Шпоры по правовым основам в области пожарной безопасности - файл n1.doc

Пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, объектов народного хозяйства, других объектов государства и общества, объектов природы от пожаров.

Основой обеспечения пожарной безопасности является Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности», принятый 18 ноября 1994 года, и Правила пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденные главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору и введенные приказом Министерства внутренних дел РФ от 14 декабря 1993 года № 536.

Система обеспечения пожарной безопасности включает в себя правовые, организационные, технические, экономические, научно-технические, социальные мероприятия, а также совокупность соответствующих сил и средств. Основными элементами этой системы являются органы государственной власти и местного самоуправления, специализированные службы и подразделения, предприятия и граждане.

Основные обязанности в обеспечении пожарной безопасности возложены на Министерство внутренних дел, соответствующие МВД и ГУВД субъектов Федерации и административно-территориальных образований (районов, городов и т.д.). МВД образуют в своем составе соответствующие управления, службы, инспекции, части и др. для обеспечения возложенных задач обеспечения пожарной безопасности.

Законом "О пожарной безопасности" предприятиям предоставлен ряд прав и возложены различные обязанности, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности; выполнять постановления, предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; незамедлительно сообщить в пожарную охрану о возникшем пожаре и др.

Ответственность за пожарную безопасность возложена на руководителя предприятия.

Руководитель предприятия обязан издать приказ, устанавливающий противопожарный режим, ввести соответствующие вопросы пожарной безопасности в правила внутреннего распорядка, инструкции, разделы в коллективном договоре.

Защита от пожаров и взрывов достигается за счет:

Соблюдения противопожарных требований при проектировании и строительстве, включая размещение зданий и сооружений, применения огнестойких материалов и конструкций; соблюдением соответствующих требований СН и П и т.д.;

Применения пожаро- и взрывобезопасных технологических процессов и оборудования;

Замены или, в крайнем случае, сокращения применения горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ;

Создания и применения эффективных средств предупреждения пожара и пожаротушения;

Проведения обучения и инструктажей работающих правилам пожарной безопасности;


Организации соответствующих структур, комиссий, добровольных пожарных дружин.

Пожаром называется неконтролируемое горение вне специального очага, сопровождающееся материальными потерями. Горение – это химический процесс соединения горючего вещества с окислителем, сопровождающийся интенсивным выделением теплоты и излучением света. Горение возможно при условии превышения скорости выделения теплоты химической реакцией горения над скоростью отвода теплоты в окружающую среду. В противном случае происходит затухание процесса горения. Кинетику процесса горения объясняет теория цепных реакций. Если при горении имеет место разветвляющаяся реакция, то происходит самоускорение реакции окисления.

Различают несколько видов горения:

Диффузионное горение поверхности твердого тела и кинетическое горение – однородной горючей смеси;

Дефлаграционное горение с малой скоростью перемещения фронта пламени и горение взрывное и детонационное с высокой скоростью перемещения пламени (десятки и тысячи метров в секунду).

Горение газов протекает как в диффузионной, так и кинетической области и может носить характер взрывного или детонационного горения. При горении жидкости происходит ее испарение и сгорание паровоздушной смеси над поверхностью жидкости. Определяющим является процесс испарения жидкости, который зависит от ее физико-химических свойств. Процесс горения паров не отличается от горения газов. Горение твердых веществ диффузионное. Как правило, оно сопровождается плавлением, разложением и испарением с выделением газа и парообразных продуктов, образующих с воздухом горючую смесь.

Повышенную пожарную опасность имеет пыль. Причем с увеличением дисперсности пыли возрастает ее химическая активность, снижается температура самовоспламенения, усиливается адсорбционная способность, что повышает ее пожарную опасность. Горение аэровзвесей подчиняется законам горения газовых смесей, но происходит более медленно. Скорость горения высокодисперсной пыли приближается к скорости горения газа. В замкнутом пространстве воспламенение аэровзвеси имеет характер взрыва с образованием большого объема газообразных продуктов и нагреванием их до высоких температур. Вследствие этого в 4-6 раз возрастает давление. Во взрыве участвует осевшая пыль, которая при воспламенении переходит во взвешенное состояние, что приводит к вторичным взрывам.

Мероприятия пожарной профилактики зависят от пожарных характеристик веществ, используемых в производстве. Оценка взрывоопасных свойств веществ включает определение основных показателей, приведенных в таблице 14.

Пожарную опасность жидкости определяют: группа горючести; температура вспышки; температура воспламенения; температура самовоспламенения; скорость выгорания; характер взаимодействия горючего вещества с огнегасящими средствами тушения.

Для оценки пожарной опасности твердых веществ определяют: группу горючести; температуру воспламенения; температуру самовоспламенения; характер взаимодействия горящего вещества с огнегасящими средствами тушения.

(Стандарт)

  • Старшинов Б.П. Системы пожарной безопасности. Учебное пособие (Документ)
  • Тест по пожарной безопасности. Общий курс (Шпаргалка)
  • Электронная библиотека по пожарной безопасности (Документ)
  • Дипломная работа - Разработка рекомендаций по обеспечению пожарной безопасности резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов на Ярославском нефтеперерабатывающем зав (Дипломная работа)
  • Пожарная безопасность. Энциклопедия (Документ)
  • Баюнов Ю.С. Методическое пособие по обеспечению пожарной безопасности организаций (Документ)
  • ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности в РФ (Документ)
  • Лагунова М.Н. Расходы на обеспечение пожарной безопасности (Документ)
  • NFPA 72. Нормативный документ по пожарной безопасности США (Документ)
  • n1.doc

    1,1.Определение по­жарной безопас­ности. Пожарная безопасность – ди­намически устойчивое состояние при котором объективно отсутствуют или исключаются при­чины и условия, порож­дающие неконтролируе­мое горение.

