Характеристика эмоциональных состояний. Общее понятие об эмоциях

Впервые идея сложности психологической структуры эмо­ций была сформулирована В. Вундтом. По его мнению, струк­тура эмоций включает три основных измерения:

    удовольствие/неудовольствие;

    возбуждение/успокоение;

    напряжение/разрешение.

Впоследствии эти взгляды на структуру эмоций были разви­ты и в определенной степени преобразованы в работах других зарубежных и отечественных психологов. В настоящее время в качестве основных в структуре эмоций называются следующие компоненты:

    импрессивный (внутреннее переживание);

    экспрессивный (поведение, мимика, двигательная и рече­вая активность);

    физиологический (вегетативные изменения).

Таких взглядов на структуру эмоций придерживаются мно­гие психологи (Г.М. Бреслав, К. Изард, Е.П. Ильин, Р. Лазарус, А.Н. Лук и др.).

Каждый из этих компонентов при различных формах эмо­ционального реагирования может быть выражен в большей или меньшей степени, однако все они присутствуют в каждой целостной эмоциональной реакции как ее составляющие.

Импрессивный компонент эмоционального реагирования (пере­живание). Всем эмоциональным реакциям присуще специфи­ческое внутреннее переживание, являющееся, по А.Е. Ольшан-никовой, «главной эмоциональной единицей». Согласно С.Л. Ру­бинштейну, переживание - это неповторимое событие внут­ренней жизни, проявление индивидуальной истории личности. По мнению Л.И. Божович, понимание характера переживаний человека позволяет лучше разобраться в его сущности. Следо­вательно, основной функцией переживаний является образова­ние специфического, субъективного опыта человека, направ­ленного на выявление его сущности, места в мире и т. д.

В современной психологии существует несколько под­ходов к определению понятия «переживание»:

    через его противопоставление объективному знанию. Так, согласно Л.М. Веккеру, переживание - это непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, тогда как отражение свойств и отношений внешних объектов является знанием;

    через лингвистический анализ слов «переживание», «пере­ жить». Это характерно для деятельностной теории пережива­ний Ф.Е. Василюка, согласно которой пережить что-либо - зна­чит перенести какое-то жизненное событие, справиться с кри­тической ситуацией, а переживание - это «особая деятель­ность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия меж­ду сознанием и бытием, общей целью которой является повы­шение осмысленности жизни». Переживание-деятельность проявляется в тех случаях, когда становится невозможным пря­мое и непосредственное решение проблем в предметно-практи­ческой деятельности;

    через критерий осмысленности. М.И. Дьяченко и Л.А. Кан-дыбович дают следующее определение переживанию: это «осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значи­мым объективным событием или воспоминаниями эпизодов предшествующей жизни». По мнению А.Н. Леонтьева, основ­ной функцией переживаний является сигнализация о личност­ном смысле события, а Ф.Е. Василюк считает, что функцией пе-

реживаний является не только выявление, но и производство личностного смысла;

4) через критерий значимости: насколько те или иные собы­тия или предметы необходимы, полезны либо, наоборот, вред­ны для данного человека. Ф.В. Бассин, анализируя проблему «значащих переживаний», пишет о том, что любое событие мо­жет приобретать для человека «значение» другого типа, «опос­редованное» не объективными характеристиками воздействия, а «историей» субъекта.

Наиболее верной представляется точка зрения, что не смысл (представляющий собой феномен сознания), а именно значимость является наиболее существенным критерием для понимания сущности понятия «переживания», поскольку пере­живания могут быть и неосознаваемыми. При этом значимость может выступать и в качестве источника, и в качестве результа­та, продукта процесса переживания.

Таким образом, переживание - это проявление субъективно­го отношения человека к какому-либо внешнему или внутреннему событию его жизни, выражающее характер (полезность, необ­ ходимость, опасность и т.д.) и степень его значимости для субъекта.

Различные ученые по-разному определяют характер и сте­пень значимости событий, способных вызвать эмоциональную реакцию. Если для В. Вундта любое воспринимаемое событие является значимым (и, следовательно, эмоциональным) уже в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни индивида, то согласно другим ученым (Р. Лазарус, Э. Клапаред и др.) эмоции возникают только в исключительных случаях.

Экспрессивный компонент эмоционального реагирования.

Эмоциональные переживания имеют определенное выраже­ние во внешнем поведении человека: в его мимике, пантомими­ке, речи, жестикуляции. Именно экспрессивные проявления эмоций лучше осознаются и контролируются человеком. Вмес­те с тем человек не способен полностью управлять, контроли­ровать внешнее выражение эмоций. Так, с помощью гипноза было выявлено, что человек не может выполнять движение, ха­рактерное для одного вида эмоций, и одновременно пережи­вать другую эмоцию. Он либо меняет движение, либо оказыва­ется неспособным испытывать новую, внушенную ему эмоцию (N. Bull). Кроме того, блокирование (подавление, сдержива­ние) экспрессивных эмоциональных проявлений (например, в

ситуациях, вызывающих страх, но исключающих возможность бегства и т. п.) обычно приводит к появлению состояния эмоци­онального напряжения.

Все средства эмоциональной экспрессии можно разделить на мимические (выразительные движения лица), речевые (инто­нация и др.), звуковые (смех, плач и др.), жестикуляционные (выразительные движения рук) и пантомимические (вырази­тельные движения всего тела).

Мимические средства эмоциональной экспрессии. Наибольшей способностью выражать различные оттенки эмоциональных пе­реживаний обладает лицо человека. С помощью мимики, т. е. ко­ординированных движений глаз, бровей, губ, носа и т. д., человек способен выражать самые сложные и разнообразные эмоции. Лицевая экспрессия является также главным каналом распозна­вания эмоциональных состояний у других людей.

Одной из первых попыток классификации эмоциональной мимической экспрессии является работа И. Лафатера «Эссе о физиогномике» (1783). Позже, в 1859 г. немецкий анатом Т. Пидерит высказывает идею о том, что любое мимическое вы­ражение можно охарактеризовать при помощи нескольких эле­ментарных выразительных движений, и в подтверждение со­ставляет множество схематических рисунков мимических реак­ций (рис. 66).

Однако систематическое изучение эмоциональной экспрес­сии началось с работ Ч. Дарвина, в которых был сформулиро­ван тезис об универсачьности мимических реакций: все люди обладают некоторым набором универсальных выражений ли­ца, отражающим основные, выработанные в процессе эволю­ции адаптивные модели. Например, злоба выражается нахму­ренными бровями, прищуренными глазами и приоткрытым ртом (чтобы были видны зубы) - так наши предки выражали свое намерение укусить противника. Результаты кросскультур-ных исследований, а также изучение мимических реакций при­матов в целом подтверждают данное предположение Ч. Дарви­на, однако мимическое выражение не полностью детерминиро­вано врожденными факторами.

Я. Рейковский выделяет следующие основные факторы формирования мимического выражения эмоций:

1) врожденные видотипичные мимические схемы, соответ­ствующие определенным эмоциональным состояниям;

    приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;

    индивидуальные экспрессивные особенности, свойствен­ные только данному индивиду.

То, что человек рождается с уже готовым механизмом выра­жения эмоций с помощью мимики, было выявлено в исследо­ваниях Г. Остера и П. Экмана: все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15- 18-й недели внутриутробного развития, а изменения «выраже­ния лица» у эмбриона можно наблюдать уже с 20-й недели. Од­нако эмоциональный опыт человека гораздо шире опыта его индивидуальных переживаний, о чем свидетельствует бедность мимики у слепых от рождения людей. Эмоциональный опыт человека формируется также в результате эмоциональных со­переживаний, возникающих в общении с другими людьми и передаваемых, в частности, средствами искусства (литература, живопись). Существует и так называемая конвенциальная мими­ка как общепринятый в данной культуре способ выражения эмоций. У каждого человека есть некоторый характерный толь­ко для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в

самых различных ситуациях: закрывать или широко раскры­вать глаза, морщить лоб, открывать рот и т. д.

