Гигиена - языческая традиция и христианское пренеб. Глава i

Введение

Целью медицины является восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Эта цель достигается двумя методами: первый -- лечение заболевания людей, второй -- предупреждение болезней и преждевременного изнашивания организма, т.е. профилактика. Соответственно этому формировались два направления в медицине: лечебное и профилактическое. Основу профилактической медицины составляют гигиена и санитария.

Гигиена - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Ее целью является изучение влияния условий жизни и труда, а также условий окружающей среды на здоровье человека, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия.

Санитария - это практическое осуществление требований гигиены, выполнение необходимых гигиенических правил и мероприятий.

Историю развития гигиены делят на несколько периодов, отражающих влияние социальных и экономических условий разных эпох.

медицина отдых здоровье труд

Гигиена и санитария в древнем мире.

Возникновение гигиены уходит в далекое прошлое, к истокам народной предупредительной медицины. В целях сохранения здоровья народ использовал обычаи и навыки, которые в определенной степени помогали сохранить жизнь в неблагоприятных условиях окружающей среды. Постепенно народный опыт, накопленный за много веков и широко используемый в жизни, оформился в народную медицину.

В период возникновения медицины еще нельзя было говорить о гигиене как науке, ибо происходило лишь зарождение начальных сведений и примитивных правил охраны здоровья. Но уже в те далекие времена было известно, что лечение еще не предотвращает распространения массовых болезней и что наряду с умением лечить не менее важное значение имеет умение предупреждать заболевания.

Поэтому была попытка обобщить и систематизировать отдельные гигиенические советы о сохранении здоровья. В древнеиндийском и древнекитайском законодательствах (3000-4000 лет до н. э.) имеются указания о режиме питания, дня, труда и отдыха, говорится о необходимости поддержания чистоты тела, сообщаются правила захоронения трупов и т. д. В рабовладельческом обществе большое значение придавалось диете, массажу, водным процедурам. Важное место отводилось предупреждению болезней («вырви недуг прежде, чем он коснется тебя»), из чего следовали предписания гигиенического характера, в том числе о режиме питания, семейной жизни, запреты на употребление опьяняющих напитков. Гигиенические ритуалы постепенно приобретали характер таинств, храмы становились местами оказания медицинской помощи, врачевания.

Особый интерес для понимания истории гигиены представляет развитие идей профилактики в Древнем Египте, Древней Греции и Римской империи.

В Древнем Египте за 1500 лет до нашей эры проводилось организованное удаление нечистот и осушка болот, существовали правила по устройству и содержанию, сооружались орошительные системы и водопроводы. В так называемом «Моисеевом законодательстве» (1600 лет до н. э.) приводится ряд правил личной гигиены, режима питания, труда и отдыха, а также излагаются требования к питьевой воде и правила борьбы с заразными болезнями.

Но все же больший расцвет гигиена получила в древней Греции. Еще в древности греки наделили мифического обожествленного врача Асклепия (Эскулапа) двумя дочерями -- Панакией и Гигиеей. Первой была отведена роль лечения больных людей, второй -- профилактики болезней у здоровых путем устранения вредных факторов среды обитания, использования полезных и формирования на этой основе здорового образа жизни. Это формирование покоилось вначале на эмпирических наблюдениях за результатами взаимодействия людей с окружающей природной и социальной средой и выражалось в виде обычаев, законов и религиозных правил. Основоположник научной медицины Гиппократ (460 г. до н. э.), обобщая знания и опыт в области лечебной медицины, сделал попытку определить значение окружающей среды для здоровья человека. Уже тогда особое значение Гиппократ придавал особенностям климата и условиям местности, образу жизни людей, труду, питанию, физическим упражнениям. Гиппократ систематизировали обобщил гигиенические знания в виде трактатов: "О воздухе, воде и почве", "О здоровом образе жизни". Именно в этих трудах Гиппократ впервые определил роль и значение чистого воздуха, воды, почвы для жизни человека. В своих наставлениях Гиппократ требует от врача заботиться о здоровых ради того, чтобы они не болели. Позже «теорию среды» Гиппократа развивали Платон, Аристотель и другие ученые и философы. Прогрессивные взгляды Гиппократа оказали большое влияние на развитие медицины не только в Греции, но и в других странах, например в Риме.

Римляне унаследовали от греков гигиенические знания и значительно превзошли их в области санитарного благоустройства. Сооружения по водоснабжению и канализации древнего Рима являлись для той эпохи настоящим инженерным чудом. Достаточно сказать, что в древнем Риме было 14 крупных и 20 мелких водопроводов, подававших 0,51 мі горной ключевой воды на человека в сутки. В Риме существовали зачатки современных способов обезвреживания нечистот, преследовалась фальсификация и продажа испорченных пищевых продуктов, проводился санитарный надзор за строительством.

Однако в то время в Греции и Риме не могло быть и речи о гигиене как науке, а отдельные мероприятия не преследовали цели общественного здравоохранения, ибо они проводились весьма ограниченно. Средняя продолжительность жизни в Древнем Риме составляла 25 лет. Массовые эпидемии, опустошавшие страны Древнего мира в этот период, были обусловлены отсутствием необходимых гигиенических знаний, навыков и способов эффективной профилактики болезней.


Гигена. Трудно сказать, когда человек осознано понял, что вода это средство, избавляющее от грязи, а следовательно от инфекций и болезней. Но когда на помощь воде пришло мыло, мы знаем только приблизительно. Древнеримский историк и писатель Плиний сообщает, что в его время (I век н. э.) мыло уже было хорошо известно и производилось в промышленных масштабах из золы и животного жира. Наилучшим сырьем считались жир козы и зола бука. К мысли вводить в мыло ароматические добавки пришли значительно позже и можно только себе представить, как пахло древнеримское мыло! По всей видимости это одна из причин активного использования всевозможных ароматических масел, смесей, мазей, притираний и духов, которыми пользовались и мужчины, и женщины.

Зато в отношении комфорта купания в ванных комнатах римляне опережали даже нашу эпоху. Судя по системе труб, найденной при раскопках вилл богатых горожан, в их дома подавалась не только горячая и холодная, но еще и теплая вода. Иногда имелись даже специальные ванные комнаты для купания в холодной и в горячей воде. Трубы к этим ваннам шли от общественных бань, какими пользовались люди победнее. Во времена Республики гигиена относилась к частной сфере жизни. По мере завоеваний и обогащения в городах начали строить уже не скромные бани, а всё более роскошные термы .


Термы Каракаллы (лат.Thermae Antoninianae,Terme di Caracalla императора Каракаллы в Риме, официально именуемые Антониновыми. Строительство началось в 212 году н. э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс - 150 на 200 м.) отличались богатым убранством, вмещали одновременно около 2300 человек. После изобретения сомкнутых сводов, стен с подогревом и акведуков (от лат. aqua - вода и ducere - вести) канал, труба для подачи воды, баням стали придавать всё большее значении в жизни общества.Они приобрели особую общественную функцию. Там собирались граждане Рима и проводили свой досуг (otium), т.к. их общественная жизнь не заканчивалась утренними обязанностями. Римлянин всегда осознавал себя не столько общественной личностью, сколько частью неразделимого целого общества. Он не должен был пребывать в одиночестве. Долгое время даже считалось, что человек ищущий уединения, непременно замышляет что-то дурное или жаждет придаться постыдным порокам. В конце концов бани стали основным удовольствием и символом цивилизованной жизни «по-римски» в других античных городах. Туда приходили обсудить различные вопросы, встретиться с друзьями. Женщины купались вместе с мужчинами в одном бассейне или собирались женской компанией. После посещения унктория, где купальщика умащивали и посыпали песком, посетитель занимался физическими упражнениями. Затем он переходил в кальдарий, где принимал паровую ванну, подвергался процедуре обработки кожи банной скребницей, после чего совершал омовение. Горячая баня – тепидарий, всегда предшествовала купанию в холодной воде. Пребывание в термах завершалось процедурой эпиляции и массажем.
Термы теперь являлись средством публичной гигиены, демонстрацией роскоши, символом власти императора и благотворителей, единством заботы о душе и теле.

Греческому «искусству косметики» в Древнем Риме соответствовало «ars ornatrix» - искусство украшения, использующее целебные средства, а «коммотике» - «ars fucatrix», краски добываемые из различных растений, иногда и из ядовитых, которые приносили немалый вред здоровью.. Но, как и в Древней Греции, римская матрона древнего периода была невыразитеньна и краснолица, т.к. ещё не были приняты в обиход белила и румяна. Зато римская красавица эпохи Империи уже была полностью вооружена всевозможными кремами, красками, притираниями и благовониями. Выход патрицианки в свет напоминал процесс приготовления воина к битве. Тело подвергалось болезненой процедуре: чистилось банной скребницей, затем с него удалялись все волосики. Все складочки и ямочки протирались и умасливались. Помпея, жена императора Нерона, во время совершения косметических призывала на помощь до сотни прислужниц. Она сама придумала особую маску, которой пользовалась ежедневно: ржанная мука, листья вербены, мёд, молоко ослицы.



Пышность причёски увеличивали накладными волосами, зубы покрывали эмалью на основе сока кизила или истолчённого плода водянного ореха. Все прыщики, некрасивые родинки, бородавки маскировались мушками. На лицо накладывался толтый слой свинцовых белил, брови и глаза поводились сурьмой и соком шафрана, щёки румянились, губы освежались помадой. Перед обществом представала красавица с маской из красок вместо лица, но это считалось красотой, хотя и служило мишенью для сатириков, которые писали, что опасаются. как бы это лицо не распалось на куски.