    1,2.Определение обес­печения по­жарной безопасности. Обеспе­чение ПБ – совокупность общественных отноше­ний, складывающихся в ре­зультате разработки и принятия меро­приятий, предотвращающих или ис­ключающих неконтро­лируемое горе­ние.

    1,3. Правовой основой обеспечения ПБ явля­ется совокупность пра­вовых норм разной от­раслевой принадлежно­сти, регулирующих об­щественные отношения, складываю­щиеся в об­ласти обеспечения ПБ.

    1,4. Организационной основой обеспечения ПБ является специ­ально создаваемые в целях вы­полне­ния функций в об­ласти ПБ государст­вен­ные и негосударственные образо­вания с присущей им компетенцией, пра­вами и обязанностями.

    1,5. Субъекты обеспе­чения ПБ в РФ. под субъектами обеспечения пожарной безопасности понимаются:

    а) органы государственной власти области;

    б) органы местного самоуправления;

    в) органы управления, подразделения и организации Государственной про­тивопожарной службы области созда­ваемые в соответствии с Федераль­ным законом "О пожарной безопасно­сти";

    г) органы управления и подразделе­ния ведомственной пожарной охраны;

    д) подразделения добровольной по­жарной охраны;

    е) граждане и их объединения.

    1,6. Объекты обеспече­ния ПБ в РФ. объект - территория, предприятие, здание, сооружение, помещение, наружная установка, склад, транс­портное средство, открытая пло­щадка, оборудование, изделие, другое движимое и недвижимое имущество, а также технологический процесс, в отношении которых устанавливаются требования пожарной безопасности

    1,7. Понятие права и его значение и сущ­ность. Право – это уста­новлен­ные или санкцио­нированные государ­ст­вом, государственной властью, нормы, а также закрепленная в этих нор­мах свобода, возмож­ность опреде­ленного по­ведения.

    1,8. Нормы права и их структура. Нормы прав а – общеобязательное пра­вило, установленное или признан­ное государст­вом, обеспеченное воз­можностью государст­венного прину­ждения и регулирующее общеобя­зательные отношения.

    Структура норм права :


    1. Гипотеза – усло­вия обеспе­чения правил поведения

    2. Диспозиция – опи­сывает само правило поведе­ния

    3. Санкция – преду­сматривает виды мер принуждения для выполнения правил.
    1,9. Классификация норм права.

    1. Конституция РФ

    2. Федеральные Законы РФ:

    а) федеральные консти­туционные законы

    б) федеральные законы

    3. Подзаконные норма­тивно-правовые акты фе­дерального значения:

    а) Указы Президента РФ

    б) Постановления Прави­тельства РФ

    4. Нормативно-правовые- акты субъ­ектов РФ

    5. Ведомственные нор­мативные акты

    Приказы и распоряже­ния мини­стерств и ве­домств

    6. Локальные норматив­ные акты

    Приказы и распоряжения руководи­телей организа­ций и учреждений

    1,10. Понятие закона и законода­тельства. За­кон – юридический акт, принятый высшим пред­ставительным (законода­тельным) органом госу­дарственной власти либо референду­мом и регули­рующий наиболее важ­ные общественные от­ношения.

    Законодательство – сово­купность всех россий­ских законов.

    1,11. История возник­новения и развития пожарной службы в Рос­сии. 1 акт- Наказ о градском благочи­нии 1649 г. при царе Алексее Михай­ловиче. Это день образования россий­ской государственной охраны. Первое упоминание о пожарной охране в 11 веке при Ярославе Му­дром, входило в сборник законов «Русская правда». Продолжилось в 1722 г. при Петре 1 при адмиралтействе создана первая пожарная охрана. В 1718г. Петр 1 издал указ о постройке специ­альных пожарных судов. В 1748 г. указ «От по­жарных случаев иметь крепкую предосторож­ность». В 1918 г. была создана советская по­жарная охрана и сущест­вовала в рамках Мини­стерства Внутренних Дел. В 2002 г. передана в Министерство ЧС.(МЧС было соз­дано после зем­летрясения в Спи­таке(Армения) в 1988 г. и после Чер­нобыльской катастрофы в 1986 г.)

    1,12. История возник­новения и развития пожарной службы в РБ. 14 июля 1816 г. создание гарнизона по­жарной ох­раны, пожарной части «По­лицейская пожарная часть» . В 1857 создана первая пожарная часть в Стерлитамаке, в 1878 В Уфе вторая пожарная часть. В 1969 г. Совет Ми­нистров БАССР издал постановление о состоя­нии и мерах по укрепле­нию пожарной безопас­ности в Республике. В настоящее время дейст­вует закон РБ «О пожар­ной безопасности по РБ».

    1,13 История законодательства в области борьбы с пожарами и ви­новными в их возникновении

    Первые меры наказания за поджоги отражены в первом официальном своде законов «Русская правда», из­данном в 11 веке: поджигатель и члены его семьи за содеянное обра­щались в рабство, а их имущество шло в казну государства.

