Обоснование для введения штатной единицы. Грамотное обоснование темы диссертации, а также шаблон и пример обоснования

Как написать, составить обоснование? Как обосновать предлагаемое решение? (10+)

Обоснование. Советы по составлению

Рассмотрим правила составления обоснований. Сначала обсудим общий подход, потом остановимся на частностях, имеющих отношение к определенным видам обоснований.

Перед составлением обоснования нужно себе ответить на два вопроса:

  • Что мы хотим обосновать. Нужно по возможности кратко и четко сформулировать обосновываемую мысль.
  • Перед кем мы хотим обосновывать (дальше я буду этих людей называть условно "читателями"). Это важно понимать, так как от этого зависит база, на которую нужно опираться.

Структура обоснования

Базовые утверждения

Сначала нужно сформулировать утверждения, с которыми читатели наверняка согласятся.

Например , промерзание водопроводной трубы сделает объект непригодным для использования. Существующая глубина прокладки трубы выше глубины промерзания.

Например , стоимость сжиженного газа вдвое меньше, чем автомобильного бензина, а расход на 100 километров пробега - одинаковый.

Что мы хотим обосновать

Теперь нужно привести обосновываемое утверждение или концепцию.

Например , предлагаю переоборудовать водопровод.

Например , предлагаю перевести автотранспорт на сжиженный газ.

Логическая цепочка

Построим логическую цепочку

Например , по статистике раз в три - пять лет в нашем регионе бывают экстремально низкие температуры, которых наш водопровод не выдержит. В случае замерзания водопровода его в любом случае придется переложить. На это потребуется от одной недели до двух. В это время мы не сможем выпускать продукцию и потеряем доход.

Например , стоимость установки газового оборудования на один автомобиль составляет 40 тыс. рублей. Ежедневный пробег одного автомобиля составляет 300 км, а расходы на бензин 1000 р. в день. Ежедневная экономия составит 500 рублей. Срок окупаемости проекта 80 дней.

Подтверждающие материалы

Например, в приложении метеорологические таблицы с минимальной температурой за последние 30 лет и стандарты по прокладке водопровода в зависимости от температуры.

Например, в приложении коммерческое предложение от поставщика газового оборудования, сертификаты безопасности, данные по текущим расходам на топливо, материалы, подтверждающие расход газа на 100 км.

Возражения. Защита

По первому примеру, могут быть возражения:

  • Водопровод эксплуатируется в течение трех лет и не перемерз.
  • Высокая стоимость прокладки водопровода.

По второму примеру, могут быть возражения:

В обосновании приведем пояснения по этим возражениям:

Первый пример

  • За последние три года были относительно теплые зимы. Но относительно теплые периоды всегда сменяются экстремально холодными.
  • Полная перекладка не требуется. Возможно оборудование водопровода системой автоматического периодического прогона воды для исключения замерзания.

Второй пример

  • Предполагается установка оборудования, предполагающего переключение бензин / газ. При низких температурах старт и прогрев будут осуществляться на бензине.
  • Газовая заправочная станция находится в 10-х километрах в сторону от маршрута. Заправка потребуется каждые 200 километров, то есть маршрут удлинится на 20 км (до заправки и обратно). Это - 10%, а экономия составляет 50%.
  • Стандарты на газовое оборудование гарантируют его безопасную эксплуатацию при соблюдении требований.

Выводы. Проект решения

По первому примеру . Предлагаю принять решение об установке системы автоматической защиты водопровода от замерзания.

По второму примеру . Предлагаю принять решение о переоборудовании автопарка на газ.

Альтернативные варианты

В заключении иногда полезно рассмотреть альтернативные варианты, чтобы показать, что они были проанализированы, и указать преимущества выбранного решения перед альтернативами.

Отдельные виды обоснований

Существуют некоторые стандартные виды обоснований. Они различаются тем, на основе каких соображений принимаются решения, и тем, что обосновывается.

Технико-экономическое обоснование - это очень важная и неотъемлемая часть подготовки большинства бизнес-процессов. Неважно, продукт это, услуга, выполнение каких-либо работ, данный документ поможет реализовать задуманное. Сфера применения этого метода очень широка. Он применяется в бизнес-планировании, в заявках на кредит для бизнеса, а также в управлении проектами. Любой проект потребует разработки технико-экономического обоснования, а его отсутствие превратит работу в пустую трату времени.

Итак, что же это такое?

Технико-экономическое обоснование - это отражение на бумаге того, насколько потенциально эффективной и целесообразной будет реализация проекта. Очень часто для технико-экономического обоснования используют сокращение - ТЭО. Итак, оно включает в себя расчеты, анализ, различные оценки окупаемости инвестиций, собственных средств, могут применяться различные экспертные методы оценок и прогнозирования, в зависимости от проекта. Технико-экономическое обоснование может применяться как при разработке новых продуктов, так и при улучшении или модернизации старых. То же самое относится и к строительству или организации производства, ТЭО может помочь совершить выбор при приобретении или создании определенных производственных мощностей, если таковой выбор имеется.

ТЭО и бизнес-план: так в чём же отличия?


Так как существует очень много вариаций и структур для технико-экономического обоснования и несколько популярных структур и примеров для бизнес-планов, в зависимости от цели и конкретного продукта, следует выделить главное отличие.

Технико-экономическое обоснование - это всё-таки именно расчеты и прогнозы, в нем нет детального описания продукта, присутствуют оптимальные и точные сметы, используются формулы и пояснения к ним. К примеру: на предприятии была высказана идея докупить оборудование - в этом случае разрабатывается ТЭО. В случае если было принято решение открыть предприятие, разрабатывают бизнес-план.

Пример технико-экономического обоснования


Как правило, ТЭО проекта состоит из множества составляющих. Элементы могут быть схожи с бизнес-планом, но всё же отличаются. Вот структурный пример технико-экономического обоснования:

  • Резюме проекта (цель, суть, организаторы, исполнители, источники средств).
  • Описание организации и сферы деятельности (общая информация, финансовая отчетность, данные о персонале, управленческая структура, партнеры, перспективы).
  • Ключевая идея проекта (актуальность, сущность, дальнейший потенциал).
  • Описание результата проекта (продуктов; работ; услуг, включая их назначение, характеристики, данные о конкурентоспособности).
  • Технология и инженерное проектирование (административные, производственные, кадровые ресурсы, включая схемы их взаимодействия, а также различные сметы, включающие разовые постоянные и переменные затраты, указание технологии производства, график реализации проекта, описание необходимых работ).
  • Программа производства (объем производства, цены, рынки сбыта).
  • Схема финансирования (полное описание всех источников получения средств).
  • Коммерческая целесообразность (затраты на подготовку и различные периоды реализации проекта, предполагаемая выручка, доход, показатели прибыли).
  • Показатели эффективности (различные показатели, связанные с окупаемостью и затратами, предполагаемой прибылью, устойчивостью проекта).