Косметика и парфюмерия в Древнем Риме использовалась в невероятно больших количествах. Уже в I веке до н.э. ввозилось из Египта 3000 тон ладана и до 6000 тон мирры. Кроме этого закупали благовония и косметику у арабов, которые доставляли её из Индии, Цейлона, Индонезии и Китая. Литература той эпохи подробно рассказывает об употреблении косметики и всевозможных благовоний, о том, что уже невозможно представить свою жизнь без них. Овидий в своей поэме «Наука любви» даёт советы:

Женщины! Вот вам урок, учитесь, как можно заботой
Сделать прекрасней лицо и сохранить красоту…
То, что ухожено, всем по душе…

Мало лиц без недостатков, если вы бледны – нанесите румяна, если смуглы – используйте немного белил, на веки положите тени – они понадобятся, чтобы придать лицу выразительность – так советует поэт. Ухаживайте и украшайте себя, но без свидетелей.

Красота милей без прикрас – поэтому лучше,
Чтобы не видели вас за туалетным столом.
Не мудренно оробеть, увидя, как винное сусло*,
Вымазав деве лице, каплет на тёплую грудь!
Как отвратительно пахнет тот сок, который в Афинах,
Выжат из грязных кусков жирной овечьей шерсти!
……
То, что даёт красоту, само по себе некрасиво…

Все приготовления к выходу на люди происходили в дальних комнатах, где ни муж, ни воздыхатели не могли наблюдать за всеми ухищрениями по наведению красоты. Идеал в понимании обитателей Древнего Рима был, как и сегодня, некий стандарт красоты, создаваемый при помощи всевозможных хитростей и эффектов, которые позволяли краски. В борьбе со старостью мужчины и женщины чрезмерно увлекались белилами и румянами. Но эти белила, как я уже говорила, были свинцовыми – и чем больше пытались скрыть разрушения, тем быстрее развивался недуг: чернели зубы, замедлялся обмен веществ, быстро развивалась болезнь, которую называли худосочием.

Косметические смеси для повседневного туалета римских дам изготавливали в домашних условиях и, конечно, у каждой семьи имелись свои секреты и пристрастия. В праздники и знаменательные дни ароматы лились рекой, а дым от курений «затмевал солнце». Количество используемых косметических продуктов становилось всё больше. Считалось беспрекословным правилом, использование кремов и притираний, настоянных на душистых травах и маслах, во время принятия ванн, до них и после них.
Имя торговца косметикой и благовониями Косма, не сходило со страниц литературных страниц тех лет./>

Запах бальзама люблю: это запах мужских притираний;
Вам же мароны идут тонкие Косма духи.

Римляне подмешивали духи в вино, невзирая на то, что такие примеси как мира, придавали горечь. В жилищах знатных людей постоянно курились вазы с благовониями. На погребении жены Нерона Помпеи Сабины (ок.31-65г.н.э.) израсходовали такое количество благовоний, какое использовал обычно город Рим за год. Во времена римского императора Марка Аврелия Антония был учреждён сенат женщин для обсуждения вопросов моды и косметики. Никто, наверное, из них даже предположить не мог, что спустя совсем немного времени, каких-то пару столетий, привычный и приятный мир изнеженных патриций рухнет под натиском варваров. А уж тем более не мог предположить, что те же варвары будут благоустраивать свои жилища на манер римских. Развивая науки и искусства возьмут за основу научные идеи, разработанные учёными античного мира. Пройдёт ещё немного времени и жители европейских городов проникнутся интересом к эстетической стороне жизни. Их собственная внешность будет волновать ничуть не меньше, чем римлян, и так же им будут доступны и понятны наслаждения от изысканных одежд и утончённых ароматов.

Идеал красоты. Римский идеал красоты весьма отличен от греческого. Захватническая политика и военизированный образ жизни мужского населения Рима создал очень определённый идеал мужчины: сурового, выносливого, крепкого, спортивного телосложения. Женщина считалась красивой, если была дородной, величавой, имела плавную, полную достоинства, походку. Небольшая грудь и широкие бёдра были идеальными признаками её будущего многодетного материнсва. Черты лица римской красавицы не должны были быть мелкими: большие глаза с крупными веками, правильной миндалевидной формы, высокая переносица, прихотливой формы рот, напоминающий охотничий лук.


Причёски мужские. Мужчины почти до конца IIIв.до н.э. отпускали довольно длинные волосы и бороды. Позднее в моду вошли короткие стрижки и, даже полностью бритые головы. Мода на чисто выбритое лицо, благодаря большому поклоннику греческой классики императору Адриану (IIв. н.э.) вскоре отошла и мужчины стали, подражая ему, носить короткие бородки и волосы слегка подвитые вперёд, на греческий манер. Все юноши до совершеннолетия брили лица. Первые состриженные волосы ребёнка и первую сбритую юношескую бороду приносили в жертву богам.



Причёски женские. Большую заботу и внимание римлянки уделяли уходу за волосами и причёске. Во времена Республики преобладали простые и скромные причёски, которые напоминали греческие: волосы делили прямым пробором пополам и зачёсывали по бокам назад, собирая в тугой «Греческий узел». Ни лоб, ни уши не закрывали. К концу республиканского периода причёски усложнились. Стали использовать горячие и холодные завивки, плетение мелких и крупных кос, высокие валики надо лбом. Женские причёски изменялись стремительно и поражали разнообразием, но одна из них пережила века - классический «греческий узел» остаётся популярным и сегодня. Его укладывали из гладких или волнистых волос, выше на затылке, или ниже, приспуская почти на шею, украшали необычными шпильками, затягивали золотыми или цветными сетками (reticula). Небольшая диадема (sphendone) завершала изысканную причёску. Ни одна женщина не обходилась без головных шпилек двух видов: для распутывания волос (diskriminales) и скрепления их (comotoriae). Особенно любимы были шпильки-украшения с фигурными навершиями (верхушками).


«Греческий узел» мог присутствовать и как один из фрагментов в какой-либо другой причёске. Форма узла удерживалась лентами или украшениями в виде двух полумесяцев. Широкая лента, схватывающая волосы низко надо лбом, называлась «праща». Её могли носить только матроны.

В императорский период, начиная с первой половины I-го века и до конца III-го ст. н. э. женские причёски становятся всё сложнее, претенциозней, выше и больше в объёме. Волосы завивали в тугие локоны, укладывали вокруг головы, заплетали в косы, распускали на затылке, располагали валиком надо лбом или укладывали на каркас а виде кокошника.


Такие объёмные и сложные причёски требовали очень густой шевелюры, поэтому стали использовать фальшивые волосы, шиньоны и парики. Причёски украшались диадемами, повязками, фигурными шпильками, обручами различной ширины.


Особенно были любимы золотые шпильки с навершием, изображающим богиню Фортуну. Предполагается, что фигурки были полыми внутри и использовались для ароматических шариков. Этими же шпильками раздражённые патрицианки кололи зазевавшихся рабов во время одевания или сооружения причёсок. Расправы над домашними парикмахерами были настолько обычным делом, что Овидий уговаривал римских матрон в своих стихах не уродовать лица служанок, не колоть и не щипать их. Хотя вряд ли римкие матроны прслушивались к этим его советам. Их больше интересовала поэма поэта-гуманиста «Наука о любви». В одной из своих поэм Овидий Назон даёт наставления римским дамам почище профессионального стилиста-парикмахера:

Следи за причёской –
Здесь всё решает одно прикосновение руки! –
И не забудь, что не всё и не всех одинаково красит:
Выбери то, что к лицу, в зеркало глядя, проверь.
К длинным лицам идёт пробор, проложенный ровно:
У Лаодамии так волос лежал без прикрас.
Волосы в малом пучке без прикрас и открытые уши –
Эта причёска под стать круглому будет лицу…

И т. д. ещё тридцать поэтических строф-советов, в том числе и об урашениях для волос.Римлянки побили все рекорды античного мира по затратам времени и средств на хитроумные причёски. Жёны римских императоров тратили по несколько часов в день, на создание какой-нибудь затейливой причёски, которая уже вскоре подхватывалась придворными, возводилась в статус самой модной и называлась её именем. Горячей завивкой волос (природных или накладных) занимались специально обученные рабы – «тонсорес», затем в работу включались парикмахеры, которые слыли очень изобретательными мастерами. Сложнейшее высокое сооружение из мелких завитков, уложенных ярусами надо лбом императрицы Домны, могли соорудить только очень умелые руки опытного паримахера так, чтоб не был заметен проволочный каркас, а пучки из множества мелких косичек (anuli) и локонов, уложенных в конический пучок (tutulos), требовали виртуозного мастерства маскировки фальшивых волос. Сатирик Марциал едко издевался над модницами: «Фабулла клянётся, что её волосы принадлежат ей. Бесспорно, она может поклясться в этом, она их недавно купила».



