Преподобный никита исповедник, епископ халкидонский. Преподобный никита халкидонский, епископ Преподобный Никита, епископ Халкидонский

Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Память преподобного отца нашего Никиты, епископа Халкидонского

Преподобный отец наш Никита 1 , с юных лет возлюбил Христа; отрекшись от мира и всех мирских привязанностей, он угождал Богу своею добродетельною жизнью, и возведен был на престол халкидонского святительства, на котором, подобно свече, стоящей на подсвечнике, светил миру и украшал Церковь Христову.

Святой Никита был весьма милостив к нищим; он питал алчных, нагих одевал, странников принимал в дом свой и упокоевал их; он был отцом сиротам, заступником вдовицам и спасителем для всех обидимых.

Когда наступили тяжелые времена ереси иконоборческой 2 , в царствование Льва Армянина 3 , святой Никита показал себя мужественным исповедником имени Христова, ибо много подвизался в борьбе с нечестивым учением, обличая неправославные догматы, увещевая всех с благоговением поклоняться иконе Христа Господа и Его Пречистой Богоматери, а также иконам и всех прочих святых; доблестный исповедник Христов перенес много мучений от нечестивого царя и его единомышленников; перенес он и изгнания, и уничижения, и прочие беды за свое правоверие.

Спустя достаточное время, после многих исповеднических трудов, святой Никита перешел от земли в обители небесные 4 ; Бог прославил его на небесах пред ангелами Своими, на земле же - пред людьми, ибо от честных мощей его творились многие чудеса, подавались исцеления всяких болезней во славу Бога, прославляемого во святых Своих.

Кондак, глас 8:

Светлостию дел твоих просиял еси преподобне, апостольскаго престола наследник был еси Никито: и яко солнце облистал еси твоей пастве отче, вся божественных учений исполнь. Темже зовем ти: радуйся Халкидону удобрение.

________________________________________________________________________

1 Халкидон или, правильнее, Калхедон, первоначально мегарская колония на берегу Мраморного моря. При христианских императорах Халкидон был столицею малоазийской области Вифинии. - В истории христианской Церкви Халкидон замечателен как место 4-го Вселенского собора, созванного в 451 г. императором Маркианом (с 450 г. по 457 г.) для осуждения монофизитокой ереси (эта ересь была основана Евтихием, архимандритом константинопольским, учившим, что человеческое естество в Иисусе Христе было совершенно поглощено божественным естеством и потому в Нем следует признавать лишь одну природу - божественную).

2 Иконоборческая ересь появилась в VIII в. Иконоборцы неразумно смешивали иконопочитание с идолопоклонством. Основателем этой ереси считается Константин, епископ наколийский (во Фригии - малоазийской области). Самыми рьяными поборниками иконоборчества были императоры Лев 3-ий Исаврянин (717 г.-741 г.) и Константин 5-ый Копроним (741 г -776 г.). Эта ересь была осуждена на 7 Вселенском соборе (происходившем в 787 г. в городе Никее)

3 Лев V Армянин царствовал с 813 по 820 г.

4 Кончина прп. Никиты последовала в начале IX в.

Евангельское чтение:
Мк. 10:32-45
Лк. 7:36-50

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В этом мире есть понятие времени. Мы, взрослые люди, чувствуем его и знаем, что сейчас что-то должно произойти. Литургия по времени могла бы закончиться минут пятнадцать назад – в это время я обычно завершаю проповедь. Судя по всему, времени на то, чтобы мне сейчас что-то сказать, остаётся совсем немного.

Сегодня я хотел говорить о преподобной Марии Египетской. О её подвиге, о трудах, которые она понесла после страшных падений, блуда. Потом, после раздробленности и внутренней расчленённости, она достигла высоты. Будучи безграмотной, она могла читать Священное Писание наизусть. Это определённые высоты, к которым мы пока не подошли. Перед нами пример потрясающего восхождения по лестнице добродетели – из глубины ада, от блуда в самых низменных его порывах. Заметьте, в житии это описывается в очень достойной форме. Как Мария сказала старцу Зосиме: «Не хочу смущать тебя, отче, и сама в памяти своей не хочу поднимать ту бездну, ворошить прожитое». Это культура покаяния, мы должны этому поучиться. Я сегодня об этом хотел говорить, но скажу о другом.

