Почему в языке существуют разные стили речи. Особенности функциональных стилей речи

Здравствуйте! Одну и ту же информацию можно преподнести по-разному. К примеру, стиль обычных писем и сообщений для друзей может серьезно отличаться от деловой документации.

Какие же они бывают и чем отличаются? Стили написания текста можно разделить на 5 основных категорий. Сегодня рассмотрим их подробнее вместе с наглядными примерами. Для удобства навигации по статье подготовил для вас краткое содержание.

5 перечисленных вариантов могут применяться в обычном общении и письменном изложении сведений. Я вот сейчас поразмыслил и понял, что часто использую их не осознанно, просто по привычке.

В принципе, из перечисленных выше названий можно догадаться об основных отличительных особенностях. Однако только названий не всегда бывает достаточно, чтобы понять, как определить стиль текста и речи. Поэтому разберем каждый из них несколько подробнее и посмотрим вполне конкретные примеры.

Разговорный стиль

Я не зря поставил его первым в списке. Он является самым распространенным видом речи для неформального общения.

Характерные отличия разговорного стиля:

  • эмоциональность;
  • использование сленга;
  • относительно частое использование в дружеских диалогах.

Встретить его часто можно в переписках на форумах и в социальных сетях, обычных телефонных разговорах.

Привет! У меня для тебя клёвая новость! Представляешь сегодня съездил на озеро, про которое говорили вчера. Отстой! Уехал через час, заехал на соседнее. Там вообще блеск! Вода чистая, теплая, народа не так уж много. Кстати, на рыбалку туда как-нибудь махнуть не хочешь?

Официально-деловой стиль

Он достаточно строгий. В повседневной жизни встречается часто. Его можно наблюдать в написании различной документации, общении в деловых кругах по рабочим вопросам и в других ситуациях.

Характерные отличия официально-делового стиля:

  • однозначность мысли;
  • сухое изложение;
  • логичность;
  • отсутствие сленга и явного выражения эмоций.

Его основная цель - четко передать людям конкретную информацию. Часто используется для написания текстов и в деловом общении.

Согласно практическим наблюдениям автора блога сайт в период с 2014 по 2016 год удаленная работа через интернет в качестве может приносить автору дополнительный доход в размере от 18000 рублей в месяц. Данные расчеты актуальны для копирайтеров с положительной профессиональной репутацией и наличием навыков написания качественных текстов. Вероятность выхода на данный уровень дохода у новичков серьезно возрастает после прохождения профессионального обучения .

Публицистический стиль

Во время его написания или произношения встречается общая черта с разговорным стилем речи в составлении текстов - эмоциональность. Несмотря на порой кажущуюся схожесть между ними, есть серьезные различия.

Отличительные особенности публицистического стиля:

  • понятен для большого количества слушателей, читателей, а не только специалистам в узких областях знаний;
  • может содержать образные выражения, эмоциональные оттенки;
  • одни из основных целей - передача понятных сведений, формирование определенного отношения к рассматриваемому объекту или ситуации.

Данный вид речи и написания текстов отлично подходит для средств массовой информации.

Недавно делал краткий обзор одного проекта полезного, как для взрослых, так и для учащихся образовательных учреждений. Речь шла о грамотности по русскому языку и занятиях с репетитором. На самом деле на описанном проекте можно найти педагогов и по другим предметам. Повторяться сейчас не буду, при желании и информацию по повышению грамотности по русскому.

На этом публикацию о стилях изложения устной речи и написания различных текстов буду завершать. Теперь, думаю, определить стиль существующих текстов не составит особого труда. Надеюсь, информация о занятиях с репетиторами также оказалась полезна.

Кстати, прямо сейчас можете узнать о нормальных способах заработка в интернете, которые позволяют сформировать основной или дополнительных доход. Они описаны в прошлых публикациях на этом блоге. К примеру, знаете , которые пишут тексты под заказ и продают их через интернет.

Подписывайтесь на обновления блога и присоединяйтесь к социальным сообществам, созданным специально для блога Workip. До связи.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Цели урока:

  1. Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
  2. Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.
  3. Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
  4. Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
  5. Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока. Актуальность этой темы:

Учитель: В конце года вы будете сдавать экзамены в формате ГИА, где будет задание на определение стиля текста. А также знания, полученные на уроке, пригодятся при анализе текста, который вы будете делать через 2 урока.

Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Только один урок у нас по этой теме.

Работать мы будем по следующему плану (на доске). Обратите внимание на с.р., а если успеем, то побываем в роли редакторов.

2. Фронтальный опрос.

– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…

Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.

(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)

– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)

– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.

3. Проверка д/з:

(Были подготовлены сообщения об особенностях каждого стиля.)

Учитель: У вас на столах таблицы: цель, сфера применения, особенности стилей. Там пустая 2 графа. Во время сообщений вы будете заполнять эту графу.

– Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:

На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:

Разговорный

Официально-

Публицистический

Художественный

Цель Обмен мыслями, впечатлениями, общение Сообщение, передача научной информации Точная передача деловой

информации

Сообщение, воздействие на слушателей или читателей Воздействие на мысли и чувства
Сфера применения Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги Официальная обстановка;

деловые бумаги

Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях Художественная литература
Особен-ности Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей

Доклады учащихся:

Разговорный стиль

Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы...

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький...

Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Деловой стиль

Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением...

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении

Публицистический стиль

Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;

разговорная: молодчик, шумиха;

термины: атмосфера, деликатничать...

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.

Учитель : Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка

Фронтальный опрос:

Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.

Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.

– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)

– Передача научной информации, термины (научный)

– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)

– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)

– Художественная литература (художественный)

4. Лексическая игра

Учитель: А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет работать со словарём и проверять правильность работы.

Общеупотребительная

Разговорная

Верх Вершина Макушка
Препятствие Преграда помеха
Бояться Опасаться трусить
прогнать Изгнать выставить
волноваться Тревожиться психовать
лицо лик морда(просторечное)

– Итак, правильно заполнены графы (к редактору)?

– Проверяем все (самопроверка)

Оцениваем (критерии оценки: 1-2 ошибки-4,3-4– “3”)

5. Самостоятельная работа (в группах)

Инструктаж перед с/р.:7

Учитель : Итак, мы вспомнили особенности разных стилей. Заполнили таблицу и схемы, которыми вы можете пользоваться при выполнении с/р. в группах. Вам нужно определить стиль данного вам текста и доказать его принадлежность к стилю.

– На что вы будете обращать внимание?(показать на схему):где и зачем используется данный текст. Во-первых, определите цель, затем сферу применения, особенности.

Потом 1 человек от команды (вы его выберете)зачитает текст и ответит на вопрос, а остальные внимательно слушают и проверяют.

Время выполнения работы 5 мин.

Задание для группы № 1:

“Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”.

Задание для группы № 2:

Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.

В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.

Задание для группы № 3:

Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.

Само слово “Коломна” относится к финно-угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало “место около кладбища”.

Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет “географическое” происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское. Существует также и красивая легенда об основании нашего города итальянским графом Карлом Колонною, спасавшимся от гонений римского папы Вонифатия 8.

Как бы там ни было, сегодня Коломна – культурный и промышленный центр Подмосковья, город, которым мы, коломчане, гордимся.

Задание для группы № 4:

Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.

Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.

Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.

Анализ географического положения города позволяет предположить, что в городе и районе преобладают суглинистые почвы, а рельеф местности и климат подходит для стабильного овощеводства.

Задание для группы № 5:

Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.

Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.

Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.

Проверка: учащиеся зачитывают текст и называют стиль.

Вопрос к другой группе:

– Вы согласны?

6. Подведение итогов.

Давайте обобщим то, о чём мы говорили на уроке.

Сколько всего стилей в русском языке? Запишите названия по памяти.

Самопроверка (открывается доска со словами).

7. Домашнее задание.

Вы хорошо сегодня поработали, дома вы закрепите

данный материал, выполнивупр. 181(определить стиль текста) или отредактировать текст

(упр.180,ч.2); инд.зад. :продолжить рассказ по данному началу, придерживаясь того же стиля. Таблицей и схемой, которые мы составили на уроке, вы сможете воспользоваться дома и на последующих уроках при подготовке к экзамену.

8. Редактирование текста.

Учитель: А теперь вы ощутите себя в новой роли– в роли редакторов. Перед вами– текст, в котором допущены стилистические ошибки. Проверьте, найдите слова, не соответствующие стилю, исправьте текст.

Самопроверка.
Оценки.
Отредактируйте текст.

Текст № 1:

К какому стилю относится данный текст?

