализ статистического материала по пожарам показывает определяющую зависимость количества пострадавших от степени эффективности системы Гражданской обороны объектов, эффективности предупредительной работы Комиссий по ЧС.

ЧАСТНАЯ ОБСТАНОВКА (Учебная).

Из-за несвоевременного устранения недостатков в вопросах электрообеспечения, при включении электрооборудования не исключены возможности коротких замыканий, вследствие которых могут загореться помещения учебного корпуса (лаборатории, учебные классы). Противопожарный инвентарь отсутствует, и это создает предпосылку к возгоранию соседних помещений.

На территории автопарка не соблюдаются меры безопасности, разводится открытый огонь возле находящихся рядом автомобилей. В этих условиях не исключена возможность возгорания автомобилей. Противопожарный инвентарь отсутствует, работники автопарка не обучены вопросам противопожарной безопасности. В автопарке нет инструкции о действиях в случае пожара на территории и в помещениях парка.

Во дворце студентов при проведении массовых мероприятий, для усиления зрелищности представлений предполагается возможность использования свеч и бенгальских огней. Противопожарного имущества недостаточно, не отработаны варианты эвакуации зрителей и персонала дворца студентов. Эта частная обстановка сложилась к 08.00 14 апреля 2004 года.

Время

Учебные вопросы

Обстановка

Действия руководителя тренировки, заместителей, помощников

Последовательность действий

Личного состава

Первый этап : Выполнение мероприятий ГО при угрозе возникновения ЧС .

8.30-9.00 24 апреля - провести совещание по вопросам оперативности реагирования на ЧС.

Вручить дежурному охраннику

Вводную №1

Вводная №1.

(вскрыть в 09.10)

В 9 часов10 минут

14 апреля 2004 года поступил телефонный сигнал о пожаре на втором этаже главного корпуса, в кассе университета.

. Проверить :

· порядок приема сигнала;

· предварительные действия Председателя Комиссии по ЧС (оперативность и эффективность действий, связь с вышестоящими службами и другими организациями);

Вручить дежурному охраннику

Вводную №2

Вводная №2.

(вскрыть в 09.35)

В 9 часов 35 минут

14 апреля 2004 года председателю Комиссии по ЧС поступило сообщение от дежурного охранника о пожаре в библиотеке, читальном зале №1.

Проверить:

· порядок и отработанность приема сигнала о пожарах;

· постановку задач членам Комиссии по ЧС;

· практическое руководство Комиссией в реагировании на сигнал;

· эффективность организации защиты людей и материальных ценностей.

· противопожарную документацию объекта.

Вручить дежурному охраннику

Вводную №3

Вводная №3.

(вскрыть в 10.15)

В 10 часов 15 минут

14 апреля 2004 года председателю Комиссии по ЧС поступило сообщение от дежурного охранника о пожаре в зрительном зале дворца студентов.

Проверить:

· порядок и отработанность приема сигнала о пожарах на отдаленных объектах;

· предварительные действия Председателя Комиссии по ЧС (оперативность и эффективность действий, связь с вышестоящими противопожарными службами и другими организациями);

· постановку задач членам Комиссии по ЧС;

· практическое руководство Комиссией в реагировании на сигнал;

· эффективность организации защиты людей и материальных ценностей;

· противопожарную систему на основных объектах университета.

Второй этап : Организация и проведение работ по ликвидации последствий ЧС .

12.00 Подача сигнала ""Внимание всем"" –организованный выход сотрудников и студентов из корпусов зданий.

Вручить командирам санитарных дружин

Вводную №4

Вводная №4.

В 13.00 в подвале корпуса №1 произошел взрыв ацетиленового генератора, есть пострадавшие.

Проверить:

· предварительные действия командира санитарной дружины (оперативность и эффективность действий, связь со штабом и вышестоящими службами и другими организациями);

· план приведения санитарной дружины в готовность;

· практическое руководство санитарной дружиной в реагировании на сигнал;

· эффективность организации защиты людей.