Я хочу сказать, что радуюсь тому, что здесь, на Подворье, разнообразные труды по-своему несут самые разные люди. Они приходят сюда, чтобы отдавать свои силы. У нас несколько хоров: концертный хор, хор мальчиков, хор девиц и отроковиц, есть и совсем юные отроковицы, которые начали петь совсем недавно. Есть женщины, которые поют уже три года, а до этого не пели никогда. Если всех пересчитать, получится около сотни человек. Есть такое высказывание: «Пою Богу моему, дондеже есмь». Сегодняшняя Литургия бесценна. Сегодня совершалось таинство соприкосновения сердца с сердцем. Это хочется положить в душу, это очень дорогого стоит. Поэтому отодвигаю границы времени и слов, ухожу от формальных моментов спешки.

Радуюсь тому, что Господь даёт нам сокровище, которым важно дорожить. Вместе с тем важно быть внимательными к воспитанию: сегодня я двух отроков попросил задержаться и причастил последними. Опять же, ничего нового: мы читали сегодня в Евангелии о том, как два апостола хотели быть первыми. И вот – два отрока: кто из них раньше к Чаше подойдёт? Так они между собой спорили, что никого вокруг не видели. Но апостолы Иоанн и Иаков, хотевшие быть первыми, ныне во святых, и наши мальчики к Чаше подошли – правда, последними.

Житие преподобной Марии Египетской – пример подъёма по лестнице добродетели, чего я хотел бы пожелать всем вам. Радуюсь вместе с вами и на этом скажу: «Аминь!».

Протоиерей Андрей Алексеев

Пре-по-доб-ный Ни-ки-та ис-по-вед-ник, епи-скоп Хал-ки-дон-ский, жил во 2-й по-ло-вине VIII ве-ка. За свою бо-го-угод-ную жизнь он был воз-ве-ден в сан епи-ско-па Хал-ки-дон-ско-го. Свя-ти-тель Ни-ки-та от-ли-чал-ся ми-ло-сер-ди-ем, все-гда по-мо-гал ни-щим, в сво-ем до-ме при-ни-мал стран-ни-ков, за-бо-тил-ся о си-ро-тах и вдо-вах, за-сту-пал-ся за оби-жа-е-мых. В цар-ство-ва-ние ико-но-бор-ца Льва Ар-мя-ни-на (813-820) свя-ти-тель Ни-ки-та му-же-ствен-но об-ли-чал ико-но-бор-че-скую ересь и убеж-дал сво-их па-со-мых бла-го-го-вей-но по-кло-нять-ся свя-тым ико-нам Хри-ста, Бо-жи-ей Ма-те-ри и угод-ни-ков Бо-жи-их, пе-ре-нес мно-го стра-да-ний от нече-сти-во-го им-пе-ра-то-ра и его еди-но-мыш-лен-ни-ков-ико-но-бор-цев, был под-верг-нут му-че-ни-ям и от-прав-лен в ссыл-ку. Свя-той ис-по-вед-ник Ни-ки-та скон-чал-ся в на-ча-ле IX ве-ка. У мо-щей его со-вер-ша-лись чу-де-са ис-це-ле-ния. В ка-ноне служ-бы ему, на-пи-сан-ном Кон-стан-ти-но-поль-ским пре-сви-те-ром Иоси-фом, про-слав-ля-ет-ся так-же брат свя-ти-те-ля Ни-ки-ты - свя-той Иг-на-тий.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Никите исповеднику, епископу Халкидонскому

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́,/ Я́же веще́й и́стина./ Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче Ники́то,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Правилом веры и образом , учителем явила тебя стаду твоему непреложная . Потому ты приобрел - высокое, нищетою - богатство. Отче, Никита, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобному Никите исповеднику, епископу Халкидонскому

Све́тлостию дел твои́х просия́л еси́, преподо́бне,/ апо́стольскаго престо́ла наследник был еси́, Ники́то,/ и, я́ко со́лнце, облиста́л еси́ твое́й па́стве, о́тче,/ вся Боже́ственных уче́ний испо́лнь./ Те́мже зове́м ти:// ра́дуйся, Халкидо́ну удобре́ние.

Перевод: Славой дел твоих просиял ты, наследник апостольского престола был ты, Никита, и, как солнце, озарил твою , отче, наполнив все Божественным учением. Потому взываем к тебе: «Радуйся, Халкидона украшение».

Святой преподобный Никита Исповедник (VIII-IX вв.), митрополит Халкидонский.

Митрополит Халкидона, отличался милосердием, всегда помогал нищим, в своем доме принимал странников, заботился о сиротах и вдовах, заступался за обижаемых. В царствование иконоборца Льва Армянина (813 - 820) святитель Никита мужественно обличал иконоборческую ересь и убеждал своих пасомых благоговейно поклоняться святым иконам Христа, Божией Матери и угодников Божиих, перенес много страданий от нечестивого императора и его единомышленников-иконоборцев, был подвергнут мучениям и отправлен в ссылку. Святой исповедник Никита скончался в начале IX века.