    Судебник 1407 года усиливал меру наказания за поджог: «Зажигальщику животе не дать, казнить его смертной казни. в 1434 г. Великий князь Васи­лий II в своих указах не только пове­левал осторожно обращаться с огнем, но и определил условия пользования огнем в наиболее огнеопасных ремес­лах и быту.
    Первый нормативный акт противопо­жарной защиты на Руси - Указ о ме­рах пожарной безопасности в городе - был издан в 1472 году Великим кня­зем Иваном III.

    в 1547 году в Москве Иван Грозный издает указ, запрещающий москвичам топить летом печи в домах.

    С 1550 г. на тушение пожаров в Мо­скве стали высылать стрельцов, и Россия была первой страной, исполь­зовавшей войско в борьбе с огненной стихией, а в двадцатые годы 17 века в столице была создана первая пожар­ная команда.

    Пожарная охрана в нашей стране была создана в 17 веке. 30 апреля 1649 года царь Алексей Михайлович Романов издал «Наказ о градском благочинии». «Наказ…» явился пер­вым правовым актом, содержащим все основные положения, присущие профессиональной пожарной охране. Им же («Наказом…») впервые на Руси устанавливались правила для должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность. В документе также впервые определяется штатный состав пожарной охраны.

    Второй документ, датированный тем же годом, - «Соборное уложение или Свод законов царя Алексея Михайло­вича», содержал статьи, строго регла­ментирующие соблюдением правил пожарной безопасности в городах, селениях, лесах и предусматривал ответственность за поджоги и разли­чие между неосторожным обраще­нием с огнем и поджогами.

    За поджог наказание было самым суровым - сжигание «зажигальщи­ков». Только через 5 лет в эту статью была внесена поправка: «… сжигание на костре заменить виселицей».

    Большой вклад в развитие пожарного дела внес Петр I. В 1701 году выходит указ во всех городах России строить не деревянные, а «каменные дома или по крайней мере мазанки, и строить не среди домов, а линейно - по ули­цам и переулкам». За невыполнение правил пожарной безопасности на­кладывали штрафы, наказания.

    24 июня 1803 года Александр I под­писал указ, по которому сначала в Санкт-Петербурге, а в дальнейшем и в Москве создаются полицейские про­фессиональные пожарные команды из солдат срочной службы. С этого вре­мени во всех городах России борьбу с пожарами ведут профессиональные пожарные части.

    2,1. Конституция РФ – как основа пожарного законодательства РФ. Конституция принята в 1993 г. на всенародном референдуме.

    Ст. 20 гарантирует «право на жизнь»

    Ст. 35 определяет охрану права соб­ственности, не­зависимо от формы соб­ственности.

    Ст. 41 определяет право на охрану здоровья и ме­дицинскую помощь

    Ст. 42 определяет право на благопри­ятную окру­жающую среду

    Ст. 53 определяет право на возмеще­ние вреда причиненного незакон­ными действиями орга­нов государственной власти или должностных лиц

    2,2. Охарактеризуйте федеральный закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. Безопас­ность –состоя­ние защи­щенности жизненно-важных интересов лич­ности, общества и госу­дарства от внутренних и внешних угроз.

    Жизненно-важные инте­ресы – сово­купность по­требностей, удовлетво­рение которых надежно обеспечивает существо­вание и возможности разви­тия личности, об­щества и государ­ства.

    К основным объектам безопасности относятся:

    1) личность, ее права и свободы

    2) общество, его матери­альные и духовные цен­ности

    3) государство, его кон­ституционный строй, его суверенитет и террито­риальную целостность.

    Основным субъектом обеспечения безопасно­сти является государство в задачу которого входит обеспечение безопасно­сти. Президент является гарантом безопасности.

    Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно-важным интере­сам лич­ности, общества и госу­дар­ства.

    2,3. Охарактеризуйте федеральный закон РФ «О пожарной безопас­ности» от 21 декабря 1994 г. Пожар – некон­тролируемое горение, причи­няющее матери­альный ущерб, вред жизни и здоровью граж­дан, интересам общества и государства.

    Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожара.

    Противопожарный ре­жим – правила поведения людей, обеспечивающие предупреждение о нару­шении требо­ваний ПБ

    Пожарная охрана – сово­купность подразделений и органов их управле­ния, предназначенных для профилак­тики пожаров, их тушения и проведе­ния аварийно-спасательных работ.

    Система обеспечения пожарной безо­пасности – совокупность сил, средств, а также мер пра­вового, организацион­ного, экономического, социального и научно-технического характера, на­правленных на борьбу с пожарами.

    Пожарная охрана под­разделяется на виды:


    1. Государственная противо­пожарная служба (ГПС)

    2. Муниципальная пожарная охрана

    3. Ведомственная ПО

    4. Частная ПО

    5. Добровольная ПО
    В законе определены права, обязанно­сти и со­циальные гарантии со­трудни­ков государствен­ной пожарной службы, а также полномочия феде­ральных органов испол­нительной власти в сфере ПБ.

    2,4. Охарактеризуйте федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О за­щите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций при­род­ного и техногенного характера» Чрезвычай­ная ситуация – обста­новка на определенной территории, сложив­шаяся в результате ава­рии, опасного природ­ного явления, катаст­рофы, стихийного или иного бедствия, кото­рые могут повлечь или по­влекли за собой челове­ческие жертвы, ущерб здоровью людей или ок­ружающей среде, значи­тельные материальные потери, нарушение усло­вий жизне­деятельности людей.

    Предупреждение ЧС – комплекс ме­роприятий, проводимых заблаговре­менно, направленных на уменьшение риска воз­никновения ЧС.

    В законе определены права и обязан­ности гра­ждан в сфере защиты от ЧС.