Но никакие насмешки и ехидные замечания не могли остановить модницу. Покорив полмира, римляне привезли на свою родину множество экзотических новшеств, в том числе по костюму, косметике и причёскам. Но одно, казалось бы совсем не значительное событие, вообще перевернуло представление римлян о женской красоте. В толпе пленниц, пригнанных легионерами в Рим из северной Европы, местные дамы увидели светловолосых красавец. Богатые патрицианки постарались немедленно обзавестись дорогостоящими германскими рабынями, чтобы тут же состричь их волосы, для изготовления париков. Римские цирюльники продавали парики, изготовленные из волос, привезённых со всех концов света, но драгоценные немецкие белокурые волосы светлых и рыжеватых оттенков шли на вес золота. Вообще-то, по римским законам менять природный тёмно-русый цвет волос дамам запрещалось. Но кто же будет соблюдать законы, когда подавляющее большинство мужчин грезило о блондинках? Римские дамы взялись за обесцвечивание собственных волос, в ход пошло всё: щёлочь, уксусные дрожжи, сок айвы, масло мастикового дерева и т.п. Всё это не добавляло здоровья волосам, но цель оправдывала средства. Привозные краски для осветления волос использовались настолько широко, что даже архитектура дома римского патриция претерпела некоторые изменения – часть крыши стали делать плоской: намазав волосы осветляющим раствором, дама одевала специальную шляпу с широкими полями, но без тульи, на которые рабыня тщательно раскладывала влажные волосы и поднималась на плоскую часть крыши, располагалась в удобном кресле, подставляя голову естественному источнику тепла – солнышку. Происходила тепловая реакция и через некоторое время она спускалась уже блондинкой. Дальше за дело опять принимались рабыни. Они мыли волосы хозяйки римским мылом, умащивали их полезными маслами, наносили укрепляющие маски, настоянные на душистых веществах, споласкивали травяными отварами, добиваясь природного блеска и эластичности.

Римлянки виртуозно владели наукой о поддержании красоты. Они знали великое множество косметических рецептов, прекрасно разбирались в ароматерапии и благовониях. Маски для лица и рук, ванны из фруктовых соков и молока ослицы, мази и кремы для поддержания молодости кожи шеи и декальте, искусственные зубы, отбеливающие средства для лица, накладные брови и ресницы, всяческие утяжки и толщинки для усовершенствования фигуры, корсет (мамиларе) из тончайшей кожи, приподымающий грудь – всё это неполный перечень ухищрений римлянок, стремящихся к идеалу красоты.


Мода, быт и нравы в повседневной жизни Древнего Рима. Стремление улучшить свою внешность с помощью косметики, «дорисовать», как остроумно выразилась в своей книге* «Повседневная жизнь русских модниц и щеголей» Е. Суслина, свойственно человечеству на протяжении всего его развития. Древний Рим не был исключением. Вместе с политической и военной мощью, по мере того, как разрасталось государство, менялся, некогда простой и суровый, образ жизни Рима. Неисчислимые богатства текли рекой из завоёванных государств. В поздний период Республики, презираемая когда-то, роскошь превратилась для римлян в смысл и цель существования. В далёком прошлом культура древнего Рима, латинян и сабинян, находилась под влиянием греков и этрусков, поэтому жизнь их была такой же неприхотливой: платье носили простое, туника служила нижней одеждой, поверх её надевали тогу.


Чуть позже прямую тунику стали украшать множеством складок и рисунком, показывающим социальный статус владельца. Но уже тогда в кругу модников сложились условные правила, регламентирующие манеру ношения одежды. Тунику следовало подпоясывать, оставлять длину впереди ниже колен, сзади - до коленного сгиба. Если туника была длиннее указанной – её презрительно называли женской, если владелец поддёргивал её выше – смеясь, называли «центурионом», синоним современного слова «солдафон». На улице обязательно подпоясывались, «распущенной» её носили только ремесленники и рабы. Но дома римлянин мог позволить себе ходить в свободной тунике. Для знати их шили из белоснежной шерсти, реже из льна. Одежды сенаторов украшались вертикальными полосами – «клавами», шедшими параллельно одна другой от шеи до самого низа туники. Полководе - триумфатор одевал на торжество пурпурную (красно-фиолетовую) тунику, расшитую золотом.
Краситель такого цвета добывали из пурпурных желез улиток определённой породы. Мелких просто толкли, у крупных выскребали содержащее пурпур вещество. Всю массу очищали и оставляли в воде до выпадения красящего осадка. Запах смеси был настолько неприятным, что только определённые благовония могли с ним справиться.


Поверх туники одевали тогу – одежду привилегированного сословия. Кроили её в виде эллипса из большого куска ткани. Получалась она более пяти метров длиной и до двух - шириной. Тогу драпировали замысловатыми складками на уровне плечей и бёдер. Облачиться в неё самостоятельно было невозможно, поэтому помогали специально обученные рабы, которые ещё с вечера готовили тогу, укладывая её складками, складки прокладывали дощечками, затем прихватывали зажимами и оставляли до утра. Неправильно одетая, волочащаяся за хозяином тога, вызывала обидные насмешки щеголей.* Проблемы возникали не только в одевании и носке, но и в стирке тоги. Она была настолько огромной и тяжёлой, что занимались её стиркой валяльщики. Сначала они выколачивали одежду, затем топтали и стирали в воде, смешанной с селитрой и мочой, отбеливали при помощи серного пара, а затем расчёсывали щётками и гладили специальными прессами. Не мудрено, что платье после такой суровой чистки выглядело поношенным. Римский поэт Марк Валерий Марциал (ок.104г. н.э.) жаловался, что за лето в Риме он изнашивает четыре тоги, что она тяжела и её носить утомительно, что для полного счастья ему не хватает сбросить тогу и остаться в одной тунике.

Одежде уделялось так много внимания, что в I веке в империи вошло в моду переодевание к обеду и в течении дня несколько раз его менять. Марциал, издеваясь над одним из богачей, который переодевался 11раз за день, давал стихотворные советы:

Мужу небрежность к лицу…
Будь лишь опрятен и прост. Загаром на Марсовом поле*
Тело покрой, подбери чистую тогу под рост,
Мягкий ремень башмака застегни нержавою пряжкой,
Чтоб не болталась нога, словно в широком мешке…

Но щегольство свойственно человеку, поэтому навряд ли молодые модники прислушивались к мудрым советам поэта. Даже сандалии они подбирали не простые, а с затейливым орнаментом из гвоздиков на подошве, чтобы их рисунок отпечатывался на песчаном полу.


Женская одежда силуэтом напоминала мужскую. Дамы носили туники, поверх которой надевали длинную столу с рукавами и поясом, на неё ещё набрасывали паллу – широкое длинное платье. Столу носили почтенные матроны. Её украшали золотой отделкой, нарядными поясами, дорогими фибулами – скреляющими пряжками. Рабыням и женщинам лёгкого поведения эти одеяния возбранялись. Пределом мечтаний римских щеголих тогов ремни были шелка. Их завозили с острова Кос, который с древних времён славился изготовлением шёлковых прозрачных одежд. В Риме мода на них продержалась почти 100 лет. Лёгкая, почти прозрачная, обычно пурпурного цвета, расшитая золотом и драгоценностями, такая одежда необычайно украшала и как бы намекала на сладостные грёзы, спрятанные под ней. Философ и писатель Сенека разразился по этому поводу саркастическими высказываниями: «Можно ли назвать одеждой то, чем нельзя защитить ни тело, ни чувство стыдливости… Их достают за огромные деньги, чтобы наши матроны показывали себя всем в таком же виде, как любовникам в собственной спальне…»

Дел у красавиц было множество, времени на уход и украшение собственной персоны уходило невероятное количество. Начинать надо было с просьб о деньгах, которые следовало ещё выпросить у мужа или отца, а их нужно было много. Ювелирные украшения должны быть достойны красавицы и также достойно украшать её туалеты. Первое – это венок, сначала их плели из цветов и листьев, затем стали отливать из золота. Он должен быть к лицу по размеру и высоте. Жемчужные нити и повязки, вышитые шёлком и золотыми нитями для причёски. Купить модные серьги в виде небольших полушарий или в форме больших капель. Заказать мастеру браслеты на запястья и щиколотки, найти достойное украшение для шеи – ожерелье из золота с жемчугом. А кольца? Разве можно обойтись бе них?!

В Риме кольца знали давно, но делали их из железа и использовали только как печати. Со временем среди знати появились мода носить золотые кольца, как ювелирные украшения. Полководец и государственный деятель Спицион Африканский Старший (235-185 до н.э.) первым стал носить золотое кольцо, украшенное гранённым драгоценным камнем. Потом уже надевали по несколько колец, позже камни на кольцах стали не только гранить, на них вырезали портреты или гербы – камеи или геммы, вырезанные на изумруде или сапфире они отличались не только виртуозным мастерством, но и дорогой ценой, поэтому для любителей моды победнее изготавливали подобные украшения из крашенного стекла, но обрабатывали его настолько тщательно, что только специалист мог распознать подделку.



Древнеримские историки и писатели оставили множество расказов о безудержных прихотях императоров и частных лиц. Высшим шиком у римской знати считалось за трапезой бросить в чашу с виным уксусом большую жемчужину, стоившую целое состояние, а когда она полностью растворится, выписть этот бесценный напиток. Ели на чистом золот, пили из кубков выточенных из цельного аметиста, строили дворцы, украшенные мрамором и золотом, изощрялись в изобретениях невероятных блюд и небывалых увеселений. В эпоху Империи любовь к роскоши распространилась на одежду, украшения и косметику. Модные ухищрения возникали чуть ли не ежедневно. Росло пристрастие к богатым тканям и необычным ювилирным украшениям из золота и драгоценностей.

