Виктор Языков. Российский одиночный экстремальный яхтинг

Он в одиночку прошел тысячи миль по безбрежному океану, обогнул весь земной шар и пережил множество удивительных мгновений. Его имя знакомо каждому искателю приключений, связавшему свою судьбу с морем.

Юношеские годы будущего путешественника

Виктор родился в 1948 году, в небольшом курортном поселке Лазаревское, который в настоящее время является одним из районов города Сочи. Мальчик был старшим сыном в семье и помогал родителям в воспитании двух младших братьев. Отец Виктора, Аркадий Семенович, был обычным плотником. Именно он привил своему старшему сыну любовь к плотницкому мастерству и работе с деревом. Мать работала учительницей в школе – от нее мальчик унаследовал упорство и силу характера.

О море будущий яхтсмен мечтал всю свою сознательную жизнь. Он зачитывался Джеком Лондоном и верил, что когда-нибудь обязательно отправится в дальнее , о котором напишут книги. За несколько дней до 14-летия мальчика в море погиб отец, вышедший с другом на на небольшой лодке. Начался сильный шторм, и вернуться на берег им так и не удалось. В тот день Виктор четко осознал, что обязательно свяжет свою жизнь с морем и сумеет победить непокорную стихию.

После школы парень поступил в мореходное училище, затем туда же взяли его среднего брата Анатолия. Младший, Славик, выучился на инженера-конструктора. Такой план братьями был разработан намеренно, чтобы всем вместе можно было проектировать, строить и осваивать яхты.

На пути к мечте

При Лазаревской функционировал , который стал настоящим вторым домом для всех братьев Языковых. Именно здесь проходила их первая , здесь они научились умело обращаться с парусами, строить шлюпки, яхты и швертботы.

После службы в армии Виктор отправился на Дальний Восток, заниматься рыбным промыслом. Эта работа дала ему грандиозный опыт, закалку и позволила реально оценить собственные возможности. Языков со своей командой ходил по Тихому океану и Охотскому морю, бывал в Японии. Работа, приносившая солидный доход, все же не была тем, о чем всю жизнь мечтал Виктор. Его потянуло к родным берегам теплого Черного моря.

Бросив рыбный промысел, все свое время Языков посвятил строительству суден. В 1986 году ему пришлось прервать это занятие из-за аварии на Чернобыльской АЭС – он становится одним из ее ликвидаторов. К любимому делу возвращается, получив изрядную дозу радиации. С 1988 по 1990 год Виктор строит яхту «Фазис» и принимает участие в гонке Whitbread, в ходе которой погибает один из членов экипажа. Затем Языков несколько месяцев стажируется в Англии, перенимает там новые технологии строительства и ремонта яхт, а также завязывает тесные отношения с лучшими и конструкторами.

В 1990 году Языков достраивает яхту «Лагуну» - свое детище, вместе с которым через 2 года принимает участие в Трансатлантической гонке по маршруту из Великобритании в Америку.

Трансатлантическая гонка

Участие в приняло 87 смельчаков, стартовавших из Плимута в июне 1992 года. Российский флаг впервые реял среди вымпелов других одиночек, решившихся на эту авантюру. Языков записал в судовом журнале, что ему удалось наконец-то свершить свою многолетнюю мечту.

Яхта «Лагуна» хорошо стартовала, и долгое время шла довольно быстро, однако через 25 дней судно попало в затяжной штиль. Долгожданный ветер не помог преодолеть оставшуюся дистанцию, так как яхтсмен совершил досадную ошибку и заблудился. В итоге, зайти в порт «Лагуне» удалось на 27 день гонки, получив 4 место в своем классе и 37 место в общем зачете. Не смотря на неудачу, не потерял своей привлекательности для бывалого моряка Виктора Языкова.

Участие в других гонках

После финиша в Америке Языков решил заработать немного средств на дорогу домой, однако очень быстро изменил свои планы и решил начать совместный с американцем Бобом Адамсом проект. Яхтсмены запланировали строительство новой яхты для участия в гонке «Around Alone», которая должна была состояться с 1994 по 1995 год. К сожалению, в этот период поучаствовать в соревновании не пришлось, поэтому стали готовиться к следующему – с 1998 по 1999 год.