У мощей его совершались чудеса исцеления. В каноне службы ему, написанном Константинопольским пресвитером Иосифом, прославляется также брат святителя Никиты - святой Игнатий.

Святитель Игнатий I (+ 1288), епископ Ростовский, чудотворец.
Память 28 мая и в Соборе Ростово-Ярославских Святых.

Впервые упомянут в летописи под 1261 год в качестве архимандрита Авраамиева ростовского Богоявленского монастыря, когда великий князь Александр Ярославич и ростовские князья Борис и Глеб Васильковичи назначили его в помощь Ростовскому епископу Кириллу II (1231-1262), который к тому времени был очень стар. Св. Игнатий "бысть причетник церкви Св. Богородицы в Ростове".

19 сентября 1262 года он был хиротонисан во епископа Ростовского. Хиротонию возглавил Киевский митрополит Кирилл III (II).

Епископ Игнатий был одним из шести иерархов, участвовавших в Соборе 1273 года, созванном митр. Кириллом III с целью поставления на Владимирскую кафедру епископа Серапиона и обсуждения церковных нестроений.

Летописи фиксируют участие епископа Игнатия в событиях, связанных с ростовским княжеским домом. В 1266 г. в костромском Феодоровском соборе он венчал костромского кн. Василия Ярославича, в январе 1277 г. там же отпевал и хоронил его (уже как вел. кн. Владимирского). В 1269/70 году епископ Игнатий совершил предсмертный постриг в схиму юрьевского кн. Дмитрия Святославича; вероятно, он же отпевал князя в Юрьев-Польском Михаило-Архангельском мужском монастыре. 9 декабря 1271 года совершил отпевание вдовы ростовского кн. Василия (Василько) Константиновича княгини Марии в основанном ею Спасо-Преображенском монастыре в Ростове. В Ростовском Успенском соборе святитель отпевал супругу кн. Глеба Васильковича княгиню Феодору (20 декабря 1273), князей Бориса Васильковича (13 ноября 1277) и Глеба Васильковича (13 декабря 1278). 31 июля 1278 года в Ярославском соборе Пресвятой Богородицы епископ Игнятий обвенчал дочь св. кн. Феодора Ростиславича Чёрного с Михаилом Глебовичем, кн. белозерским. В 1286/1287 году на княжеском дворе по благословению святителя была заложена церковь во имя св. князей Бориса и Глеба. В 1281/1282 году епископ участвовал в примирении ростовских князей Дмитрия и Константина Борисовичей.

Согласно Московской академической летописи, отразившей краткий ростовский свод XV в., незадолго до своей кончины митр. Кирилл III "по оклеветанью разгневася на епископа Игнатья и, расмотрив, пакы благослови его". Более подробно конфликт изложен в летописях, восходящих к владимирскому своду, - Троицкой и Симеоновской. В этих текстах гнев митрополита на епископа Игнатия объясняется историей погребения кн. Глеба Васильковича. Князь был отпет и погребен в Ростовском Успенском соборе. Через девять недель в полночь епископ Игнатий "изрину" тело из княжеской усыпальницы и повелел похоронить его в соборе Спасо-Преображенского монастыря, основанного матерью Глеба княгиней Марией Михайловной. Митр. Кирилл запретил свт. Игнатия в служении, поскольку тот осудил кн. Глеба прежде суда Божия и поступил "не по правилом". Можно предположить, что причиной поступка епископа Игнатия было давление на архиерея со стороны нового ростовского кн. Дмитрия Борисовича, не признававшего прав покойного дяди на Ростов и не желавшего видеть его могилу в усыпальнице ростовских князей. Дмитрий Борисович ходатайствовал перед митрополитом, и тот простил Ростовского епископа.

В 1280 году епископ Игнатий побывал в Орде "за причет церковный" (по-видимому, архиерей ездил к хану Менгу-Тимуру по поручению митр. Кирилла испрашивать ярлык Русской Церкви), при этом летопись отмечает, что это была вторая поездка святителя в Орду.

В 1280/81 году по распоряжению святителя Успенский собор в Ростове был покрыт оловом, пол вымощен «мрамором красным». В конце ноября 1281 года в Переяславле епископ Игнатий с Новгородским архиепископом Климентом и Владимирским епископом Феодором совершили отпевание митр. Кирилла III.