Впервые расслоение общества произошло в Шумере и Египте (IV тыс. до н.э.). В других регионах земного шара этот процесс разви­вался в более поздние сроки. В Индии - в середине III тыс. до н.э., в Китае - во II тыс. до н.э., у народов Восточного Среди­земноморья - и III - II тыс. до н.э., в Западной и Центральной Европе - в I тыс. до н.э., в Америке - в I тыс. н.э.

Древний Египет

Большое внимание уделялось гигиене, санитарии и благоустройству жилья. Так при каждом доме строились уборные в виде выгребных ям, в го­родских кварталах для знати сооружались водопроводы, бассейны. Был издан ряд законов, предписывающих гигиенические правила лич­ной и общественной жизни.

Месопотамия

Предприняты попытки, группировать заболевания. В частности были выделены тифоидные болезни (или болезни от ветров), болезни нервно-душевные, половые, от укусов ядовитых змей и др. Причем в диагностике большое значение придавалось сос­тоянию рта, носа, губ, виду ног, ладоней, характеру движения. Ви­зуально исследовали кровь, мочу, молоко женщины. Врачи-хи­рурги производили вскрытия глубоких нарывов, удаление поверхнос­тных опухолей, ампутации, трепанации черепа. Из лекарственных средств широко применялись нефть при наружных и внутренних бо­лезнях, серебро при заболеваниях половых органов, свинец в глазной практике. Кроме того большой популярностью пользовались чеснок, лук, горчица, шафран и др.



При борьбе с заразными болезнями осуществляли сжигание вещей больных и умерших, изоляцию больных, закрытие государствен­ных границ.

Большое внимание уделялось благоустройству жилищ в городах. В п. Мари раскопаны кварталы города, где были тротуары, водопровод, канализация. В одном из домов были обнаружены ванные комна­ты, уборные, пол, покрытый гипсом, из хозяйственных построек - кухни, сыроварни, погреба, кладовые для хранения пищевых продук­тов, бани.

Древняя Индия

Здесь имелись семейные и ремесленные школы как система меди­цинской подготовки. Они назывались по месту обучения или по име­ни ученого. Преподавание вели наставники из высшего сословия. Они обучали не более 3-4 учеников.

В системе медицинских знаний важное место занимала диагнос­тика. Во внимание принимались возраст больного, его место жи­тельства, физическое сложение, привычки, характер. Каждый врач владел методикой пальпации брюшной полости, определения размеров селезенки, печени. Хирургия считалась пер­вой и лучшей из всех медицинских наук. Врачи Древней Индии умели производить кровопускания, ампутации, грыжесечения, камнесечения, лапаротомии, удаление катаракты, пластические операции на лице для возмещения дефектов ушей, носа, губ ("индийский способ"), знали ряд акушерских приемов (поворот плода на ножку и головку, операция краниотомии и эмбриотомии) и др. Хирургический инстру­ментарий насчитывал более 120 наименований. Применялось об­щее обезболивание с помощью опия, вина, растений из семейства пасленовых.

В литературных источниках содержатся санитарные предписания, касающиеся режима питания и личной гигиены. Так законами Ману осуждается пресыщение, реко­мендуется ограничивать употребление мяса и больше употреблять свежую растительную пищу, молоко и мед; указывается на необходимость ухода за полостью рта, купания, растирания тела, смены белья и одежды. В Древней Индии имелись и элементы общес­твенного благоустройства: в стране было много городов с широкими улицами,- в городище Чанхударо раскопаны бани, имевшие под полом трубы для подогрева, а Мохенджо-Даро (IIIтыс. до н.э.) - колод­цы, бани, купальня, система канализации, в Таксиле (VI-V вв., до н.э.) обнаружены мусорные ямы общественного пользования.



Древний Китай

В Древнем Китае впервые был создан государственный медицин­ский орган управления - Медицинский Приказ. Для диагностики врачи применя­ли неинструментальные методы наружного исследования больного. Особое внимание уделялось "окнам тела" - ушам, рту, ноздрям и другим естественным отверстиям тела. Большую роль играло учение о пульсе. Различали разновидности пульса по скорости, силе, ритму, характеру пауз пульсовой волны. В медицинской практике широко ис­пользовали такие методы лечения, как иглоукалывание (чжэнь-цзю терапия – иглоукалывание и лечебное прижигание), пластическая гимнастика, массаж. Арсенал лекарственных средств состоял из большого числа веществ растительного, животного и минерального происхождения. Особое место занимали женьшень, ревень, морские водоросли, пе­чень морских рыб, панты оленя, железо, ртуть и др. Развитие оперативного лечения было стеснено религиозными запретами,

В китайской хронике сообщается о благоустройстве древних городов. Территории будущих поселений подвергались санитарной ме­лиорации, площади и улицы были замощены, кварталы располагались на освещенных склонах, вблизи источников доброкачественной воды. На высоком уровне стояла военная гигие­на. С целью предупреждения заболевания оспой применяли вариоляцию.

Основные черты медицины Древнего мира.

1. Зарождались этические врачебные нормы и правила.

2. Создавались первые государственные медицинские органы управления.

3. Появились семейные и ремесленные школы обучения врачеванию.

4. Возникли зачатки военно-медицинской организации.

5. Развивалось учение о болезни, ее этиологии, диагностике и прогностике.

6. Развивались анатомо-физиологические знания.

7. Составлены классификации лекарственных средств по их фармакологическим свойствам (кровоочистительные, чихательные, слабительные).

8. Процветал культ здоровья и красоты человеческого тела.

Древняя Греция

Наряду с храмовой медициной в Древней Греции существовала и народная медицина. В ряде городов были общественные врачи, которые лечили больных и принимали меры против эпидемий. У зна­ти были домашние врачи. Странствующие врачи (периодевты) обслужи­вали торговцев и ремесленников. Помощь ране­ным во время войн оказывали военные врачи.

Храмовое врачевание развивалось на фоне эмпирического. В Древней Греции были воздвигнуты храмы, посвященные богу врачевания Асклепию – Асклепионы, где большая роль отводилась водолечению, массажу, гимнастическим упражнениям, внушению. Врачей-жрецов, принимавших больных в асклепионах, называли асклепиадами. Наряду с Асклепионами су­ществовали лечебницы и школы врачей не жрецов, а также мелкие "атрейи" - лечебницы на дому у врача. В атрейях хранились и хирургические инструменты.

Характерной чертой древнегреческой культуры было большое внимание кфизическим упражнениям, закаливанию, личной гигиене.

1. Развитие гигиены в первобытном и рабовладельческом обществах. Возникновение и развитие гигиены имеет многовековую историю. Истоками ее в первобытном обществе были эмпирические (опытные) знания, полученные путем наблюдений на протяжении жизни многих поколений. На основе этих знаний появились навыки, возникли обычаи, религиозные предписания, соблюдение которых способствовало предупреждению болезней и сохранению здоровья. Уже в те древние времена осознавалась важная роль предупредительных мероприятий. Так, рекомендовалось соблюдать чистоту жилища, тела, не загрязнять почву, употреблять в пищу безопасные растительные и животные продукты, выбирать для получения питьевой воды чистые, не заболоченные реки и озера, изолировать больных заразными болезнями и др.

О развитии эмпирической гигиены в рабовладельческий период наиболее ярко свидетельствуют идеи профилактики и предупредительные мероприятия, получившие распространение в странах Древнего Востока (Древняя Индия, Древний Китай, Древний Египет), Древней Греции и Древнем Риме.

Гигиенические правила, использовавшиеся в Древней Индии в те времена (4-3 тыс. до н.э.), позднее (1000-500 лет до н.э.) вошли в свод законов Ману и Аюрведу и другие исторические источники. В них рекомендовалось поддерживать чистоту в домах, бытовые отходы относить далеко от жилищ, избегать пресыщения. Существовали даже детально разработанные правила ухода за телом и обращения с посудой. Считалось полезным употреблять молоко, мед, свежую растительную пищу, отмечалось влияние на здоровье человека времени года, погоды и климата. Большое внимание уделялось и общественной гигиене. Так, уже в 4-3 тысячелетиях до н.э. в г. Мохенджо-Даро в Северо-Западной Индии существовали городская канализация, колодцы, купальни и бассейны, а также бани, нагревавшиеся горячим воздухом.

Остатки мостовых, водопровода и канализации из глиняных труб обнаружены и при раскопках в гг. Вавилоне и Ниневии в Мессопотамии, а в документах Ассиро-Вавилонского государства уже в 3-4 тыс. до н.э имелись законы об изоляции заразных больных во время эпидемии.

В Древнем Египте за 4-5 тыс. лет до н.э. с профилактической целью широко применяли массаж, омовение, принимали слабительные, мочегонные и потогонные средства. Уже тогда существовали рекомендации, касающиеся вопросов личной гигиены, половой жизни, изоляции больных, погребения умерших и др. Имелись также правила по устройству и содержанию улиц, осушению почвы. Во дворцах и кварталах знати сооружались водопроводы и другие элементы санитарного благоустройства. Греческий историк Геродот, путешествовавший по Египту в V веке до н.э., утверждал, что египтяне самые здоровые люди.

Ясные и сознательные представления «о многих условиях, вредных или благотворных для здоровья» и необходимости предупреждения болезней «которых еще нет в теле человека», сложились в Древнем Китае. С целью укрепления здоровья использовались водные процедуры, пребывание на солнце, массаж, гимнастика, рекомендовались «разумная умеренность», правильный распорядок дня, рациональная диета. Немаловажное значение придавалось и элементам общественного благоустройства. Так, имелись правила рационального размещения населенных мест, жилищ, обеспечения питьевой водой, удаления бытовых отходов.

