Пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, объектов народного хозяйства, других объектов государства и общества, объектов природы от пожаров.
Основой обеспечения пожарной безопасности является Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности», принятый 18 ноября 1994 года, и Правила пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденные главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору и введенные приказом Министерства внутренних дел РФ от 14 декабря 1993 года № 536.
Система обеспечения пожарной безопасности включает в себя правовые, организационные, технические, экономические, научно-технические, социальные мероприятия, а также совокупность соответствующих сил и средств. Основными элементами этой системы являются органы государственной власти и местного самоуправления, специализированные службы и подразделения, предприятия и граждане.
Основные обязанности в обеспечении пожарной безопасности возложены на Министерство внутренних дел, соответствующие МВД и ГУВД субъектов Федерации и административно-территориальных образований (районов, городов и т.д.). МВД образуют в своем составе соответствующие управления, службы, инспекции, части и др. для обеспечения возложенных задач обеспечения пожарной безопасности.
Законом "О пожарной безопасности" предприятиям предоставлен ряд прав и возложены различные обязанности, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности; выполнять постановления, предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; незамедлительно сообщить в пожарную охрану о возникшем пожаре и др.
Ответственность за пожарную безопасность возложена на руководителя предприятия.
Руководитель предприятия обязан издать приказ, устанавливающий противопожарный режим, ввести соответствующие вопросы пожарной безопасности в правила внутреннего распорядка, инструкции, разделы в коллективном договоре.
Защита от пожаров и взрывов достигается за счет:
Соблюдения противопожарных требований при проектировании и строительстве, включая размещение зданий и сооружений, применения огнестойких материалов и конструкций; соблюдением соответствующих требований СН и П и т.д.;
Применения пожаро- и взрывобезопасных технологических процессов и оборудования;
Замены или, в крайнем случае, сокращения применения горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ;
Создания и применения эффективных средств предупреждения пожара и пожаротушения;
Проведения обучения и инструктажей работающих правилам пожарной безопасности;
Организации соответствующих структур, комиссий, добровольных пожарных дружин.
Пожаром называется неконтролируемое горение вне специального очага, сопровождающееся материальными потерями. Горение – это химический процесс соединения горючего вещества с окислителем, сопровождающийся интенсивным выделением теплоты и излучением света. Горение возможно при условии превышения скорости выделения теплоты химической реакцией горения над скоростью отвода теплоты в окружающую среду. В противном случае происходит затухание процесса горения. Кинетику процесса горения объясняет теория цепных реакций. Если при горении имеет место разветвляющаяся реакция, то происходит самоускорение реакции окисления.
Различают несколько видов горения:
Диффузионное горение поверхности твердого тела и кинетическое горение – однородной горючей смеси;
Дефлаграционное горение с малой скоростью перемещения фронта пламени и горение взрывное и детонационное с высокой скоростью перемещения пламени (десятки и тысячи метров в секунду).
Горение газов протекает как в диффузионной, так и кинетической области и может носить характер взрывного или детонационного горения. При горении жидкости происходит ее испарение и сгорание паровоздушной смеси над поверхностью жидкости. Определяющим является процесс испарения жидкости, который зависит от ее физико-химических свойств. Процесс горения паров не отличается от горения газов. Горение твердых веществ диффузионное. Как правило, оно сопровождается плавлением, разложением и испарением с выделением газа и парообразных продуктов, образующих с воздухом горючую смесь.
Повышенную пожарную опасность имеет пыль. Причем с увеличением дисперсности пыли возрастает ее химическая активность, снижается температура самовоспламенения, усиливается адсорбционная способность, что повышает ее пожарную опасность. Горение аэровзвесей подчиняется законам горения газовых смесей, но происходит более медленно. Скорость горения высокодисперсной пыли приближается к скорости горения газа. В замкнутом пространстве воспламенение аэровзвеси имеет характер взрыва с образованием большого объема газообразных продуктов и нагреванием их до высоких температур. Вследствие этого в 4-6 раз возрастает давление. Во взрыве участвует осевшая пыль, которая при воспламенении переходит во взвешенное состояние, что приводит к вторичным взрывам.