    2,5. Охарактеризуйте федеральный закон от 6 марта 2006 г. «О проти­водействии терро­ризму» Террори­стиче­ский акт – совершение взрыва, поджога, или иных действий, связан­ных с устрашением насе­ления и соз­дающих опасность гибели людей, причинение значитель­ного матери­ального ущерба и иных особо тяжких последствий.

    2,6. Охарактеризуйте федеральный консти­туционный закон «О чрез­вычайном положе­нии» от 30 мая 2001 года Чрезвычайное по­ложение – вводимый на всей территории РФ или в отдельных ее местно­стях особый правовой режим деятельностью орга­нов государственной власти, органов местного самоуправления и орга­низаций независимо от форм собст­венности, до­пускающий отдельное ограничение прав и сво­бод граждан и возложе­ние на них дополнитель­ных обязанностей.

    2,7. Охарактеризуйте Положение о Мини­стерстве Российской Федера­ции по делам гражданской обо­роны, чрезвычайным ситуа­циям и ликвидации по­следствий стихий­ных бедствий (утверждено Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868) МЧС является фе­деральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим функ­ции по выра­ботке и реа­лизации государственной политики, нормативно-правовому регулирова­нию, надзору и контролю в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и тех­ногенного характера, обеспечение ПБ и безо­пасности людей на вод­ных объектах. В положе­нии указаны ос­новные задачи МЧС.

    2,8. Охарактеризуйте Постановле­ние Прави­тельства РФ от 20 июня 2005 г. № 385 «О феде­ральной про­тивопо­жарной службе» Данное по­становление опреде­ляет численность работ­ников федеральной про­тивопо­жарной службы в количестве 80 тыс. чело­век. Федеральная проти­вопожар­ная служба явля­ется составной ча­стью ГПС и входит в систему МЧС. Федеральная про­тивопожарная служба осуществляет свою дея­тель­ность через органы управления и подразде­ления, к ним относятся:

    1) структурные подраз­деления цен­трального аппарата МЧС

    2) структурные подраз­деления терри­ториаль­ных органов МЧС Рос­сии – это региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последст­вий стихийных бедствий

    3) органы, уполномочен­ные решать задачи ГО и задачи по предупрежде­нию и ликвидации ЧС по субъектам РФ

    4) органы ГПН (гос. пож. надзор)

    5) научно-исследователь­ские и обра­зовательные учреждения

    6) подразделения, соз­данные в целях обеспе­чения профилактики по­жаров и их тушения в организациях и учрежде­ниях

    7) подразделения феде­ральной проти­вопожар­ной службы, созданные в целях организации про­филактики и тушения пожаров в закрытых ад­ми­нистративно-террито­риальных обра­зованиях, а также режимных орга­низациях.

    2,9. Охарактеризуйте Закон РБ «О пожарной безопасности» от 30 но­ября 2005 года Системы обеспечения ПБ в РБ – совокупность сил и средств, а также мер пра­вового, организацион­ного, экономического, социального и научно-технического характера, на­правленных на борьбу с пожарами. Элементами системы ПБ в РБ явля­ются : органы государст­венной власти РБ, ор­ганы местного само­управления, организации и граждане, принимаю­щие участие в обеспече­нии ПБ в РБ. Основные задачи противопожарной охраны : профилактика пожаров, спа­сение людей и имущества на пожарах, тушение пожаров и про­ведение ава­рийно-спаса­тельных работ. Противо­пожарная служб РБ вхо­дит в государ­ственную противопожарную службу и включает в себя структурные под­разделения органа ис­полнительной власти РБ, уполномоченного решать задачи обеспечения ПБ, осуществ­ляющие управ­ление и координацию деятельности противо­пожарной службы РБ.

    1) В составе ГУ по РБ действует и управление государственной проти­вопожарной службы по РБ.

    2) Подразделения проти­вопожарной службы по РБ, созданное в целях обеспечения профилак­тики пожаров и их туше­ния на территории РБ

    3) Подразделения проти­вопожарной службы, созданное в целях обес­пече­ния профилактики пожаров и их ту­шения в организациях.

    Личный состав противо­пожарной службы : в противопожарную службу РБ принимаются граждане не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым каче­ствам, образованию и состоянию здоровья вы­полнять слу­жебные обя­занности.

    3,1. Формы и методы обеспечения ПБ Под формой обеспечения ПБ понимается внешнее вы­ражение воз­действия субъекта обеспечения ПБ на соответствующий объект в целях создания и поддержания необхо­ди­мого уровня противо­пожарного со­стояния этого объекта. Под субъ­ектом понимается госу­дарство, а под объек­тами понимаются юридиче­ские, должностные и фи­зические лица.

    Методы обеспечения ПБ – это сово­купность приемов и способов реа­лизации субъектом обес­печения ПБ возможных функций выполнения по­ставленных задач и со­хранения необ­ходимого уровня ПБ соответст­вую­щего объекта.

    Формы обеспечения ПБ

    – это правотворение (из­дание норма­тивных ак­тов)

    Правоприменение (при­нятие реше­ний по кон­кретным делам и спорам о праве)

    Заключение различного рода право­вых договоров

    Проведение организа­ционных меро­приятий по предупреждению и ту­шению пожаров

    Цели и задачи, стоящие перед систе­мой ПБ, дос­тигаются с помощью технических и социаль­ных методов воздействия на объекты безопасности. Технические методы – это совокуп­ность спосо­бов предупреждения и тушения пожаров. Соци­альные – воздействие н сознание объектов ПБ.