Широкое развитие получили гигиенические знания в Древней Греции. Древние греки преуспели как в личной, так и общественной гигиене. В отдельных полисах (городах-государствах) уже в VII веке до н.э. имелись водопроводы с водоразборными портиками. В VI веке до н.э. появилась новая планировка городов, при которой жилые территории пересекались широкими, прямыми улицами. Эта планировка способствовала хорошему проветриванию и освещению жилых кварталов. В Афинах была сооружена канализация. Осуществлялся санитарный надзор за продажей пищевых продуктов и напитков, размещением и строительством зданий.

Древних греков отличало «стремление… к наивозможному развитию физических сил, целостности и красоты организма, в особенности у молодежи» (Ф.Ф.Эрисман). Оно достигалось спартанским воспитанием, основанным на физических тренировках, гимнастике, закаливании, участием в состязаниях, соблюдением так называемой «гигиастики» - диететики для здоровых.

В V-IV вв. до н.э. в Древней Греции появляются первые труды, обобщающие и систематизирующие накопленные гигиенические знания. Их автором был выдающийся врач древности Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). В своих знаменитых трактатах «О воздухах, водах и местностях», «О здоровом образе жизни» Гиппократ рассматривает значение воздуха, воды и почвы для жизни человека, рекомендует врачам изучать климат, условия местности, образ жизни, питание населения и др. Он советует заботиться о здоровых ради того, чтобы они не болели («Наставления»).

В Древнем Риме развитие общественной гигиены достигло еще большего расцвета. Было построено 30 акведуков (водопроводов), первый из которых - в 614 году до н.э. Акведуки были подняты на арках, высота которых достигала 30 м. В сутки в город подавалось до 1000 л горной воды на человека. Жидкие нечистоты и атмосферные осадки удалялись по разветвленной системе скрытых каналов, собирались в большой канализационный коллектор, достигавший 4 м в ширину и 5 м в высоту, и сбрасывались в р.Тибр. Акведуки и канализационные сооружения существуют в Риме и по сей день, являясь выдающимися памятниками санитарно-технических сооружений древности.

Замечательными оздоровительными комплексами были термы (бани), вмещавшие одновременно по 1800 и 3200 купающихся. В термах имелись холодные и горячие бани, бассейн, комнаты для массажа, дорожки для прогулок, гимнастический зал, стадион.

В Древнем Риме действовали законы, определявшие требования к строительству, продаже пищевых продуктов, питанию войск, использованию воды р.Тибр, захоронению умерших. Контроль за выполнением этих требований осуществлялся специально выделяемыми городскими чиновниками.

Несмотря на несомненные достижения, уровень гигиенических знаний в государствах Древнего мира все-таки был еще низок, а вводившиеся элементы общественной и личной санитарии являлись в основном привилегией богатых. Потому то частыми были опустошительные эпидемии, а средняя продолжительность жизни составляла 25-30 лет.

2. Развитие гигиенических знаний в средние века (VI­XIV вв. н.э.) и в период перехода от феодализма к промышленному капитализму (XV – XVIII вв. н.э.)

В эпоху феодализма в Западной Европе наступает мрачный период застоя и упадка во всех областях жизни, в том числе, и в развитии гигиены. Всесильная церковь запрещала лечение болезней, так как считала это вмешательством в волю всевышнего, жестоко преследовала посмевших поступать иначе, призывала к отказу от всяких гигиенических мер, проповедуя аскетизм. В итоге стал забываться и искореняться культ гигиены древних, а средневековые города превратились в рассадники заразы. Дома теснились в узких, кривых улицах, немощеных, изрытых колеями, полных грязи. Отбросы и помои выкидывались из окон, для освещения использовались масляные светильники или свечи, от которых стоял плотный смрад, а все вокруг покрывалось сажей. Мылись редко, в лоханях. Общественных бань не было.

Отсутствие какой-либо санитарии было одной из главных причин опустошительных эпидемий чумы, тифа, холеры, оспы, дизентерии и др., потрясавших средневековье. В 14 веке от чумы в Европе из 100-миллионного населения погибла четверть.

Единственное исключение в Европе в этот период представляла медицинская школа Салерно вблизи Неаполя (XII в.). Ее учеными на протяжении столетий складывался «Салернский кодекс здоровья», включавший тысячи стихов гигиенического характера. «Кодекс» был переведен на европейские языки и переиздавался сотни раз.

В отличие от Европы, средние века на Востоке были периодом процветания различных отраслей знания и, в том числе, медицинской науки и гигиены. Всемирную известность получил живший в то время (980-1037 гг.) крупнейший ученый, выдающийся врач – таджик Абу Али Ибн-Сина (Авиценна). В его фундаментальном 5-томном сочинении, «Каноне врачебной науки», освещаются многие вопросы гигиены. Так, Авиценнна обращает большое внимание на влияние места жительства на здоровье человека и дает рекомендации, которые недалеки от современных требований: «Тому, кто выбирает себе место жительства, следует знать, какова там почва, насколько земля возвышенна или низменна, открыта или закрыта, какова там вода... доступно ли (данное место) ветрам или находится в котловане и какие там ветры - здоровые ли они или холодные, а также какие по соседству моря, болота, горы и рудники… Необходимо, чтобы окна и двери выходили на восток и на север, восточные ветры могли проникать в здание и солнце достигало в них любого места».

Особо подчеркивает Ибн-Сина наличие связи между временами года, климатом и отдельными заболеваниями, рассматривает вопрос о влиянии загрязненного воздуха, предполагает бесспорное существование невидимых для глаза возбудителей заболеваний, передающихся человеку не только через воду, но и через воздух.

В одной из книг «Канона» ученым приводятся высказывания о том, какую роль играет вода для организма и как выбрать воду для питья. Ибн Сина отмечает, что «лучшая вода - это вода ручьев, но не всех ручьев, а (протекающих) по чистой земле», причем вода должна быть «открыта для солнца». Ученый дает рекомендации и по улучшению качества питьевой воды: «Возгонка и перегонка один из (путей) исправления плохой воды, а если это невозможно, то кипячение». Весьма интересным с позиций современной водной токсикологии является совет не употреблять водопроводную воду. Это связано с тем, что вода в то время транспортировалась по свинцовым трубам и из-за этого «она заимствует силу свинца и часто вызывает язвы в кишках».

Среди многочисленных гигиенических идей Ибн-Сины значительное место занимают и вопросы гигиены питания. Он уделял большое внимание качественному составу пищи, режиму питания, созданию благоприятных условий для пищеварения, взаимосвязи режима питания с занятиями физическими упражнениями, ходьбой, посещением бани, принятием тех или иных лекарственных веществ, сезоном года. Ибн-Сина считал вредным переедание, для лиц преклонного возраста рекомендовал употребление молока, зелени, фруктов, инжира, слив и воздержание от острых, горьких и сушащих продуктов (маринадов и специй, соленых и вяленых изделий).

Взгляды и научное наследие Ибн-Сины явились основой для дальнейшего развития гигиены и медицинской науки в целом.

В XV-XVI вв. н.э., после длительного периода застоя, в Европе вновь получают развитие гигиенические знания и предупредительные мероприятия, чему способствовал переход от феодализма к промышленному капитализму. В это время начинают быстро развиваться мануфактуры, условия труда на которых были тяжелыми и приводили ко многим заболеваниям, что обусловило необходимость изучения, лечения и предупреждения болезней промышленных рабочих. В 1700 году появляется известный труд падуанского врача Б.Рамаццини (1633-1714) – «Размышления о болезнях ремесленников», в котором впервые были описаны условия труда и профессиональные заболевания рабочих 52 профессий. Работа Рамаццини не была первой в области профессиональной гигиены. Еще в 1437 году Ульрихом Элленбогом была написана книга «О ядовитых и вредных испарениях и дымах металлов», а знаменитым Парацельсом в 1532-1534гг. опубликованы работы о болезнях рудокопов и литейщиков. Однако в этих источниках рассматривались лишь некоторые профессиональные заболевания. Труд же Б.Рамаццини, на написание которого он потратил почти 50 лет, явился первым руководством, охватившим почти всю промышленную патологию, существовавшую в то время.

Введение машинного производства в XVIII-XIX веках привело к резкой интенсификации труда, непомерному увеличению рабочего дня, высокому травматизму, массовым профессиональным заболеваниям. Вызванный этим подъем рабочего движения и выступления прогрессивной общественности заставили правительства ряда стран Европы принять специальные санитарные законы, организовать санитарные советы. Появляются врачи и администраторы, занимающиеся вопросами санитарного благоустройства. Практическим руководством для них, отражавшим содержание и порядок осуществления санитарных мероприятий, явился вышедший в те годы фундаментальный труд «Система всеобщей медицинской полиции», написанный ректором Петербургской медико-хирургической академии И.П.Франком (1745-1821).

3. Становление гигиены как самостоятельной науки. До 19 века гигиена продолжала носить эмпирический характер. Развитие естественных наук в середине 19 века поставило гигиену на экспериментальные рельсы и положило начало как самостоятельной дисциплине. Основоположниками научно-экспериментальной гигиены были М.Петтенкофер, К.Флюге, М.Рубнер в Германии, Э.Паркс и Дж.Саймон – в Англии, М.Леви – во Франции, А.П.Доброславин и Ф.Ф.Эрисман – в России.