Помните, данный пример - это всего лишь рекомендация и приблизительное наполнение ТЭО. Большинство приведенных методов являются экспертными и требуют исполнения квалифицированными специалистами в той или иной области, также некоторые проекты могут включать в себя другие показатели или не включать некоторые из приведенных составляющих.

В каких случаях нужно технико-экономическое обоснование проекта

Ситуации бывают различными, как и степень важности у той или иной задачи. По сути, технико-экономическое обоснование - расчёт потенциальных либо желаемых изменений, связанных с затратами на выполнение того или иного проекта. Это отличный инструмент для ответа на вопросы, связанные с принятием решения касаемо того, имеет ли смысл осуществлять проект или нет. Технико-экономическое обоснование отвечает на следующие вопросы:

  • Будет ли проект прибыльным?
  • Насколько рискован проект?
  • Какие у проекта сроки окупаемости?
  • Какие требуются решения для реализации проекта?

Оформление


Что касается оформления, то тут нет единого ответа на данный вопрос. Оформление будет зависеть от двух конкретных факторов, а именно - случая и требований, согласованных с той структурой, для которой подготавливается ТЭО. Под случаем понимается конкретный проект, например для небольшой услуги или продукта будут одни условия оформления, а для реализации мегапроекта потребуются совсем другие, более серьезные и масштабные расчеты и анализы. Что касается требований, то тут всё будет зависеть от того, с кем согласовывается проект. Например, если вы делаете технико-экономическое обоснование для потенциальных инвесторов или кредиторов, то потребуется больше внимания уделить экономической эффективности проекта и расчета, а если разработка связана с выпуском новой продукции, который осуществляется на собственные средства, то упор сделается на маркетинговые исследования и качество продукта.

ТЭО в проектном менеджменте

Разработка технико-экономического обоснования проекта - это ключ к старту любого проекта. Без него проект не зайдет дальше стадии концепции и, соответственно, не будет реализован. Более того, грамотно выполненное технико-экономическое обоснование проекта поможет в реализации, станет опорным документом на всех стадиях, поможет защитить организацию, осуществляющую исполнение проекта, от различных форс-мажорных обстоятельств, связанных с неправильными расчетами или внезапной нехваткой средств.

Как писать технико-экономическое обоснование (ТЭО)? Да элементарно, достаточно всего лишь открыть ГОСТ 24.202-80 Система технической документации на АСУ. Требования к содержанию документа «», хоть он и не действует в РФ, а затем тупо и формально следовать тексту, поскольку какой-либо полноценной ему замены (скорее всего) не существует, но технико-экономические обоснования никто еще не отменял. Лучше уж так, чем гнать в качестве технико-экономического обоснования всяческую отсебятину. Редакция от 20.06.2018.

Как писать технико-экономическое обоснование (ТЭО)?

Создан 19.12.2016 13:08:53

Отсутствие полноценной замены многим переставшим действовать советским стандартам - это, мягко говоря, диверсия со стороны. Так, к примеру, ГОСТ 22352-77 Гарантии изготовителя. Установление и исчисление гарантийных сроков в стандартах и технических условиях. Общие положения, также утратил силу в РФ. Так что делать-то разработчикам, ведь гарантийные обязательства, как и технико-экономические обоснования, никто не отменял?! Только пользоваться утратившими силу, но без упоминаний о них непосредственно в текстах разрабатываемых документов .

Но вернемся к теме и откроем ГОСТ 24.202, начнем с общих положений. Согласно п. 1.1 ГОСТ 24.202-80 документ «Технико-экономическое обоснование создания АСУ» (ТЭО АСУ) предназначен для обоснования производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания или развития АСУ (далее - создания АСУ).

Таким образом, назначение документа становится более чем очевидным. Для конкретики имеет смысл обратиться к системам электронного документооборота, к которым относятся практически любые, будь то бухгалтерские, учета кадров и им подобные. Совершенно ясно, что бухгалтерия в классическом ее «бумажном» ее виде не слишком эффективна, - это когда тетеньки с толстенными задницами или дяденьки в нарукавниках носятся с, передавая их друг другу, заполняют кучу всяких журналов учета, совершая при этом массу и создавая полную организационную неразбериху.

Как указывалось нами в предыдущих статьях, любые организационные проблемы необходимо решать (техническим путем, путем автоматизации, снижая, тем самым, долю ручного труда), - в этом и состоит производственно-хозяйственная необходимость. Теперь о технико-экономической: любая грамотная и толковая автоматизация каких-либо деятельности всегда приводит к повышению экономической данной деятельности, за вычетом, разумеется, всевозможных затрат. Все просто.

Далее. Согласно п. 1.4 ГОСТ 24.202-80 для вновь проектируемых и строящихся исходные данные, необходимые для написания ТЭО АСУ, определяют на основе объектов-аналогов. Объекты-аналоги сейчас модно называть, их анализ необходим, поскольку всегда проще создавать что-либо не с нуля, а на основе уже имеющегося опыта, отечественного и (или) зарубежного.

И, наконец, не следует смущаться, что речь в ГОСТ 24.202-80 идет о технико-экономическом обосновании создания АСУ . АСУ - это просто один из подвидов, так что ТЭО на АСУ вполне применимо к любой АС.

О составе и содержании технико-экономического обоснования (ТЭО)

Согласно п. 2.1 ГОСТ 24.202-80 документ ТЭО АСУ должен содержать следующие разделы:

  • введение;
  • характеристика объекта и существующей системы управления;
  • , критерии и ограничения создания АСУ;
  • и создаваемой АСУ;
  • ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ;
  • выводы и предложения.

Что может быть неочевидным в этом требовании? Да все очевидно, надо просто создать перечисленные выше разделы, причем стилем 1-го уровня, если кто-то еще пользуется вордом. Стиль, кстати, разными стандартами определяется по-разному - и вот.

Основание для проведения работ (по разработке технико-экономического обоснования - ТЭО)

Основание для проведения работ (по разработке технико-экономического обоснования - ТЭО) - что тут писать? Основания для проведения работ могут быть разными: приказ при проведении, договор с заказчиком, документы, оперативно-техническая записка и еще много чего. Ненужное удалить.

Наименование организации-заказчика (технико-экономического обоснования - ТЭО)

Наименование организации-заказчика (технико-экономического обоснования - ТЭО) - если таковой имеется. Если разработка ведется инициативно, то заказчиком будет, скорее всего, высшее руководство предприятия-исполнителя (или руководство какого-то смежного подразделения того же предприятия).