Яхтсмены столкнулись с множеством препятствий во время подготовки, в итоге за 3 дня до старта Боб отменил свое участие. Сам Языков опоздал к старту, однако, несмотря на это, вышел на дистанцию и стал обладателем множества титулов, присвоенных ему по результатам гонки: «Яхтсмен месяца» от профессионального журнала «Seahorse», «Яхтсмен года» от Всероссийской федерации парусного спорта, «Человек года» от Русского биографического института.

В 2000 году Виктор Языков, на своей яхте «Ветер перемен», вторым приходит к финишу на Трансатлантической гонке одиночек. Затем он занимается строительством еще нескольких яхт, делая каждое новое судно еще более совершенным, чем предыдущее.

Конец эпохи гонок

Не смотря на то, что занимал особое место в жизни яхтсмена, он решает полностью отказаться от участия в гонках и посвятить себя другому занятию. Языков создает свою знаменитую яхту «Дочь ветров» и отправляется на ней в испытательное плавание по родному Черному морю.

В 2008 году Виктор Языков, вместе с экипажем, проходит на этом судне через . В 2009 году на той же яхте он отправляется в очередное свое одиночное путешествие от Чарльстона () до Саумптона (Великобритания). «Дочь ветра» оказалась тем идеальным судном, которого не хватало яхтсмену долгие годы.

В настоящее время Виктор Языков продолжает заниматься любимым делом. За всю свою карьеру яхтсмена он 3 раза пересек Тихий океан, 10 раз – , и два раза обошел в одиночку земной шар. Также он известен как человек, сделавший сам себе уникальную операцию в открытом море: во время одной из гонок Языкову пришлось удалять огромную опухоль на руке. Этот человек стал настоящей легендой еще при жизни.

(1948-10-29 ) (64 года) Место рождения: Гражданство: Отец:

Языков Аркадий Семенович

Мать:

Языкова Нина Ивановна

Супруга:

Языкова Людмила Васильевна

Награды и премии:

Языков, Виктор Аркадьевич (29 октября , посёлок Лазаревское , Краснодарский край - российский, советский яхтсмен, путешественник, проектировщик и создатель яхт , участник многих соревнований, регат и кругосветных гонок, 8 раз пересекал Атлантический океан и 5 раз - Тихий.

Биография

Внешние изображения
Виктора Языкова
Фото Виктора Языкова на сайте www.putnikost.gorod.tomsk.ru

Рождение, ранние годы

Виктор Языков родился в посёлке Лазаревское, близ Сочи.

В 13-летнем возрасте остался без отца, бросил школу и пошел работать на местную верфь подмастерьем. Идея посвятить жизнь морю родилась рано, в 1962 году. При Лазаревской верфи был яхт-клуб. Именно здесь он впервые овладел навыками обращения с парусами. Надо сказать, что на Лазаревской верфи работали и отец, и мать, и младший брат Станислав. Языков сам, во дворе дома, построил свой первый швертботик. Затем построил катамаран "Колибри" - уже как положено, по чертежам.

Служба в армии. Служил в ВДВ, демобилизовался старшиной роты десантников.

После армии в 1970 году поступил в Дальневосточное мореходное училище на судоводительский факультет. Учился на одном курсе с будущими капитанами современных крупнотоннажных парусников «Паллада» и «Седов» Юрием Арсентьевым и Николаем Зорченко , а также с Петром Соседовым – ставшим впоследствии известным телережиссером. С 1974 года работал на судах МРХ СССР .

Карьера яхтсмена

Типичный фрагмент парусной регаты

Достижения, гонки, проекты

Уникальная хирургическая операция в открытом море

Как не странно, но всемирную известность Языкову принесли не победы в регатах и гонках а уникальная медицинская операция, которую он сделал сам себе в открытом море.

Во время длительной гонки Виктор повредил руку, ссадины на правом локте привели к огромной, желто-фиолетовой опухоли, боль от которой не давала ничего делать. От ближайшего порта гонщика отделяли многие сотни миль. Связался с гоночным комитетом. Оттуда организовали консультацию отставного врача ВМФ США Даниэля Карлина. Оперировал мучительно долго, никак не удавалось остановить кровотечение. Наложил жгуты, потом разрезал их… Несколько часов согревал руку. Подкрепился красным вином и шоколадом и провалился в глубокий сон. Проснулся через 8 часов, стало легче… Тем временем, на автопилоте яхта Языкова показала лучшую за всю гонку скорость и преодолела 239 миль.