Макс Петтенкофер занимает почетное место в истории гигиены. Получив медицинское образование, он обучался затем у знаменитого химика О.Либиха. В 1865 году создал первую кафедру гигиены в Мюнхенском университете, а в 1879 году стал руководителем организованного им Гигиенического института. Будучи всесторонне образованным ученым, он впервые для оценки факторов окружающей среды применил химические, физические, микробиологические методы. Им была доказана необходимость санитарного благоустройства городов и жилищ. В научной школе, которую создал М.Петтенкофер, широко изучались гигиенические проблемы, связанные с воздухом, водой, почвой, питанием, одеждой и др.

В развитии гигиены в России в 18-19 вв. особую роль сыграли прогрессивные взгляды на значение предупредительных мероприятий гениального ученого М.В.Ломоносова, а также выдающихся основоположников отечественной клинической медицины – М.Я.Мудрова, Н.И.Пирогова, С.П.Боткина, Г.А.Захарьина и др. В своем труде «О размножении и сохранении российского народа» (1761г.) М.В.Ломоносов говорил, что «в размножении и сохранении здоровья народа состоит имущество и богатство всего государства» и призывал в связи с этим заботиться о здоровье детей, обеспечивая надлежащее питание, быт, санитарные условия и др. Он занимался также изучением условий труда рудокопов, разработал теорию естественной вентиляции шахт. К его заслугам относится и развитие в России химии и физики - дисциплин, явившихся фундаментальными для создания базы научно-экспериментальной гигиены.

Одним из последователей М.В.Ломоносова был С.Г. Зыбелин - первый студент-медик, первый русский профессор медицины, первый врач, который в своей практической и преподавательской деятельности особое внимание уделял вопросам профилактики заболеваний. Его ученик, профессор Московского университета, М.Я.Мудров стал первым терапевтом-гигиенистом, основоположником военной гигиены. Он разработал целую систему гигиенических мероприятий по предупреждению заболеваний. В 1808 году М.Я.Мудров впервые начал читать в университете курс лекций по военной гигиене, а 9 июля 1809 года произнес актовую речь перед русскими врачами «О пользе предметах военной гигиены или науке сохранять здоровье военнослужащих». В своем выступлении он определил не только задачи военной гигиены, но и задачи гигиены в целом. М.Я.Мудрову принадлежит крылатое выражение: « … легче предохранить от болезней, нежели их лечить. И в сем состоит первая его (врача) обязанность». Его ученик, гениальный хирург, Н.И.Пирогов (1810-1882) в 1863 г. в «Замечаниях на проект общего устава Императорских российских университетов» писал: «…и почему гигиена причисляется как добавок к общей терапии и фармакологии – непонятно». Пренебрежение гигиеной Пирогов относил к числу исторических заблуждений. Он был убежден, что «будущее принадлежит медицине предохранительной». «Я верю в гигиену, вот где заключается истинный прогресс нашей науки» - говорил Н.И.Пирогов.

Убежденным сторонником профилактики были и другие основоположники российской клинической медицины. Выдающийся клиницист Г.А.Захарьин отмечал: «Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения…».

По новому Уставу 1863 года в российских университетах начало вводиться преподавание гигиены как самостоятельной дисциплины.

Таким образом, почву для развития гигиенической науки в России заложили не только социальные перемены, но и передовые воззрения представителей клинической медицины, общественного мнения, достижения физики, химии, физиологии, патологической физиологии.

Основоположниками научно-экспериментальной гигиены в России были Ф.Ф.Эрисман (1842-1915) и А.П.Доброславин (1842-1889). Федор Федорович Эрисман, уроженец Швейцарии, но «из швейцарца превратился в русского, искренне любил Россию и отдал все лучшие годы своей жизни на служение ей» (И.М.Сеченов). В 1869 году молодой врач-окулист Ф.Ф.Эрисман переезжает из Цюриха в Петербург, где изучая зрение у более чем 4000 учащихся, убеждается, что развитию близорукости у детей способствуют «плохое освещение, нерационально построенные парты, неправильное положение при письме, плохая печать учебников и пр..». Он предлагает изменить освещение, иначе печатать учебники, сам конструирует парту, которая затем была введена во всех школах («парта Эрисмана») и даже сегодня является прототипом для школьной мебели.

Серьезно заинтересовавшись вопросами гигиены и санитарного дела, Ф.Ф.Эрисман пополняет свои знания по методологии гигиены в 2-х-летней стажировке у М.Петтенкофера, а затем продолжает свою деятельность уже как гигиенист. Он глубоко и всесторонне занимается изучением вопросов школьной гигиены, жилищных условий населения, качества питьевой воды и водоснабжения населения, условий питания фабричных рабочих и др. В 1872-1877 гг. Ф.Ф.Эрисман пишет первый, ставший широко известным труд – «Руководство по гигиене», а в 1877 году появляется вторая капитальная работа – «Профессиональная гигиена, или гигиена умственного и физического труда».

После переезда в Москву в 1879 году Эрисман работает земским санитарным врачом Московского уезда. Совместно с врачами А.В.Погожевым и Е.М.Дементьевым он проводит масштабное санитарное обследование 1080 фабрик Московской губернии, условий труда и быта 114000 рабочих. Результаты работы были опубликованы в 19 томах и высоко оценены врачами и передовой общественностью. Под руководством Ф.Ф.Эрисмана были также впервые внедрены в санитарную практику санитарно-статистические методы исследования.

С 1882 по 1896 год Ф.Ф.Эрисман преподает в Московском университете, где с 1984 года возглавил организованную им впервые на медицинском факультете кафедру гигиены. По его инициативе в Москве открывается Гигиенический институт, а при кафедре организуется городская санитарная станция, проводившая исследования пищевых продуктов, воды и почвы. В 1887 году Ф.Ф.Эрисман издает новую книгу – «Курс гигиены», о чем И.М.Сеченов писал: «Работая не покладая рук, он был прекрасным профессором и нашел время написать обширный и очень ценимый специалистами учебник гигиены».

В 1892 году Ф.Ф.Эрисман организует Московское гигиеническое общество, первым и бессменным руководителем которого он был на протяжении ряда лет.

Своими высказываниями и свободомыслием Ф.Ф.Эрисман был неугоден царскому правительству, и, когда в 1896 г. ученый вместе с другими профессорами университета подписал прошение о пересмотре дел студентов, участвовавших в студенческих волнениях, его уволили из университета и вынудили покинуть Россию. Однако эти события не умалили заслуг Ф.Ф.Эрисмана, вся научная и практическая деятельность которого позволила ему занять ведущее место среди отечественных гигиенистов и стать одним из основателей российской гигиенической науки. «До него гигиена существовала в России лишь номинально, а в его руках она стала деятельным началом против многих общественных недочетов и язв. Он основал действительно рабочий гигиенический институт, служивший не только науке, но и обществу. Для земской медицины он сделал столько, что в среде земских медиков его имя ставится… рядом с именем С.П.Боткина и ставится справедливо» (И.М.Сеченов). Именем Ф.Ф.Эрисмана назван один из крупнейших гигиенических институтов России, ему воздвигнут памятник в Москве, в его честь учреждена премия.

Алексей Петрович Доброславин в 28 лет уже был профессором гигиены, а в 1871 году возглавил первую в России кафедру гигиены в Петербургской медико-хирургической академии. Им, вместе с Ф.Ф.Эрисманом, были заложены основы экспериментальной гигиены в России. Доброславин считал необходимым, чтобы все санитарные рекомендации имели веское научно-экспериментальное обоснование, а в практическую работу гигиенистов активно внедрялись лабораторные методы исследования. С этой целью он организует гигиеническую лабораторию, в которой проводятся разносторонние экспериментальные работы по гигиене жилища, питания, водоснабжения, школьной гигиене и др. Кроме того, по его инициативе в Петербурге создается специальная санитарная лаборатория для исследования пищевых продуктов, открывается первый гигиенический журнал «Здоровье», организуется «Русское общество охранения народного здравия». А.П.Доброславин становится основателем первой гигиенической школы в России, из которой вышли видные гигиенисты – М.Я.Капустин, С.В. Шидловский и др.

Широко известны труды А.П.Доброславина. В 1882 году выходит в свет фундаментальное руководство «Гигиена – курс общественного здравоохранения». В этом же году А.П.Доброславин начинает читать курс военной гигиены, а в 1885-1887гг. пишет новое руководство – «Курс военной гигиены». Немаловажную роль в разработке вопросов военной гигиены сыграло участие А.П.Доброславина, как гигиениста, в действующей армии во время русско-турецкой войны (1877-1878г.).

Благодаря А.П.Доброславину и Ф.Ф.Эрисману, их ученикам и последователям гигиеническая наука в России вышла на передовые позиции и способствовала дальнейшему развитию санитарного дела. В 70-80-х годах 19 века в крупных городах России и губерниях стали создаваться санитарные комиссии, санитарные советы и станции, появились первые санитарные врачи. А перед первой мировой войной санитарные бюро и комиссии были уже в 73 городах и 40 губерниях, в городах работали 342 санитарных врача, в земствах – 257. Вместе с тем, санитарное состояние многих населенных пунктов и санитарно-эпидемиологическая ситуация в дореволюционной России оставались неудовлетворительными. Практическое применение сильной русской научной гигиены оказалось гораздо слабее, чем на Западе, в силу незаинтересованности буржуазно-помещичьих кругов в проведении кардинальных мер по улучшению социальных условий населения, экономической отсталости страны, нищеты, низкой культуры и неграмотности народа. Недаром А.П.Доброславин и Ф.Ф.Эрисман определяли гигиену как науку, имеющую общественный социальный характер. «Ни одна гигиеническая мера не будет приносить пользы, если она встанет в противоречие с законами политической экономии» - говорил А.П.Доброславин.