Наименование организаций-участников работ (по разработке ТЭО)

Наименование организаций-участников работ (по разработке ТЭО) - могут быть и, всех их надо перечислить. Ну и тоже является организацией-участником.

Сроки начала и окончания работ (по разработке технико-экономического обоснования - ТЭО)

Источник - это либо заказчик, либо госбюджет, либо сам исполнитель - самофинансирование. Объемы финансирования обычно расписываются по стадиям и этапам выполнения работ (выполнил стадию или этап - получи кусок финансирования в определенном объеме), что, собственно, и составляет порядок финансирования.

Перечень нормативно-технических документов, методических материалов, использованных при проведении ТЭО - здесь приводится перечень стандартов и методических указаний. Для любых видов автоматизированных систем это будут ГОСТы 34-го комплекса и (в качестве методических указаний), а также.

О ссылочных стандартах

Ссылочные стандарты в ГОСТ 34.ххх и РД 50-34.698-90 далеко не всегда указываются явно. Так, к примеру, в подразделах «Требования к надежности» и «Требования безопасности» технического задания по ГОСТ 34.602 они не указаны, но подразделы эти должны разрабатываться согласно ГОСТ 27.ххх и ГОСТ 12.ххх соответственно. Но мужики-то не знают, а потому и спрашивают, а что в этих писать?!

Подраздел «Требования к качеству программных средств» должен разрабатываться согласно ГОСТ 28195, «Требования по диагностированию системы» - согласно ГОСТ 20911.

Иными словами, к любому разделу (подразделу и т.д.) технического задания может и должен быть «прикручен» соответствующий ссылочный стандарт или набор стандартов, но этого сделано не было изначально, а потом весь комплекс стандартов на автоматизированные системы с момента начала его действия так толком ни разу и не пересматривался (это со слов г-на). Это и понятно, 34-й комплекс стандартов датируется 89-90 годами прошлого века, когда перестроечный горбачевский бардак практически уже привел к развалу страны и всем стало не до стандартизации, выжить бы...


Характеристика объекта и существующей системы управления

Согласно п. 2.3 ГОСТ 24.202-80 раздел «Характеристика объекта и существующей системы управления» должен содержать:

  • общую характеристику объекта;
  • характеристику производственно-хозяйственной деятельности, организационной и объекта;
  • характеристику существующей системы управления и ее структурных с указанием распределения функций управления между элементами;
  • характеристику, используемых и средств управления;
  • перечень и характеристику недостатков в организации и управлении объектом (в методах управления, организационной структуре управления, выполнении функций управления, обеспечении информацией и т.д.);
  • оценку производственных потерь, возникающих из-за недостатков в организации и управлении по объекту в целом и его частям (ухудшение технико-экономических и социальных показателей деятельности объекта и его частей);
  • характеристику готовности объекта к созданию АСУ.

Примечание - Для объектов с развиваемыми АСУ в разделе приводят характеристики автоматизированных и неавтоматизированных частей существующей системы управления.

Все также тупо и формально создаем соответствующие подразделы путем копирования, не забывая грамотно «просклонять и проспрягать» их.

Общая характеристика объекта

Общая характеристика объекта - в отношении общей характеристики объекта можно хоть Соловьёвым заливаться. Разумнее всего зайти на официальный сайт заказчика и срисовать оттуда раздел «О компании» или аналогичный по смыслу. Вот простой пример:

ООО «Газпром добыча где-то там» - мощная высокорентабельная компания, в сферу деятельности которой входит:

  • поиск и разведка новых залежей нефти и газа;
  • интенсификация действующих месторождений;
  • добыча газа, конденсата, нефти;
  • подготовка углеводородного сырья;
  • оказание услуг по подготовке сырья сторонних поставщиков;
  • транспорт газа, конденсата, нефти и продуктов их подготовки;
  • обеспечение области газом и жидким топливом;
  • обеспечение промышленной и экологической безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов;
  • мониторинг окружающей среды.

ООО «Газпром добыча где-то там» выпускает высоколиквидную конкурентоспособную продукцию:

  • сухой газ;
  • сжиженный газ;
  • стабильный конденсат с нефтью;
  • широкую фракцию легких углеводородов;
  • пропан-бутан технический;
  • этан;
  • гелий (газообразный, жидкий);
  • одорант;
  • сера (жидкая, комовая, гранулированная);
  • жидкий кислород;
  • жидкий азот».

И в таком духе.

Характеристика производственно-хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта - с этим сложнее. Чтобы все перечисленное охарактеризовать, следует открыть материал и с особой пристальностью отнестись к этапам 1.1 и 2.1. Фактически это проведение предпроектного обследования, о котором было рассказано в статье.

Об организационно-хозяйственной деятельности в части ее текущего состояния вам расскажут неохотно и сбивчиво, но расскажут. Предположим, все про тот же документооборот. Про организационную структуру объекта - возможно, но на уровне организационно-штатной структуры организации, о вертикальных и горизонтальных связях между подразделениями.

А вот о производственной структуре могут и умолчать. При обследовании одной энергоснабжающей организации потребовалась информация о схеме прокладки подземных силовых кабельных сетей с привязкой к карте местности, но в информации этой было немедленно отказано, поскольку она попросту секретна. Пример, быть может, не слишком удачен, но суть отражает.

Характеристика существующей системы управления и ее структурных элементов с указанием распределения функций управления между элементами организационной структуры

Характеристика существующей системы управления и ее структурных элементов с указанием распределения функций управления между элементами организационной структуры - этот подраздел во многом повторяет предыдущий.

Характеристика функций управления, используемых методов и средств управления

Характеристика функций управления, используемых методов и средств управления - этот тоже, но просто на более детальном уровне. Все это расписывается по результатам проведения предпроектного обследования. Данный пункт и оба предыдущих - «три сапога - пара».

Перечень и характеристика недостатков в организации и управлении объектом (в методах управления, организационной структуре управления, выполнении функций управления, обеспечении информацией и т.д.)

Перечень и характеристика недостатков в организации и управлении объектом (в методах управления, организационной структуре управления, выполнении функций управления, обеспечении информацией и т.д.) - рассуждать об этих правильных вещах можно много и долго

О недостатках организации - кто помнит, во время о но надо было отстоять очередь за колбасой, пока продавец ее не взвесит и не объявит цену, затем, уже зная цену, отстоять очередь в кассу и пробить чек, а потом с чеком вернуться к прилавку и забрать свою колбасу. Или то, что творилось во всяких коммунальных организациях до введения «одного (единого) окна» - приходилось за каждой бумажкой занимать очередь в каждое отдельное окошко, а затем в другие, чтобы передать туда эту бумажку и получить другую.