Мероприятия пожарной профилактики зависят от пожарных характеристик веществ, используемых в производстве. Оценка взрывоопасных свойств веществ включает определение основных показателей, приведенных в таблице 14.
Пожарную опасность жидкости определяют: группа горючести; температура вспышки; температура воспламенения; температура самовоспламенения; скорость выгорания; характер взаимодействия горючего вещества с огнегасящими средствами тушения.
Для оценки пожарной опасности твердых веществ определяют: группу горючести; температуру воспламенения; температуру самовоспламенения; характер взаимодействия горящего вещества с огнегасящими средствами тушения.
(Стандарт)
n1.doc
1,1.Определение пожарной безопасности. Пожарная безопасность – динамически устойчивое состояние при котором объективно отсутствуют или исключаются причины и условия, порождающие неконтролируемое горение.1,2.Определение обеспечения пожарной безопасности. Обеспечение ПБ – совокупность общественных отношений, складывающихся в результате разработки и принятия мероприятий, предотвращающих или исключающих неконтролируемое горение.
1,3. Правовой основой обеспечения ПБ является совокупность правовых норм разной отраслевой принадлежности, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения ПБ.
1,4. Организационной основой обеспечения ПБ является специально создаваемые в целях выполнения функций в области ПБ государственные и негосударственные образования с присущей им компетенцией, правами и обязанностями.
1,5. Субъекты обеспечения ПБ в РФ. под субъектами обеспечения пожарной безопасности понимаются:
а) органы государственной власти области;
б) органы местного самоуправления;
в) органы управления, подразделения и организации Государственной противопожарной службы области создаваемые в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности";
г) органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны;
д) подразделения добровольной пожарной охраны;
е) граждане и их объединения.
1,6. Объекты обеспечения ПБ в РФ. объект - территория, предприятие, здание, сооружение, помещение, наружная установка, склад, транспортное средство, открытая площадка, оборудование, изделие, другое движимое и недвижимое имущество, а также технологический процесс, в отношении которых устанавливаются требования пожарной безопасности
1,7. Понятие права и его значение и сущность. Право – это установленные или санкционированные государством, государственной властью, нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода, возможность определенного поведения.
1,8. Нормы права и их структура. Нормы прав а – общеобязательное правило, установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения и регулирующее общеобязательные отношения.
Структура норм права :
Гипотеза – условия обеспечения правил поведения
Диспозиция – описывает само правило поведения
Санкция – предусматривает виды мер принуждения для выполнения правил.
1. Конституция РФ
2. Федеральные Законы РФ:
а) федеральные конституционные законы
б) федеральные законы
3. Подзаконные нормативно-правовые акты федерального значения:
а) Указы Президента РФ
б) Постановления Правительства РФ
4. Нормативно-правовые- акты субъектов РФ
5. Ведомственные нормативные акты
Приказы и распоряжения министерств и ведомств
6. Локальные нормативные акты
Приказы и распоряжения руководителей организаций и учреждений
1,10. Понятие закона и законодательства. Закон – юридический акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти либо референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законодательство – совокупность всех российских законов.
1,11. История возникновения и развития пожарной службы в России. 1 акт- Наказ о градском благочинии 1649 г. при царе Алексее Михайловиче. Это день образования российской государственной охраны. Первое упоминание о пожарной охране в 11 веке при Ярославе Мудром, входило в сборник законов «Русская правда». Продолжилось в 1722 г. при Петре 1 при адмиралтействе создана первая пожарная охрана. В 1718г. Петр 1 издал указ о постройке специальных пожарных судов. В 1748 г. указ «От пожарных случаев иметь крепкую предосторожность». В 1918 г. была создана советская пожарная охрана и существовала в рамках Министерства Внутренних Дел. В 2002 г. передана в Министерство ЧС.(МЧС было создано после землетрясения в Спитаке(Армения) в 1988 г. и после Чернобыльской катастрофы в 1986 г.)