4. Развитие профилактической медицины в период становления советского государства. Качественно новый этап развития отечественной гигиены наступает после Октябрьской социалистической революции. Молодая Советская республика столкнулась с небывалыми трудностями: гражданская война, иностранная интервенция, неурожайные годы, голод, разруха, нехватка медикаментов, топлива, крайне малое количество врачей, особенно санитарных, отсутствие санитарного законодательства усугубили и без того тяжелую санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране. В этих условиях, уже с первых дней своего существования Советская власть начинает коренную перестройку старой медицины в государственную. В марте 1919 года принятая VIII Съездом Российской коммунистической партии большевиков программа одной из основных задач Советского здравоохранения ставит проведение широких санитарных мероприятий в интересах трудящихся. В 1922 году Декретом Совнаркома РСФСР организуется государственная санитарная служба, а в 1927 году издается Закон «О санитарных органах республики». Профилактика, приобретшая государственный характер, в широком смысле слова становится фундаментом развития здравоохранения. Создается мощная централизованная государственная санитарная служба, представленная обширной сетью областных, городских, районных и ведомственных санитарно-эпидемиологических станций, специализированных санитарных и противоэпидемических учреждений, научно-исследовательских институтов, кафедр гигиенического профиля в медицинских вузах.

Большую роль в развитии гигиенической науки и санитарного дела в этот период сыграли Н.А.Семашко, З.П.Соловьев, Г.В.Хлопин, А.Н.Сысин, А.Н.Марзеев, С.Н.Черкинский, В.А.Рязанов и др.

Н.А.Семашко (1874-1949) был первым наркомом здравоохранения. При его непосредственном участии осуществлялось становление санитарно-эпидемиологической службы Советской республики, разрабатывались теоретические аспекты советского здравоохранения. В 1922 году в Московском университете им была организована первая кафедра социальной гигиены. Его заместитель З.П.Соловьев (1876-1928) возглавлял военно-санитарную службу Красной Армии, проводил большую работу по организации гигиенического обеспечения войск, нормированию питания, строительства казарм и др. Он занимался также проблемами профессиональной гигиены и медицинского обеспечения рабочих на производстве. А.Н.Сысин (1879-1956) - первый начальник санэпидотдела Народного комиссариата здравоохранения РСФСР. При его участии был подготовлен проект декрета «О санитарной охране жилищ», разработаны «Санитарные правила по постройке жилых зданий», «Временный стандарт качества воды, подаваемой в сеть хозяйственно-питьевых водопроводов» и др. Он руководил кафедрой гигиены в 1 Московском мединституте, затем кафедрой коммунальной гигиены Центрального института усовершенствования врачей. Основал и возглавил Институт общей и коммунальной гигиены АМН СССР (в настоящее время – Институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина). Им написаны 2 учебника по общей и коммунальной гигиене, издано двухтомное пособие «Основы коммунальной гигиены» и др. С.Н.Черкинский (1897-1980) был основателем гигиенической школы и научного направления по разработке проблем гигиены воды и водоснабжения. Он явился одним из разработчиков первых отечественных документов по стандартизации качества питьевой воды и воды источников водоснабжения, а также основ гигиенического нормирования химических веществ в водной среде. За работу «Санитарные условия спуска сточных вод в водоемы» был удостоен премии им. Ф.Ф.Эрисмана. Академик В.А. Рязанов (1903-1968) занимался разработкой вопросов санитарной охраны атмосферного воздуха, возглавлял НИИ общей и коммунальной гигиены им. А.Н.Сысина. Его монография «Санитарная охрана атмосферного воздуха» явилась фундаментальным трудом, впервые широко осветившим теоретические основы и практические мероприятия в этом направлении.

    Предмет, содержание и задачи гигиенической науки. Значение гигиенических мероприятий в деятельности врача лечебного профиля.

Гигиена – наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

Предметом изучения гигиены является здоровье человека и окружающая среда.

Основная цель гигиены – это сохранение и укрепление здоровья человека.

Задачи гигиенической науки:

    Изучение природных и антропогенных факторов окружающей среды и социальных условий, оказывающих влияние на здоровье человека.

    Изучение закономерностей влияния факторов и условий окружающей среды на организм человека или популяцию.

    Научные обоснования и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по максимальному использованию положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды и устранению или ограничению до безопасных уровней неблагоприятно действующих факторов.

    Внедрение через санитарное законодательство в практику здравоохранения и народное хозяйство, разработанных гигиенических рекомендаций, правил и нормативов, проверка их эффективности и совершенствование.

    Прогнозирование санитарной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом планов развития народного хозяйства, определение соответствующих гигиенических проблем, вытекающих из прогнозируемой ситуации, научная разработка этих проблем.

Забота о здоровье – важнейшая задача медицинской и практического здравоохранения. Решение этой задачи достигается двумя путями:

    Профилактическим, т.е. путем укрепления здоровья и предупреждения болезней

    Восстановительным, или путем лечения больного человека.

Оба пути осуществляются одновременно, однако первоочередным и более эффективным, а следовательно, и приоритетным в деятельности медицинского работника любого профиля должен быть профилактический путь.

2.История становления и развития гигиены. Важнейшие детали гигиенической науки и санитарного дела.

Гигиена как наука оформилась лишь во второй половине XIX в., но корни ее уходят в глубь веков. Уже у народов Древнего Востока, в Древней Греции и в Древнем Риме мы находим следы довольно развитой санитарно-гигиенической культуры. Как и всякая культура, она с момента возникновения имеет социальный характер, так как выражает потребности различных групп людей, а не одного человека. Однако на развитие гигиены влияют и другие факторы - сложившиеся обычаи, развитие научных знаний, житейский опыт, религиозные культы, социальный состав общества.

Санитарно-гигиеническая культура Древней Греции. Спартанское государство возникло в результате завоеваний больших территорий, где местное население было обращено в рабов, принадлежавших всей общине спартиатов. Так как спартиаты составляли меньшинство населения, то для сохранения своего господства им нужны были сильные и ловкие воины, которые могли бы участвовать в сражениях, подавлять восстания рабов. Это наряду с другими причинами способствовало развитию культа силы и физического здоровья и нашло отражение в гигиенических обычаях. Грудных детей в Спарте не пеленали, держали обнаженными до годовалого возраста. Одних это закаляло, другим приносило гибель. Когда мальчики подрастали, их заставляли заниматься бегом, верховой ездой, игрой в мяч. Поощрялись кулачные бои, фехтование, метание диска, копья. Эти упражнения считались обязательными для будущего воина.

В Афинах и других греческих государствах, где проблема военного подавления эксплуатируемых не стояла так остро, личность античного гражданина развивалась более гармонично. Военные упражнения не играли доминирующей роли, главное внимание уделялось овладению знаниями и спорту.

В Греции в 776 г. до н.э. в г. Олимпии состоялись первые спортивные игры. Постепенно они стали всегреческими. Традиция проведения этих игр в последующем была принята большинством государств мира. Олимпийские игры в настоящее время - крупнейшие международные соревнования.

Санитарно-гигиенические знания в трудах греческих философов. Как и большинство наук, первые санитарно-гигиенические идеи формулируются в трудах философов. Так, великий греческий философ Пифагор (VI в. до н. э) был известен не только как математик, открывший зависимость между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника, но и как гигиенист. Он считал, что человек должен употреблять простую пищу, пить чистую воду. Пифагор ратовал против переедания, запрещал потребление вина, он одним из первых понял значение режима дня, чистоты тела, физических упражнений. В его трудах мы находим некоторые сведения о психогигиене, в частности о влиянии музыки на работоспособность и настроение.

Большое значение для становления гигиены как науки имели труды основателя медицины Гиппократа (460-377 до н.э.). Он был первым медиком, который стал изучать влияние почвы и воды данной местности, а также особенностей питания на здоровье людей, проживающих на данной территории. Он первый установил, что существуют общие причины заболеваний, связанные со сменой времен года, резкими изменениями погоды, колебаниями температуры, качеством воды, почвы и т.д., а также индивидуальные причины: нарушение диеты, режима и пр.

Большой вклад в становление гигиены имели труды Аристотеля (384-322 до н. э). Он исследовал условия, препятствующие рождению здоровых детей, и пришел к выводу, что слишком ранние и слишком поздние браки приводят к появлению слабых и больных детей, осложняют роды, которые нередко заканчиваются смертельным исходом.

Труды Клавдия Галена. Для развития санитарно-гигиенической культуры Древнего Рима большое значение имели работы римского врача Клавдия Галена (130-200). В отличие от своих предшественников Гален считал, что гигиенические рекомендации надо выводить из анатомо-физиологических знаний. В какой-то степени Галена можно считать и основоположником школьной гигиены. Он первым указал возраст детей (7 лет), с которого можно начинать их систематическое обучение, рекомендовал, как уберечь детей от дурных привычек, впервые высказал мысль, что обучение надо проводить под контролем врача.