В этом подразделе надо расписать всю ту дурь, которая имеет место быть в настоящее время, а уж критиковать все мы горазды

Отдельно об обеспечении информацией. При Союзе в мало-мальски серьезных организациях всегда присутствовали БНТИ - бюро. А то и отделы - ОНТИ. Чем они занимались: они рассылали руководителям подразделений бумажные карточки, содержащие по тематике подразделения или по конкретному его руководителя. Такое было не слишком эффективным, поскольку велся вручную по формальным признакам - , а не по смысловому содержанию - такое стало возможно сравнительно недавно с появлением мощных автоматизированных.

Оценка производственных потерь, возникающих из-за недостатков в организации и управлении по объекту в целом и его частям (ухудшение технико-экономических и социальных показателей деятельности объекта и его частей) - возьмем за пример очереди на кассы в «Шестерочках» или иных подобных заведениях. Народ офигевает и злится, когда из десяти касс работают две, многие просто бросают корзинки или тележки и уходят без покупок. Потери прямые - снижение объемов продаж и выручки, т.е. показателей экономических. И социальные тоже - злющий покупатель уходит с мыслью «Да чтоб я еще раз сюда поперся...». Теряется имидж организации и снижается «лояльность» покупателей.

Характеристика готовности объекта к созданию АСУ

Характеристика готовности объекта к созданию АСУ - должны быть какие-то изначальные предпосылки, упрощающие создание и внедрение АС на объекте. Если, к примеру, на объекте имеется локальная сеть, проводная или беспроводная, то объект БОЛЕЕ готов, а если нет, то МЕНЕЕ

Есть штат персонала, способного эксплуатировать АС - БОЛЕЕ готов, нет - МЕНЕЕ. Ну и так далее.

Цели, критерии и ограничения создания АСУ

Согласно п. 2.4 ГОСТ 24.202-80 раздел «Цели, критерии и ограничения создания АСУ» должен содержать:

  • формулировку производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических и критериев создания АСУ;
  • характеристику ограничений по созданию АСУ.

Примечание - Цели и критерии создания АСУ должны быть заданы в виде изменения соответствующих.

Формулировка производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических целей и критериев создания АСУ

Формулировка производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических целей и критериев создания АСУ - о целях заморачиваться не будем, дадим ссылку на одной из предыдущих статей, в нем все четко расписано и не имеет смысла повторяться. С критериями тоже все очевидно, это - Соотношение, характеризующее степень достижения и принимающее различные числовые в зависимости от используемых воздействий на или конкретных результатов деятельности [из п. 6 прил. 1 ГОСТ 34.003-90].

Характеристика ограничений по созданию АСУ

Характеристика ограничений по созданию АСУ - допустим, смета на банкет по случаю согласования и утверждения технико-экономического обоснования не должна превышать такой-то суммы. Чем не ограничение ? Т.е. снизиться с такой-то суммы до другой-то суммы - а это уже изменения значений соответствующих показателей .

Функции и задачи создаваемой АСУ в технико-экономическом обосновании (ТЭО)

Согласно п. 2.5 ГОСТ 24.202-80 раздел «Функции и задачи создаваемой АСУ» должен содержать:

  • обоснование выбора перечня функций и комплексов задач (задач) управления с указанием внедрения;
  • требования к характеристикам реализации функций и задач управления в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, определяющими общие технические требования к АСУ конкретного вида;
  • дополнительные требования к АСУ в целом и ее частям, учитывающие специфику объекта управления и создаваемой АСУ.

Продолжаем действовать в духе детализации, см.

Обоснование выбора перечня автоматизированных функций и комплексов задач (задач) управления с указанием очередности внедрения

Обоснование выбора перечня автоматизированных функций и комплексов задач (задач) управления с указанием очередности внедрения - здесь надо вернуться к подр. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта и нижележащим, в них все рассказано, что и где плохо, поэтому сразу становится понятным перечень всего того, что надо автоматизировать.

В части очередности внедрения, см. .

Требования к характеристикам реализации функций и задач управления в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, определяющими общие технические требования к АСУ конкретного вида

Требования к характеристикам реализации функций и задач управления в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, определяющими общие технические требования к АСУ конкретного вида - ничего нового, см. Перечень нормативно-технических документов, методических материалов, использованных при проведении ТЭО .

Дополнительные требования к АСУ в целом и ее частям, учитывающие специфику объекта управления и создаваемой АСУ

Дополнительные требования к АСУ в целом и ее частям, учитывающие специфику объекта управления и создаваемой АСУ - допустим, АС - . Можно смело добавлять что-нибудь о ее и мерах по соблюдению режима секретности, по.

Ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ

Согласно п. 2.6 ГОСТ 24.202-80 раздел «Ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ» должен содержать:

  • перечень основных источников экономической эффективности, получаемых в результате создания АСУ (в том числе - экономия производственных, улучшение, повышение производительности труда и т.д.) и оценку ожидаемых изменений основных технико-экономических и социальных показателей производственно-хозяйственной деятельности объекта (например показателей по номенклатуре и объемам производства, себестоимости продукции, рентабельности, отчислениям в фонды экономического стимулирования, уровню социального развития);
  • оценку ожидаемых затрат на создание АСУ с распределением их по очередям создания АСУ и по годам;
  • ожидаемые обобщающие показатели экономической эффективности АСУ.

Примечание - В разделе указывают только те показатели деятельности объекта, которые будут претерпевать изменения в результате создания АСУ.

Тут, наверное, комментарии излишни. Хотя...

Откроем подр. Оценка производственных потерь, возникающих из-за недостатков в организации и управлении по объекту в целом и его частям (ухудшение технико-экономических и социальных показателей деятельности объекта и его частей) . Насколько снижается товарооборот, если из десяти работают всего две кассы? Потери экономические? Безусловно! Это еще и истечение срока годности продуктов (с последующей их утилизацией), излишняя загрузка складских помещений - а они должны опустошаться достаточно шустро - товар должен разлетаться как можно быстрее.

Выводы и предложения

Согласно п. 2.7 ГОСТ 24.202-80 раздел «Выводы и предложения» должен состоять из следующих подразделов:

  • выводы о производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания АСУ;
  • предложения по совершенствованию организации и управления;
  • рекомендации по созданию АСУ.

Согласно п. 2.7.1 ГОСТ 24.202-80 подраздел «Выводы о производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания АСУ» должен содержать:

  • сопоставление ожидаемых результатов создания АСУ с заданными целями и критериями создания АСУ (по целевым показателям и нормативным требованиям);
  • принципиальное решение вопроса о создании АСУ (положительное или отрицательное).

