Состав центральной избирательной комиссии российской федерации. Порядок формирования центральной избирательной комиссии

Избирательные комиссии - независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня .

Избирательные комиссии самостоятельны и независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений. В РФ действует сложная и неоднородная система избирательных комиссий.

1. Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ) - работает на постоянной основе возглавляет систему избирательных комиссий, организует выборы федерального уровня (выборы Президента РФ, выборы депутатов Государственной Думы)

2. Избирательные комиссии субъектов РФ (ИКСы РФ) - действуют на постоянной основе, участвуют в организации федеральных выборов, организуют региональные выборы (выборы депутатов законодательных органов)

3. Территориальные избирательные комиссии - действуют на постоянной основе, формируются на территории городов и районов, участвуют в организации федеральных и региональных выборов, на них могут возлагаться полномочия избирательных комиссий муниципальных образований

4. Избирательные комиссии муниципальных образований - действуют на постоянной основе, формируются на территории муниципальных образований. Организуют выборы в органы местного самоуправления (муниципальные выборы), местные референдумы и голосования.

5. Окружные избирательные комиссии - формируются незадолго до начала избирательной кампании при проведении выборов депутатов. Окружная комиссия может не формироваться, если ее полномочия возлагаются на комиссию другого уровня.

6. Участковые избирательные комиссии - формируются в период избирательной кампании (обычно примерно за месяц до дня голосования) на территориях избирательных участков при проведении выборов любого уровня, их полномочия обычно заканчиваются через 10 дней после дня голосования. На эти комиссии ложится непосредственная работа по организации голосования и подсчета голосов избирателей.

ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает порядок формирования избирательных комиссий. ЦИК состоит из 15 членов и формируется тремя субъектами - ГД, Советом Федерации и Президентом РФ, по 5 каждая.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти данных субъектов на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Федерации или соответственно окружной избирательной комиссии предыдущего состава.

Формирование территориальных избирательных комиссий, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений…(см выше), а участковых избирательных комиссий - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы выборным органом местного самоуправления.

- феде ральный государственный орган, возглавляющий систему избирательных комиссий, комиссий референдума, образуемых для подготовки и проведения выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдумов (всенародного голосования) в Российской Федерации. Учрежден указом Президента РФ от 29 сентября 1993 г. № 1505. Согласно действующему законодательству Российской Федерации основными функциями ЦИК России являются: подготовка и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации; обеспечение единообразного исполнения законодательства о выборах и референдумах; руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума; обеспечение и защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, общественных объединений; контроль за подготовкой и проведением выборов и референдумов всех уровней. ЦИК России, равно как и возглавляемая ею система избирательных комиссий, по специфике своих функций и правовой природе не может быть отнесена ни к одной из трех ветвей государственной власти, установленных Конституцией РФ 1993 г., а занимает самостоятельную нишу в механизме Российского государства. Комиссия действует на постоянной основе и является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, другие печати и штампы, а также эмблему. Официальное сокращенное наименование комиссии, согласно ее Регламенту, - ЦИК России. Порядок формирования, правовой статус и правила работы ЦИК России закреплены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», других федеральных законах о выборах, Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации», а также в Регламенте ЦИК России. Отдельный федеральный закон, определяющий статус ЦИК России, до настоящего времени не принят. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению, и не связана решениями политических партий и иных общественных объединений. Независимый статус ЦИК России, а равно и других избирательных комиссий, комиссий референдума, закрепленный законодательно, является важной гарантией самостоятельной ответственной деятельности ЦИК России и руководимых ею комиссий. Порядок формирования Комиссии, установленный ст. 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который конкретизируется в Регламентах Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, отличается тем, что это единственный федеральный государственный орган, который формируется на паритетных началах тремя другими высшими государственными органами, представляющими различные ветви власти. Этот порядок призван обеспечить представительство в комиссии различных политических сил, их сбалансированность, принятие беспристрастных решений, выражающих общегосударственные, общенародные интересы. Состав комиссии установлен в количестве 15 членов с правом решающего голоса. При этом по пять членов комиссии назначают Совет Федерации, Государственная Дума и Президент РФ. В соответствии с законом и Регламентом руководители ЦИК России - председатель, заместитель председателя, секретарь - избираются самой комиссией из своего состава тайным голосованием с использованием бюллетеней. Деятельность комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию. Члены комиссии организуют работу по конкретным направлениям деятельности ЦИК России и несут ответственность за результаты этой работы. Регламентом ЦИК России установлено 14 направлений работы. Распределение обязанностей между членами комиссии по этим направлениям осуществляется постановлением ЦИК России. ЦИК России совместно с другими государственными органами и органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума, экспертизу законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, регулирующих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляет другие важные функции, связанные с подготовкой и проведением выборов и референдумов. Воля ЦИК России как государственного органа выражается в актах, принимаемых Комиссией. Акты Комиссии в зависимости от характера вопроса принимаются большинством от установленного числа членов комиссии либо от числа присутствующих на заседании членов комиссии. Они носят разные названия: инструкция, положение, устав, правила, разъяснения, методические рекомендации. Все эти наименования вторичны, поскольку утверждаются постановлением ЦИК России - единственным официальным актом, принимаемым Комиссией как коллегиальным органом. Акты Комиссии не подлежат регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, на них не распространяется прокурорский надзор. Тем не менее они обязательны для исполнения органами исполнительной власти, местного самоуправления, всеми коллективными и индивидуальными субъектами (участниками) избирательных кампаний, референдумов, а также нижестоящими избирательными комиссиями, комиссиями референдума. Решения Комиссии публикуются в официальном печатном органе ЦИК России - журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», передаются в другие средс тва массовой информации и размещаются в Интернет-сайте ЦИК России. Акты Комиссии, в отличие от актов органов исполнительной власти, не могут быть отменены в административном порядке. Они могут быть отменены полностью или частично только Верховным Судом РФ при подаче заинтересованными организацией либо лицом соответствующего заявления и если к этому имеются законные основания. Литература: Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ // Российская газета. 2004. 30 июня; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // 2002. № 24. Ст. 22.53; Регламент Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. М., 2003. © Биктагиров Р.Т.