Санитарно-гигиеническая культура Древнего Востока. Еще в древнеиндийских и древнекитайских законодательствах говорилось о необходимости соблюдать чистоту тела, о режиме питания, труда и отдыха, давались правила захоронения трупов. В Египте более 1500 лет назад осушали болота, создавали оросительные системы, проводили организованное удаление нечистот. Культура Древнего Востока оказала значительное влияние на развитие более поздних цивилизаций.

Среди великих ученых Древнего Востока особое место занимал Абу Али Ибн Сина. Он родился в 980 г. недалеко от Бухары (на территории нынешней Узбекской ССР).

После того как Луи Пастер доказал, что микробы причастны к заразным заболеваниям, появились новые отрасли гигиены - эпидемиология и санитарная бактериология, которые дали возможность разработать ряд эффективных мер по пресечению эпидемий.

Параллельно с эпидемиологией развивалась экспериментальная гигиена, основателями которой считаются английский ученый Парке и немецкий ученый Петтенкофер. Они разработали методы определения концентрации углекислого газа в помещении, выявили влияние состава почвы, воздуха, воды на организм человека, провели инженерно-гигиенические работы в области вентиляции и отопления, впервые установили гигиенические нормы санитарной оценки качества воздуха, почвы, воды, жилища, одежды.

Гигиена как самостоятельная наука оформилась лишь во второй половине XIX в., но необходимость введения санитарного законодательства была осознана намного раньше. Так, первый в Европе санитарный совет состоялся в 1802 г. во Франции, но влияние его было небольшим, а к началу XX в. наметилось довольно значительное расхождение между достижениями гигиены и ее практическим использованием. Гигиенисты могли определить, каким нормативам должны соответствовать жилище, труд, питание человека, но они были бессильны обеспечить людей работой, снизить квартирную плату и т.д.

Санитарно-гигиеническая культура древней руси и дореволюционной России.

Санитарно-гигиенические реформы Петра I. Рост санитарной культуры в России XVIII в. связан прежде всего с реформами Петра I, в которых санитарному законодательству уделялось большое внимание. При Петре 1 были изданы указы о предохранении войск от болезней, правила торговли пищевыми продуктами, запрещалось пускать в продажу падший скот, торговать мясом больных животных. Было проведено благоустройство мостовых.

Важный вклад в становление гигиенической науки в России сделал М.В. Ломоносов. В труде "О размножении и сохранении народа российского", изданном уже после смерти автора, были проанализированы причины заболеваний детей в сиротских приютах, в семьях крестьян и бедных горожан. Сокращенное издание книги вышло в 1818 г., полное - в 1871 г.

Экспериментальное направление гигиены в России. С развитием капитализма в России возникают новые отрасли промышленности, а вместе с ними нарастают проблемы охраны труда. В 30-50-х гг. прошлого столетия они приобретают настолько острый характер, что к ним привлекают внимание народа многие прогрессивные деятели культуры: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Некрасов, другие демократы-разночинцы. В какой-то степени этому способствовали успехи в области военной гигиены, которую продолжили Н.И. Пирогов и А.П. Доброславин.

А.П. Доброславин впервые в России создал гигиеническую лабораторию, где провел ряд экспериментальных исследований. Он организовал аналитическую станцию для исследования доброкачественности пищевых продуктов. С именем А.П. Доброславина связано введение санитарной экспертизы. До этого систематический санитарный надзор в стране фактически отсутствовал, хотя попытки ввести его предпринимались, начиная с указов Петра I.А.П. Доброславин является родоначальником экспериментального направления в отечественной гигиене.

Развитие школьной, социальной и коммунальной гигиены в России. С несколько других позиций подошел к решению гигиенических вопросов Ф.Ф. Эрисман (1842-1915).

Ф.Ф. Эрисман установил, что при сидении за партой (конечно, при условии, если парта подобрана по росту) обеспечивается рациональная поза во время чтения, письма, лекционных занятий, что способствует нормальному развитию скелета и мышц, предупреждает нарушение осанки и близорукости у учащихся.

Большие заслуги принадлежат Ф.Ф. Эрисману в области социальной гигиены и гигиены труда. Он подробно исследует условия труда на различных предприятиях Москвы и в ее окрестностях, Петербурга и создает книгу "Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда". Используя методы анализа факторов внешней среды, Г.В. Хлопин продолжил исследования, начатые А.П. Доброславиным, и внес существенный вклад в теоретические основы коммунальной гигиены. Созданная им методика исследования пригодности для употребления пищевых продуктов применяется и в наши дни. Он занимался вопросами водоснабжения, боролся против загрязнения рек промышленными отходами, занимался гигиеной труда и проблемами питания.

    Методы гигиены. Связь гигиены с другими дисциплинами.

Методы гигиены делят на:

I Методы изучения окружающей среды

II Методы изучения влияния окружающей среды на организм и здоровье человека

Методы изучения окружающей среды включают:

    Метод санитарного описания

    Инструментально-лабораторные методы

Задачей санитарного описания является оценка санитарного состояния того или иного объекта окружающей среды по внешним признакам. Санитарному описанию подвергаются все объекты окружающей среды, условия жизни и труда населения – водоисточники, почва, воздушная среда, пищевые продукты, жильё, места отдыха и труда населения, больничные, школьные учреждения и т.п. С помощью метода возможно выявление вредного действия на организм того или иного фактора окружающей среды, установление наличия и характера влияния этих факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия проживания населения. Описанию подвергают те признаки или свойства объекта, которые прямо или косвенно могут нанести ущерб здоровью человека. Данный метод позволяет охарактеризовать фактор среды лишь косвенно (субъективно).

Для количественной (объективной) оценки фактора санитарное описание необходимо дополнять инструментально-лабораторными исследованиями. В зависимости от того, какие факторы изучаются, могут использоваться следующие инструментально-лабораторные методы исследования:

    Физические - с помощью них определяют температуру, влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление, шум, вибрацию, радиоактивное излучение и др. К этим методам относят термометрию, барометрию, шумометрию, виброметрию и др.

    Химические – применяются для определения химического состава пищевых продуктов, почвы, воды, воздуха.

    Физико-химические – при помощи этих методов определяют либо физические либо химические компоненты. К этим методам относят полярографию, спектрографию и др.

    Биологические – определяют наличие и количество в воздухе, воде, почве, пищевых продуктов биологических объектов- микроорганизмы, гельминты, вирусы, насекомые и др. К ним относятся микробиологические, гельминтологические, вирусологические, и другие методы исследования.

    Санитарно-статистические – используют для количественной характеристики объектов окружающей среды. К их числу относятся методы расчета средних значений, показателей распределения и наглядности, других экстенсивных и интенсивных показателей, корреляционного, регрессионного или дисперсионного анализа.

    Географические методы – применяют для количественной и качественной характеристик объектов окружающей среды на территории больших регионов. К их числу в первую очередь относятся картографический метод. Существуют карты химического состава почвы, воды, воздуха, динамики загрязнения и др.

Методы изучения влияния окружающей среды на здоровье и организм человека включают:

    Методы натурного наблюдения

    Методы экспериментального исследования

Используются следующие методы натурного наблюдения:

    Клинические – используют для определения клинических признаков влияния окружающей среды на здоровье людей. К ним относятся: осмотр, аускультация, пальпация, перкуссия, рентгенография и пр.

    Физиологические – применяются для регистрации доклинических изменений функциональных показателей органов и систем организма. В эту группу методов входят термометрия, методы определения работоспособности, утомления, функционального состояния ЦНС, состояния потоотделения, АД, аудиометрия и др.

    Биохимические – используются для определения химического состава жидкостей и тканей организма. Это например, определения содержания оксигемоглобина, глюкозы, гликогена, хлоридов, кальция, витаминов, ферментов и других физиологических компонентов крови, а также содержания в ней токсических веществ – свинца, ртути, метгемоглобина и др.

    Санитарно-статистические методы – используют для количественной характеристики состояния здоровья (методы расчета средних, экстенсивных и интенсивных показателей) и для количественного определения зависимости изменения здоровья человека от влияния окружающей среды (методы корреляционного, регрессионного, дисперсионного, факторного анализа).

    Медико-географические методы – применяют для изображения и оценки пространственного распределения на территории того или иного региона таких показателей здоровья населения, как уровни заболеваемости, инвалидности, смертности, установления причинно-следственных связей между пространственным распределением интенсивности параметров различных факторов окружающей среды и значений показателей здоровья населения.

К методам экспериментального исследования относят:

    Лабораторный эксперимент на животных – проводится в специальных камерах, на стендах или установках для изучения влияния на организм животных химических, биологических, физических факторов среды с целью установления их безопасных величин или уровней. Чаще всего этот эксперимент проводится с целью гигиенической регламентации факторов окружающей среды – установления ПДК и ПДУ.

    Лабораторный эксперимент на людях-добровольцах, допускается лишь в тех случаях, когда есть полная проверенная безопасность для здоровья человека. Чаще всего такие исследования проводятся с целью научного обоснования гигиенических нормативов и других гигиенических регламентов. Например при гигиеническом обосновании максимально-разовой ПДК (изучение порогов обнаружение запаха, раздражающего действия, рефлекторных реакций в условиях кратковременных экспозиций).

Эксперимент с моделированием природных условий проводится на специально созданных лабораторных моделях, имитирующих процессы, происходящие в окружающей среде. Например, так изучают процессы накопления в почве и растениях экзогенных химических веществ, таких как пестициды, минеральные удобрения, тяжелые металлы, и др.

Поделиться