Какие нарушения лексических норм вы обнаружили в тексте. Исправьте.

Киев... основан в 6-7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9-нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен вредными монголо-татарами. В 1362 году сразу захвачен Литвой,в 1569 году-Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а теперича он столица Украины.

(Из тетради по истории ученика 6-го класса).

Текст №2. Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги.

Начальнику отделения связи

г. Москвы
№В-485
М.И.Прохоровой
Соколова А.П., живущего по адресу:
ул. Волгина, д.5, кв.44,

Заявление

Уважаемая, Мария Ивановна!

Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать в Крым и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам

Стилистика (слово «стиль» происходит от названия иглы, или стилета которым древние греки писали на вощаных дощечках) - это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка (функциональные стили речи), закономерности функционирования языка в разных сферах использования, особенности употребления языковых средств в зависимости от обстановки, содержания и целей высказывания, сферы и условии общения. Стилистика знакомит со стилистическойсистемой литературного языка на всех его уровнях и стилистической организацией правильной (с соблюдением норм литературного языка), точной, логичной и выразительной речи.

Стилистика учит сознательному и целесообразному использованию законов языка и употреблению языковых средств в речи.

В лингвистической стилистике существует два направления: стилистика языка и стилистика речи (функциональная стилистика). Стилистика языка исследует стилистическую структуру языка, описывает стилистические средства лексики , фразеологии и грамматики .

Функциональная стилистика изучает, прежде всего, различные виды речи, их обусловленность различными целями высказывания. М. Н. Кожина дает следующее определение: «Функциональная стилистика — это лингвистическая наука, изучающая особенности и закономерности функционирования языка в различных видах речи, соответствующих тем или иным сферам человеческой деятельности и общения, а также речевую структуру складывающихся при этом функциональных стилей и «нормы» отбора и сочетания в них языковых средств».

В своей основе стилистика должна быть последовательно функциональной. Она должна раскрывать связь разных видов речи с тематикой, целью высказывания, с условиями общения, адресатом речи, отношением автора к предмету речи. Важнейшей категорией стилистики являются функциональные стили — разновидности литературной речи (литературного языка), обслуживающие различные стороны общественной жизни. Стили — это разные способы использования языка при общении.

Каждый стиль речи характеризуется и своеобразием отбора языковых средств, и неповторимым сочетанием их друг с другом.

Таким образом, выделяется пять стилей русского литературного языка:

Разговорный;

Официально-деловой;

Научный;

Публицистический;

Художественный.

Разговорная речь служит для непосредственного обще-ния, когда мы делимся с окружающими своими мыслями или чувствами, обмениваемся информацией по бытовым во-просам. В ней часто используется разговорная и простореч-ная лексика. Для разговорного стиля характерны эмоцио-нальность, образность, конкретность, простота речи.


В разговорной речи эмоциональность высказывания, в отличие от художественной речи, не является результатом творческого труда, художественного мастерства. Она являет-ся живой реакцией на события, на поступки окружающих людей.

Непринуждённое общение обуславливает большую свобо-ду в выборе эмоциональных слов и выражений: шире упот-ребляются слова разговорные (глупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать), просторечные (заржать, рохля, ахо-вый, недотёпа), жаргонные (предки — родители).

В разговорной речи часто используются слова с суффик-сами оценки, особенно уменьшительными: свечечка, свечка (нейтр. свеча), окошечко, окошко (нейтр. окно) и т.д.

Для разговорного стиля характерны простые предложе-ния, диалогическая форма речи, обращения. Содержание раз-говорной речи, звучащей при непосредственном общении, восполняется обстановкой речи. Поэтому разговорному сти-лю присущи неполные предложения: в них находит выраже-ние лишь то, что дополняет реплики собеседника новой ин-формации, развивающей тему речи.

Пример разговорной речи: За месяц до отъезда из Моск-вы у нас не стало денег — это папа готовился к рыбной лов-ле... И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил всё своё хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки — нет рыбы.

Научный стиль — это стиль научных сообщений. Его жан-ры — научная статья, учебная литература.

Для научного стиля речи характерно употребление тер-минов и абстрактных слов; полностью исключена эмоцио-нальная лексика разговорного характера, фразеологизмы и т.д.; широкое использование отглагольных существительных, причастий и деепричастий, преобладание родительного и именительного падежа имени, глагольных форм настоящего времени 3-го лица и др.; употребление сложных предложе-ний, в том числе многокомпонентных, и др.