Первой же попыткой создания шкалы, системы мимиче­ских выражений эмоций считается схема Р. Вудвортса. Он предложил все многообразие эмоциональной экспрессии ми­мики категоризировать с помощью линейной шкалы со следу­ющими шестью ступенями:

    любовь, радость, счастье;

    удивление;

    страх, страдание;

    гнев, решимость;

    отвращение;

    презрение.

Г. Шлосберг, применив классификационную схему Р. Вуд­вортса при анализе фотографий людей с различными выраже­ниями лица, предположил, что представление шкалы Р. Вуд­вортса в виде круга с двумя осями будет более подходящим (рис. 67): удовольствие/неудовольствие, принятие/непринятие (отвержение).

Чем больше расстояние между отдельными эмоциональны­ми категориями на шкале, тем менее сходны соответствующие

им мимические выражения. Удаление по оси от края к центру указывает на все более слабое проявление данного мимическо­го выражения эмоции.

Исследования П. Экмана и К. Изарда позволили определить три автономные зоны лица:

    область лба и бровей;

    область глаз (глаза, веки, основание носа);

    нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок). Как показали эксперименты В.А. Барабанщикова и Т.Н. Мал-

ковой (1988), наиболее выразительные мимические проявле­ния локализуются преимущественно в нижней части лица, а на­именее выразительные - в области лба, бровей. По их мнению, глаза являются своеобразным смысловым центром лица, где происходит как бы аккумулирование влияния сильных мими­ческих изменений верхней и нижней частей. Кроме того, для разных эмоций существуют оптимальные зоны распознавания: для горя и страха - область глаз, гнева - верхняя часть лица, ра­дости и отвращения - нижняя часть лица.

Во временном аспекте каждая мимическая реакция соглас­но К. Изарду протекает следующим образом:

I )латентный период - интервал времени от момента стиму­ляции до начала видимых проявлений реакции;

    период развертывания - интервал времени от окончания латентного периода до достижения максимального уровня про­явления;

    период кульминации - максимальный уровень эмоцио­нальных проявлений;

    период спада - интервал времени от кульминации до пол­ного угасания.

Оценив одну или несколько временных характеристик ми­мической реакции, можно довольно легко отличить искрен­нюю эмоцию от наигранной. Например, мимическое выраже­ние базовых эмоций длится в среднем от 0,5 до 4 с. Мимиче­ские выражения, длящиеся меньше 1/3 с и больше 10 с, бывают достаточно редко, поэтому выход за границы этого временного диапазона чаще всего свидетельствует о том, что человек «изоб­ражает» эмоцию.

Речевые средства эмоциональной экспрессии. Большое зна­чение во взаимоотношениях людей приобрело выражение эмо­ций с помощью различных речевых средств. При этом речь мо­жет иметь выразительное значение безотносительно и даже в противоречии со смыслом и содержанием произносимых слов.

Таблица 6 Характерные мимические изменения при различных эмоциях (соответственно трем зонам лица)

Верхняя часть лица

Нижняя часть лица

Брови подняты и сдвинуты. Мор-

Верхние веки подняты так, что вид-

Губы растянуты и напряжены

щины только в центре лба

на склера, нижние - приподняты и напряжены

Удивление

Брови высоко подняты и округле-

Верхние веки подняты, а нижние опу-

Рот раскрыт, губы и зубы разъединены,

ны. Горизонтальные морщины пе-

щены так, что над радужной оболоч-

напряжения или натяжения в области рта

ресекают весь лоб

кой видна склера

Брови и лоб спокойные

Верхние веки спокойные, нижние

Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и

веки приподняты, но не напряже-

приподняты. От носа к внешнему краю губ

ны; под нижними веками морщин­ки. У наружного края уголков глаз морщинки - «гусиные лапки»

тянутся морщинки - носогубные складки

Брови опущены и сведены, между

Верхние веки напряжены, нижние -

Рот закрыт, губы сжаты

бровями вертикальные складки

напряжены и приподняты

Отвращение

Брови слегка опущены

Верхние веки опущены, нижние -

Нос наморщен. Рот закрыт. Верхняя губа

приподняты, но не напряжены; под

поднята, нижняя губа также поднята и вы-

нижними веками морщинки

двинута вверх по направлению к верхней губе

Внутренние уголки бровей подняты

Внутренние уголки верхних век при-

Рот закрыт, уголки губ опущены, напря-

жения или натяжения в области рта нет

Презрение

Одна бровь дугообразно приподня-

Веки полуопущены, глаза смотрят

Нижняя губа опущена

та, на лбу поперечная складка

Основными характеристиками речевой эмоциональной экс­прессии являются:

    интонация;

    четкость дикции;

    логическое ударение;

    темп артикулирования и паузации;

    лексическое богатство;

    свободное и точное выражение мыслей.

Речь в состоянии эмоционального напряжения имеет следу­ющие отличительные особенности:

    в плане моторной реализации - существенное повышение/ понижение громкости речи, убыстрение/замедление темпа ре­чи, более отчетливое произношение, повышение на 50 % коли­чества пауз хетизации (сомнения), незавершение фраз;

    грамматически - увеличение количества существитель­ных и глаголов по сравнению с прилагательными и наречиями, повторы и двусмысленности, нарушения в синтаксическом строении фраз («телеграфный стиль»);

    семантически - появление слов со значением семантиче­ской безысключительности (вечно, всегда, никогда, никто и др.); речь характеризуется, с одной стороны, большей рез­костью в оценках, с другой - нерешительностью (В.П. Белянин).

Физиологический компонент эмоционального реагирования.

О наличии эмоциональной реакции на что-либо можно судить не только по самоотчету человека о переживаемом им сос­тоянии или по его внешнему поведению, но и по характеру изменения вегетативных показателей (пульс, артериальное давление, частота дыхания и т. д.). Чаще всего такие измене­ния в организме называют эмоциональным возбуждением. Од­нако по физиологическим изменениям можно сделать вывод скорее о количественных характеристиках эмоционального процесса (интенсивность, длительность), чем о качественных (модальность).

Вместе с тем знак эмоции может определять особенности вегетативной реакции. П.В. Симонов выявил, что положитель­ные эмоциональные реакции:


Эмоции и вегетативная нервная система. Когда речь идет о физиологическом компоненте эмоционального реагирования, подразумеваются прежде всего те изменения, которые проис­ходят в вегетативной нервной системе (ВНС), управляющей де­ятельностью внутренних органов (пищеварения, кровообраще­ния, дыхания, обмена веществ и др.).

Симпатический отдел ВНС обеспечивает приспособление к изменившимся условиям, подготавливает организм к работе, защите, что находит свое выражение в учащении сокращений сердца, повышении артериального давления, торможении мо­торики и секреции пищеварительного тракта. Парасимпатиче­ский отдел ВНС обеспечивает восстановление нарушенного равновесия в организме, ресурсов, что проявляется в урежении сокращений сердца, снижении артериального давления, усиле­нии моторики и секреции пищеварительного тракта. В целом эффект возбуждения симпатической нервной системы во мно­гих органах и системах организма противоположен эффекту возбуждения парасимпатической нервной системы, поэтому некоторые авторы связывают функционирование отрицатель­ных эмоций преимущественно с активацией симпатического отдела ВНС, центральных адренергических структур, а положи­тельных эмоций - с активацией парасимпатического отдела и структурами холинергической природы (П.К. Анохин и др.).

Однако П.В. Симонов отмечает, что многочисленные экспе­риментальные факты свидетельствуют об участии обоих отде­лов ВНС в реализации как положительных, так и отрицатель­ных эмоциональных состояний и что усиление активности этих отделов может происходить одновременно. По данным Дж. Лейси и коллег, при одной и той же эмоциональной реак­ции могут наблюдаться учащение сердцебиения (симпатиче­ ский сдвиг) и нарастание КГР (парасимпатический сдвиг). П.В. Симонов считает, что степень участия симпатических и парасимпатических отделов ВНС зависит от характера отрица­тельной эмоции (рис. 68).