· документацию санитарной дружины.

Оповещение

Сбор, получение задач;

Получение необходимого имущества и средств;

Оказание необходимой помощи пострадавшим.

1.Проверить документацию командиров формирований;

2.Проверить возможности реагирования на ЧС, связанные с пожаром.

Вводные посредников.

Проверить:

· предварительные действия командира НВФ (оперативность и эффективность действий, связь со штабом и вышестоящими службами и другими организациями);

· порядок приведения НВФ в готовность;

· практическое руководство НВФ в реагировании на сигнал;

· эффективность организации защиты людей и спасения материальных ценностей;

· эффективность организации СНАВР.

Личный состав НВФ действует по обстановке и по указанию командира НВФ.

Разбор КОУ.

Подведение итогов

Проводится разбор, указываются положительные и отрицательные моменты в организации и действиях руководителей и личного состава во время учения.

Начальник штаба ГО


План проведения комплексного объектового учения по ГО (пример) - 4.0 out of 5 based on 5 votes

Продолжение табл. 2.1

Виды Продолжитель-ность Периодичность
Специальная подготовка с личным составом формирований 15 часов ежегодно
Занятия с рабочими и служащими 12 часов ежегодно
Учебные занятия в вузах по БЗ в ЧС 50 часов ежегодно
Командно-штабные учения (КШУ): 1. В федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ. 1. В органах местного самоуправления. 2. В организациях. 3 суток 3 суток 1 сутки 1 раз в 2 года 1 раз в 3 года 1 раз в год
Тактико-специальные учения: - с формированиями; - с формированиями постоянной готовности. До 8 часов До 8 часов 1 раз в 3 года 1 раз в год
Комплексные учения в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты До 2 суток 1 раз в 3 года
Объектовые тренировки в других организациях (и в вузах) До 8 часов 1 раз в 3 года
Тренировки в образовательных учреждениях с учащимися и студентами До 1 суток ежегодно
Тренировки по оповещению и сбору руководителей и личного состава с НФ Не менее 2 суток ежегодно
Учебно-методические сборы (руководящего состава, КНС и специалистов РСЧС) 1-2 дня ежегодно
Курсы ГО (районные, городские, областные) для КНС формирований 1-3 недели 1 раз в 3 года

Продолжение табл. 2.1

Кроме того, по ГО и ГЗ вышестоящими органами ГО или МЧС проводятся инструкторско-показные занятия, проверочные, контрольные, комплексные или тактико-специальные учения (тренировки).

Тактико-специальные занятия преследуют цели:

1. Подготовить личный состав формирований к решению конкретных задач, а также сколачивание формирований для действия в полном составе.



2. Совершенствовать навыки командиров формирований в управлении действиями подчиненных.

Занятия включают в себя два этапа:

I этап. Подготовка занятия. Состоит из следующих элементов:

1. Личная подготовка руководителя.

2. Выбор и подготовка места или района занятия.

3. Составление плана-конспекта или плана занятия.

4. Подготовка материального обеспечения.

5. Подготовка обучаемых.

II этап. Проведение занятия, которое состоит из следующих элементов:

1. Проверка готовности формирования к занятию.

2. Постановка задачи (в форме приказа или распоряжения).

3. Действия формирования в очаге поражения (зоне поражения).

4. Анализ неправильных действий обучаемых в ходе занятий.

5. Разбор занятия.

На тактико-специальном занятии слабо усвоенные учебные вопросы могут быть отработаны обучаемыми повторно

Тактико-специальные учения (ТСУ) – это основная и наиболее эффективная форма подготовки личного состава по гражданской обороне. Сюда же относятся комплексные учения или же объектовые тренировки, требования для которых аналогичны ТСУ.

Сущность ТСУ заключается в том, что в ходе его руководящий состав, службы ГО, личный состав формирований ГО практически выполняют задачи по предназначению на фоне общей непрерывно развивающейся тактической обстановки.