1,12. История возникновения и развития пожарной службы в РБ. 14 июля 1816 г. создание гарнизона пожарной охраны, пожарной части «Полицейская пожарная часть» . В 1857 создана первая пожарная часть в Стерлитамаке, в 1878 В Уфе вторая пожарная часть. В 1969 г. Совет Министров БАССР издал постановление о состоянии и мерах по укреплению пожарной безопасности в Республике. В настоящее время действует закон РБ «О пожарной безопасности по РБ».
1,13 История законодательства в области борьбы с пожарами и виновными в их возникновении
Первые меры наказания за поджоги отражены в первом официальном своде законов «Русская правда», изданном в 11 веке: поджигатель и члены его семьи за содеянное обращались в рабство, а их имущество шло в казну государства.
Судебник 1407 года усиливал меру наказания за поджог: «Зажигальщику животе не дать, казнить его смертной казни. в 1434 г. Великий князь Василий II в своих указах не только повелевал осторожно обращаться с огнем, но и определил условия пользования огнем в наиболее огнеопасных ремеслах и быту.
Первый нормативный акт противопожарной защиты на Руси - Указ о мерах пожарной безопасности в городе - был издан в 1472 году Великим князем Иваном III.
в 1547 году в Москве Иван Грозный издает указ, запрещающий москвичам топить летом печи в домах.
С 1550 г. на тушение пожаров в Москве стали высылать стрельцов, и Россия была первой страной, использовавшей войско в борьбе с огненной стихией, а в двадцатые годы 17 века в столице была создана первая пожарная команда.
Пожарная охрана в нашей стране была создана в 17 веке. 30 апреля 1649 года царь Алексей Михайлович Романов издал «Наказ о градском благочинии». «Наказ…» явился первым правовым актом, содержащим все основные положения, присущие профессиональной пожарной охране. Им же («Наказом…») впервые на Руси устанавливались правила для должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность. В документе также впервые определяется штатный состав пожарной охраны.
Второй документ, датированный тем же годом, - «Соборное уложение или Свод законов царя Алексея Михайловича», содержал статьи, строго регламентирующие соблюдением правил пожарной безопасности в городах, селениях, лесах и предусматривал ответственность за поджоги и различие между неосторожным обращением с огнем и поджогами.
За поджог наказание было самым суровым - сжигание «зажигальщиков». Только через 5 лет в эту статью была внесена поправка: «… сжигание на костре заменить виселицей».
Большой вклад в развитие пожарного дела внес Петр I. В 1701 году выходит указ во всех городах России строить не деревянные, а «каменные дома или по крайней мере мазанки, и строить не среди домов, а линейно - по улицам и переулкам». За невыполнение правил пожарной безопасности накладывали штрафы, наказания.
24 июня 1803 года Александр I подписал указ, по которому сначала в Санкт-Петербурге, а в дальнейшем и в Москве создаются полицейские профессиональные пожарные команды из солдат срочной службы. С этого времени во всех городах России борьбу с пожарами ведут профессиональные пожарные части.
2,1. Конституция РФ – как основа пожарного законодательства РФ. Конституция принята в 1993 г. на всенародном референдуме.
Ст. 20 гарантирует «право на жизнь»
Ст. 35 определяет охрану права собственности, независимо от формы собственности.
Ст. 41 определяет право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Ст. 42 определяет право на благоприятную окружающую среду
Ст. 53 определяет право на возмещение вреда причиненного незаконными действиями органов государственной власти или должностных лиц
2,2. Охарактеризуйте федеральный закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. Безопасность –состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Жизненно-важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся:
1) личность, ее права и свободы
2) общество, его материальные и духовные ценности
3) государство, его конституционный строй, его суверенитет и территориальную целостность.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство в задачу которого входит обеспечение безопасности. Президент является гарантом безопасности.
Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно-важным интересам личности, общества и государства.
2,3. Охарактеризуйте федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожара.
Противопожарный режим – правила поведения людей, обеспечивающие предупреждение о нарушении требований ПБ
Пожарная охрана – совокупность подразделений и органов их управления, предназначенных для профилактики пожаров, их тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил, средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Пожарная охрана подразделяется на виды:
Государственная противопожарная служба (ГПС)
Муниципальная пожарная охрана
Ведомственная ПО
Частная ПО
Добровольная ПО
2,4. Охарактеризуйте федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери, нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение ЧС – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно, направленных на уменьшение риска возникновения ЧС.
В законе определены права и обязанности граждан в сфере защиты от ЧС.
2,5. Охарактеризуйте федеральный закон от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» Террористический акт – совершение взрыва, поджога, или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели людей, причинение значительного материального ущерба и иных особо тяжких последствий.
2,6. Охарактеризуйте федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года Чрезвычайное положение – вводимый на всей территории РФ или в отдельных ее местностях особый правовой режим деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, допускающий отдельное ограничение прав и свобод граждан и возложение на них дополнительных обязанностей.
2,7. Охарактеризуйте Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868) МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, надзору и контролю в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение ПБ и безопасности людей на водных объектах. В положении указаны основные задачи МЧС.
2,8. Охарактеризуйте Постановление Правительства РФ от 20 июня 2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе» Данное постановление определяет численность работников федеральной противопожарной службы в количестве 80 тыс. человек. Федеральная противопожарная служба является составной частью ГПС и входит в систему МЧС. Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность через органы управления и подразделения, к ним относятся:
1) структурные подразделения центрального аппарата МЧС
2) структурные подразделения территориальных органов МЧС России – это региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий
3) органы, уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ
4) органы ГПН (гос. пож. надзор)
5) научно-исследовательские и образовательные учреждения
6) подразделения, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и их тушения в организациях и учреждениях
7) подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также режимных организациях.
2,9. Охарактеризуйте Закон РБ «О пожарной безопасности» от 30 ноября 2005 года Системы обеспечения ПБ в РБ – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Элементами системы ПБ в РБ являются : органы государственной власти РБ, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении ПБ в РБ. Основные задачи противопожарной охраны : профилактика пожаров, спасение людей и имущества на пожарах, тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ. Противопожарная служб РБ входит в государственную противопожарную службу и включает в себя структурные подразделения органа исполнительной власти РБ, уполномоченного решать задачи обеспечения ПБ, осуществляющие управление и координацию деятельности противопожарной службы РБ.
1) В составе ГУ по РБ действует и управление государственной противопожарной службы по РБ.
2) Подразделения противопожарной службы по РБ, созданное в целях обеспечения профилактики пожаров и их тушения на территории РБ
3) Подразделения противопожарной службы, созданное в целях обеспечения профилактики пожаров и их тушения в организациях.
Личный состав противопожарной службы : в противопожарную службу РБ принимаются граждане не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности.
3,1. Формы и методы обеспечения ПБ Под формой обеспечения ПБ понимается внешнее выражение воздействия субъекта обеспечения ПБ на соответствующий объект в целях создания и поддержания необходимого уровня противопожарного состояния этого объекта. Под субъектом понимается государство, а под объектами понимаются юридические, должностные и физические лица.
Методы обеспечения ПБ – это совокупность приемов и способов реализации субъектом обеспечения ПБ возможных функций выполнения поставленных задач и сохранения необходимого уровня ПБ соответствующего объекта.
Формы обеспечения ПБ
– это правотворение (издание нормативных актов)
Правоприменение (принятие решений по конкретным делам и спорам о праве)
Заключение различного рода правовых договоров
Проведение организационных мероприятий по предупреждению и тушению пожаров
Цели и задачи, стоящие перед системой ПБ, достигаются с помощью технических и социальных методов воздействия на объекты безопасности. Технические методы – это совокупность способов предупреждения и тушения пожаров. Социальные – воздействие н сознание объектов ПБ.