Основные жизненные принципы

Вкладывать себя в дело по максимуму - что бы он ни делал, - только тогда может получить в ответ максимум. После таких сложных уроков приходит понимание, что в жизни по-другому не бывает - это закон, который нарушить нельзя. А кто его нарушает - сильно об этом жалеет.

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 29 октября
  • Родившиеся в 1948 году
  • Яхтсмены России
  • Мореплаватели России
  • Путешественники России
  • Участники кругосветных путешествий
  • Персоналии:Приморский край
  • Путешественники СССР
  • Выпускники Дальневосточного мореходного училища

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Языков, Виктор Аркадьевич" в других словарях:

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Жирмунский. Виктор Максимович Жирмунский Дата рождения: 21 июля (2 августа) 1891(1891 08 02) Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти … Википедия

    Институт восточных языков. Индонезийская группа 1967 г. Институт восточных языков при МГУ им. М. В. Ломоносова (ИВЯ при МГУ) образован в 1956 в Москве на базе нескольких кафедр филологического и исторического факультето … Википедия Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Виктор Языков родился 29 октября 1948 года. Лазаревское – его место рождения – тогда называлось курортным поселком, а сейчас – это район города Сочи. В семье был старшим, потом родились еще два брата – я (Анатолий) и младший, Станислав.

Отец Аркадий Семенович – человек веселого нрава, отличный столяр и плотник. От него Витя унаследовал любовь к древесине и виртуозное владение шкипарем (с двух рук, между прочим). Мать Нина Ивановна по образованию учитель. Человек добрый, но достаточно строгий, властный и упрямый. От нее Виктору Языкову досталась сила характера.

Воспитывали они нас каждый по-своему, неприхотливо. От отца за шалости изредка доставался подзатыльник, реже, за очень серьезные проступки – ремень. От матери – “нотации” – довольно частая, длинная и неприятная процедура. Основное воспитание – это, конечно же, ежедневные домашние обязанности и работа по дому. Так как наше раннее детство совпало со строительством дома, то работы было предостаточно. А работа в саду и огороде вносила необходимое разнообразие.

О море Виктор мечтал с тех пор, как я себя помню. Его любимые книги – о море, любимый писатель – Джек Лондон, любимый зверь – волк. Нет, конечно же, характер у него не волчий, и он не похож на “морского волка” – персонажа своего любимого писателя, но силой характера с ним поспорит запросто.

“Идея посвятить жизнь морю родилась рано, в 1962 году. Точно помню тот день – за несколько дней до моего четырнадцатилетия погиб отец… У нас на берегу стояла небольшая лодочка – тузик. С отцом мы часто выходили на ней в море. Однажды отец с другом пошел на рыбалку. Стояла осень, и нередко приходили сильные шторма… Товарища обнаружили спустя несколько дней на берегу, лодочку тоже выбросило волнами, а вот отца так и не нашли. Я оказался старшим в семье – двое братьев, совсем малыши. Пришлось бросить школу (доучивался потом в вечерке) и идти работать на нашу верфь подмастерьем. Тогда и появилась отчетливая, осознанная мечта оказаться в океане под парусом, пойти в кругосветное плавание. Когда увидел на верфи яхты, в голове родился план. Мореходка. Нужно получить штурманское образование. Прикинул, что среднему брату Толе тоже неплохо в мореходку поступить, а младшему, Славику, надо в инженеры-конструкторы, чтобы потом спроектировать и построить яхту. По тому давнему плану жизнь и сложилась – все лодки делали вместе. Слава и сейчас руководит строительством, без его ведома ни один узел не собирают. Средний, Анатолий, тоже немало вложил сил, средств и в первую «Лагуну», а потом и в «Ветер перемен».”

При Лазаревской верфи был яхт-клуб. Именно здесь он впервые овладел навыками обращения с парусами. Надо сказать, что на Лазаревской верфи работали и отец, и мать, и младший брат Станислав. Своего рода второй дом. Витя здесь строил шлюпки, учился строить швертботы и яхты. Потом сам, во дворе дома, построил свой первый швертботик. Затем построил катамаран “Колибри” – уже как положено, по чертежам. Потом этот катамаранчик сгнил на крыше домика погранзаставы, куда был помещен за несанкционированный выход в море.