Тоже все просто. Цели - улучшить что-то, а предполагаемые результаты - такие-то. В плюс уходим? Отлично! Принимаем положительное принципиальное решение вопроса о создании АС.

Согласно п. 2.7.2 ГОСТ 24.202-80 подраздел «Предложения по совершенствованию организации и управления» должен содержать предложения:

  • по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности;
  • по совершенствованию организационной и функциональной структур системы управления, методов управления, по развитию видов обеспечения АСУ и т.д.

Примечание - Предложения должны быть конкретными и отражать основные направления совершенствования организации и управления.

Все повторяется вновь и вновь - документы должны замыкаться сами на себя Предложения по:

  • по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности - см. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта ;
  • по совершенствованию организационной и функциональной структур системы управления, методов управления, по развитию видов обеспечения АСУ и т.д. - см. ту же ссылку.

Что надо сделать в рамках усовершенствования? Сократить очереди у касс, создать систему электронного документооборота, чтобы бухгалтеры не носились с бумажками и т.д.

Согласно п. 2.7.3 ГОСТ 24.202-80 подраздел «Рекомендации по созданию АСУ» должен содержать рекомендации:

  • по виду создаваемой АСУ, ее совместимости с другими АСУ и неавтоматизируемой частью существующей системы управления;
  • по организационной и функциональной структуре создаваемой АСУ;
  • по составу и характеристикам подсистем и видов обеспечения АСУ;
  • по организации использования имеющихся и приобретению дополнительных средств вычислительной техники;
  • по составу организаций-разработчиков, которые необходимо привлечь к созданию АСУ;
  • по рациональной организации разработки и внедрения АСУ;
  • по определению основных и дополнительных, внешних и внутренних источников и видов объемов финансирования и материального обеспечения разработок АСУ;
  • по обеспечению производственных условий создания АСУ;
  • другие рекомендации по созданию АСУ.

А вот тут комментарии уж точно излишни.

Общие сведения об обосновании безопасности

В последнее время нас все чаще спрашивают, что такое «обоснование безопасности», зачем оно нужно, и как разработать этот документ. Давайте исходить из того, что обоснование безопасности ДОЛЖНО БЫТЬ при подтверждении соответствия! Причем раз Вы решили его создать, то давайте постараемся сделать это не просто красиво, а так, чтобы этот документ соответствовал своему определению, да и чтобы потом не было стыдно…

Итак, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ обоснование безопасности» с точки зрения подтверждения соответствия ?

Термин «обоснование безопасности» (далее ОБ) в практике подтверждения соответствия был введен еще Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 года № 753 «Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования», однако в Техническом регламенте Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 , а затем и в , он получил несколько иной статус.

Определение осталось таким же и изложено в статье 2 ТР ТС 010/2011 (или в статье 4 ТР ТС 032/2013):

«ОБ» - документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование (далее - просто машины) на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения капитального ремонта .

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ТР ТС 010/2011 при разработке (проектировании) машины и (или) оборудования должно разрабатываться обоснование безопасности. Оригинал обоснования безопасности машин и (или) оборудования хранится у разработчика (проектировщика), а копия - у изготовителя машин и (или) оборудования и организации, эксплуатирующей машины и (или) оборудование .

Аналогичные требования присутствуют и в ТР ТС 032/2013 (см. статью 25) с небольшими поправками: согласно статьи 16 обоснование безопасности относится к технической документации, прилагаемой к оборудованию.

В соответствии с пунктом 17 статьи 5 ТР ТС 010/2011 для отремонтированных машин и (или) оборудования, не отвечающих требованиям проектной (конструкторской) документации, должны разрабатываться меры по обеспечению установленных в обосновании безопасности значений риска с учетом принятых в организации технологических процессов и системы контроля .

В отличие от уже недействующего российского регламента при проведении подтверждения соответствия машин и (или) оборудования (в виде или ) заявитель формирует комплект документов на машины и (или) оборудование, подтверждающий соответствие требованиям безопасности технического регламента, который включает обоснование безопасности. Т.е. если заявитель хочет получить документ, подтверждающий соответствие продукции требованиям ТР ТС 010/2011 или ТР ТС 032/2013, ему придется представить в Орган по сертификации обоснование безопасности. Вот Вам и ответ на вопрос ЗАЧЕМ, опять же с точки зрения подтверждения соответствия .

Хотя можно предположить, что этот документ может послужить хорошим аргументом в спорах между проектировщиком, изготовителем и владельцем машин.

И вот тут мы вплотную подошли к вопросу КАК . Пока в РФ не было документа, который бы предъявлял к ОБ какие-либо требования, мы рекомендовали нашим заказчикам брать за основу определение ОБ из регламента и перечень документов, указанный в приложении VII директивы 2006/42/ЕС «О машинах».

Мы не ставим задачей сравнение ОБ с техническим файлом (the technical file), приведенным в приложении VII Директивы 2006/42/ЕС. Лишь оговоримся, что технический файл является аналогом ОБ, и, исходя из нашего опыта, чаще всего он напоминает «сборную солянку» документов разного формата. Пожалуй, только немцы преподносят этот документ в красивом и удобочитаемом виде.

Но с 01.06.2012 ситуация в корне изменилась. В России был введен в действие ГОСТ Р 54122-2010 «Безопасность машин и оборудования. Требования к обоснованию безопасности», устанавливающий правила построения, изложения, оформления ОБ. Этот стандарт Приказом Росстандарта от 20 августа 2010 года № 3108 заочно вошел в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О безопасности машин и оборудования". В настоящее время Приказ Росстандарта № 3108 отменен, однако стандарт действует на территории РФ, и мы надеемся, что он будет внесен в Перечень стандартов к ТР ТС 010/2011.

Согласно ГОСТ Р 54122-2010 ОБ является документом, который разрабатывается проектировщиком (изготовителем) на машины и (или) оборудование. Допускается разрабатывать одно ОБ на несколько моделей/модификаций машин и (или) оборудование. ГОСТ Р 54122-2010 различает краткое ОБ и полное ОБ, которые отличается степенью детализации. Краткое ОБ носит декларативный характер и используется для подтверждения соответствия продукции. Полное ОБ в отличии от краткого включает результаты всех расчетов и испытаний, полный комплект конструкторской и эксплуатационной документации и используется при проведении процедур контроля и надзора.