Главное назначение научного текста — описать явления, предметы, называть их и объяснять. Общими особенностями лексики научного стиля являются: употребление слов в их прямом значении; отсутствие образных средств (эпитетов, метафор, художественных сравнений, гипербол и др.)? ши-рокое использование абстрактной лексики и терминов. На-пример: Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произ-растания (к климату, к почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хра-нения. (Г. Фетисов)

Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законо-дательства, делопроизводства, административно-правовой дея-тельности). В рамках этого стиля оформляются различные документы: законы, приказы, постановления, характеристи-ки, протоколы, расписки, справки.

В официально-деловом стиле нет места проявлению ав-торской индивидуальности, поэтому главная его стилевая черта — официальность и точность. Для делового стиля ха-рактерна специальная лексика (постановление, протокол, резолюция и т.д.) и устойчивые сочетания (принять реше-ние, считать недействительным, следует указать, следу-ет иметь в виду и т.д.).

Пример официально-делового стиля речи:

СИСТЕМНОЕ МЕНЮ

Системное меню вызывается кнопкой, расположенной в левом верхнем углу окна. Команды данного меню стандартизированы для всех приложений среды Windows. Системное меню имеется в наличии в каждом окне документа. Его можно вызвать даже в том случае, если окно свернуто до пиктограммы, щелкнув на пиктограмме один раз кнопкой мыши. Существует также способ открытия системного меню посредством клавиатуры — с помощью комбинации клавиш .

Команды системного меню выбираются с помощью мыши, клавиш управления курсором или путем ввода подчеркнутых в названии команды букв вместе с . (В. Пасько)

Публицистический стиль — это стиль газет, журналов, литературно-критических книг и статей, выступлений на об-щественно-политические темы в какой-либо аудитории при непосредственном контакте с адресатами речи, а также вы-ступлений по радио, телевидению и т.д.

Основная задача — воздействие на слушателя или читате-ля с целью побудить его (их) к действию, размышлениям и т.д. Основная тематика — общественно-политические и мо-рально-этические проблемы.

В выступлениях на общественно-политические темы мно-го специфической лексики и фразеологизмов : общество, де-баты, парламент, жёсткие меры, социальный взрыв, сто-ять на страже и т.д.

С целью воздействия на слушателя или читателя в публи-цистике широко используются слова и выражения, имею-щие положительно-оценочную (доблестный, замечательный и т.д.) и отрицательно-оценочную окрашенность (лживое че-ловеколюбие, молодчики, жёлтая пресса, и др.).

Публицистический стиль более свободен в выборе языко-вых средств, чем научный и деловой. В публицистике уместны пословицы, крылатые выражения, фразеологизмы, худо-жественно-изобразительные средства (сравнения, метафоры и др.), разговорная лексика; широко используются вопроси-тельные (часто риторические вопросы) и восклицательные предложения, обращения и другие приёмы.

Пример публицистического стиля речи:

Нужно ли говорить, что Россия богата природными ре-сурсами, запасами полезных ископаемых, — об этом знают все. Но настоящее её богатство — люди, их ум, знания и опыт. За пределами России давно поняли, в чём поистине неисчерпаемый источник наших богатств. По-прежнему многие молодые учёные стараются уехать на Запад. И при-чина этому — не всегда деньги. Часто нет нужного оборудо-вания в лабораториях, условий для работы. Как исправить положение? Прежде всего, надо научиться правильно оцени-вать знания — так, как это делают во всех развитых странах, (по В. А. Макарову)

Художественная речь — речь художественной литерату-ры (прозы и поэзии). Художественная речь, воздействуя на воображение и чувства читателей, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью.

Эмоциональность художественной речи значительно от-личается от эмоциональности разговорно-бытового и публи-цистического стилей прежде всего тем, что выполняет эсте-тическую функцию.

В художественную речь легко проникают элементы дру-гих стилей, если они необходимы для реализации опреде-лённых целей и задач, поэтому она отличается разнопланово-стью, стилистическим многоцветием. Так, для воссоздания исторической эпохи писатели используют историзмы (или архаизмы), для описания жизни людей какой-либо местно-сти — диалектизмы и т.д.