3,2 Понятие административной ответственности представляет собой юридическую обязанность лица, признанного виновным в совершении административного правонарушения притерпеть установленные административным законодательством негативные правовые последствия, связанные с восстановлением нарушенных общественных отношений и наложение соответствующих административных взысканий.
Административную ответственность можно рассматрив ать:
правовое качество субъектов административно-правовых отношений
социально-правовое явление (т.е. урегулирование административно-правовыми нормами, общественными отношениями, складывающихся по поводу совершения административных правонарушений)
совокупность административно-правовых норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.
Административное принуждение (налоги административного взыскания) направлены на поддержание нормальных функций всех систем обеспечения ПБ. Меры государственного принуждения должны применяться на основании закона и в соответствии с законом.
Административное принуждение является одним из видов государственного принуждения и заключающегося в наложении на лиц, преступающих административные запреты, административных наказаний, т.е. привлечение их к административной ответственности.
3,4 Структура законодательства об административных правонарушениях в РФ Структура КоАП (30 декабря 2001 года) зарегистрирован под №195 – ФЗ. Административный кодекс состоит из 2 частей: общей и особенной. Общая часть дает базовые теоретические понятия административного права, а особенная часть рассматривает конкретные правонарушения, сведенные в определенные группы, которые называются разделами и главами и наказания, которые могут применяться за данное правонарушение. Ст.1 Законодательство об административных правонарушениях. На федеральном уровне административные правонарушения регулируются КоАП, а на уровне субъектов федерации может регулироваться соответствующими законами этих субъектов. Если международным договором РФ предусматриваются иные правила, чем предусматривают нормы РФ, то применяются нормы международного права.
Ст. 3 Предметы ведения РФ – установление общих положений и принципов административного законодательства, установленного перечня административных наказаний, установленной административной ответственности и порядке производства по делам административных правонарушений.
3,5 Принципы равенства всех перед законом и презумпции невиновности в административном законодательстве РФ Принципы административного права:
Принцип равенства всех перед законом, т.е. все лица подлежат административной ответственности
Принцип презумпции невиновности, т.е. лицо, привлекаемое к административной ответственности не обязано доказывать свою невиновность. Лицо считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.
3,6 Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и пространстве Под пространством понимается территория РФ. Временем совершения административного правонарушения является время его совершения, а не наступления вредных последствий. Производство об административных правонарушениях осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
3,7 Понятие административного правонарушения Административным правонарушением (ст.2,1 КоАП) признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законодательством установлена ответственность.
3,8 Понятие административной ответственности Административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
3,9 Формы вины в административном праве Формы вины:
1) умысел – административное правонарушение признается совершенным умышленно а) если лицо его совершившее осознавало противоправный характер своих действий, предвидело последствия и желало наступления этих последствий (прямой умысел), б) сознательно его допускало (косвенный умысел), либо относилось к нему безразлично
2) неосторожность – когда лицо, совершившее административное правонарушение а) предвидело возможность наступления вредных последствий, но без достаточных тому оснований, рассчитывало на предотвращение тяжких последствий (легкомыслие), б) не предвидело возможность наступления тяжких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
3,10. Административная ответственность физических и юридических лиц. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Физическому лицу , совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.
3,11 Цели и виды административного наказания Административное наказание – мера государственного принуждения за совершенное административное правонарушение.
Виды административных наказаний :
предупреждение
административный штраф
возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения
конфискация орудия или предмета административного правонарушения
лишения специального права
административный арест
административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан
дисквалификация
Дополнительные : возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения, конфискация орудия или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан
3,13 Охарактеризуйте административные наказания в виде предупреждения и штрафа Предупреждение выноситься в письменной форме. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях.