Дальний Восток

“После мореходного училища – на Дальний Восток, в рыбаки. Работа в северных морях – настоящая, мужская. Колоссальная закалка, слабых нет – либо это твоя стихия, либо уезжай обратно! В рыбаках я зарабатывал в месяц 2-3 тысячи при средней зарплате по стране в 120 рублей! Начинал вторым помощником капитана, но уже в следующий рейс пошел первым, затем старпомом, а потом взял и ушел в яхт-клуб на 100 рублей. Из рыбаков никто просто так не уходил – очень блатная работа, но хотелось работы для души, для себя, а не ради бумажек! Ходили по Охотскому морю, в Тихий океан, в Японию, пару раз во льдах затирало. Но потянуло на родину, к Черному морю.”

В 1979 году , являясь руководителем яхт-клуба находкинского торгового морского флота, В.Языков впервые в истории Советского союза привел яхту в Японию.

На Дальнем Востоке он нашел себе семью, а нам новых родственников – жену Людмилу и сына Алешку. Когда мать Виктора тяжело заболела, они перебрались в Краснодарский край, где Языков начал строить свою первую океанскую яхту.

Яхта “Лагуна British Friendly”

Строительство яхты с перерывами продолжалось около шести лет. В 1986 году Виктора призвали на ликвидацию аварии на Чернобыльской АЭС. Уходил на шесть месяцев, а вернулся, “набрав дозу радиации” через три. В течении полугода Языков восстанавливался, не мог толком ничего делать. Большой удачей в работе над избавлением от радиации оказался завалявшейся в подарок от родственников зеленый чай, привезённый с Грузии.

В 1988-90 годах Виктор Аркадьевич делает перерыв для участие в строительстве яхты “Фазиси” и в

Океан

В один прекрасный момент я просто понял, что Земля - это мама, которая нас родила, и, естественно, она просто выше нас по своей организации. Парусная яхта объединяет эти две более высокие субстанции - мировой океан и воздушный океан, соединяя их естественным образом. Получается, что яхта - это вечный двигатель в каком-то плане, потому что энергия ветра неиссякаема. То есть ты отталкиваешься от тверди, от тела, и начинаешь путешествие в пространстве души с помощью силы духа…

Очень много, конечно, нюансов, когда мы говорим о человеке в океане. Все мы изначальное вышли из океана - это наш прародитель. Но люди говорят это, иногда совершено не понимая, о чём говорят. Потому как наш родитель - океан нам вреда причинить не может. И те опасности, которые нас подстерегают, как нам кажется, в океане - это то, что родилось в нашем больном сознании. Для начала нужно полностью исключить такое понятие, как опасность, потому что опасности не существует, кроме той, которую мы сами себе создаём в своей голове. Если уж рассматривать то, что люди называют опасностью, то это просто более или менее сложные ситуации, в которых надо правильно действовать и, само собой, быть к ним готовым.

Я бы назвал яхту идеальным инструментом познания. Мне кажется, это самое правильное определение. Инструмент, который создаётся, безусловно, каждым человеком, его нельзя купить, нельзя получить от кого-то в подарок - это то, во что ты вкладываешь себя. Есть потрясающая фраза, подобной я больше не встречал, Джозефа Конрада: «Everything can be found at sea, according to the spirit of your quest». Одно слово - «всё», хотя понять человек этого не может. Многие эту фразу слышали. Но главное понять… Для человека понятие «всё» отсутствует. Я знаю эту фразу давно, и она приводила меня в восторг, но именно в этот раз я понял, как много всего человек может получить в океане.

Как люди вообще воспринимают океан? Они его не видят. Отражение солнечных лучей от поверхности воды они считают океаном. Когда ты идёшь по океану, то начинаешь в конце концов кое-что понимать… Саша Подводный мне многое объяснил. Когда я его спросил - почему Подводный, он сказал: «Ну всё же под водой…» Там и рыба, в том числе и рифы, и всё остальное. Смотришь, тишь да гладь, ты скользишь по ней, и вдруг - бах! - наехал на риф или заметил рыбу-меч. Или решил искупаться, ныряешь - не будем говорить об акулах, та же медуза «португальский кораблик» может создать очень неприятную ситуацию. Потому внимательно смотри по сторонам.