МОСКВА, 3 мар — РИА Новости. Новый состав Центризбиркома РФ сформирован на пятилетний срок. Президент России Владимир Путин подписал указ о членах Центральной избирательной комиссии РФ, включив в нее Василия Лихачева, Эллу Памфилову, Александра Кинева, Бориса Эбзеева и Евгения Шевченко, сообщает пресс-служба Кремля.

"Назначить членами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: Кинева Александра Юрьевича, Лихачева Василия Николаевича, Памфилову Эллу Александровну, Шевченко Евгения Александровича, Эбзеева Бориса Сафаровича", — говорится в тексте указа.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

Глава ЦИК Владимир Чуров в списке не значится.

Кандидаты Совфеда и Госдумы

Кроме того, ранее свои кандидатуры в состав ЦИК утвердили Госдума и Совет Федерации.

Комиссия Центризбиркома состоит из 15 членов, которых по пять кандидатур назначают президент РФ, верхняя и нижняя палаты парламента.

На прошлой неделе Государственная Дума на заседании назначила членами Центральной избирательной комиссии (ЦИК) пять кандидатов.

Зюганов об исключении Чурова из ЦИК: обновление назрело Руководитель КПРФ напомнил, что Владимир Чуров проработал на посту главы Центризбиркома два срока подряд и его не включение в новый состав ЦИК обусловлено именно необходимостью обновления кадров.

На голосование нижней палаты парламента было вынесено шесть кандидатур: пятеро депутатов и один общественный деятель. В итоге ГД назначила членами ЦИК предложенного "Единой Россией" Валерия Крюкова, выдвинутого от ЛДПР Сергея Сироткина, от КПРФ — Евгения Колюшина, от "Справедливой России" — Николая Левичева, а также предложенного еще одной группой депутатов Валерия Гальченко (ЕР). Еще одним кандидатом был сопредседатель движения "Голос" Григорий Мельконьянц, которого предложил депутат от "Справедливой России" Дмитрий Гудков.

Совет Федерации пятерых членов ЦИК назначил 10 февраля. Ими стали сенатор Николай Булаев, действующие члены ЦИК Майя Гришина, Антон Лопатин и Сиябшах Шапиев, а также начальник отдела политических проектов Центра политических проектов и коммуникаций Александр Клюкин.

Согласно законодательству, кандидатуры Совфеду для назначения вносят регионы — от 75 регионов из 85 поступили предложения по 12 кандидатам. Затем итоговый список из пяти человек был сформирован профильным комитетом Совфеда по федеративной политике.

Согласно регламенту Совфеда, кандидат считается избранным в состав ЦИК, если за него проголосует простое большинство сенаторов.