3,14 Охарактеризуйте административные наказания в виде возмездного изъятия орудия или предмета административного правонарушения и конфискации орудия или предмета административного правонарушения Возмездное изъятие – с последующим возвращением. Конфискация – без возвращения.
3,15 Охарактеризуйте административные наказания в виде лишения специального права и административного ареста Лишение специального права – максимальный срок 2 года. Административный арест до 15 суток.
3,16 Охарактеризуйте административные наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и дисквалификации Выдворение за пределы РФ. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности на срок до 3 лет.
3,17 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность Смягчающие – раскаяние, добровольное сообщение, предотвращение последствий, совершение в состоянии аффекта, совершение несовершеннолетним, а также беременной женщиной и женщиной, имеющей детей до 14 лет.
Отягчающие – продолжение противоправного поведения несмотря на действия правоохранительных органов, повторное нарушение, вовлечение несовершеннолетнего, совершение группой лиц, совершение в условиях стихийного бедствия, совершение в состоянии опьянения
3,18 Давность привлечения к административной ответственности 2 месяца
3,19 Административная ответственность за правонарушения в сфере ПБ
ст. 7,17 уничтожение или повреждение чужого имущества (умышленно), если не повлекло значительного ущерба
ст. 8,32 нарушение правил ПБ в лесах
ст. 9,1 нарушение требований промышленной безопасности в области эксплуатации опасных производственных объектов
ст. 11,16 нарушение правил ПБ на ж/д, морском, внутреннем водном, воздушном транспорте
ст. 12,17 не предоставление преимущества в движении транспортному средству с включенными специальными звуковыми и световыми сигналами
ст. 17,2 не выполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении
ст. 19,2 умышленное повреждение или срыв печати или пломбы
ст. 19,4 неповиновение законному распоряжению должностного лица, осуществляющего государственный надзор
ст. 19,5 не выполнение в срок законного предписания этого лица
ст. 19,13 заведомо ложный вызов специализированных служб
ст. 20,4 нарушение требований ПБ
ст. 23,34 определяет органы, осуществляющие госпожнадзор
ст. 28,1 возбуждение дела об административном правонарушении.
3,20 Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях 1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях
1) судьями (мировыми судьями);
3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
3,21 Какие дела об административных правонарушениях рассматривают органы, осуществляющие государственный пожарный надзор
В соответствии со ст. 223 КУоАП органы государственного пожарного надзора рассматривают следующие виды дел об административных правонарушениях:
О нарушении правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте (ст. 120 КУоАП);
О нарушении установленных законодательством требований пожарной безопасности (ст. 175 КУоАП);
О невыполнении предписаний и постановлений должностных лиц органов государственного пожарного надзора (ст. 1888 КУоАП).
Приказ МЧС №68 от 2006 г. «Об утверждении перечня должностных лиц и органов ГПН, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
3,22 Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
ст. 29,6 дело об административном правонарушении должно рассматриваться в 15-дневный срок.
4,1 Понятие уголовного закона уголовный закон – это нормативный акт, принятый законодательным органом РФ и содержащий юридические нормы, которые устанавливают принципы уголовного права и определяет ккие деяния являются преступлениями и какие наказания подлежат применимо к лицам, совершившим преступление.
4,2 Структура и задачи уголовного законодательства РФ Уголовным законом является уголовный кодекс РФ и законы РФ, принимаемые для его изменения или дополнения. УК РФ был принят в 1996 г. и вступил в силу в 1997 г., за исключением отдельных положений. УК состоит из двух частей: общей и особенной. Общая содержит общие правовые принципы УК, основания уголовной ответственности и др. теоретические положения. Ст. 2 определяет задачи УК в состав которых входит охрана прав и свобод гражданина, сохранение общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение меры безопасности человечества и предупреждения преступлений. Предупреждение преступлений является особенной задачей УК.