ТСУ имеют цели:

1. Совершенствование практических навыков руководящего и командно-начальствующего состава в руководстве спасательными и другими неотложными работами.

2. Сколачивание невоенизированных формирований ГО, как для самостоятельных, так и совместных с другими формированиями действий по ведению спасательных и других неотложных работ.

3. Проверка готовности формирований ГО.

4. Выработка у личного состава морально-боевых и психологических качеств.

5. Проверка и изучение новой организационно-штатной структуры формирований ГО.

6. Проверка выполнения требований уставов, положений и наставлений.

7. Показ организации и методики проведения учений по ГО.

Плановые ТСУ проводятся в соответствии с Программой и планом подготовки формирований ГО один раз в три года, с формированиями постоянной готовности один раз в год. Продолжительность планового ТСУ составляет до 8 часов.

По указанию старших начальников могут проводиться проверочные, показные и инструктивные ТСУ. Руководителем ТСУ является обычно вышестоящий начальник по отношению к формированию, привлекаемому на ТСУ. Например:

Для проведения учения с командами и группами руководителями могут быть назначены хорошо подготовленные работники отдела ГОЧС;

Учения со спасательными и сводными отрядами целесообразно проводить начальнику ГО организации или его заместителем;

Учения с формированиями служб ГО проводят, как правило, начальники служб.

В помощь руководителю назначаются заместители и помощники. Для проведения ТСУ с отрядами создается штаб руководства, с командами и группами – группа управления.

Подготовка к проведению ТСУ заключается в выполнении целого комплекса мероприятий.

1. Организационные мероприятия:

Определение темы, учебных целей, учебных вопросов, времени и продолжительности ТСУ;

Выбор и рекогносцировка района проведения ТСУ;

Назначение руководства ТСУ (руководитель, заместители, помощники, посредники);

Определение участников ТСУ (что надо делать в первую очередь);

Уточнение мероприятий по материально-техническому обеспечению ТСУ.

2. Разработка документов на проведение ТСУ:

Календарный план подготовки ТСУ с указанием наименования конкретных мероприятий, сроков исполнения и ответственных лиц;

Организационные мероприятия (в форме приказа на проведение ТСУ);

План проведения ТСУ, в котором указывается тема, учебные цели, время и место проведения ТСУ, состав участников, учебные вопросы и расчет времени, тактическая обстановка и ход ТСУ;

Частные планы заместителей, помощников руководителя учения, а также посредников;

Инструкции по мерам безопасности;

План имитации тактической обстановки;

Планы обеспечения ТСУ (материально-технического, связи, комендантской службы и др.);

Схема организации и руководства учением;

Карты района учений, графики, расчеты и другие необходимые документы.

3. Подготовка района ТСУ:

Подготавливается учебный городок или натуральный участок для проведения ТСУ. Причем участок для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) следует выбрать таким образом, чтобы было экономически выгодно проводить учение. Например: ремонт теплотрассы, линии связи, резка металлолома, достройка здания, снесение аварийного здания и т.д.

Намечаются район сбора формирований и маршруты выдвижения их к району проведения АС и ДНР;

Подготавливаются различные знаки и указатели.

4. Подготовка руководителей ТСУ.

С руководящим составом предварительно организуется проведение занятий по изучению документов, наставлений, могут проводиться инструкторско-методические занятия. Проводятся групповые упражнения и решение летучек, на которых заместители, помощники руководителя, посредники выступают в роли обучаемых (по своему направлению в ТСУ), с целью выработки единых взглядов и ожидаемых решений участников ТСУ.

5. Подготовка участников ТСУ.

С участниками ТСУ организуется изучение руководящих документов, тренировки по оповещению и сбору личного состава формирований. Формирования ГО доукомплектовываются личным составом, техникой, имуществом. Проводятся практические занятия по отработке установленных нормативов по ГО и тактико-специальные занятия по наиболее важным вопросам.