    3,2 Понятие админист­ративной ответствен­ности пред­ставляет собой юридиче­скую обязанность лица, при­знанного виновным в совершении администра­тивного правонарушения притерпеть установлен­ные админист­ративным законодательством нега­тивные правовые послед­ствия, свя­занные с вос­становлением нарушен­ных общественных от­ношений и наложение соответствующих адми­нистративных взыска­ний.

    Административную от­ветственность можно рассматрив ать:


    1. правовое качество субъек­тов адми­нистративно-пра­вовых отношений

    2. социально-право­вое явле­ние (т.е. урегулирование административно-право­выми нор­мами, обществен­ными отноше­ниями, скла­ды­вающихся по по­воду со­вершения административ­ных правонару­шений)

    3. совокупность ад­министра­тивно-правовых норм, ре­гулирующих данную сферу общественных от­ношений.
    3,3 Понятие админист­ративно-пра­вового ре­гулирования обеспече­ния ПБ Администра­тивно-правовым ре­гули­рованием охватывается деятель­ность органов ис­полнительной власти как федерального, так и субъектов федерации, местных, юридических, должностных и физиче­ских лиц.

    Административное при­нуждение (налоги адми­нистративного взыска­ния) направлены на под­держание нормальных функций всех систем обеспечения ПБ. Меры государствен­ного при­нуждения должны при­ме­няться на основании закона и в соот­ветствии с законом.

    Административное при­нуждение является од­ним из видов государст­венного принуждения и заключающе­гося в нало­жении на лиц, престу­паю­щих административ­ные запреты, админист­ративных наказаний, т.е. привлечение их к адми­нистративной ответст­венности.

    3,4 Структура законо­дательства об админи­стративных правона­руше­ниях в РФ Струк­тура КоАП (30 де­кабря 2001 года) зарегистриро­ван под №195 – ФЗ. Ад­министративный ко­декс состоит из 2 частей: об­щей и особенной. Общая часть дает базовые тео­ретические понятия ад­министра­тивного права, а особенная часть рас­сматривает конкретные правонаруше­ния, све­денные в определенные группы, которые назы­ваются разде­лами и гла­вами и наказания, кото­рые могут применяться за данное право­наруше­ние. Ст.1 Законодатель­ство об административ­ных правонарушениях. На федеральном уровне администра­тивные пра­вонарушения регулиру­ются КоАП, а на уровне субъектов федерации может регулироваться соответствующими зако­нами этих субъектов. Если международным договором РФ преду­сматриваются иные пра­вила, чем предусматри­вают нормы РФ, то при­меняются нормы между­народного права.

    Ст. 3 Предметы ведения РФ – уста­новление об­щих положений и прин­ципов административ­ного законода­тельства, установленного перечня административных нака­заний, уста­новленной административной ответ­ственности и порядке производства по делам административных пра­вонару­шений.

    3,5 Принципы равен­ства всех перед законом и презумпции невинов­ности в администра­тивном законо­датель­стве РФ Принципы ад­минист­ративного права:

    Принцип равенства всех перед зако­ном, т.е. все лица подлежат админи­стративной ответствен­ности

    Принцип презумпции невиновности, т.е. лицо, привлекаемое к админи­стративной ответствен­ности не обя­зано доказы­вать свою невиновность. Лицо считается невинов­ным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

    3,6 Действие законода­тельства об админист­ративных правонару­ше­ниях во времени и пространстве Под про­странством понимается тер­ритория РФ. Време­нем совершения админи­стративного правонару­шения является время его совершения, а не на­ступления вредных по­следствий. Производство об административных правонарушениях осу­ществляется на основа­нии закона, действую­щего во время производ­ства по указанному делу.

    3,7 Понятие админист­ративного правонару­шения Административ­ным правонарушением (ст.2,1 КоАП) признается противоправное винов­ное действие (бездейст­вие) физического или юридического лица, за которое административ­ным законодательст­вом установлена ответствен­ность.

    3,8 Понятие админист­ративной ответствен­ности Административная ответственность - это реализация администра­тивно-правовых санкций, применение уполномо­ченным орга­ном или должностным лицом ад­мини­стративных взыска­ний к гражданам и юри­дическим лицам, совер­шившим правонаруше­ние.

    3,9 Формы вины в ад­министратив­ном праве Формы вины:

    1) умысел – администра­тивное право­нарушение признается совершенным умышленно а) если лицо его совер­шившее осозна­вало противоправный характер своих действий, предвидело последствия и желало наступления этих последствий (пря­мой умысел), б) созна­тельно его допускало (косвен­ный умысел), либо относилось к нему безразлично

    2) неосторожность – ко­гда лицо, со­вершившее административное пра­вонарушение а) предви­дело возмож­ность насту­пления вредных послед­ствий, но без достаточ­ных тому осно­ваний, рассчитывало на предот­враще­ние тяжких по­следствий (легкомыс­лие), б) не предвидело возможность наступле­ния тяжких последствий, хотя должно было и могло их предви­деть.

    3,10. Административ­ная ответст­венность физических и юридиче­ских лиц. Юридические лица подле­жат админи­стративной ответствен­ности за совершение ад­министратив­ных право­нарушений в случаях, пре­дусмотренных Кодек­сом об админи­стратив­ных правонарушениях РФ или законами субъек­тов Российской Фе­дера­ции об административ­ных право­нарушениях. Физическому лицу , со­вершившему админист­ративное пра­вонаруше­ние, должно быть назна­чено административное взыскание, необ­ходимое и достаточное для его воспи­тания. Админист­ративное взыскание не имеет своей целью уни­жение чело­веческого достоинства физического лица, совершившего ад­министратив­ное право­нарушение, или причи­нение ему физических страданий. Админи­стра­тивное взыскание, нала­гаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репута­ции.