Новый председатель

До последнего момента сохранялась интрига, останется ли Чуров председателем ЦИК. В Кремле ранее сообщали, что это станет известно после того, как президент РФ Владимир Путин определится со своей квотой.

Чуров был избран председателем ЦИК России 27 марта 2007 года на безальтернативной основе, в марте 2011 года он был переизбран на второй срок.

Политолог: Памфилова, вероятнее всего, станет главой ЦИК России Памфилова пользуется безусловным уважением и доверием в обществе, заявил глава Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский, назвав обмудсмена влиятельной независимой общественной фигурой.

Полномочия комиссии ЦИК истекают 27 марта. Ожидается, что члены нового состава соберутся на свое первое заседание уже 28 марта. На нем они должны выбрать нового главу ЦИК и распределить между собой полномочия и обязанности.

Обновление состава ЦИК приветствуют в Госдуме. По мнению члена комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Поневежскго ("Единая Россия"), это должно было произойти.

"Кто будет председателем — решит комиссия. И Элла Памфилова достойна быть председателем, и Василий Николаевич Лихачев тоже достоин, он очень авторитетный, уважаемый депутат", — добавил парламентарий.

Поневежский надеется, что ЦИК также в новом составе будет в соответствии с Конституцией продолжать свою деятельность.

В Совфеде также считают, что возглавит Центризбирком могут Василий Лихачев или Николай Булаев.

"Из новых членов ЦИК я могу выделить Василия Лихачева и Николая Булаева. Это прекрасные организаторы, кроме того, они и политики, и дипломаты", — заявила РИА Новости член профильного комитета Совета Федерации Екатерина Лахова.

Что касается кандидатуры Эллы Памфиловой, то Лахова считает, что ее выдвижение на пост главы ЦИК маловероятно. "Она прекрасный правозащитник, известная во всем мире, но все-таки именно у Лихачева и Булаева прекрасные организаторские способности", — убеждена Лахова.

Говоря о председателе ЦИК Владимире Чурове, не вошедшем в новый состав ЦИК, сенатор выразила уверенность, что то, что он не был переназначен, говорит лишь о необходимости ротации состава комиссии.

"Это не говорит о том, что Чуров плох, просто нужна ротация. И президента мы избираем не навечно", — сказала Лахова.

А вот Лихачев, назначенный в четверг членом Центризбиркома, считает, что возглавить ЦИК могли бы действующий член ЦИК Борис Эбзеев или уполномоченный по правам человека Элла Памфилова.

"Эбзеев смотрелся бы, с точки зрения опыта его работы в Конституционном суде и здесь в ЦИК, очень бы серьезно (на посту руководителя). Что касается Памфиловой — тоже нельзя исключать. По крайней мере, на уровне заместителя, какой-либо административный пост", — сказал Лихачев РИА Новости.

То, что новым председателем Центризбиркома станет Памфилова, считает и глава Фонда ИСЭПИ (Институт социально-экономических и политических исследований) Дмитрий Бадовский.

"(Вероятность) очень высокая, поскольку Памфилова пользуется безусловным уважением и доверием как в обществе, так и среди представителей различных политических сил", — сказал Бадовский журналистам, назвав омбудсмена "влиятельной независимой общественной фигурой".

Памфилова покинет пост омбудсмена

По всей видимости, сложить свои полномочия в связи с назначением членом Центризбиркома придется Памфиловой, сообщил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

"Да, она должна будет это сделать", — сказал он.

"Я не могу вам этого сказать, но, видимо, в ближайший (срок). Я не знаю, как юридически обстоят там дела, но, безусловно, это такая должность", — добавил Песков, отвечая на вопрос, в какой срок Памфилова должна сложить свои полномочия.

Отвечая на вопрос о том, есть ли уже какие-то кандидаты на место омбудсмена вместо Памфиловой, Песков сказал, что "пока мне неизвестно об этом".

Памфилова является уполномоченным по правам человека с 18 марта 2014 года. Она хорошо известна своей общественной и правозащитной деятельностью. Работала министром социальной защиты населения России в правительствах Егора Гайдара и Виктора Черномырдина (1991−1994), а также председателем Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (2004−2010).

В целом комиссия ЦИК значительно обновилась, но при этом сохранилась и преемственность.