Очевидно, что правила оформления ОБ относят его к конструкторской документации, поэтому этот документ взаимосвязан с другими документами, такими как расчеты, чертежи, паспорт, руководство по эксплуатации. Поэтому ОБ должно разрабатываться проектировщиком параллельно вместе с остальной документацией. И работая над ОБ, следует все время сверяться с руководством по эксплуатации и вносить туда при необходимости изменения.

В ОБ допускаются ссылки на различные документы (ОБ других машин, ТУ, стандарты и т.д.), при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в использовании ОБ. В этом случае их следует перечислить в разделе «Ссылочные нормативные документы».

  • основные параметры и характеристики машины и (или) оборудования;

  • общий подход к обеспечению безопасности при проектировании машины и (или) оборудования;

  • требования к надежности машины и (или) оборудования;

  • требования к персоналу/пользователю машины и (или) оборудования;


  • требования к безопасности при вводе в эксплуатацию машины и (или) оборудования;

  • требования к управлению безопасностью при эксплуатации машины и (или) оборудования;

  • требования к управлению качеством при эксплуатации машин и (или) оборудования;

  • требования к управлению охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования;

  • требования к сбору и анализу информации по безопасности при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования;

  • требования безопасности при утилизации машины и (или) оборудования.

Состав разделов ОБ их содержание определяет разработчик в соответствии с особенностями продукции.

При необходимости ОБ, в зависимости от вида и назначения МО, могут быть дополнены другими разделами (подразделами) или в них могут не включаться отдельные разделы (подразделы), или отдельные разделы (подразделы) могут быть объединены в один.

Мы не станем переписывать здесь весь стандарт. Лишь попробуем обратить внимание на некоторые моменты.

Введение

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.1 ГОСТ Р 54122-2010.

Основные параметры и характеристики машины и (или) оборудования

При заполнении этого раздела следует использовать сведения из технических условий, паспорта машины и т. д. . Для разработчиков так называемой «поднадзорной» продукции немного легче, т.к. в формах паспортов по Правилам Ростехнадзора имеются все указанные в пункте 6.2 ГОСТ Р 54122-2010 сведения.

Общие принципы обеспечения безопасности машины и (или) оборудования

В этом разделе (см. пункт 6.3 ГОСТ Р 54122-2010) следует описать общие мероприятия, произведенные проектировщиком для реализации принципов безопасности. Заранее скажем, что раздел трудный, поэтому приведем несколько примеров.

Например, для реализации принципов пассивной безопасности:

  • указать документы, в которых четко определена область применения машины;
  • указать о произведенных расчетах;
  • указать конструктивные мероприятия по реализации принципов пассивной безопасности (например, что ограничена зона работ и грузоподъемность, предусмотрены блокировки, применены конкретные устройства безопасности и т.п.);
  • перечислить мероприятия о предупреждении потребителя об оставшемся риске.
  • Например, для реализации принципов экологической безопасности изготовителем:

  • указать о принципах выбора отдельных элементов и узлов (например, учитывая содержание вредных веществ в воздухе, уровень шума, излучаемого в пространство, уровень электромагнитных излучений и т.п.).
  • определить максимально допустимый уровень внешнего шума от работы машины и сослаться на соответствующий протокол измерений.
  • дать указания по замене и утилизации горюче-смазочных веществ, кислот и других вредных веществ.

Для учета недопустимого риска при эксплуатации нужно привести сведения об оборудовании машины ограничителем грузоподъемности (предельного груза и момента. Необходимо дать предупреждения о недопустимости использования не по назначению, например: кран нельзя использовать для подъема людей, подъемник – в качестве крана или транспортного средства и т.п.

Для реализации принципов эргономичности нужно указать особенности выбора и расположения системы управления машиной, о размерах и уровне освещенности рабочего места.

Необходимо указать, что при работе на высоте персонал должен использовать предохранительные пояса (ремни безопасности), указать места их крепления. При выполнении некоторых работ следует использовать защитные очки, каски и т.п.

При использовании жидкостей, применяемых в машине, нужно учесть риски при заполнении, использовании, восстановлении, утилизации и т.п.

Здесь важно разграничить ответственность между проектировщиком, изготовителем и потребителем. Очевидно, что на потребителя будет возлагаться ответственность за использование мер по уменьшению оставшихся рисков. Для надежной продолжительной работы машины важно, чтобы меры безопасности были простыми и не препятствовали рабочему процессу. В противном случае какое-либо недопонимание может привести к риску неправильной эксплуатации машины.

В случае применения комплектующих, на которые распространяется действие ТР ТС 010/2011, мы рекомендуем использовать ОБ их изготовителей (согласно той же статьи 4 ТР ТС), расчеты (при наличии). Это очень сильно облегчит составления ОБ производителям, которые занимаются просто сборкой машин из покупных комплектующих. Например, в случае сборки подъемника из рабочего оборудования одного производителя и автомобиля другого производителя. В этом случае приводятся ОБ на оборудование и автомобиль, а затем составляется ОБ на готовую машину, которое будет гораздо меньше по объему, если бы разрабатывалось с нуля.

Требования к надежности машины и (или) оборудования

Наряду со сведениями, которые необходимо указывать согласно пункта 6.4 ГОСТ Р 54122-2010 мы рекомендуем приводить некоторые данные из расчетов, группы классификации грузоподъемных машин и механизмов и т.п.

Необходимо выделить момент, при котором машина направляется в капитальный ремонт. Нужно уточнить состояние, при котором дальнейшая эксплуатация машины без капитального ремонта невозможна. Мы рекомендуем описать признаки предельного состояния машины и ее составных частей, при которых они должны направляться на капитальный ремонт.

Следует указать меры для обеспечения надежности, например: отдельные цепи управления могут быть дублированы, владелец должен регулярно проводить работы по техническому обслуживанию и техническое освидетельствование. Указать, что персонал, проводящий обслуживание, должен быть обучен и аттестован.

Можно уточнить, что должны быть установлены только оригинальные запасные части и только в специализированных сервисных центрах, привести список рекомендуемых масел и смазочных веществ, обеспечивающих эксплуатацию машины при разных температурах.

Необходимо обратить внимание на применение только поверенных средств измерений и аттестованного испытательного оборудования.

Часть этих требований должны быть приведены в руководстве по эксплуатации.

Требования к персоналу/пользователю машины и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.5 ГОСТ Р 54122-2010.

Например, можно определить, что оператор, крановщик, машинист опасных машин должны быть не моложе 18 лет, быть обучены и аттестованы в порядке, установленном законодательством. В определенных случаях у них должно быть удостоверение установленной формы с фотографией, в котором указан тип работ или машины, к управлению которым он допущен.

Эти требования, включая ответственность, права и обязанности, должны быть также изложены в руководстве по эксплуатации.