Эмоции и гормональная система. В экспериментальных иссле­дованиях было выявлено, что гормоны оказывают различное влияние на эмоциональную сферу человека. Так, дефицит

норадреналина способствует появлению депрессии в форме тос­ки, а дефицит серотонина - депрессии в форме тревоги. Иссле­дование мозга депрессивных больных, покончивших жизнь са­моубийством, показало, что он обеднен как норадреналином, так и серотонином. Увеличение же концентрации серотонина в мозге вызывает улучшение настроения (Н.Н. Данилова, 2000).

В.К. Мягер и А.И. Гошев изучали соотношение между адре­налином и норадреналином при разных отрицательных эмоци­ях (табл. 7).

Таблица 7 Соотношение между адреналином и норадреналином при отрицательных эмоциях

Эмоциональное состояние

Адреналин

Норадреналин

Повышается

Повышается

Понижается

Отчаяние

Понижается

Повышается

Понижается

Изменение дыхания при эмоциональном реагировании. Дыха­тельные движения при эмоциях выполняют двойную функцию:


Р. Вудвортсом были выявлены следующие изменения скоро­сти и амплитуды дыхательных движений: при возбуждении -дыхательные движения частые и глубокие; при тревоге - убыс­тренные и слабые; при страхе - резкое замедление дыхания и т.д. (рис. 69).

Информативным показателем эмоционального состояния человека является также соотношение между продолжитель­ностью вдоха и выдоха. Штерринг (1906), определяя это соот­ношение путем деления времени вдоха на время всего цикла, получил следующие данные, показывающие значительное уве­личение при эмоциональных состояниях продолжительности вдоха по сравнению с продолжительностью выдоха: при покое -0,43 с; при возбуждении - 0,60 с; при удивлении - 0,71 с; при внезапном испуге - 0,75 с.

Изменение кровообращения при эмоциональном реагировании.

Эти изменения характеризуются частотой и силой пульса, вели­чиной кровяного давления, расширением и сужением кровенос­ных сосудов. В результате этих изменений убыстряется или за­медляется ток крови и соответственно наблюдается приток кро­ви к одним органам и ее отток от других органов и частей тела. Как указывалось выше, скорость сердечных сокращений регули­руется вегетативными импульсами, а также изменяется под вли-

янием адреналина. В спокойном состоянии частота пульса со­ставляет 60-70 ударов в минуту. При испуге происходит мгно­венное ускорение до 80-90 ударов в минуту. При возбуждении и напряженном ожидании (например, на старте) частота пульса повышается на 15-16 ударов в минуту.

Соответствующие изменения наблюдаются и в величине кровяного давления. При испуге систолическое кровяное дав­ление повышается. Это повышение наблюдается также при мысли о возможной боли (например, у некоторых лиц оно об­наруживается, как только зубной врач входит в комнату и под­ходит к больному). Повышение кровяного давления перед пер­вым экзаменационным днем у студентов иногда составляет 15- 30 мм сверх нормы.

Все эти изменения связаны с потребностями организма в лучшем выполнении соответствующей деятельности: при вне­запном испуге они приводят к быстрому и лучшему кровоснаб­жению мышц, которым предстоит работа, в ожидании экзаме­на-к улучшению кровоснабжения мозга и т. п.

12.4. Классификация эмоций

Многообразие эмоций, их качественных и количественных проявлений исключают возможность простой и единой класси­фикации. Каждая из характеристик эмоций может выступать в качестве самостоятельного критерия, основания для их класси­фикации (табл. 8).

Таблица 8 Характеристики эмоций как основания для их классификации

Характеристики эмоций

Виды эмоций

Положительные, отрицательные, амбивалентные

Модальность

Радость, страх, гнев и др.

Влияние на поведение и деятельность

Стеничные, астеничные

Степень осознанности

Осознаваемые, неосознаваемые

Предметность

Предметные, беспредметные

Степень произвольности

Произвольные, непроизвольные

Происхождение

Врожденные, приобретенные Первичные, вторичные

Уровень развития

Низшие, высшие

Длительность

Кратковременные, длительные

Интенсивность

Слабые, сильные

По знаку эмоциональные переживания можно разделить:

    на положительные;

    отрицательные;

    амбивалентные.

Основной функцией положительных эмоций является под­держание контакта с позитивным событием, поэтому им прису­ща реакция приближения к полезному, необходимому стимулу. Кроме того, по мнению П.В. Симонова, они побуждают нару­шать достигнутое равновесие с окружающей средой и искать новую стимуляцию.

Для отрицательных эмоций характерной является реакция удаления, прерывания контакта с вредным или опасным стиму­лом. Считается, что они играют более важную биологическую роль, поскольку обеспечивают выживание индивида.

Амбивалентными эмоциями являются противоречивые эмо­циональные переживания, связанные с двойственным отноше­нием к чему-либо или кому-либо (одновременное принятие и отвержение).

Однако многими исследователями отмечается, что знак эмоции не всегда соотносим с позитивной (положительные эмоции) или негативной (отрицательные эмоции) значи­мостью стимулов и направленностью к ним и в целом такое де­ление является достаточно условным. К. Изард предлагает использовать критерий конструктивности для различения по­ложительных и отрицательных эмоций: положительные эмоци­ональные переживания способствуют конструктивному взаи­модействию человека с другими людьми, с ситуациями и объ­ектами, отрицательные же, напротив, препятствуют такому вза­имодействию. Я. Рейковский рассматривает данную проблему с позиций организации (дезорганизации) протекания регуля-торной деятельности.

В психологической литературе существуют различные подхо­ды к тому, сколько и какие из эмоциональных модальностей яв­ляются базовыми. Разные авторы называют различное число ба­зисных модальностей: от двух (удовольствие/неудовольствие) до десяти. В отечественной психологии В.Д. Небылицыным было предложено рассматривать три главные модальности:

Остальные же эмоции являются их производными или соче­таниями. Дискуссионным остается вопрос о необходимости включения также эмоции печали в структуру исходных модаль­ностей эмоциональной сферы. По мнению О.П. Санниковой, «эмоции таких паттернов, как "радость" и "печаль", относятся к одному и тому же качественному континууму, занимая в нем полярные позиции». Другие же авторы считают, что эмоция пе­чали обладает собственными отличительными особенностями (Л.М. Аболин, 1987; Н.М. Русалова, 1979 и др.). А.И. Макеева рассматривает как основные следующие эмоциональные мо­дальности: радость, удивление, страх, страдание, гнев, презре­ние. Шесть базисных эмоций выделяет и А.Т. Злобин: страх, грусть, гнев, стыд, радость, бесстрашие.

В зарубежной психологии три основные модальности эмо­ций называются в работах Дж. Уотсона (страх, ярость и лю­бовь) и Дж. Грея (тревожность, радость/счастье и ужас/гнев). Р. Вудвортсом при классификации мимических эмоциональ­ных проявлений людей были выделены следующие основные группы:

    любовь, радость, счастье;

    удивление;

    страх, страдание;

    гнев, решимость;

    отвращение;

    презрение.

Р. Плутчик называет восемь первичных эмоций (модальнос­тей), соответствующих основным прототипам адаптивного по­ведения: принятие, отвращение, гнев, радость, страх, горе, удивление, интерес.

Р.С. Лазарус, опираясь на идею, что эмоциональные реак­ции возникают из взаимодействий с окружающей средой, со­здал собственную классификацию эмоций и причин их появле­ния (табл. 9).