Пример художественной речи:

«Всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия: мужчины в длинных сюртуках, с зало-женными в карманы руками, дамы в шляпах. Вы здесь встре-тите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкно-венным и изумительным искусством под галстук, бакен-барды бархатные, атласные, чёрные, как соболь или уголь, но, увы, принадлежащие только одной иностранной колле-гии...

Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, ника-кою кистью не изобразимые; усы, которым посвящена луч-шая половина жизнь, — предмет долгих бдений во время дня и ночи, усы, на которые излились восхитительнейшие духи и ароматы... Тысячи сортов шляпок, платьев, платков — пёстрых, лёгких, ... — ослепят хоть кого на Невском про-спекте. (Н. Гоголь)

Прежде чем переходить к анализу лексики со сниженным значением, мы считаем необходимым остановиться на определении понятия функционального стиля.

Функциональный стиль - это функциональная система, система внутренних, скрытых отношений и связей явлений, в которой проявляются функции назначения словесного произведения. Вне этой функциональной системы указанные функции речевого произведения не реализуются. Функциональный стиль как система внутренних, скрытых отношений является областью не непосредственно чувственно данного, а чувственно невоспринимаемого отношения явлений, которое постигается с помощью логического анализа. Данная система скрытых отношений реализуется через конкретный речевой жанр. Словесное произведение в свою очередь может функционировать только в той сфере, в которой оно сформировалось (статья - в публицистике, приказ, устав - в сфере официально-делового общения).

Каждый из функциональных стилей, представляющий собой особую действительность, организован внутри себя системой устойчивых форм, системой стереотипов, схем. Систему каждого функционального стиля образуют речевые жанры и стили речевых жанров, которые становятся элементами функционального стиля как системы .

Функциональный стиль состоит также из отдельных частей, называемых подстилями или разновидностями функционального стиля (судебный, ораторский и т.д.).

Следует отметить, что все функциональные стили обнаруживают определенное сходство и различие. Различие их заключается в том, что научном стиле и стиле художественной литературы главным является содержательная сторона, функциональная же сторона играет дополнительную роль, в стиле прессы и публицистике, официально-деловом и обиходно-бытовом функциональная сторона является не менее значимой, чем содержательная .

Важным фактом является то, что решения этой проблемы до сих пор не найдено. Как известно, В.В. Виноградов различал стили языка и речи. По его мнению, стили языка являются основой для дифференциации бесчисленных и многогранных форм человеческой речи. В.В. Виноградов писал: «…Стиль языка - это одна из частных систем (или подсистем), входящих в общую систему … это структурный облик функции языка в ее многообразных проявлениях…социальные стили речи, т.е. способы употребления языка и его стилей в разных, вызванных… общественным бытом композиционно-речевых системах».

Э. Ризель рассматривает функциональный стиль с двух сторон: как стиль языка и речи, понимая под стилем языка совокупность лексических, грамматических, а также фонетических выразительных средств, предназначенных для определенных целей конкретной функциональной среды . Для дальнейшего рассмотрения функциональных стилей, на наш взгляд, необходимо обратиться к их классификации.

Согласно наиболее распространенной классификации функциональных стилей, которой придерживаются Э. Ризель, Н.А. Богатырева, Л.А. Ноздрина и др. можно выделить следующие стили:

1. Официально-деловой стиль.

2. Научный стиль.

3. Стиль прессы и публицистики.

4. Стиль обиходно-бытового общения.

5. Стиль художественной литературы.

Дадим краткую характеристику каждого из этих стилей.

Специфика официально-речевой деятельности, сложность и большая значимость передаваемой информации, важность целей и задач деловой коммуникации требуют соблюдения определенных правил в построении текстов. Каждый вид официально-делового документа имеет свою, довольно строгую форму, которая вырабатывалась в течение длительного существования официально-делового стиля и которая должна соблюдаться всеми пользующимися данной формой общения.

Официально-деловой стиль управляет выбором и комбинированием языковых средств для оформления содержания (высказывания и общения) в сфере сугубо официальных человеческих взаимоотношений, а именно в сфере правовых отношений и управления.

В понятие официально-делового стиля, прежде всего, входит язык официальных документов в сфере правительственной деятельности, в области международных отношений, в юриспруденции, в торговле и экономике, в сфере военной жизни, в официальных учреждениях и организациях, в жизни отдельного человека.