    3,11 Цели и виды адми­нистратив­ного наказа­ния Административное наказание – мера госу­дарственного принужде­ния за совершенное ад­ми­нистративное право­нарушение.

    Виды административных наказаний :


    1. предупреждение

    2. административ­ный штраф

    3. возмездное изъя­тие орудия или предмета админи­стра­тивного пра­вонарушения

    4. конфискация ору­дия или предмета административ­ного правонару­шения

    5. лишения специ­ального права

    6. административ­ный арест

    7. административное выдворе­ние за пределы РФ ино­странных граждан

    8. дисквалификация
    3,12 Основные и допол­нительные админист­ративные наказания Ос­новные : предупрежде­ние, админист­ративный штраф, лишение специ­ального права, админи­стративный арест, дис­квалификация

    Дополнительные : воз­мездное изъятие орудия или предмета админист­ратив­ного правонаруше­ния, конфискация орудия или предмета админист­ратив­ного правонаруше­ния, администра­тивное выдворение за пределы РФ иностранных граждан

    3,13 Охарактеризуйте администра­тивные на­казания в виде преду­преждения и штрафа Предупрежде­ние выно­ситься в письменной форме. Административ­ный штраф является де­нежным взысканием, вы­ражается в рублях.

    3,14 Охарактеризуйте администра­тивные на­казания в виде воз­мезд­ного изъятия ору­дия или предмета ад­министративного пра­вонаруше­ния и конфи­скации орудия или предмета администра­тивного пра­вонаруше­ния Возмездное изъятие – с последующим воз­вращением. Конфи­ска­ция – без возвращения.

    3,15 Охарактеризуйте администра­тивные на­казания в виде лише­ния специального права и администра­тивного ареста Лишение специаль­ного права – максимальный срок 2 года. Административный арест до 15 суток.

    3,16 Охарактеризуйте администра­тивные на­казания в виде админи­стративного выдворе­ния за пре­делы Россий­ской Федерации ино­странного гражданина или лица без граждан­ства и дисквалифика­ции Выдворение за пре­делы РФ. Дисква­лифика­ция заключается в лише­нии физического лица права занимать руково­дящие должности на срок до 3 лет.

    3,17 Обстоятельства, смягчающие и отяг­чающие администра­тивную ответствен­ность Смягчающие – раскаяние, добровольное сообщение, предотвра­щение последствий, со­вершение в состоянии аффекта, со­вершение не­совершеннолетним, а также беременной жен­щиной и жен­щиной, имеющей детей до 14 лет.

    Отягчающие – продол­жение противо­правного поведения несмотря на дей­ствия правоохрани­тельных органов, по­вторное нарушение, во­влечение несовершенно­летнего, совершение группой лиц, совершение в условиях стихийного бедствия, совершение в состоянии опьянения

    3,18 Давность привле­чения к ад­министра­тивной ответственно­сти 2 месяца

    3,19 Административная ответст­венность за правонарушения в сфере ПБ

    ст. 7,17 уничтожение или поврежде­ние чужого имущества (умышленно), если не повлекло значи­тельного ущерба

    ст. 8,32 нарушение пра­вил ПБ в лесах

    ст. 9,1 нарушение требо­ваний про­мышленной безопасности в области эксплуатации опасных производст­венных объ­ектов

    ст. 11,16 нарушение пра­вил ПБ на ж/д, морском, внутреннем водном, воз­душном транспорте

    ст. 12,17 не предоставле­ние преиму­щества в движении транспортному средству с включенными специаль­ными звуко­выми и световыми сиг­налами

    ст. 17,2 не выполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должно­стного лица, осуществ­ляющего производство по делу об администра­тивном правона­рушении

    ст. 19,2 умышленное по­вреждение или срыв пе­чати или пломбы

    ст. 19,4 неповиновение законному распоряже­нию должностного лица, осуществляющего госу­дарственный надзор

    ст. 19,5 не выполнение в срок закон­ного предпи­сания этого лица

    ст. 19,13 заведомо лож­ный вызов специализи­рованных служб

    ст. 20,4 нарушение тре­бований ПБ

    ст. 23,34 определяет ор­ганы, осущест­вляющие госпожнадзор

    ст. 28,1 возбуждение дела об админи­стратив­ном правонарушении.

    3,20 Судьи и органы, уполномочен­ные рас­сматривать дела об ад­мини­стративных пра­вонарушениях 1. Дела об административных правона­рушениях, пре­дусмотренных Кодек­сом РФ об административ­ных право­нарушениях

    1) судьями (мировыми судьями);

    3) федеральными орга­нами исполни­тельной власти, их учрежде­ниями, структурными подразделениями и тер­риториальными орга­нами, а также иными го­сударственными орга­нами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными за­конами либо норма­тив­ными правовыми актами Прези­дента Российской Федерации или Прави­тельства Российской Фе­дера­ции.

    2. Дела об администра­тивных право­наруше­ниях, предусмотренных зако­нами субъектов Рос­сийской Федера­ции, рас­сматриваются в пределах полномочий, установ­ленных этими законами:

    1) мировыми судьями;

    2) комиссиями по делам несовершен­нолетних и защите их прав;

    3) уполномоченными ор­ганами и учреждениями органов исполнитель­ной власти субъектов Рос­сийской Федерации;

    4) административными комиссиями, иными кол­легиальными органами, создаваемыми в соответ­ствии с зако­нами субъек­тов Российской Федера­ции.