Анализ риска применения (использования) машин и (или) оборудования

В пункте 6.6 ГОСТ Р 54122-2010 приведены основные требования к содержанию этого раздела. Проведение этого анализа может занять большую часть времени составления не только ОБ но и разработки всей документации, так как анализ риска на первоначальном этапе проектирования может внести существенные изменения в окончательный облик машины (оборудования).

Что такое ? Это изучение на предварительном этапе проектирования технических требований к машине, когда проектировщик фактически должен описать все «плохое», что может произойти с машиной на всех стадиях жизненного цикла (от начала проектирования машины до ее утилизации), определить, как часто это все может произойти, и какие последствия это вызовет, другими словами – идентифицировать опасности.

Затем проектировщик должен определиться, какими методами добиться устранения или хотя бы минимизации этого «плохого», и с учетом этого внести корректирующие и защитные меры в проект. После принятия защитных мер может случиться, что часть риска возникновения опасной ситуации останется. Это решается путем уведомления об этом пользователя (владельца), например: использованием предупреждающих наклеек, табличек, указанием, в том числе и в эксплуатационной документации, об обязательном техническом облуживании или осмотре и т.д..

Здесь хочется отметить, что анализ рисков проводится на основании обобщенного опыта и достигнутого уровня знаний, т.е. не возбраняется пользоваться не только стандартами или руководящими документами, но и научными трудами и расчетами. Не стоит пугаться терминов – количественный и качественный анализ рисков . Поверьте, если начнете оценивать риски машин и оборудования, к какому либо одному или комбинированному методу придете сами. Самое сложное, как оказалось правильно оформить документацию.

В стандартах ГОСТ Р ИСО 13849-1 и ГОСТ ISO 12100-2013 хорошо изложена теория, есть определения, приводятся несколько примеров.

Рекомендуем обратить внимание сначала на такой стандарт, как ГОСТ Р 53387-2009 «Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска». Как видно из названия в нем приведены примеры главным образом относящиеся к анализу рисков для людей, находящихся в лифтах, на эскалаторах и пассажирских конвейерах. Однако предлагаемые в этом стандарте процедуры анализа риска могут быть использованы также для анализа других видов рисков, таких как риски причинения ущерба имуществу или окружающей среде.

Затем уже можно вернуться к вышеупомянутым стандартам. В них приведены виды опасностей, события, приводящие к этим опасностям. При анализе рисков следует выделить те опасности, которые могут возникнуть с этой машиной на всех стадиях ее эксплуатации, а затем предусмотреть различные меры, позволяющие свести эти опасности к нулю, или, в крайнем случае, к минимуму.

В стандартах, аутентичных европейским нормам нового типа (например: ГОСТ Р 53037-2008 «Мобильные подъемники с рабочими платформами - Расчеты конструкции, требования безопасности, испытания», СТБ EN 12158-1-2008 «Подъемники строительные грузовые. Часть 1. Подъемники с доступной платформой» и др.), опасные факторы определены при помощи процедуры оценки риска и представлены в виде таблиц. Эти стандарты также содержат конкретные технические решения для реализации требований безопасности, что гораздо удобнее при проектировании машин.

Подход, используемый в стандартах серии ССБТ, а также в специальных стандартах, выпущенных еще в 80-х годах, был совершенно иной, поэтому на выявление опасностей может уйти больше времени. Рекомендуем использовать в качестве «шпаргалки» европейские нормы (например: EN 14439-2009 для башенных кранов, EN 12999-2009 для кранов-манипуляторов, EN 13000-2010 для стреловых кранов), не забывая про особенности отечественных норм.

В отдельной мы постарались привести несколько примеров различных решений по составлению анализа рисков.

Требования к безопасности при вводе в эксплуатацию машины

В соответствии с ГОСТ 25866-83 «Эксплуатация техники. Термины и определения» «ввод в эксплуатацию» − событие, фиксирующее готовность изделия к использованию по назначению, документально оформленное в установленном порядке. Причем, для специальных видов техники к вводу в эксплуатацию дополнительно относят подготовительные работы, контроль, приемку и закрепление изделия за эксплуатирующим подразделением».

В этом разделе согласно пункта 6.7 ГОСТ Р 54122 представляется информация об организации, объеме, последовательности и сроках наладочных работ и испытаний, осуществляемых при вводе в эксплуатацию машины или оборудования для всех элементов, важных для безопасности.

Например, следует ОБЯЗАТЕЛЬНО указать, чтобы перед вводом в эксплуатацию рабочий персонал тщательно изучил Руководство по эксплуатации. Можно добавить какие-либо другие указания, например: запрещенные операции, эксплуатационные ограничения.

Основные мероприятия при вводе в эксплуатацию зависят от особенностей машины, и могут содержать:

  • установку машины в месте, удобном для работы, проверку несущей способности грунта или основания;
  • включение блокировок или стопоров;
  • особенности установки и выравнивания в различных плоскостях;
  • обеспечение достаточного освещения рабочей зоны;
  • особенности управления машиной;
  • особенности окончания работ (например, опускание стрелы крана и складывание ее в транспортное положение).

Как правило, необходимо указывать, что перед первым вводом в эксплуатацию, а затем периодически машина должна быть испытана в определенном объеме. Программа или объем испытаний должен быть приведен также и в Руководстве по эксплуатации и быть понят потребителю. Следует указать места приведения записей о проверках и испытаниях, обращая внимание потребителя о возможных санкциях в случае их отсутствия. Например, изготовитель может лишить потребителя гарантии в случае отсутствия записей о пусконаладочных работах.

Требования к управлению безопасностью при эксплуатации машины и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.8 ГОСТ Р 54122-2010.

Основные требования к управлению безопасностью при эксплуатации должны быть также приведены в Руководстве по эксплуатации. Это могут быть:

  • указания по организации безопасной работы для владельца машины;
  • перечень указаний по технике безопасности, которые должны быть изучены рабочим персоналом наряду с указаниями руководства по эксплуатации;
  • специальные требования к персоналу;
  • предупреждение владельца о том, что перед началом работы следует получить данные о взрывоопасности или пожароопасности окружающей среды;
  • параметры окружающей среды, которые могут привести к аварийной ситуации, а также действия в случае возникновения аварийной ситуации;
  • мероприятия, снижающие риски при установке машины на разных основаниях, при работе вблизи линий электропередач, для предотвращения загрязнения окружающей среды при эксплуатации машины;
  • указания по периодическому осмотру, техническому обслуживанию и ремонту и т.п.

Требования к управлению качеством для обеспечения безопасности при эксплуатации машин и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.9 ГОСТ Р 54122-2010.