Этот язык функционирует чаще всего в письменной форме. Однако официально-деловой стиль не ограничен кругом деловых бумаг и существует он не только в письменной форме. Другая, устная разновидность этого стиля представлена языком деловых, неторжественных собраний, совещаний, заседаний, а также языком приемов делового характера .

Официально-деловой стиль функционирует в следующих речевых жанрах: правительственные постановления, дипломатические договоры, кодексы, соглашения, военные уставы, приказы, деловая переписка, объявления, объяснительные записки, доверенности и др.

Специфика официально-деловой коммуникативной деятельности, сложность и значимость передаваемой информации, важность целей и задач деловой коммуникации требуют для оптимизации процесса коммуникации и передачи информации четкости в построении деловых текстов, соблюдения определенных правил.

Следует отметить, что каждый вид официально-делового документа имеет свою, довольно строгую форму, которая вырабатывалась в течение длительного существования официально-делового стиля и которая должна соблюдаться всеми пользующимися данной формой общения.

Эмоциональная экспрессивность официально-делового стиля ограничивается такой разновидностью, как торжественность, создаваемой, в основном, синтаксическими средствами и употреблением книжной лексики.

Что касается научного стиля, содержанием научного текста является описание фактов, предметов, явлений действительности, формулирование законов и закономерностей. Специфика научного мышления определяет основное качество научного стиля - его обобщенно-отвлеченный характер. Заметим, что научный стиль существует как в письменной, так и в устной форме.

Научный стиль охватывает следующие типы научных документов:

· собственно-научный;

· научно-информативный;

· научно-справочный;

· научно-учебный.

Подчеркнем, что научное изложение рассчитано на логическое, а не на эмоционально-чувственное восприятие, поэтому, по мнению В.В. Виноградова научный стиль при выборе средств «тяготеет в речевым средствам, лишенным эмоциональной нагрузки и экспрессивных красок». Использование эмоциональных элементов в научном тексте определяется в значительной мере областью знания, речевым жанром, а также авторской индивидуальностью .

Основу языкового оформления текстов научного стиля составляет стандартизированность, т.е. выбор предписываемого для данных условий коммуникации образцового языкового варианта.

К особенностям синтаксического оформления текста этого стиля следует отнести синтаксическую полноту оформления высказывания, аналитические конструкции, частое употребление определенных клишированных структур, преимущественно именной характер высказывания, развернутую систему связующих элементов, союзов, союзных слов и т.п.

Для лексического оформления текстов научного стиля характерна, прежде всего, насыщенность речи терминами всех типов, их принципиальной однозначностью, точностью, экономичностью, номинативной и различительной функцией, стилистической нейтральностью, большой информационной насыщенностью.

Перейдем к характеристике стиля прессы и публицистики. Некоторые авторы предлагают выделять не газетный, а информационный стиль, который может использоваться в газете, на радио и телевидении. Его также называют стилем массовой коммуникации . Постараемся выделить общие черты газетного стиля.

Социальная ситуация общения для газеты весьма специфична. Газета - средство информации и средство убеждения. Она рассчитана на массовую и притом очень неоднородную аудиторию, которую она должна удержать, заставить себя читать. Газету обычно читают в условиях, когда сосредоточиться довольно трудно: в метро, в поезде, за завтраком, отдыхая после работы, в обеденный перерыв, заполняя почему-либо освободившийся короткий промежуток времени и т.п. Отсюда необходимость так организовать газетную информацию, чтобы передать ее быстро, сжато, сообщить основное, даже если заметка не будет дочитана до конца, и оказать на читателя определенное эмоциональное воздействие.

Изложение не должно требовать от читателя предварительной подготовки, зависимость от контекста должна быть минимальной. Вместе с тем наряду с обычной, постоянно повторяющейся тематикой в газете появляется практически любая тематика, почему-либо оказывающаяся актуальной. Затем эти новые ситуации и аргументы тоже начинают повторяться. Эта повторность, а также и то, что журналист обычно не имеет времени на тщательную обработку материала, ведут к частому использованию штампов. Все это и создает своеобразие стилеобразующих факторов газетного текста .

Понятие публицистического стиля складывается из языка газет, журналов, докладов, выступлений, бесед, речей, дискуссий и т.д.

Эмоционально-экспрессивная функция газеты характеризуется, прежде всего, открытой оценочностью текста. В отличие от художественных произведений в публицистике не подтекст, а сам текст вполне определенно выражает оценочное отношение к излагаемым фактам.