Однако наиболее разработанной, сфокусированной на от­дельных эмоциональных модальностях является теория диф­ференциальных эмоций К. Изарда, в которой выделяется де­сять фундаментальных эмоций:

1) интерес - интеллектуальная эмоция, чувство вовлечен­ности, повышающее способность человека к восприятию и об­работке поступающей из внешнего мира информации, стиму­лирующее и упорядочивающее его активность;

Таблица 9 Эмоции и причины их возникновения (по R . S . Lazarus , 1994)

Причина возникновения

Нападение, направленное на самого человека и на то, что ему принадлежит

Столкновение с неопределенностью, экзистенциальной угро­зой

Столкновение с непосредственной, конкретной и непреодо­лимой физической опасностью

Нарушение морального императива

Провал попытки соответствовать своему идеальному «Я»

Переживание безвозвратной потери

Желание обладать чем-то, что есть у другого

Ревность

Негодование, направленное против третьей стороны, воз­никшее благодаря утрате привязанности другого человека или угрозы ее утратить

Отвращение

Восприятие непереносимого объекта или идеи либо слиш­ком близкое приближение к такому объекту

Совершение заметного шага по пути достижения намеченной цели

Гордость

Укрепление идентичности эго человека посредством приня­тия похвалы за достижение или за представляющий ценность объект

Облегчение

Внушающее беспокойство за не соответствующее цели состо­яние, которое либо изменилось к лучшему, либо вообще ис­чезло

Боязнь худшего, но стремление к лучшему

Жажда привязанности или ее наличие, что, правда, не всегда бывает взаимным

Сострадание

Состояние, когда человека трогает страдание другого и им дви­жет желание ему помочь

    радость - эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным от­ношением к миру и самому себе;

    удивление - эмоция, вызываемая резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми или внезапными событиями;

    печаль - переживание утраты (временной/постоянной, ре­альной/воображаемой, физической/психологической) объекта

удовлетворения потребности, вызывающее замедление умствен­ной и физической активности, общего темпа жизни человека;

5) гнев - эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилиза­ цией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, са­ моуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формам активности;

6) отвращение- эмоциональная реакция отвержения, отстра­ нения от физически или психологически вредных объектов;

7) презрение - чувство превосходства, ценности и значимос­ ти собственной личности по сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презре­ ния), повышающее вероятность совершения «хладнокровной» агрессии;

8) страх - эмоция, характеризующаяся чувством незащи­ щенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуа­ ции угрозы физическому и (или) психическому «Я» с выражен­ ной тенденцией к бегству;

9) стыд - переживание собственной неадекватности, неком­ петентности и неуверенности в ситуации социального взаимо­ действия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожи­ даниям окружающих, как способствующее соблюдению группо­ вых норм, так и оказывающее разрушительное воздействие на саму возможность общения, порождая отчужденность, стремле­ ние находиться в одиночестве, избегать окружающих;

10) вина - переживание, возникающее в ситуации наруше­ ния внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.

Классификацию модальностей, предложенную К. Изардом, критикуют за ее эмпиричность, поскольку признается не впол­не обоснованным то, что выделены именно эти десять эмоций. Так, существует мнение, что базовыми можно называть только те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Поэтому такие эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к ба­зовым вряд ли можно отнести (считается, что они появляются в результате социализации базовой эмоции страха). Кроме то­го, было выявлено, что мимика презрения совершенно не вос­принимается и не понимается детьми в возрасте 3-5 лет, следо­вательно, можно предположить, что презрение является социа-

лизированной формой гнева. Интерес вообще склонны чаще причислять к числу мотивационных явлений.

Появляясь в ответ на воздействие жизненно важных собы­тий, эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможе­нию психической деятельности и поведения. В зависимости от влияния на поведение и деятельность человека эмоции подраз­деляются на стенические (от греч. sthenos - сила) - активизиру­ющие жизнедеятельность организма, побуждающие к дейс­твию (гнев, удивление и др.), и астенические - угнетающие и подавляющие жизненные процессы в организме (стыд, печаль и др.). Эмоции таких модальностей, как страх или радость, мо­гут иметь как стенический, так и астенический характер.

В зависимости от степени осознанности эмоции подразде­ляются на осознаваемые и неосознаваемые. Однако осознание эмоциональных переживаний не подчиняется принципу «все или ничего». Поэтому встречаются разные степени осознан­ности эмоций и разные формы ее искажения. Полное осозна­ние предполагает как исчерпывающую характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной стороны, и между эмоцией и действия­ми, к которым она побуждает, - с другой. Изменение осозна­ния эмоциональных переживаний, по мнению Я. Рейковского, может проявляться в следующих формах:

    неосознавание самого факта возникновения эмоций (на­пример, человек не замечает своего беспокойства, зарождаю­щегося чувства и т. п.);

    неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недо­стойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания);

    неправильная интерпретация связи между эмоцией и вы­званным ею поступком (так, родитель считает, что наказывает ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности де­лает это для того, чтобы показать свое превосходство).

К пониманию того, что не все эмоциональные переживания являются осознаваемыми, в психологии пришли не сразу. Перво­начально доминировали идеи интроспективной психологии, в которой эмоции рассматривались как феномены сознания и,

следовательно, были полностью осознаваемыми. Именно в пси­хоанализе впервые были сформулированы положения о том, что не все психические явления (в том числе и эмоции) регистриру­ются в сознании. Основными причинами неосознаваемости тех или иных эмоциональных явлений служат их слабая интенсив­ность, а также действие особых блокирующих осознание меха­низмов (психологических защит). Кроме того, остаются неосоз­нанными те эмоциональные переживания, которые возникли и сформировались в раннем детстве, когда сознание ребенка не было еще достаточно развитым, хотя они впоследствии могут участвовать в регуляции поведения взрослого человека.

В зависимости от предметности, т. е. от связи эмоциональ­ных переживаний с конкретным объектом, эмоции бывают предметные и беспредметные.

В.К. Вилюнасом была предложена функциональная класси­фикация эмоций: по их функциональным характеристикам и роли в регуляции деятельности. Рассматривая эмоции в качест­ве посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, автор подразделяет их:

    на ведущие - переживания, окрашивающие в образе сре­ды предметы потребности и превращающие их тем самым в мо­тивы. Такие переживания являются непосредственным субъек­тивным коррелятом потребности, объективизируя ее в пред­метной деятельности. Ведущие эмоции предшествуют деятель­ности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность;

    производные - ситуативно значимые переживания, возни­кающие в процессе деятельности и выражающие отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или за­трудняющим ее осуществление, к конкретным достижениям в ней, к сложившимся или возможным ситуациям.

В зависимости от степени произвольности, т. е. возможнос­ти произвольной регуляции и контроля поведения, эмоции бы­вают произвольные и непроизвольные. Однако произвольность эмоционального реагирования, как и осознанность, представ­ляет собой непрерывную шкалу и имеет различную степень вы­раженности.

По происхождению эмоции подразделяются на врожденные, связанные с реализацией инстинктивных программ реагирова­ния и приобретенные, формирующиеся под влиянием индиви­дуального и социального опыта.

Согласно Г.А. Вартаняну и Е.С. Петрову, первичные эмоции являются генетически детерминированными и жестко связан­ными с нарушением или восстановлением гомеостаза в орга­низме. Такие переживания функционально неразрывно слиты со специализированными безусловно-рефлекторными реакци­ями и являются безвероятностными (возникают в ответ на оп­ределенный внешний раздражитель с вероятностью, равной «1»). Вторичные эмоции формируются на базе первичных в ре­зультате индивидуального опыта адаптации.

По уровню развития эмоции подразделяются на низшие - связанные преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением (неудовлетворением) витальных потребностей человека, и высшие - связанные с удовлетворени­ем (неудовлетворением) социальных и духовных потребностей человека. Компонентный состав низших и высших эмоций так­же различен: высшие эмоции включают в себя «субъективное звено» (оценку своего эмоционального состояния) и различ­ные когнитивные звенья (обеспечивающие вероятностную оценку ситуации и т. д.).

Длительность эмоций характеризует время протекания эмоциональной реакции. Кратковременные эмоциональные ре­акции появляются обычно при однократном воздействии и от­личаются неустойчивостью, временным, преходящим характе­ром. Длительным эмоциональным переживаниям присущи устойчивость и постоянство.

Интенсивность эмоций характеризует силу переживания и сопутствующих экспрессивных и физиологических реакций. При слабых эмоциональных переживаниях не наблюдается су­щественных физиологических изменений и экспрессивных проявлений в поведении человека. Сильные эмоциональные пе­реживания сопровождаются выраженными физиологически­ми и экспрессивными реакциями.