    3,21 Какие дела об ад­министратив­ных пра­вонарушениях рас­сматри­вают органы, осуществляющие госу­дарственный пожар­ный надзор

    В соответствии со ст. 223 КУоАП органы государ­ственного пожарного надзора рассматривают следующие виды дел об административных пра­вонарушениях:

    О нарушении правил пожарной безо­пасности на железнодорожном, мор­ском, речном и воз­душном транс­порте (ст. 120 КУоАП);

    О нарушении установ­ленных законо­дательст­вом требований пожар­ной безопасности (ст. 175 КУоАП);

    О невыполнении пред­писаний и постановлений должностных лиц орга­нов государственного пожарного надзора (ст. 1888 КУоАП).

    Приказ МЧС №68 от 2006 г. «Об утверждении перечня должностных лиц и органов ГПН, уполномоченных состав­лять протоколы об адми­нистра­тивных правона­рушениях»

    3,22 Сроки рассмотре­ния дела об админист­ративном правонару­ше­нии

    ст. 29,6 дело об админи­стративном правонару­шении должно рассмат­риваться в 15-дневный срок.

    4,1 Понятие уголовного закона уголовный закон – это нормативный акт, принятый законодатель­ным орга­ном РФ и со­держащий юридические нормы, которые устанав­ливают прин­ципы уго­ловного права и опреде­ляет ккие деяния явля­ются преступле­ниями и какие наказания подле­жат применимо к лицам, совершившим преступ­ление.

    4,2 Структура и задачи уголовного законода­тельства РФ Уголовным законом является уго­ловный кодекс РФ и за­коны РФ, принимаемые для его изменения или дополнения. УК РФ был принят в 1996 г. и всту­пил в силу в 1997 г., за исключением от­дельных положений. УК состоит из двух частей: общей и особенной. Общая со­держит общие правовые принципы УК, основания уголовной ответственно­сти и др. теоретические положения. Ст. 2 опреде­ляет задачи УК в состав которых входит охрана прав и свобод гражда­нина, сохране­ние обще­ственной безопасности, окружающей среды, кон­ституцион­ного строя РФ от преступных посяга­тельств, обеспечение меры безопасно­сти чело­вечества и предупрежде­ния преступлений. Пре­дупреждение пре­ступле­ний является особенной зада­чей УК.

    4,4 Принципы уголов­ного законо­дательства Принципы:

    1. Универсальный юри­дический принцип за­конности. Преступность деяния определяет только уголовный закон

    2. Принцип равенства граждан перед законом

    3. Принцип вины, т.е. лицо подлежит уголов­ной ответственности за те пре­ступления, в отно­шении которых доказана его вина

    4. Принцип справедливо­сти – наказа­ние должно соответствовать степени опасности обществен­ного деяния

    5 Принцип гуманизма

    6. Принцип презумпции невиновности (Гражда­нин считается невинов­ным, пока его вина не будет доказана. Гра­жда­нин не обязан доказывать свою невиновность. В случае неустрани­мых сомнений обстоятельства трак­туются в пользу об­виняемого.)

    4,5 Действие уголов­ного закона во времени и в пространстве. Об­рат­ная сила уголовного закона. Нака­зуемость деяния определяется уго­ловным законом, дей­ствующим во время со­вершения преступления.

    Ст. 10. Обратная сила уголовного закона. Уго­ловный закон, смягчаю­щий наказание распреде­ляется на лиц, совер­шивших преступление до его вступления в силу.

    4,6 Понятие и катего­рии преступ­лений Пре­ступление – это виновное совершенное общест­венно-опасное деяние, запрещенное УК под уг­розой наказания. При­знаки преступле­ния:1)виновное, 2) со­вершенное, 3) общест­венно-опасное, 4) деяние.

    Категории преступлений (ст.15): в зависимости от степени обществен­ной опасности


    1. небольшой тяже­сти – умыш­ленное и неосторож­ное деяние 2 года

    2. средней тяжести – умыш­ленное 5 лет и неосторож­ное 2 года

    3. тяжкое преступле­ние – умышлен­ное 5-10 лет

    4. особо тяжкие – умышлен­ное от 10 лет.
    Обеспечение безопасности образовательного учреждения Петров Сергей Викторович

    11.2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности

    Основными нормативными правовыми документами в области пожарной безопасности являются:

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ);

    Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01–03);

    ГОСТ ССБТ, СНиП, нормы пожарной безопасности и др.;

    региональные документы – правила пожарной безопасности, законы о пожарной безопасности конкретных регионов;

    ведомственные (объектовые) документы – инструкции о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре;

    приказы, инструкции, планы, указания руководителя ОУ.

    В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» (ст. 2) субъекты РФ вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными правовыми актами.

    Права и обязанности граждан и должностных лиц в области пожарной безопасности.

    Граждане обязаны:

    соблюдать требования пожарной безопасности;

    иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности;

    при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

    до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

    оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

    выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

    Ответственность должностных и других лиц за соблюдение пожарной безопасности регулируется ст. 38 и 39 Федерального закона «О пожарной безопасности», а также УК РФ и другими кодексами РФ. При этом может налагаться дисциплинарная, административная, материальная или уголовная ответственность.

    Также предусматривается ответственность за уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 и 168 УК РФ) в результате неосторожного обращения с огнем, за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях, государственных и иных организациях.