Президент делегировал в ЦИК РФ депутата Госдумы от КПРФ, члена комитета по делам СНГ Василия Лихачева, члена "Патриотов России", одного из руководителей партии Евгения Шевченко, представителя от "Яблока" Александра Кинёва, который, как и его руководитель в ФАС РФ Игорь Артемьев, был членом санкт-петербургского "Яблока" еще с 1990-х.

Важно и то, что состав ЦИК РФ усилился за счет влиятельных юристов-конституционалистов, докторов юридических наук. В их числе Василий Лихачев и Борис Эбзеев, вошедшие в комиссию по "президентской квоте".

При этом сохранилась преемственность с предыдущим составом ЦИК РФ за счет переназначения ключевых профессионалов. В комиссии, согласно решению главы государства, остается работать бывший судья Конституционного суда и президент Карачаево-Черкесской республики Борис Эбзеев, а также экономист Валерий Крюков и юрист Евгений Колюшин, прошедшие по "квоте Госдумы", и Майя Гришина и Сиябшах Шапиев от Совета Федерации.

В основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса.

Ныне Центральная избирательная комиссия РФ (включающая с 1995 г. по настоящее время 15 членов вместо 21, как это было в 1993 г.) формируется сроком на 4 года уже не только Президентом РФ, но и на паритетных началах палатами Федерального Собрания России: Государственной Думой и Советом Федерации. Отметим, что срок полномочий ЦИК РФ равен сроку полномочий Президента РФ и Государственной Думы. Сам порядок формирования подчеркивает ту роль, которую играет Центральная избирательная комиссия, возглавляющая всю систему избирательных комиссий в Российской Федерации. В ее формировании принимают участие, как Президент России, так и обе палаты Федерального Собрания. В Государственной Думе право выдвижения кандидатур в состав ЦИК принадлежит депутатским объединениям (фракциям и группам) и отдельным депутатам. Однако наибольшие шансы попасть в состав Центризбиркома имеют кандидаты, предложенные фракциями и депутатскими группами. Правда, по Федеральному закону 1997 г. «Об основных гарантиях...» в состав ЦИК не может быть избран более чем один кандидат, выдвинутый одним и тем же депутатским объединением (фракцией или группой). В Совете Федерации в соответствии с установленной процедурой на голосование ставятся кандидатуры, выдвинутые законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Голосование по кандидатам тайное.

Члены ЦИК путем тайного голосования избирают своего Председателя, его заместителя и секретаря Комиссии вместо прежнего принципа (по актам 1993 г.) назначения руководства Комиссии, что укрепило демократические принципы формирования при усилении персональной ответственности членов Комиссии. Эти новации были закреплены в специальном Положении согласно постановлению ЦИК РФ №11 от 21 марта 1995 г. (позже в него вносились поправки), принятом на основании ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан...». В частности, данное Положение оговаривает, что до избрания Председателя заседание ведет старейший по возрасту член вновь избранной Комиссии, открытым голосованием избирается счетная комиссия из 3 членов. По кандидатам на пост Председателя проводится открытое обсуждение среди членов Комиссии, так же открыто и гласно утверждается текст бюллетеня, проходит голосование и подсчет голосов, после чего данные заносятся в протокол. Избранным признается тот кандидат на должность Председателя Комиссии, который набрал 8 и более голосов членов Комиссии. В случае необходимости проводится на основе принятия специального постановления второй тур голосования либо организуются новые выборы (если ни один из внесенных в список кандидатов не получил требуемое для избрания количество голосов). Тем же путем избираются заместитель Председателя и секретарь Комиссии. Колпаков Н. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в системе публичной власти- М.: РЦОИТ, 2002. С. 82

Центризбирком действует в соответствии с принимаемым им самим Регламентом. Правда, впервые на законодательном уровне Регламент ЦИК РФ был упомянут в Федеральном законе 1997 г. «Об основных гарантиях...». Естественно, ЦИК не только принимает свой Регламент (первоначально был принят 28 июня 1995 г.), но и вносит в него изменения. Право принятия собственных регламентов подчеркивает организационную самостоятельность избиркомов.