Наряду с так называемыми «внутренними» основаниями для классификации эмоций (по присущим им характеристи­кам) существуют и «внешние» (по сферам их проявления и предметному содержанию). Примером такого различения эмо­циональных явлений служит классификация Б.И. Додонова, который подразделяет эмоции в зависимости от их субъектив­ной ценности для человека:

    на альтруистические - возникающие на основе потреб­ности в содействии, помощи, покровительстве другим людям (преданность, жалость, сочувствие и др.);

    коммуникативные - возникающие на основе потребности в общении (симпатия, уважение, признательность, благодар­ность, обожание и др.);

    глорические - связанные с потребностью в самоутвержде­нии, славе и признании (гордость, чувство превосходства, уязв­ленное самолюбие и др.);

    праксические - вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностя­ми ее осуществления и завершения (увлеченность и др.);

    пугнические - происходящие от потребности в преодоле­нии опасности, интереса к борьбе (чувство азарта, решитель­ности, соперничества и др.);

    романтические - связанные со стремлением ко всему не­обычному, таинственному (надежда, ожидание и др.);

    гностические - связанные с потребностью в познаватель­ной гармонии (удивление, чувство догадки, радость открытия и др.);

    эстетические - связанные с лирическими переживания­ми, с наслаждением красотой чего-либо или кого-либо (чувство прекрасного и др.);

    акизитивные - возникающие в связи с интересом к накоп­лению, коллекционированию (чувство обладания и др.);

    гедонистические - связанные с удовлетворением потреб­ности в телесном и душевном комфорте (чувство беззаботнос­ти, веселья и др.).

Основным недостатком предложенной Б.И. Додоновым классификации эмоций является ее эмпирико-описательный характер, отсутствие единого основания для различаемых им видов эмоций.

Вопросы для самоконтроля

    Критерии в классификации эмоций.

    Базовые эмоциональные модальности.

    Базовые эмоции, выделяемые К. Изардом.

    Влияние эмоций на поведение и деятельность человека.

    Формы изменения осознания эмоциональных переживаний.

12 Зак. 3128 353

    Основные виды эмоций в зависимости от их субъективной ценности для человека.

    Подходы к определению понятия «эмоция».

    Различия познавательных и эмоциональных процессов.

    Свойства, присущие эмоциям.

    Основные структурные компоненты эмоционального реагирования.

    Подходы к определению понятия «переживание».

    Наиболее выразительные средства эмоциональной экспрессии.

    Основные мимические изменения при различных эмоциях.

    Факторы, оказывающие влияние на формирование мимического вы­ ражения эмоций.

    Отличительные особенности речи в состоянии эмоционального на­ пряжения.

    Изменения в организме при различных эмоциональных переживаниях.

Эмоциональное состояние - это непосредственное переживание какого-либо чувства.

В зависимости от удовлетворения потребностей переживаемые человеком состояния могут быть положительными , отрицательными или амбивалентными (двойственность переживаний). С учетом характера воздействия на деятельность человека эмоции бывают стеническими (побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы, например, вдохновение) и астеническими (расслабляют человека, парализуют его силы, например, паника). Некоторые эмоции могут быть и стеническими, и астеническими одновременно. Различное воздействие одного и того же чувства на деятельность разных людей обусловлено индивидуальными особенностями личности и ее волевыми качествами. Например, страх может дезорганизовать трусливого человека, но мобилизовать смелого.

По динамике протекания эмоциональные состояния бывают длительными и кратковременными, по интенсивности - интенсивными и слабовыраженными, по устойчивости - устойчивыми и изменчивыми.

В зависимости от формы протекания эмоциональные состояния делятся на настроение, аффект, стресс, страсть, фрустрацию, высшие чувства.

Простейшей формой эмоционального переживания является эмоциональный тон , т.е. эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие человека к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон накапливает в себе отражение наиболее общих и часто встречающихся признаков полезных и вредных факторов окружающей действительности и позволяет принять быстрое решение о значении нового раздражителя (красивый пейзаж, неприятный собеседник). Эмоциональный тон обусловлен личностными особенностями человека, процессом протекания его деятельности и др. Целенаправленное использование эмоционального тона позволяет воздействовать на настроение коллектива, продуктивность его деятельности.

Настроение - это сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни. Настроение зависит от социальной деятельности, мировоззрения, направленности человека. Может быть связано с состоянием здоровья, временем года, окружающей обстановкой.

Депрессия - это подавленное настроение, связанное с ослаблением возбуждения.

Апатия характеризуется упадком сил и представляет собой психологическое состояние, вызванное утомлением.

Аффект - это кратковременная бурнопротекающая эмоция, которая имеет характер эмоционального взрыва. Переживание аффекта носит стадиальный характер. На первой стадии человек, охваченный вспышкой ярости или дикого восторга, думает только о предмете своего чувства. Его движения становятся неконтролируемыми, изменяется ритм дыхания, расстраиваются мелкие движения. Вместе с тем на этой стадии каждый психически нормальный человек может затормозить развитие аффекта, к примеру, переключением на другой вид деятельности. На второй стадии человек утрачивает способность контролировать свои действия. Вследствие этого он может совершить поступки, которые не совершил бы в обычном состоянии. На третьей стадии происходит расслабление, человек переживает состояния усталости и опустошенности, порой он не способен вспомнить эпизоды событий.



Анализируя аффективный поступок, необходимо помнить, что в структуре этого поступка отсутствует цель, а мотивом выступают переживаемые эмоции. Для предупреждения формирования аффективной личности необходимо обучать учащихся приемам саморегуляции, учитывать в процессе воспитания их тип темперамента. К аффекту склонны ученики холерического и меланхолического темперамента (последние в состоянии утомления).

Понятие «стресс» было введено в науку Г. Селье (1907-1982). Ученый определил стресс как неспецифическую реакцию организма человека (животного) на любое предъявляемоетребование. В зависимости от стрессового фактора выделяют физиологический и психический стресс. Последний, в свою очередь, подразделяют на информационный (работник МЧС не успевает принять верное решение в требуемом темпе в ситуации высокой ответственности) и эмоциональный (возникает в ситуациях угрозы, опасности, к примеру, на экзамене). Реакция организма при стрессе получила название «общего синдрома адаптации» . Данная реакция включает три этапа: реакцию тревоги, фазу сопротивления и фазу истощения.

С точки зрения Г. Селье, стресс - это не просто нервное напряжение, это не всегда результат повреждения. Ученый выделил два вида стресса: дистресс и эустресс. Дистресс возникает в трудных ситуациях, при больших физических и умственных перегрузках, при необходимости принять быстрые и ответственные решения и переживается с большой внутренней напряженностью. Реакция, возникающая при дистрессе, напоминает аффект. Дистресс отрицательно влияет на результат деятельности человека, пагубно воздействует на его здоровье. Эустресс, напротив, - это положительный стресс, сопровождающий творчество, любовь, оказывающий позитивное влияние на человека и способствующий мобилизации его духовных и физических сил (Г. Селье, 1960).

Способами адаптации к стрессовой ситуации являются неприятие ее в личностном плане (психологическая защита личности), полное или частичное отключение от ситуации, «смещение активности», использование новых способов решения проблемной задачи, способность осуществлять сложный вид деятельности вопреки напряжению. Для преодоления дистресса человеку необходимы физические движения, способствующие активизации парасимпатического отдела высшей нервной деятельности, могут быть полезны музыкотерапия, библиотерапия (прослушивание отрывков из художественных произведений), трудотерапия, игровая терапия, а также овладение приемами саморегуляции.

Страсть - сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, которое является доминирующим мотивом деятельности, приводит к сосредоточению всех сил на предмете страсти. Страсть может определяться мировоззрением, убеждениями или потребностями личности. По своей направленности это эмоциональное проявление может быть положительным и отрицательным (страсть к науке, страсть к накопительству). Когда речь идет о детях, имеют в виду увлечения. Подлинно положительные увлечения объединяют ребенка с окружающими, расширяют его сферу познания. Если положительное увлечение изолирует ребенка от сверстников, то, возможно, оно компенсирует чувство неполноценности, переживаемое им в иных сферах деятельности (в учебе, спорте), не связанных с его интересами, что свидетельствует о неблагополучии личности.