Газета состоит из разнообразных речевых жанров, среди них: статьи, заметки, обзор печати, рецензии, очерки, фельетоны и др.

Каждый из указанных речевых жанров - это уникальная коммуникативная модель текста.

Основной стилистический принцип организации языка в публицистике это единство экспрессии и стандарта, а отсюда и штампа.

Перейдем к стилю обиходно-бытового общения. Его наиболее общими признаками являются конкретно-предметный способ мышления и конкретный характер содержания; неофициальность, естественность, доверительность общения; неподготовленность речи и ее необработанный характер, и автоматизм; преобладание устно-диалогической формы общения.

Для стиля обиходно-бытового общения характерны следующие признаки:

· конкретность, наглядность, простота языковых средств выражения;

· эмоциональность;

· непринужденность .

Наиболее общими лингвистическими признаками стиля обиходно-бытового общения являются также: большая некнижность средств языка, в том числе употребление просторечных элементов, неполноструктурнаяоформленность языковых единиц (на фонетическом, синтаксическом, отчасти морфологическом уровнях), ослабленность синтаксических связей между частями предложения или их невыраженность, неоформленность, активность языковых средств субъективной оценки, оценочных и эмоционально-экспрессивных единиц, активность фразеологизмов разговорного характера и т.д.

Поскольку стиль обиходно-бытового общения связан с условиями непосредственного общения, т.е. непосредственного контакта с собеседником, то он обладает языковой спецификой, которая, прежде всего, касается синтаксического строя. Характерная черта синтаксиса стиля обиходно-бытового общения - обилие простых предложений, легко воспринимаемых на слух, и сравнительно редкое употребление сложных предложений, которые представляют определенную трудность для слухового восприятия. Функциональным свойством непринужденного разговорного синтаксиса является опущение отдельных частей предложения и эллиптические конструкции.

Стиль обиходно-бытового общения широко представлен и в художественной литературе.

Описывая стиль художественной литературы, следует подчеркнуть, что содержание художественного произведения складывается из идеи произведения, его темы и эмоционально-эстетической оценки изображаемых в произведении явлений. Цель художественного произведения - выразить не только мысли человека, но и все многообразие его чувств.

Художественное произведение нельзя оторвать от личности его создателя. Духовное, познавательное обогащение читателя благодаря художественному произведению является фактически обогащением благодаря личности автора, его жизни, переживаний, способу его творческого отношения к вещам и событиям. Отсюда произведение несет на себе отпечаток личности и деятельности своего создателя .

Как уже говорилось ранее, данная классификация функциональных стилей является наиболее распространенной, и большинство ученых придерживаются именно ее. М.П. Брандес так же использует эту классификацию, но некоторые стили называет иначе. М.П. Брандес выделяет:

1. Официально-деловой стиль.

2. Научно-технический стиль.

3. Газетно-публицистический стиль.

4. Обиходный стиль.

5. Словесно-художественный стиль .

И.В. Арнольд в свою очередь выделяет следующие функциональные стили:

1) научный;

2) деловой (официально-документальный);

3) публицистический (газетный);

4) ораторский;

5) возвышенно-поэтический.

При этом основные характерные черты стилей не имеют существенных различий.

Для дальнейшего рассмотрения данной темы, на наш взгляд, необходимо дать более подробную характеристику стиля обиходно-бытового общения, так как именно в нем мы зачастую находим примеры лексики со сниженным значением.

Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука и научные журналы, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство её истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нём преобладает имя существительное, немало отвлечённых и вещественных существительных.

Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры — научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность).

Официально-деловой стиль

Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок и справок. Сфера применения официально-делового стиля — право, автор — юрист, правовед, дипломат и просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.

Этот стиль существует чаще в письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение. Вид речи — чаще всего монолог, вид коммуникации — общественная.

Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.

Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Публицистический стиль

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью.

Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата.

Для него характерны отвлечённые слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый).

Задача — сообщить информацию о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение к общественным делам

Стилевые черты — логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Разговорный стиль

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Отличается большой смысловой ёмкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность.

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, слов-обращений, междометия, модальные частицы, повторы. Жанры — диалог, личные письма, личные записки, телефон .

Художественный стиль

Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Жанры — эпос, лирика, драма, эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание, поэма, баллада, трагедия, комедия.

Поделиться