Принцип коллегиальности находит свое проявление и в организации работы ЦИК РФ и избирательных комиссий других уровней. Согласно процедуре созыва и проведения заседаний Комиссии право созыва принадлежит Председателю Комиссии либо по его поручению его заместителю, а также на основании письменного требования не менее трети всех членов Комиссии с правом решающего голоса или половины членов Комиссии с правом совещательного голоса. При этом заседание Комиссии признается правомочным в случае, когда на нем присутствуют Председатель или заместитель Председателя Комиссии и не менее половины от списочного состава членов Комиссии с правом решающего голоса. Решения должны приниматься открытым голосованием большинством голосов от присутствующих на конкретном заседании, а решения нормативного характера - большинством голосов от общего числа членов Комиссии. Председатель Комиссии, распределяя обязанности между ее членами в целях организации работы по выполнению ее решений, обладает правом давать поручения членам Комиссии, приглашать на заседания представителей власти, общественных организаций и т.д., а также представлять Комиссию в государственных органах, в международных организациях и др., информировать Президента страны, Государственную Думу, иные государственные органы о работе Комиссии. Председатель обладает и другими полномочиями, в том числе распоряжается финансами.

Члены ЦИК РФ, обладающие правом решающего голоса, имеют право вносить предложения по повестке дня заседания, замечания и поправки по обсуждаемым вопросам. В случае несогласия с решением Комиссии члены с решающим голосом обладают правом выразить особое мнение, прилагаемое в письменной форме к протоколу ее заседания. В ходе работы Комиссии члены ЦИК могут создавать специальные рабочие группы для подготовки проектов конкретных решений, а также вести прием граждан и представителей государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и др., знакомиться с документацией ЦИК и нижестоящих комиссий.

Правомочным признается заседание избирательной комиссии, как и любого иного коллегиального органа, в случае, если на нем присутствует большинство из установленного числа членов с решающим голосом. Вместе с тем ч. 6 ст. 27 Федерального закона 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что заседание ЦИК, избирательной комиссии субъекта РФ правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса. Следует отметить, что требование присутствия квалифицированного большинства членов ЦИК с правом решающего голоса для правомочности заседания Центризбиркома было введено еще в 1995 г. некоторыми Федеральными законами (в частности, ст. 21 закона «О выборах Президента Российской Федерации» и ст.29 закона «О выборах депутатов Государственной Думы...»). В связи с этим Регламентом Центральной избирательной комиссии РФ, определяющим порядок работы Комиссии, было введено правило, согласно которому ее заседание является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа членов (ст. 25). Согласно ст. 33 того же Регламента некоторые документы Комиссии подписываются всеми членами, имеющими право решающего голоса. Напомним, что установленное число членов Комиссии с правом решающего голоса - 15, а присутствующих столько, сколько реально участвует в конкретном заседании. Автономов А.С. Избирательная власть. - М., 2001. С. 35

Итак, ЦИК России состоит из 15 членов с правом решающего голоса и формируется на паритетной основе Президентом, Советом Федерации и Государственной Думой. Члены Комиссии назначаются Советом Федерации по предложению региональных органов власти, Государственной Думой - по предложению фракций, объединений в Думе и депутатов. Устанавливая порядок формирования ЦИК России, законодатель стремится обеспечить политическую неоднородность Комиссии в целях достижения максимально возможной её независимости и беспристрастности.

Комиссия формируется посоставно на четырехлетний срок, хотя она не привязана к конкретному созыву Государственной Думы.

Действующий, четвертый по счету, состав Центральной избирательной комиссии Российской Федерации сформирован в марте 2003 года в соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.

Пять членов ЦИК России назначены Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных депутатскими объединениями в Государственной Думе.

Пять членов Комиссии назначены Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пять членов Комиссии назначены Президентом Российской Федерации.

Все пятнадцать членов Комиссии наделены правом решающего голоса.

26 марта 2003 года члены Центральной избирательной комиссии избрали из своего состава тайным голосованием Председателя ЦИК России- А.А. Вешнякова, заместителя Председателя - О.Ю.Вельяшева и секретаря ЦИК России - О.К. Застрожную.

ЦИК России может быть расформирована в исключительных случаях (срыв выборов или референдума, неисполнение судебного решения). Верховным Судом РФ по заявлению группы членов Совета Федерации либо депутатов Государственной Думы, численностью не менее одной трети от состава палаты. Расформирование Комиссии - мера юридической, публично правовой ответственности этого органа.