4,4 Принципы уголовного законодательства Принципы:
1. Универсальный юридический принцип законности. Преступность деяния определяет только уголовный закон
2. Принцип равенства граждан перед законом
3. Принцип вины, т.е. лицо подлежит уголовной ответственности за те преступления, в отношении которых доказана его вина
4. Принцип справедливости – наказание должно соответствовать степени опасности общественного деяния
5 Принцип гуманизма
6. Принцип презумпции невиновности (Гражданин считается невиновным, пока его вина не будет доказана. Гражданин не обязан доказывать свою невиновность. В случае неустранимых сомнений обстоятельства трактуются в пользу обвиняемого.)
4,5 Действие уголовного закона во времени и в пространстве. Обратная сила уголовного закона. Наказуемость деяния определяется уголовным законом, действующим во время совершения преступления.
Ст. 10. Обратная сила уголовного закона. Уголовный закон, смягчающий наказание распределяется на лиц, совершивших преступление до его вступления в силу.
4,6 Понятие и категории преступлений Преступление – это виновное совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. Признаки преступления:1)виновное, 2) совершенное, 3) общественно-опасное, 4) деяние.
Категории преступлений (ст.15): в зависимости от степени общественной опасности
небольшой тяжести – умышленное и неосторожное деяние 2 года
средней тяжести – умышленное 5 лет и неосторожное 2 года
тяжкое преступление – умышленное 5-10 лет
особо тяжкие – умышленное от 10 лет.
Обеспечение безопасности образовательного учреждения Петров Сергей Викторович
11.2. Правовые и организационные основы обеспечения пожарной безопасности
Основными нормативными правовыми документами в области пожарной безопасности являются:
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ);
Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01–03);
ГОСТ ССБТ, СНиП, нормы пожарной безопасности и др.;
региональные документы – правила пожарной безопасности, законы о пожарной безопасности конкретных регионов;
ведомственные (объектовые) документы – инструкции о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре;
приказы, инструкции, планы, указания руководителя ОУ.
В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» (ст. 2) субъекты РФ вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными правовыми актами.
Права и обязанности граждан и должностных лиц в области пожарной безопасности.
Граждане обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность должностных и других лиц за соблюдение пожарной безопасности регулируется ст. 38 и 39 Федерального закона «О пожарной безопасности», а также УК РФ и другими кодексами РФ. При этом может налагаться дисциплинарная, административная, материальная или уголовная ответственность.
Также предусматривается ответственность за уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 и 168 УК РФ) в результате неосторожного обращения с огнем, за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях, государственных и иных организациях.
В соответствии с ППБ 01–03 в каждой организации приказом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности режим, в том числе:
определены и оборудованы места для курения;
определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещении сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
установлен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
установлен порядок проведения временных огневых и пожароопасных работ;
установлен порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
определены действия работников при обнаружении пожара;
определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.
Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
Правила применения открытого огня, проезда транспорта, допустимость курения и проведения пожароопасных работ устанавливаются общеобъектовыми инструкциями о мерах пожарной безопасности.
В каждом ОУ должна быть организована система проведения инструктажей сотрудников по пожарной безопасности.
Противопожарный инструктаж – это доведение до работников ОУ основных требований пожарной безопасности, изучение средств противопожарной защиты и действий в случае возникновения пожара. В зависимости от характера и времени проведения инструктаж может быть вводным, первичным, повторным, плановым, целевым (см. раздел 11.6).
Ежегодно должен издаваться приказ руководителя ОУ, которым закрепляются лица, ответственные за противопожарную безопасность по каждому помещению. Именно эти лица (педагоги, сотрудники, электрик, сантехник, повар) каждый на своем месте следят за исправностью всех опасных приборов и механизмов, правильностью их хранения и эксплуатации, своевременно подают заявки на ремонт и устранение причин возможных аварий, загораний и иных происшествий.
Этим же приказом из хозяйственно-технического персонала ОУ создается пожарно-техническая комиссия, которая ежеквартально обследует все помещения с целью выявления отклонений от требований Правил пожарной безопасности. В случае выявленных нарушений и отклонений они немедленно устраняются, а при невозможности быстрого устранения комиссией или инспектором пожарной охраны составляется акт, который вместе с заявкой передается в соответствующий орган управления образованием.