Яхта идёт иногда с приличной скоростью, узлов до десяти. Для начала надо попробовать искупаться на скорости два, три, четыре узла. Хороший конец должен быть привязан надёжно, надо подёргать эту верёвку, потом надеть на руку - там петля. Я, например, раньше просто руку вставлял в петлю, а теперь из этой петли делаю петлю, затягиваю на запястье и уже держусь, то есть получается двойная страховка. Прежде чем опуститься, само собой надо посмотреть по сторонам. Георгий Иванович (Гурджиев. - Прим. ред. ), он же правильно все объяснял: «Надо видеть себя со стороны, помнить себя».


Безопасность

Когда что-то делаешь, думай о том, что делаешь. Это правило является основой безопасности вообще, ну и в океане тоже. Смысл в чём? Когда ты каждый день делаешь одно и то же, то сначала есть ощущение опасности, страха, и всё делаешь внимательно, но постепенно привыкаешь и начинаешь думать бог знает о чём в то время, когда делаешь какую-либо серьёзную вещь.

Практиковать внимательное отношение к тому, что делаешь, нужно постоянно. Занимаясь любым делом, можно практиковаться. Например, у меня есть нож, очень острый, и я его всё время вытираю об руку. Если провести им немного иначе, то порежусь. Точно так же, чем чаще опускаешься за борт на этой верёвочке, тем вроде бы возникает больше шансов, что когда-нибудь какая-то неприятность с тобой случится. Вот такого быть не должно. Это неправильно.

Опасности не существует, как я уже говорил. Как только человек произносит слово «опасность», он автоматически включает программу самоуничтожения. Единственно, чего надо бояться, - это чувства страха. Если ты не боишься, то всё в порядке. А если есть страх, то его и надо бояться. У меня на протяжении 44-х дней и 6 тысяч миль (во время одиночного плавания по Атлантике. - Прим. ред. ) не было ощущения страха, опасности и даже тревоги и беспокойства. Это, безусловно, одно из самых главных достижений плавания. Такое было у меня в первый раз.

Четвёртое измерение

Конечно, это состояние формировалось раньше. Ситуация создавалась на протяжении длительного времени. Так создаётся свой мир, я назвал это четвёртым измерением. Безусловно, ты закладываешь в собственный мир четвёртого измерения всё то, о чём мечтаешь. То есть это мир, в котором нет страха, нет опасности, нет ничего неприятного. Ты создал собственное пространство, в котором ничего страшного произойти просто не может. Если ты в состоянии удерживать это состояние, оно может длиться сколь угодно долго.

Процесс создания яхты был очень тяжёлым, но, только когда плавание подходило к завершению, я понял, что у меня финиш совпадает по дате с точностью до нескольких часов с финишем в , которая была 12 лет назад. Я понял, что у меня замкнулся 12-летний цикл. Получилось ровно 12 лет и 12 часов. Началось всё с того момента, когда завершилась кругосветная гонка. За это время много всего было. Строительство яхты началось летом 2003 года. И всё, что было сделано, - это подготовка к плаванию. Плавание продолжалось 44 дня, подготовка - 12 лет. Было такое огромное количество событий, людей, которые бескорыстно приняли участие в этом проекте. По-другому такие вещи не происходят. Безусловно, я не воспринимаю данный результат как свой личный.

Я вышел в какое-то новое пространство, обрёл новое знание. Знание того, что люди - каждый человек - живёт в собственном мире. В любой ситуации он живёт в своём мире, который сам создаёт собственными усилиями, и другого быть не может. Ни больше, ни меньше. И только от него зависит, как выглядит его мир. Если, скажем, какой-то человек тебе не нравится, то никто не виноват, что ты такой хреновый художник. Как ты его нарисовал, таким он тебе и представляется. Нарисуй снова.

Для того чтобы получить всё, нужно отдать всё. В принципе ни один человек не может отдать всё, но приблизиться к этому может. Вкладывай себя в течение длительного времени по максимуму, не думая ни о чём, вопреки всем опасениям, страхам, усилиям… Даже небольшое дело связано с риском. С риском того, что из этого ничего не выйдет. И стоит ли оно того, чтобы в него вкладываться? Если ты в состоянии вложиться полностью, то получишь гораздо больше, чем отдал. Ты получаешь качественно другие состояния. У человека есть только его состояние.