    В соответствии с ППБ 01–03 в каждой организации приказом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности режим, в том числе:

    определены и оборудованы места для курения;

    определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещении сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

    установлен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

    установлен порядок проведения временных огневых и пожароопасных работ;

    установлен порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

    определены действия работников при обнаружении пожара;

    определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

    Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

    Правила применения открытого огня, проезда транспорта, допустимость курения и проведения пожароопасных работ устанавливаются общеобъектовыми инструкциями о мерах пожарной безопасности.

    В каждом ОУ должна быть организована система проведения инструктажей сотрудников по пожарной безопасности.

    Противопожарный инструктаж – это доведение до работников ОУ основных требований пожарной безопасности, изучение средств противопожарной защиты и действий в случае возникновения пожара. В зависимости от характера и времени проведения инструктаж может быть вводным, первичным, повторным, плановым, целевым (см. раздел 11.6).

    Ежегодно должен издаваться приказ руководителя ОУ, которым закрепляются лица, ответственные за противопожарную безопасность по каждому помещению. Именно эти лица (педагоги, сотрудники, электрик, сантехник, повар) каждый на своем месте следят за исправностью всех опасных приборов и механизмов, правильностью их хранения и эксплуатации, своевременно подают заявки на ремонт и устранение причин возможных аварий, загораний и иных происшествий.

    Этим же приказом из хозяйственно-технического персонала ОУ создается пожарно-техническая комиссия, которая ежеквартально обследует все помещения с целью выявления отклонений от требований Правил пожарной безопасности. В случае выявленных нарушений и отклонений они немедленно устраняются, а при невозможности быстрого устранения комиссией или инспектором пожарной охраны составляется акт, который вместе с заявкой передается в соответствующий орган управления образованием.

    В зданиях ОУ при единовременном пребывании на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара для каждого класса, аудитории, а также предусмотрена система оповещения о пожаре. При пребывании на этаже 50 и более человек в дополнение к схематическому плану разрабатывается инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой каждое полугодие проводятся практические тренировки. Имеющиеся образцы и типовые инструкции следует доработать с учетом особенностей конкретного здания и каждого помещения.

    Все указанные документы утверждаются руководителем ОУ. Они необходимы для создания системы персональной ответственности и контроля. При этом следует проверить: реальны ли указанные маршруты для спасения, нет ли стен и решеток, установленных арендаторами, доступны ли дубликаты ключей от запасных выходов, очищены ли проходы от посторонних предметов.

    Часть методической работы руководитель ОУ может поручить преподавателю БЖ (ОБЖ).

    Важнейшее требование пожарной безопасности заключается в том, что ни один сотрудник ОУ (педагог, уборщица, повар и др.) не должен приступать к работе, не уяснив своих действий в случае пожара или иной ЧС, не разобравшись, где находятся средства спасения и пожаротушения и как ими пользоваться.

    Из книги Потребители электрической энергии, энергоснабжающие организации и органы Ростехнадзора. Правовые основы взаимоотношений автора Красник Валентин Викторович

    6.1. Правовые основы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике 6.1.1. Система, субъекты и основные принципы оперативно-диспетчерского управления Основные принципы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике как естественно-монопольной

    автора Петров Сергей Викторович

    Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОУ

    Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович

    Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОУ 3.1. Управление безопасностью в ОУ Под управлением безопасностью понимается процесс сознательного, целенаправленного и организованного воздействия на элементы ОУ и окружающей среды в целях защиты персонала, обучающихся,

    Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович

    6.1. Правовые основы, цели и принципы борьбы с терроризмом Правовую основу борьбы с терроризмом составляют: Конституция РФ, УК РФ, Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные

    автора Коллектив авторов

    Из книги Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. автора Коллектив авторов

    Из книги Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. автора Коллектив авторов

    Из книги Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. автора Коллектив авторов

    Из книги Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. автора Коллектив авторов

    Из книги Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. автора Коллектив авторов

    Из книги Охрана труда на производстве и в учебном процессе автора Петров Сергей Викторович

    Глава 1 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА 1.1. Предмет охраны труда. Основные понятия охраны труда Предмет охраны трудаПредметом научной дисциплины «Охрана труда» является система сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности. Опыт

    автора Демидова Н В

    22. Правовые основы метрологического обеспечения. Основные положения Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» Единство измерений – это характеристика измерительного процесса, означающая, что результаты измерений выражаются в установленных и принятых в

    Из книги Метрология, стандартизация и сертификация: конспект лекций автора Демидова Н В

    3. Правовые основы Согласно положениям Закона «О техническом регулировании» законодательство РФ состоит из данного Федерального закона, а также из ряда других нормативных актов,принимаемых в соответствии с существующим уже на данный момент законодательством РФ по

    автора Демидова Н В

    22. Правовые основы метрологического обеспечения. Основные положения Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» был принят в 1993 г. До принятия данного Закона нормы в области метрологии не были регламентированы

    Из книги Метрология, стандартизация и сертификация автора Демидова Н В

    28. Правовые основы Согласно положениям Закона «О техническом регулировании» законодательство РФ состоит из данного Федерального закона, а также из ряда других нормативных актов, принимаемых в соответствии с существующим уже на данный момент законодательством РФ по

    Из книги Информационная безопасность. Курс лекций автора Артемов А. В.

    Лекция 6 Основы обеспечения информационной безопасности в банковской сфере Учебные вопросы:1. Особенности информационной безопасности банков2. Анализ состояния банковских автоматизированных систем сточки зрения безопасности3. Принципы защиты банковских

    Поделиться