Согласно Житию прп. Петра, царевича Ордынского, составленному на основе местного предания, скорее всего, в конце XV века, прп. Петр по благословению свт. Игнатия основал в Ростове монастырь во имя св. Апостолов Петра и Павла, после того как они явились святителю во сне.

Житие свт. Игнатия, по-видимому, было написано в конце XIII века. Известны 115 списков памятника. В тексте приведены дата и даже время кончины святителя: "В лето 6796-е преставися к Богу священноепископ Игнатии месяца маия в 28 день, в пяток, по вечерни", а также перечислены лица, присутствовавшие на отпевании. Подробно описаны несколько чудес, происшедших при погребении. Монахини Феодосия и Аксиния, а также другие молящиеся видели, как свт. Игнатий поднялся из гроба, пошел по воздуху, встал над церковью и благословил людей и город. Потом святитель "съступи над нижнюю комару, еже пред жертвенником, ту положиша тело его святое Божиим изволением". Второе чудо произошло с архимандритом Стефаном, который получил исцеление, прикоснувшись скрюченной от рождения рукой к телу святителя. Третье чудо состояло в том, что свт. Игнатий, словно живой, "простер руку, прият" свиток с именами всех рукоположенных им священников и диаконов. Источником Жития свт. Игнатия, вероятно, послужила записка, составленная очевидцем погребения святителя.

Местное прославление епископа Игнатия совершилось между концом XIII и началом XV века, вероятно, вскоре после его кончины. Сохранились два списка службы святому, один из которых создан, вероятно, в Ярославле, другой - в Переславле-Залесском. Канон изобилует молениями к святому о заступничестве «от нашествия иноплеменных», что свидетельствует о составлении службы до 1380 г. Память свт. Игнатия имеется в месяцеслове пергаменной Псалтири с восследованием первой трети XV века, возможно связанной с Кирилловым Белозерским в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырем.

Прославление свт. Игнатия совершилось в годы управления Ростовской епархией архиеп. Вассиана I (Рыло), вероятно между 1474 (прославление свт. Исаии Ростовского) и 1480 годами. Свт. Игнатий впервые упоминается как святой в 1480 году в «Послании на Угру» архиепископа Вассиана великому князю Иоанну III Васильевичу. Послание завершается словами: "С сим же всеми да будет милость великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молитвами Пречистыя Его Матери и святых великих чудотворцев Леонтия, и Исаии, и Игнатия, Ростовских чудотворцев, и всех святых". Очевидно, в это время был создан канон Ростовским святителям Леонтию, Исаии и Игнатию. В каноне празднование Ростовским святителям (23 мая (память свт. Леонтия)) уподобляется совершению памяти святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Имя святителя Игнатия встречается в месяцесловах XV века. В 1563 г. царь Иоанн IV Васильевич писал митр. св. Макарию, что Полоцк был взят русскими войсками по молитвам в т. ч. к семи Ростовским святым, среди которых назван свт. Игнатий. В Уставе служб Московского Успенского собора, составленном по распоряжению патриарха Филарета в 1621 года, на память свт. Игнатия 28 мая предписывалось: "Игнатию Ростовскому: благовест в лебедь, трезвон средней" (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 208). Память была исключена из числа «нарочитых» праздников между 1666 и 1743 гг.

К началу XX в. мощи святителя почивали в Успенском соборе Ростова, в стоявшей слева от иконостаса серебряной раке, которая была сделана по заказу Ярославского и Ростовского архиепископа Арсения (Верещагина) (1783-1799). 25 апреля 1920 года по постановлению десятого уездного съезда Советов мощи святителя Игнатия вместе с мощами святителей Исаии и Димитрия Ростовских, преподобных Авраамия Ростовского и Евфросинии Полоцкой, несмотря на протесты верующих, были выставлены в центре собора, с них сняты облачения. Через неделю раки с мощами были возвращены на свои места. В том же году рака святителя Игнатия была изъята из собора. В советское время мощи святителя находились в деревянной раке в Успенском соборе (в храме Богослужение не совершалось). В конце 1980-х годов часть мощей была перевезена в Троице-Сергиеву лавру, часть передана Ярославскому и Ростовскому архиепископу Платону (Удовенко). 5 июня 1999 года Ярославский и Ростовский архиепископ Михей (Хархаров) передал в Ростовский Успенский собор, где возобновилось Богослужение, ковчег с частицами мощей святителей Игнатия и Исаии, а также прп. Даниила Переяславского.

Поделиться