Фрустрация представляет собой психическое состояние, вызываемое появлением непреодолимых препятствий (реальных или мнимых) при попытке удовлетворения значимой для личности потребности. Сопровождается фрустрация разочарованием, досадой, раздражением, тревожностью, подавленностью, обесцениванием цели или задачи. У некоторых людей это состояние проявляется в агрессивном поведении или сопровождается уходом в мир грез и фантазий. Фрустрацию может вызвать отсутствие способностей и умений, необходимых для достижения цели, а также переживание одного из трех типов внутренних конфликтов (К. Левин, 1890-1947). Это конфликт равнозначных положительных возможностей , возникающий при необходимости выбора в пользу одной из двух одинаково привлекательных перспектив; б) конфликт равнозначных отрицательных возможностей , возникающий при вынужденном выборе в пользу одной из двух одинаково нежелательных перспектив; в) конфликт положительно-отрицательных возможностей , возникающий из-за необходимости принятия не только положительных, но и отрицательных аспектов одной и той же перспективы.

Динамика и формы проявления состояний фрустрации различны у разных людей. Особую роль в формировании направления эмоциональных реакций играет, как показывают исследования, интеллект. Чем выше у человека интеллект,тем вероятнее от него ожидать внешнеобвинительной формы эмоциональной реакции. Люди с менее высоким интеллектом более склонны в ситуациях фрустрации брать вину на себя.

Многие психологи считают, что существуют только три основные эмоции: гнев, страх и радость.

Гнев - это отрицательная эмоция, причиной которой является фрустрация. Наиболее распространенным способом выражения гнева выступает агрессия - преднамеренное действие, направленное на причинение вреда или боли. К способам выражения гнева относят: прямое выражение чувств, косвенное выражение чувств (перенос гнева с человека, вызвавшего фрустрацию, на другого человека или предмет) и сдерживание гнева. Оптимальные варианты преодоления гнева : обдумывание ситуации, нахождение в ней чего-нибудь комического, выслушивание своего оппонента, отождествление себя с человеком, вызвавшим гнев, забывание старых обид и раздоров, стремление почувствовать любовь и уважение к противнику, осознание своего состояния.

Радость - это активная положительная эмоция, которая выражается в хорошем настроении и ощущении удовольствия. Длительное ощущение радости называют счастьем. По Дж. Фридману, человек счастлив, если он одновременно ощущает удовлетворенность жизнью и душевный покой. Как показывают исследования, более счастливы люди семейные, с активными религиозными убеждениями, имеющие хорошие взаимоотношения с окружающими (В. Квинн, 2000).

Страх - это отрицательная эмоция, возникающая в ситуациях реальной или кажущейся опасности. Обоснованные страхи играют важную адаптивную роль, способствуют выживанию. Тревожность - это специфическое переживание, вызываемое предчувствием опасности и угрозы, и характеризующееся напряженностью и озабоченностью. Состояние тревоги зависит от проблемной ситуции (экзамен, выступление) и от личностной тревожности. Еслиситуативная тревожность представляет собой состояние, связанное с конкретной внешней ситуацией, то личностная тревожность - стабильную черту личности, постоянную склонность индивида испытывать состояние тревоги. Люди с низкой личностной тревожностью всегда более спокойны, невзирая на ситуацию. Требуется относительно высокий уровень стресса, чтобы у них вызвать стрессовую реакцию.

Высшие чувства человека возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением его духовных потребностей, с выполнением или нарушением усвоенных им норм жизни и социального поведения, ходом и результатами деятельности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства могут быть интеллектуальными, нравственными и эстетическими.

К интеллектуальным чувствам относят переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека (удивление, интерес, сомнение, уверенность, чувство нового др.). Интеллектуальные чувства могут быть обусловлены содержанием, проблемным характером деятельности, степенью сложности решаемых задач. Интеллектуальные чувства, в свою очередь, стимулируют деятельность, сопровождают ее, влияют на ход и результаты мыслительной деятельности человека, выступая ее регулятором.

Нравственные чувства включают в себя моральную оценку предмета, явления, других людей. К группе нравственных чувств относят патриотизм, любовь к профессии, долг, коллективизм и др. Формирование этих чувств предполагает усвоение человеком нравственных правил и норм, которые носят исторический характер и зависят от уровня развития общества, обычаев, религии и др.Основой возникновения нравственных чувств выступают общественные межличностные отношения, определяющие их содержание. Будучи сформированы нравственные чувства побуждают человека к свершению нравственных поступков. Нарушение моральных норм чревато переживанием стыда и вины.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному. Эстетические чувства включают в себя чувство трагического, комического, иронического, саркастического, проявляются в оценках, вкусах, внешних реакциях. Они активизируют деятельность, помогают глубже постичь искусство (музыка, литература, живопись, театр).

Эмоции отличаются сложной структурой, какими бы элементарными они ни представлялись нам на первый взгляд.

Впервые идея сложности психологической структуры эмоций была сформулирована выдающим немецким психологом XIX в. В. Вундтом. По его мнению, структура эмоций включает три основных измерения: 1) удовольствие-неудовольствие; 2) возбуждение-успокоение; 3) напряжение-разрешение.

Впоследствии эти взгляды на структуру эмоций были развиты и в определенной степени преобразованы. В настоящее время в качестве основных в структуре эмоций называются следующие компоненты: 1) импрессивный (внутреннее переживание); 2) экспрессивный (поведение, мимика, двигательная и речевая активность); 3) физиологический (вегетативные изменения). Каждый из этих компонентов при различных формах эмоционального реагирования может быть выражен в большей или меньшей степени, однако все они присутствуют в каждой целостной эмоциональной реакции как ее составляющие.

Импрессивный компонент эмоционального реагирования (переживание). Всем эмоциональным реакциям присуще специфическое внутреннее переживание, являющееся «главной эмоциональной единицей». Переживание – это неповторимое событие внутренней жизни, проявление индивидуальной истории личности. Понимание характера переживаний человека позволяет лучше понимать и его сущность. Следовательно, основной функцией переживаний является образование специфического, субъективного опыта человека, направленного на выявление его сущности, места в мире и т.д.

Таким образом, переживание это проявление субъективного отношения человека к какому-либо внешнему или внутреннему событию его жизни, выражающее характер (полезность, необходимость, опасность и т.д.) и степень его значимости для субъекта.

Экспрессивный компонент эмоционального реагирования . Эмоциональные переживания имеют определенное выражение во внешнем поведении человека: в его мимике, пантомимике, речи, жестикуляции. Именно экспрессивные проявления эмоций лучше и осознаются и контролируются человеком. Вместе с тем человек не способен полностью управлять, контролировать внешнее выражение эмоций.

Все средства эмоциональной экспрессии можно разделить на мимические (выразительные движения лица), речевые (интонация и др.), звуковые (смех, плач и др.), жестикуляционные (выразительные движения рук) и пантомимические (выразительные движения всего тела).

Мимические средства эмоциональной экспрессии. Наибольшей способностью выражать различные оттенки эмоциональных переживаний обладает лицо человека. С помощью мимики, то есть координированных движений глаз, бровей, губ, носа и т.д., человек способен выражать самые сложные и разнообразные эмоции. Лицевая экспрессия является также главным каналом распознавания эмоциональных состояний у других людей. Считается, что любое мимическое выражение можно охарактеризовать при помощи нескольких элементарных выразительных движений (рис. 6.1).

Рис.6.1. Характерные черты мимики:

а - удовольствие; б - настороженность; в - ожесточение; г - гнев;

д - презрение; е - веселость; ж - сильный смех; з - печаль

Выделяют следующие основные факторы формирования мимического выражения эмоций: 1) врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям; 2) приобретенные , заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю; 3) индивидуальные экспрессивные особенности, свойственные только данному индивиду.

Исследования позволили определить три автономные зоны лица : 1) область лба и бровей; 2) область глаз (глаза, веки, основание носа); 3) нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок). Как показали эксперименты наиболее выразительные мимические проявления локализуются преимущественно в нижней части лица, а наименее выразительные - в области лба-бровей. Глаза являются своеобразным смысловым центром лица, где происходит как бы аккумулирование влияния сильных мимических изменений верхней и нижней части. Кроме того, для разных эмоций существуют оптимальные зоны распознавания: для горя и страха – область глаз, гнева – верхняя часть лица, радости и отвращения – нижняя часть лица (Табл. 6.1).

На протяжении многовековой истории исследования эмоциональных состояний пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.