Член ЦИК России с правом решающего голоса - федеральное должностное лицо категории «А». Законом установлены квалификационные требования к члену Комиссии (высшее юридическое образование либо учёная степень в области права), а также должностные и некоторые другие необходимые ограничения - членами Комиссии не могут быть депутаты, выборные должностные лица, судьи, прокуроры, кандидаты и некоторые иные лица (ст.29, п.1). Член Комиссии не связан императивным мандатом и не подотчетен ни назначившему его органу, ни выдвинувшему его объединению. Колпаков Н. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в системе публичной власти- М.: РЦОИТ, 2002. С. 129

Член ЦИК России не может быть привлечён к уголовной ответственности, а также к административной ответственности в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. Для освобождения члена Комиссии от должности (от обязанностей) необходимо наличие соответствующих оснований (ст.29). Привлечение к юридической ответственности члена Комиссии возможно только по судебному решению - если суд назначит административное наказание за нарушение законодательства о выборах и референдумах либо признает его по обращению Комиссии систематически не выполняющим свои обязанности, его полномочия прекращаются автоматически. Условно говоря, несменяемость и неприкосновенность - гарантии независимости и защиты от политического давления члена Комиссии.

ЦИК России избирает из своего состава Председателя, заместителя Председателя и секретаря, полномочия которых определены Регламентом Комиссии.

Статус членов Комиссии с правом совещательного голоса (по международной терминологии - долгосрочных наблюдателей) значительно отличается от статуса членов Комиссии с правом решающего голоса. Они назначаются и отзываются политическими партиями, зарегистрированными кандидатами, инициативными группами, обладают императивным мандатом и представляют их интересы.

Аппарат Комиссии осуществляет организационное, информационно-аналитическое, финансовое, документационное, издательское, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение деятельности Комиссии. Вообще, аппарат - рабочий орган единоличного или коллегиального государственного органа (как правило, наделённого властными полномочиями), обеспечивающий его деятельность и укомплектованный государственными служащими.

Контрольно-ревизионная служба - постоянно действующий орган финансового контроля при Комиссии, осуществляющий контроль за расходованием бюджетных средств избирательными комиссиями и за соблюдением законодательства при финансировании избирательных кампаний кандидатов, и возглавляемая заместителем Председателя Комиссии.

При Комиссии действуют совещательные и консультативные органы, не имеющие самостоятельного правового статуса: советы, комиссии, рабочие группы, состоящие из членов Комиссии, работников Аппарата, учёных, специалистов государственных и иных органов и учреждений. Научно-методический совет осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности Комиссии, разрабатывает концепцию развития избирательной системы, программы научных исследований, меры по совершенствованию правовых механизмов, разрабатывает и оценивает законопроекты. Рабочие группы создаются для выполнения конкретных задач - проверки представляемых документов, рассмотрения обращений, контроля за соблюдением правил предвыборной агитации, контроля за работой ГАС «Выборы», разработки законопроектов.

При Комиссии действуют следующие государственные учреждения - Федеральный центр информатизации и Российский центр обучения избирательным технологиям. Официальный печатный орган и публикатор правовых актов Комиссии - журнал «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

избирательных спор выборы орган

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 марта 2016 г. истекает пятилетний срок полномочий действующего шестого состава Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ. 28 марта состоится первое заседание ее нового состава, в ходе которого будет избран новый председатель Центризбиркома. Владимир Чуров, возглавлявший комиссию с 2007 г., не был назначен на новый срок.

Центральная избирательная комиссия - государственный коллегиальный орган, главная задача которого состоит в организации проведения выборов и референдумов в России. Порядок формирования и статус комиссии установлен федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. и другими законодательными актами.

Полномочия комиссии

Центральная избирательная комиссия осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ, обеспечивает подготовку и проведение выборов и референдумов, организует их финансирование и контролирует распределение бюджетных средств, осуществляет проверку поступления и расходовании средств кандидатов, устанавливает итоги голосования, а также оказывает правовую, организационно-техническую и иную помощь избирательным комиссиям. Также к полномочиям ЦИК относится развитие российской избирательной системы, внедрение средств автоматизации на выборах, рассмотрение жалоб на решения избиркомов субъектов Федерации и др.