С личным составом, привлекаемым на ТСУ, изучаются меры безопасности при проведении практических работ. Приводятся в готовность средства индивидуальной защиты, техника и имущество. В этот период может проводиться смотр невоенизированного формирования гражданской обороны. Командно-начальствующий состав формирований ГО принимает участие в инструкторско-методических занятиях, штабных тренировках и учебно-методических сборах.

Методика проведения тактико-специальных учений.

Для проведения учений целесообразно придерживаться следующей методической последовательности:

В исходном положении перед началом учения руководитель, его помощники и посредники проверяют готовность участвующего в учении личного состава к ведению АС и ДНР (оснащение индивидуальными средствами зашиты, инструментом, техникой и т.д.). Затем руководитель учений вводит командно-начальствующий состав формирований в обстановку, сложившуюся в очаге поражения и в роли старшего начальника ставит задачи формированиям, отдает устный приказ на проведение АС и ДНР.

В ходе учений руководитель и его помощники наращивают обстановку, которая потребует от командно-начальствующего состава формирований быстрого принятия решения по спасению людей, на проведение спасательных и других неотложных работ на коммунально-энергетических сетях, оказание первой медицинской помощи пораженным, осуществление маневра силами и средствами. Командир (начальник) отряда (командир группы) отдает в ходе учения необходимые распоряжения на основании личной разведки и данных обстановки, поступающих от подразделений разведки и формирований (команд, групп, звеньев), проводящих в очаге поражения АС и ДНР.

Заканчивать учения следует сменой формирований, работающих в очаге поражения (или постановкой задачи смене), с последующим проведением специальной обработки техники и санитарной обработки людей.

Заключительная часть учения - разбор.

К разбору руководитель готовиться заблаговременно, еще до начала учения. Он может проводиться в такой последовательности:

Руководитель напоминает тему учения и учебные вопросы;

Напоминает тактическую обстановку;

Разбирает действия личного состава на учении;

Определяет, в какой степени достигнуты учебные цели, объявляет оценки работы участников учений с обязательной краткой характеристикой проявления инициативы и находчивости, а также указывает, на что нужно обратить внимание с целью устранения недостатков при дальнейшем проведении учебных занятий.

ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С НАСЕЛЕНИЕМ ПО ГО И БЗ В ЧС

В системе РСЧС любой руководитель, его заместитель или лица, работающие в этой системе, должны проводить занятия с любой категорией населения по тематике безопасности и защиты в ЧС. Для этого руководитель занятия должен уметь составлять план-конспект для проведения таких занятий.

План-конспект помогает руководителю более последовательно и методически правильно довести материал данной темы до обучаемых.

В плане-конспекте обязательно должны быть указаны:

Ø тема занятия;

Ø место проведения занятия;

Ø время, отводимое на данное занятие;

Ø метод и форма проведения занятия;

Ø учебная цель занятия;

Ø материальное обеспечение занятия;

Ø последовательность отработки учебных вопросов и распределение времени на их изложение.

Исходя из структуры занятия, в плане-конспекте должны быть представлены:

Вступительная часть. В ней отражаются вопросы проверки готовности группы к занятиям, наличие материального обеспечения, проверка ранее пройденного материала, объявление новой темы, вопросов и цели занятия.

Основная часть. В ней отражается содержание учебных вопросов.

Заключительная часть. В ней отражаются выводы или делается заключение и указывается задание на самоподготовку.

В левом верхнем углу обязательно должна быть роспись лица, утверждающего конспект, и дата его утверждения.

Тему занятия руководитель берет из программы (тематического плана).

Учебную цель руководитель определяет сам, если она не определена программой или тематическим планом.

Время определяется программой.