Разработкой подходов к изучению эмоциональных состояний занимались такие психологи как В. Вундт, В. К. Вилюнас, У. Джемс, У. Макдауголл, Ф. Крюгер.

В.Вундт

В.К.Вилюнас

У. Макдауголл

Учения об чувствах или эмоциях -это самая неразработанная глава в психологии. Это та сторона поведения человека,которую труднее описать и классифицировать, а также объяснить какими- то законами.

В современной психологической науке выделяют следующие виды и формы переживания чувств:

  • Моральные.
  • Интеллектуальные.
  • Эстетические.
  • Предметные.

Моральные чувства - это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и к своему собственному. Моральные чувства-это отчужденность и привязанность, любовь и ненависть, благодарность и неблагодарность, уважение и презрения, симпатия и антипатия, чувство уважения и презрения, чувство товарищества и дружбы, патриотизма и коллективизма, чувство долга и совести. Эти чувства порождаются системой человеческих отношений и эстетическими нормами, регулирующими эти отношения.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Это радость искания при решении какой-либо проблемы или тяжёлое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить её. К интеллектуальным чувствам относятся также следующие: любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового.

Эстетические чувства - это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости.

Предметные чувства - чувства иронии, юмора, чувство возвышенного, трагического.

Попытки дать более универсальные классификации эмоции предпринимали многие ученые, но каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Так, Т.Браун положил в основу классификации признак времени, разделив эмоции на непосредственные, то есть проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. Рид строил классификацию на основе отношения к источнику действия. И.Додонов в 1978 году отмечает, что создать универсальную классификацию вообще, невозможно, поэтому классификация, пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной для решения другого круга задач

Эмоции - (франц. emotion, от лат. emoveo - потрясаю, волную) - класс психических состояний и процессов, выражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа.

Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Наибольшее значение имеет разделение эмоций на высшие и низшие.

Высшие (сложные) эмоции возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Они появились в результате общественных отношений, трудовой деятельности. Низшие эмоции связаны с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма).

Разумеется, поскольку человек – это неразрывное целое, то и состояние эмоционального тела непосредственно влияют на все остальные тела, включая физическое.

Кроме того, эмоциональные состояния (если точнее – состояния эмоционального тела) могу быть вызваны не только эмоциями. Эмоции довольно скоротечны. Есть импульс – есть реакция. Нет импульса – и реакция исчезает.

Эмоциональные состояния намного более постоянны. Причина текущего состояния может давно исчезнуть, а эмоциональное состояние остается и иногда задерживается надолго. Разумеется, эмоции и эмоциональные состояния неразрывно связаны: эмоции меняют эмоциональные состояния. Но и эмоциональные состояния влияют на эмоциональные реакции, а кроме того влияют на мышление (т.е. ум). Кроме того, свою лепту вносят чувства: они тоже меняют эмоциональное состояние. А поскольку люди нередко путают где чувства, а где эмоции, то простой в общем-то процесс превращается в нечто сложно понимаемое. Вернее так: понять это не сложно – сложно это без подготовки применять на практике, и поэтому (в т.ч. поэтому) у людей с управлением своими эмоциями и эмоциональными состояниями порой возникают сложности.

Можно волевым усилием подавить эмоциональное состояние – это то самое подавление, которое вредно, по мнению психологов, тем более вредно как для человека и как для родителя. Можно себя переключить: искусственно вызвать в себе (или привлечь извне) какой-то другой импульс – отреагировать на него каким-то заранее известным способом – новая эмоция добавит свою струю и приведет к другому эмоциональному состоянию. Можно вообще ничего не предпринимать, но сосредоточиться на проживании текущего эмоционального состояния (этот подход упоминается в буддизме и Тантре). В этом нет ничего нового, и подавлять эмоциональные состояния мы учимся с детства, считая этот процесс контролем эмоций… но это неверно. Все-таки это контроль эмоциональных состояний, и с его помощью управлять собственно эмоциями невозможно.

И вот тут-то и проявляется путаница: человек думает, что пытается контролировать эмоции – но как раз с эмоциями он не работает. В действительности человек пытается работать со следствиями эмоций; но поскольку он не затрагивает причины своего эмоционального состояния, его попытки заведомо будут неэффективными (разумеется, если он не работает с собой и в части выбора эмоций) - в части эмоциональных состояний сложность в том, что наше текущее состояние – это результат сразу нескольких разных причин, разнородных причин. Поэтому сложно выбрать толковый метод саморегуляции (особенно если учитывать только эмоции и не учитывать другие сферы психики). Впрочем, кажется, что при достаточно развитой воле с собственными эмоциональными состояниями работать проще. Ну и не стоит упускать из виду тот факт что причины из сферы чувств – слабо поддаются и контролю и наблюдению, по крайней мере на первых порах.

Таким образом, подходов к классификации и определения эмоций великое множество, эмоции сопровождают все проявления жизнедеятельности организма и выполняют важные функции в регуляции поведения и деятельности человека:

· сигнальная функция (сигнализируют о возможном развитии событий, положительном или отрицательном исходе)

· оценочная (оценивает степень полезности или вредности для организма)

· регулирующая (на основе полученных сигналов и эмоциональных оценок он выбирает и реализует способы поведения и действий)

· мобилизирующая и дезорганизирующая

приспособительная функция эмоций - их участие в процессе обучения и накопления опыта.

Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

1) Радость (удовлетворение, веселье)

2) Грусть (апатия, печаль, депрессия)

3) Страх (тревога, испуг)

4) Гнев (агрессия, озлобление)

5) Удивление (любопытство)

6) Отвращение (презрение, брезгливость).

Возникшие в результате взаимодействия организма со средой положительные эмоции способствуют закреплению полезных навыков и действий, а отрицательные заставляют уклоняться от вредоносных факторов.

А какие эмоции и эмоциональные состояние испытываете вы в последнее время?


Психология эмоционального состояния

План

Введение

1. Психология эмоциональных состояний человека

1.1. Виды и роль эмоций в жизни человека

1.2. Психологические теории эмоций

1.3 Эмоциональные состояния

Заключение

Список литературы

Введение

Любая деятельность человека связана с осуществлением потребностей. Эмоциональные переживания являются одним из способов выражения познавательной потребности.

Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. Такое определение эмоций дано в большом психологическом словаре.

Эмоциональные состояния являются одно из разновидностью эмоций, характеризуются большей длительностью, которая может измеряться часами и днями.

По своей модальности эмоциональные состояния могут представать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения - от депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всего они представляют собой смешанные состояния. Поскольку эмоциональные состояния - это тоже эмоции, в них также отражаются отношения между потребностями субъекта и объективными или субъективными возможностями их удовлетворения, коренящимися в ситуации.

Знание психологических основ и природы эмоциональных состояний является одним из необходимых факторов саморегуляции поведения личности.

Выше изложенные положения свидетельствуют об актуальности темы курсовой работы.

Цель курсовой работы – изучить психологические основы эмоциональных состояний.

Задачи работы:

    Раскрыть понятие эмоций, их виды и роль в жизни человека.

    Провести обзор психологических теорий по проблеме эмоций.

    Описать характеристики эмоциональных состояний.

    Привести способы устранения негативных эмоциональных состояний.

1. Психология эмоциональных состояний человека

1.1 Виды и роль эмоций в жизни человека

Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через эмоциональные переживания.

Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей . Такое определение эмоций дано в большом психологическом словаре.

Иными словами, “эмоции - это субъективные психологические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, к процессу и результату его практической деятельности” .

Ряд авторов придерживается следующего определения. Эмоции - это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

По мнению авторов, в этом определении содержится одна из основных особенностей эмоций, отличающая их, например, от познавательных процессов - непосредственная представленность в них субъекту отношения между потребностью и возможностью ее удовлетворения .

А.Л. Гройсман отмечает, что эмоции - это форма психического отражения, стоящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим отражением и представляющая собой своеобразное личностное отношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе .

Виды эмоций

В зависимости от длительности, интенсивности, предметности или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (В.Н. Мясищев).