В зданиях ОУ при единовременном пребывании на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара для каждого класса, аудитории, а также предусмотрена система оповещения о пожаре. При пребывании на этаже 50 и более человек в дополнение к схематическому плану разрабатывается инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой каждое полугодие проводятся практические тренировки. Имеющиеся образцы и типовые инструкции следует доработать с учетом особенностей конкретного здания и каждого помещения.
Все указанные документы утверждаются руководителем ОУ. Они необходимы для создания системы персональной ответственности и контроля. При этом следует проверить: реальны ли указанные маршруты для спасения, нет ли стен и решеток, установленных арендаторами, доступны ли дубликаты ключей от запасных выходов, очищены ли проходы от посторонних предметов.
Часть методической работы руководитель ОУ может поручить преподавателю БЖ (ОБЖ).
Важнейшее требование пожарной безопасности заключается в том, что ни один сотрудник ОУ (педагог, уборщица, повар и др.) не должен приступать к работе, не уяснив своих действий в случае пожара или иной ЧС, не разобравшись, где находятся средства спасения и пожаротушения и как ими пользоваться.
Из книги Потребители электрической энергии, энергоснабжающие организации и органы Ростехнадзора. Правовые основы взаимоотношений автора Красник Валентин Викторович6.1. Правовые основы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике 6.1.1. Система, субъекты и основные принципы оперативно-диспетчерского управления Основные принципы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике как естественно-монопольной
автора Петров Сергей ВикторовичГлава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОУ
Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей ВикторовичГлава 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОУ 3.1. Управление безопасностью в ОУ Под управлением безопасностью понимается процесс сознательного, целенаправленного и организованного воздействия на элементы ОУ и окружающей среды в целях защиты персонала, обучающихся,
Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович6.1. Правовые основы, цели и принципы борьбы с терроризмом Правовую основу борьбы с терроризмом составляют: Конституция РФ, УК РФ, Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные
автора Коллектив авторов Из книги Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. автора Коллектив авторов Из книги Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. автора Коллектив авторов Из книги Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. автора Коллектив авторов Из книги Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. автора Коллектив авторов Из книги Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. автора Коллектив авторов Из книги Охрана труда на производстве и в учебном процессе автора Петров Сергей ВикторовичГлава 1 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА 1.1. Предмет охраны труда. Основные понятия охраны труда Предмет охраны трудаПредметом научной дисциплины «Охрана труда» является система сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности. Опыт
автора Демидова Н В22. Правовые основы метрологического обеспечения. Основные положения Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» Единство измерений – это характеристика измерительного процесса, означающая, что результаты измерений выражаются в установленных и принятых в
Из книги Метрология, стандартизация и сертификация: конспект лекций автора Демидова Н В3. Правовые основы Согласно положениям Закона «О техническом регулировании» законодательство РФ состоит из данного Федерального закона, а также из ряда других нормативных актов,принимаемых в соответствии с существующим уже на данный момент законодательством РФ по
автора Демидова Н В22. Правовые основы метрологического обеспечения. Основные положения Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» был принят в 1993 г. До принятия данного Закона нормы в области метрологии не были регламентированы
Из книги Метрология, стандартизация и сертификация автора Демидова Н В28. Правовые основы Согласно положениям Закона «О техническом регулировании» законодательство РФ состоит из данного Федерального закона, а также из ряда других нормативных актов, принимаемых в соответствии с существующим уже на данный момент законодательством РФ по
Из книги Информационная безопасность. Курс лекций автора Артемов А. В.Лекция 6 Основы обеспечения информационной безопасности в банковской сфере Учебные вопросы:1. Особенности информационной безопасности банков2. Анализ состояния банковских автоматизированных систем сточки зрения безопасности3. Принципы защиты банковских