История

Центральная избирательная комиссия по выборам в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации образована указом президента РФ Бориса Ельцина от 24 сентября 1993 г.
Первый состав комиссии - 20 человек - был утвержден главой государства 29 сентября 1993 г. Десять из них - по предложению региональных парламентов, десять - органов исполнительной власти субъектов РФ. Обязательным условием являлось наличие у претендентов высшего юридического образования либо ученой степени в области права (затем, с 2007 г. требовалось высшее образование).
После проведения парламентских выборов в декабре 1993 г. ведомство было переименовано в Центральную избирательную комиссию РФ. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6 декабря 1994 г. установил, что ЦИК действует на постоянной основе и осуществляет руководство деятельностью избиркомов по выборам президента, депутатов Госдумы, иных федеральных госорганов, а также по проведению референдума РФ. Срок полномочий комиссии был определен в четыре года, а количество ее членов сокращено до 15 человек, пять из которых назначаются Госдумой, пять - Советом Федерации и пять - президентом РФ.
В декабре 1994 г. - марте 1995 г. был сформирован новый состав ЦИК. Впоследствии комиссия формировалась каждые четыре года - в 1999, 2003, 2007 и 2011 гг. В 2010 г. срок полномочий ЦИК был увеличен до пяти лет, в соответствии с этим ее шестой состав работал с 2011 г. по 2016 г.

Руководители ЦИК

С момента образования в Центризбиркоме сменилось четыре председателя. Первым руководителем комиссии в сентябре 1993 г. стал заместитель главы Верховного Совета РФ Николай Рябов (переизбран в марте 1995 г.). Во главе ЦИК осуществлял организацию парламентских выборов в 1993 и 1995 гг., а также президентских в 1996 г.
В ноябре 1996 г., после назначения Рябова послом РФ в Чешской Республике, главой ЦИК был избран Александр Иванченко. Он руководил Центризбиркомом три года, в течение которых в России не было проведено ни одной федеральной избирательной кампании. В 1999 г. Иванченко возглавил совет директоров Независимого института выборов, позднее - Центр обучения избирательным технологиям при ЦИК.
Третий состав Центризбиркома РФ в марте 1999 г. избрал председателем Александра Вешнякова, который проработал на этом посту до 2007 г. При нем были проведены четыре избирательные кампании: в 1999 и 2003 гг. - выборы в Госдуму, в 2000 и 2004 гг. - президентские выборы. В 2007 г. не вошел в пятый состав комиссии, спустя год был назначен послом РФ в Латвии.
Место председателя ЦИК в марте 2007 г. занял Владимир Чуров (переизбран в марте 2011 г.). Осуществлял руководство проведением парламентских (2007, 2011) и президентских выборов (2008, 2012). В 2016 г., при формировании нового состава ЦИК, не был включен в число его членов.

Состав и структура ЦИК

Комиссия состоит из 15 членов с правом решающего голоса. Пять из них назначаются Госдумой РФ из числа кандидатур, предложенных фракциями и депутатскими объединениями. Пять - Совет Федерации по предложению руководителей и парламентов субъектов РФ. Еще пять членов ЦИК назначает своим указом глава государства. Комиссия тайным голосованием избирает из своего состава председателя, его заместителей и секретаря ЦИК РФ.
Также в состав ЦИК входят члены с правом совещательного голоса. Они могут участвовать в заседаниях комиссии, однако не вправе голосовать по тем или иным вопросам, рассматриваемым ЦИК. Это представители участвующих в парламентских выборах партий, зарегистрированных кандидатов на пост президента РФ, а также инициативных групп по проведению референдума.
Обеспечение деятельности комиссии и исполнение принятых ею решений возложено на аппарат ЦИК. В его составе, согласно штатному расписанию, - 277 человек.
При Центризбиркоме созданы Федеральный центр информатизации, который занимается информационным обеспечением деятельности ЦИК, а также созданием и эксплуатацией Государственной автоматизированной системы "Выборы" (ГАС "Выборы"). Также при ЦИК действуют Российский центр обучения избирательным технологиям, Контрольно-ревизионная служба и Общественный научно-методический консультативный совет.

Новый состав комиссии

Седьмой состав ЦИК России был сформирован в феврале - марте 2016 г., при этом комиссия обновилась на 60%. Шесть членов шестого состава были назначены на новый срок. Из них по квоте Госдумы - Евгений Колюшин и Валерий Крюков; Совета Федерации - Майя Гришина, Сиябшах Шапиев и Антон Лопатин; по квоте главы государства - Борис Эбзеев.
Новыми членами комиссии стали девять человек, в том числе бывшие уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова (2014-2016), вице-спикер Госдумы Николай Левичев (2011-2016), сенатор Николай Булаев (2015-2016) и др.
Первые выборы, которые предстоит провести новому составу ЦИК, состоятся 18 сентября 2016 г. В этот день в России пройдет единый день голосования, совмещенный с выборами депутатов Госдумы РФ седьмого созыва.
Срок полномочий седьмого состава ЦИК истекает в марте 2021 г.

Поделиться