Эмоциональные реакции характеризуются высокой скоростью возникновения и быстротечностью. Они длятся минуты, характеризуются достаточно выраженным их качеством (модальностью) и знаком (положительная или отрицательная эмоция), интенсивностью и предметностью. Под предметностью эмоциональной реакции, понимается ее более или менее однозначная связь с вызвавшим ее событием или предметом. Эмоциональная реакция в норме всегда возникает по поводу событий, произведенных в конкретной ситуации чем-то или кем-то. Это может быть испуг от внезапного шума или крика, радость от услышанных слов или воспринятой мимики, гнев в связи с возникшим препятствием или по поводу чьего-то поступка и т.д. При этом следует помнить, что эти события - лишь пусковой стимул для возникновения эмоции, причиной же является либо биологическая значимость либо субъективное значение этого события для субъекта. Интенсивность эмоциональных реакций может быть различной - от едва заметной, даже для самого субъекта, до чрезмерной - аффекта .

Эмоциональные реакции часто являются реакциями фрустрации каких-то выраженных потребностей. Фрустрацией (от лат. frustatio - обман, разрушение планов) в психологии называют психическое состояние, возникающее в ответ на появление объективно или субъективно непреодолимого препятствия на пути удовлетворения какой-то потребности, достижения цели или решения задачи. Тип фрустрационной реакции зависит от многих обстоятельств, но очень часто является характеристикой личности данного человека. Это может быть гнев, досада, отчаяние, чувство вины.

Эмоциональные состояния характеризуются: большей длительностью, которая может измеряться часами и днями, в норме - меньшей интенсивностью, поскольку эмоции связаны со значительными энергетическими тратами из-за сопровождающих их физиологических реакций, в некоторых случаях беспредметностью, которая выражается в том, что от субъекта может быть скрыт повод и вызвавшая их причина, а также некоторой неопределенностью модальности эмоционального состояния. По своей модальности эмоциональные состояния могут представать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения - от депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всего они представляют собой смешанные состояния. Поскольку эмоциональные состояния - это тоже эмоции, в них также отражаются отношения между потребностями субъекта и объективными или субъективными возможностями их удовлетворения, коренящимися в ситуации.

При отсутствии органических нарушений центральной нервной системы состояние раздражения является по сути дела высокой готовностью к реакциям гнева в длительно текущей ситуации фрустрации. У человека возникают вспышки гнева по малейшим и разнообразным поводам, но в основе их лежит неудовлетворенность какой-то личностно значимой потребности, о чем сам субъект может не знать.

Состояние тревоги означает наличие какой-то неопределенности исхода будущих событий, связанных с удовлетворением какой-то потребности. Часто состояние тревоги связано с чувством самоуважения (самооценкой), которое может пострадать при неблагоприятном исходе событий в ожидаемом будущем. Частое возникновение тревоги в повседневных делах может свидетельствовать о наличии неуверенности в себе как качестве личности, т.е. о неустойчивой или низкой самооценке, присущей данному человеку вообще.

Настроение человека часто отражает переживание уже достигнутого успеха или неудач, либо высокую или низкую вероятность успеха или неудачи в скором будущем. В плохом или хорошем настроении отражается удовлетворение или неудовлетворение какой-то потребности в прошлом, успех или неудача в достижении цели или решении задачи. Не случайно человека в плохом настроении спрашивают, не произошло ли что-нибудь. Длительно текущее сниженное или повышенное настроение (свыше двух недель), не характерное для данного человека, является патологическим признаком, при котором неудовлетворенная потребность либо действительно отсутствует, либо глубоко скрыта от сознания субъекта, и ее обнаружение требует специального психологического анализа. Человек чаще всего переживает смешанные состояния, например сниженное настроение с оттенком тревоги или радость с оттенком беспокойства или гнева.

Человек может переживать и более сложные состояния, примером чего является так называемая дисфория - длящееся два-три дня патологическое состояние, в котором одновременно присутствует раздражение, тревога и плохое настроение. Меньшая степень выраженности дисфории может встречаться у некоторых людей и в норме.

Эмоциональные отношения иначе еще называют чувствами. Чувства - это устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом или категорией объектов, обладающих особым значением для человека. Чувства в широком смысле могут быть связаны с различными объектами или действиями, например, можно не любить данную кошку или кошек вообще, можно любить или не любить делать утреннюю зарядку и т. д. Некоторые авторы предлагают называть чувствами только устойчивые эмоциональные отношения к людям. Чувства отличаются от эмоциональных реакций и эмоциональных состояний длительностью - они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь, например чувство любви или ненависти. В отличие от состояний чувства предметны - они всегда связаны с предметом или действием с ним.

Эмоциональность. Под эмоциональностью понимают устойчивые индивидуальные особенности эмоциональной сферы данного человека. В.Д. Небылицын предложил при описании эмоциональности учитывать три компонента: эмоциональную впечатлительность, эмоциональную лабильность и импульсивность.

Эмоциональная впечатлительность - это чувствительность человека к эмоциогенным ситуациям, т.е. ситуациям, способным вызвать эмоции. Поскольку у разных людей доминируют разные потребности, у каждого человека есть свои ситуации, которые могут вызвать эмоции. В то же время имеются определенные характеристики ситуации, которые делают их эмоциогенными для всех людей. Это: необычность, новизна и внезапность (П. Фресс). Необычность отличается от новизны тем, что имеются такие типы раздражителей, которые всегда будут для субъекта новыми, потому что для них нет «хороших ответов», это - сильный шум, потеря опоры, темнота, одиночество, образы воображения, а также соединения знакомого и незнакомого. Имеются индивидуальные различия в степени чувствительности к эмоциогенным ситуациям, общим для всех, а также в количестве индивидуальных эмоциогенных ситуаций.

Эмоциональная лабильность характеризуется скоростью перехода от одного эмоционального состояния к другому. Люди отличаются друг от друга тем, как часто и насколько быстро у них изменяется состояние - у одних людей, например, настроение обычно устойчивое и мало зависит от мелких текущих событий, у других, с высокой эмоциональной лабильностью, оно меняется по малейшим поводам несколько раз в день.

Импульсивность определяется быстротой, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания. Это качество личности еще называют самоконтролем. Различают два разных механизма самоконтроля - внешний контроль и внутренний. При внешнем контроле контролируются не сами эмоции, а только их внешнее выражение, эмоции присутствуют, но они сдерживаются, человек «делает вид», что он не испытывает эмоций. Внутренний контроль связан с таким иерархическим распределением потребностей, при котором низшие потребности подчинены высшим, поэтому, находясь в таком подчиненном положении, они в соответствующих ситуациях просто не могут вызвать неподконтрольных эмоций. Примером внутреннего контроля может быть увлеченность человека делом, когда он долгое время не замечает голода («забывает» поесть) и поэтому к виду пищи остается равнодушным .

В психологической литературе распространено также деление эмоциональных состояний, которые испытывает человек, на собственно эмоции, чувства и аффекты .

Эмоции и чувства – личностные образования, социально-психологически характеризующие человека; связаны с кратковременной и оперативной памятью.

Аффект – это кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей. Аффект не предшествует поведению, а формирует на одном из конечных его этапов. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения афетогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии .

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс – состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стрессы представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении сердечно-сосудистых и заболеваний желудочно-кишечного тракта .

  1. Психология психические состояния

    Реферат >> Психология

    Динамичности, состояния состояния в современной психологии понимаются как состояния личности... состояния , временные параметры пространства - эмоциональные состояния , информационные параметры пространства - гуманитарные состояния . 1. Эмоциональные состояния ...

  2. Негативные эмоциональные состояния

    Реферат >> Психология

    Конфликтов у младших школьников // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний . – М.: Изд-во “Наука”, 1990. – С. 4-7. Аракелов... эмоциональных состояний : Сб. матер. Всесоюз. симпоз. / Под общ. ред. А. Я. Чебыкина. – М.: Ин-т психологии АН...

  3. Эмоциональное состояние памяти

    Дипломная работа >> Психология

    Сочетается с легкомыслием, беспечностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее... психологов и учёных, исследования, проведенные в этой области и рекомендации для улучшения памяти, учитывая эмоциональное

Поделиться