Метод занятия, если не определен программой, избирается руководителем занятия самостоятельно, но при этом нужно отметить, что метод занятия выбирается в зависимости от дидактического или общих учебных целей. Если необходимо сообщить новые знания и добиться их углубленного усвоения, выбираются другие методы. К примеру, если необходимо выработать у обучаемых умения и навыки – это упражнения, тренировка, показ, объяснение. Если необходимо закрепить знания и совершенствовать умения и навыки – самоподготовка, упражнение, тренировка, экскурсия, просмотр кинофильмов (диафильмов).

Руководитель определяет, какой метод должен быть ведущим на данном занятии.

Место определяется расписанием занятий.

В материальном обеспечении руководитель указывает только то, что имеется в наличии и может быть использовано в ходе занятия (технические средства обучения, образцы изучаемой техники или приборы, макеты, схемы, плакаты).

Учебные вопросы, если они не определены тематическим планом, руководитель формулирует сам с учетом, чтобы их отработка полностью раскрывала содержание данной темы. Время, отводимое на отработку каждого учебного вопроса, зависит от его важности и общего времени данного занятия.

Поскольку план-конспект является отчетным документом (как журнал учета посещаемости занятий и успеваемости), он должен быть подписан руководителем занятия с указанием даты составления конспекта.

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.

В России потенциальная опасность природных бедствий и техногенных катастроф является высокой. Это обусловлено огромными размерами ее территории, наличием различных климатических зон, неравномерностью технологических уровней производственных процессов на предприятиях промышленности, транспорта, топливно-энергетического комплекса, а в последние годы и экономическими трудностями.

Динамика роста количества бедствий и катастроф, их негативные последствия требуют энергичных государственных мер по обеспечению защиты граждан и материальных ценностей.

Правительство России сделало правильные выводы из уроков Чернобыльской катастрофы, Спитакского землетрясения и других крупных бедствий и катастроф, образовав в 1994 году Министерство Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям. Основными его задачами, а также всей созданной единой государственной системы по ЧС, являются: предупреждение ЧС; защита населения, территорий, объектов производственного и социального назначения от различных поражающих факторов; координация действий других министерств, ведомств, муниципальных органов власти в борьбе с последствиями бедствий; оказание гуманитарной помощи странам и регионам, пострадавшим от катастроф и социальных конфликтов.

В области защиты населения и территорий мы имеем конкретные положительные результаты, основные из которых следующие:

s созданы аварийно-спасательные формирования и средства, органы управления и контроля, воинские части ГО и невоенизированные формирования, такие как:

Центральный аэромобильный спасательный отряд;

Национальный корпус чрезвычайного реагирования;

Медицина катастроф – полевые госпитали для оказания экстренной медпомощи раненым и пострадавшим;

Ведомственные поисково-спасательные службы и формирования;

Территориальные (субъектовые и муниципальные) и объектовые КЧС, службы и аварийно-спасательные формирования.

s Пожарная служба и все её структурные аварийно-спасательные формирования переданы из МВД в подчинение МЧС.

s Приобретены авиалайнеры (емкостью 42 т воды), которые использовались для тушения пожаров на складах боеприпасов на Дальнем Востоке и в Армении, боролись с огнем в лесных массивах в Сибири и Подмосковье, на Северном Кавказе.

s На вооружении МЧС имеется более 50 вертолетов, которые со спасателями на борту осуществляют в различных регионах нашей страны многие операции, вывозят пострадавших из зон ЧС и оказывают им медицинскую помощь, тушат пожары в лесах и городах, эвакуируют людей с горных вершин и верхних этажей горящих зданий, поднимают из воды пострадавших при кораблекрушении и «горе-рыбаков», десантируют грузы, выполняют поисково-монтажные работы, дегазацию и дезактивацию загрязненных территорий.

Комплекс мероприятий по защите населения от ЧС, проводимый МЧС России, имеет не только национальное, но и международное значение. За последние годы была оказана гуманитарная помощь 21 стране мира в Европе, Азии и Африке. Только в Югославию было доставлено 100 тысяч тонн гуманитарных грузов, что помогло выжить почти 200 тысячам человек мирного населения в Боснии и Герцеговине.

Поделиться