Основные требования к управлению качеством для обеспечения безопасности при эксплуатации должны быть также приведены в Руководстве по эксплуатации. Это могут быть:

  • указания по организации работ владельцем подъемника, направленные на обеспечение качества работ при эксплуатации подъемника;
  • минимально необходимые требования к квалификации работников;
  • указания о необходимости заполнения конкретных форм в Паспорте во время эксплуатации машины;
  • перечень регулярных проверок во время технического обслуживания и проверок машины;
  • указания о необходимости применения только поверенных средств измерений и аттестованных испытательных грузов при проведении технического обслуживания;
  • указания о необходимости выявления неисправных устройств безопасности и их своевременной замене и т.п.

Требования к управлению охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.10 ГОСТ Р 54122-2010.

Меры по охране окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации должны быть также приведены в Руководстве по эксплуатации. Это могут быть конкретные:

  • указания о необходимости предотвращения попадания загрязняющих веществ в почву;
  • сведения о необходимости утилизации масел, краски, ламп, кислоты, аккумуляторов в установленном законодательстве порядке;
  • меры ответственности эксплуатирующего персонала по обеспечению экологической безопасности.

Требования к сбору и анализу информации по безопасности при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.11 ГОСТ Р 54122-2010.

В дополнение мы рекомендуем разместить в эксплуатационной документации форму обратной связи с потребителем, а также указания о запрете на модернизацию, доработку, специальный ремонт (например, с применением сварочных работ) без согласования с изготовителем или проектировщиком.

Требования безопасности при утилизации машины и оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.12 ГОСТ Р 54122-2010.

Дополнительно разработчик должен при необходимости дать указание о том, что перед отправкой на утилизацию машину нужно разобрать и детали рассортировать.

Разработчик должен привести перечень используемых в машине материалов, которые в процессе утилизации могут привести к возникновению рисков:

  • металлы: конструкции и механизмы.
  • пластмассы: прокладки, пояса, изоляция.
  • электротехнические изделия: обмотки, электромагнитные клапаны и т.д.
  • масла и смазки.

Разработчик может напомнить потребителю, что при разборке и утилизации компонентов машины следует соблюдать общие правила безопасности, а персонал, проводящий работы по утилизации, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты персонала.

Мы надеемся, что информация, приведенная в этой статье, поможет Вам ориентироваться в тех вопросах, которые ставит стандарт ГОСТ Р 54122-2010. Приведенные нами примеры не являются абсолютными ответами, а служат лишь для удобства понимания содержания того или иного раздела.

Также обращаем внимание на отсутствие в нормативной документации требований о необходимости перевода обоснования безопасности на русский язык. Очевидно, что оно является документом, созданным на языке проектировщика (возможно изготовителя). Однако мы рекомендуем в таком случае добавлять к техническому файлу или обоснованию пояснительную записку на русском языке или на языке государства Таможенного Союза, если это требуется согласно законодательства. В такой записке можно привести перечень ссылок на вышеуказанные технические решения и указания.

О нас

Мы также предлагаем следующие виды услуг

Вы можете задать вопрос удобным для Вас способом, например, позвонив по телефону или отправив запрос по электронной почте, и в ближайшее время наши специалисты дадут Вам ответ

Выбрать тему курсовой работы - половина дела. А вот грамотно обосновать актуальность выбранной темы - это залог успеха курсовой уже на начальном этапе. Тем более что наличие актуальности считается одним из основных требований ГОСТа к содержанию и оформлению курсовой.

В нашей статье мы подробно расскажем и даже покажем, как написать актуальность темы курсовой четко, лаконично и без лишних проблем.

Как написать актуальность в курсовой работе: нюансы обоснования

Даже если для вас очевидна актуальность и острая проблематика темы, все равно придется убеждать и научного руководителя, и проверяющего в том, что ваша тема соответствует моменту.

Во введении, помимо целей и задач, необходимо грамотно обозначить целесообразность работы.

Обоснование актуальности находится перед целями и задачами. Стандартный объем - 6-10 предложений. Другими словами, около половины листа формата А4.

В отдельных случаях объем может достигать полутора страниц. Например, если для формулировки актуальности необходим краткий обзор литературы для пояснения рецензенту причин исследования темы.

Важным аспектом пояснения актуальности в курсовой работе является четкая и сжатая формулировка мысли, емкая и убедительная аргументация. Ведь у проверяющего после прочтения не должно остаться сомнений в том, что проведенное исследование ценно с практической и теоретической точки зрения.

Как правильно раскрыть актуальность темы курсовой работы

Чтобы узнать, как правильно писать актуальность в курсовой работе, нужно усвоить одно-единственное правило - не нужно начинать издалека. Важно сразу выделить, что тема или какой-либо аспект недостаточно или вовсе не изучен, и грамотно объяснить причины.

Обычно причиной недостаточной изученности является:

  • научно-технический прогресс;
  • открытие новых исследовательских методов;
  • появление новых сведений;
  • недочеты уже проведенных исследований.

Также можно описать практическую ценность курсовой работы. Это значит, что нужно привести аргументы и пояснить, кому могут понадобиться результаты вашего исследования.

Например, тема исключительно важна для развития международного движения "За бережное отношение к природе" и т.п. Актуальность темы - это отражение важности, перспективности и своевременности выполнения работы.

А вот и пример написания актуальности к курсовой "Анализ политики ценообразования организации"

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Чек-лист корректного описания актуальности курсовой работы

Ошибки

Как правильно

1. Неверно разместили В начале раздела «Ведение», перед целями и задачами.
2. Отклонились от норм стандартного объема Минимум - 4 предложения, максимум - 1,5 страницы.
3. Слабо аргументировали Информация, приведенная в описании актуальности, должна быть свежей и достоверной. Просто перечислить цифры и факты - недостаточное условие для качественного обоснования. Сведения нужно преподнести таким образом, чтобы убедить рецензента в том, что вы осведомлены и заинтересованны в изучаемом вопросе, а также знаете, как улучшить текущее состояние предмета исследования.
4. Не согласовали содержание с основной частью Если во время написания содержание основной части изменяли, то, вследствие этого, потребуется изменить содержание обоснования актуальности, частично или полностью.
5. Не уникализировали У каждого вуза установлены собственные показатели уникальности работы и рекомендованы предпочтительные сервисы проверки. Обычно показатель - не ниже 70 % по популярным антиплагиат-программам.

Надеемся, что после прочтения нашей статьи в голове у вас прояснится, как же правильно написать актуальность курсовой работы.

А если нет, то не отчаивайтесь - обратитесь в студенческий сервис , специалисты которого уж точно опишут актуальность так, что проблематикой вашей курсовой захотят заняться на государственном уровне.

Поделиться