Откуда оно взялось, четвёртое измерение, вообще вся ситуация? Это уже давно забытое прошлое… У меня с детства было стремление создать подобную яхту. Всё начиналось с вёсел лет в 10-12, мозоли были на всех местах, где положено. Когда мне было 16 лет, я прочитал книжку о канадском капитане , о человеке, который построил яхту и обошёл на ней вокруг света в одиночку. Его яхта могла идти с закреплённым рулём. За всю историю - а прошло больше ста лет - не было создано ни одной подобной яхты, за исключением наших «Ветра перемен» и . Когда выходишь под парусом - это такое чудо! Оказывается, можно двигаться по поверхности океана или моря и не упираться изо всех сил, налегая на вёсла, набивая мозоли. Просто замечательно! Мне в этом плане повезло невероятно. И, несомненно, умение не рулить имеет очень большое значение. Для меня это уже стало реальностью. Почти никаких усилий не требует управление яхтой.

Интересно смотреть на воду за кормой - зрелище бесподобное, оно расслабляет. Скажем, если есть что-то нехорошее, то всё это уносится. А когда хочешь что-то получить, надо смотреть на набегающую волну. Когда ветерок ещё встречный, ты ощущаешь одновременно как бы воду, которая набегает на тебя. Вот такие интересные вещи.

В чём смысл четвёртого измерения? Как его почувствовать? Главное - ситуация, в которой ты минимально занят чем бы то ни было. Это получается, потому что яхта идёт сама, ничего не надо делать. Заранее надо всё очень серьёзно продумать, чтобы вообще не о чем было беспокоиться. То есть заблаговременно создаёшь ситуацию.

Человек всегда живёт в том мире, который создал сам, по-другому не бывает. Когда у человека неприятности, он обвиняет кого угодно и не понимает, что сам смоделировал ситуацию. Но в данном случае ты осознанно и целенаправленно создаёшь мир определённого качества. То есть появляется наконец-то возможность сотворения такого мира, в котором ты не встретишься с неприятностями.

Параметры следующие: не должно быть холодно, не должен дуть сильный ветер, не должно быть много работы и так далее. То есть в этом плаванье задавались конкретные параметры для четвёртого измерения. Безусловно, понятие «четвёртое измерение» появляется только тогда, когда ты в нём очутился. Уже находясь в нём, начинаешь понимать, что это такое. Очень важно удержаться там и не вывалиться.

Тебе при этом подают какие-нибудь знаки. Один знак был - корабль появился. До этого не было ничего. Потом ещё более суровый знак - голубь прилетел. Это было недалеко от островов Зелёного мыса, там спорт такой - почтовых голубей запускают. Я думал, что он улетит. Но нет, 11 суток был на яхте. Это было серьёзное предупреждение: он очень здорово нарушил мою ситуацию, так как надо было его кормить и что-то с ним делать. В итоге я подумал, что он будет со мной до конца, и воспринял это как должное. Тоже была интересная практика. Когда ветерок усилился, сбоку начали залетать брызги, то голубя стало захлёстывать волной. Он поднялся, полетал, прилетел обратно, опять волна на него. В конце концов птица улетела. До берега далеко, но, похоже, голубь встретил какое-то судно и остался на нём. Об этом можно много говорить, ведь ничего случайного не бывает.

Яхта

Большинство людей создают некий мир, но он существует скорее в пространстве сознания. А яхта - это ситуация материализовавшегося созданного мира. Качество созданного пространства, безусловно, имеет огромное значение. Поскольку мы говорим о яхте, то эта яхта осознанно была создана с определёнными характеристиками, чтобы она сама шла.

Мы создали технологию обретения силы в океане. И, наверное, есть люди, которые могут воспользоваться этим делом, применить с пользой для себя. С другой стороны, мы использовали весь накопленный человечеством опыт в области создания яхт, проектирования, материаловедения, технологий, в том числе опыт вот этого человека… Ну и плюс, конечно, Гурджиев, его «Четвёртый путь», Дао Дэ Цзин, И Цзин и всё остальное, что удалось усвоить из премудростей. Они тоже являются частью большой работы, длинною в жизнь.

Осознанность появилась, когда впервые начал разговаривать с волнами… Ветер - это не страшно: паруса убрал, и всё. А волны зачастую создают очень серьёзные ситуации. Ну, это тоже было начало новой практики. Мысль, которая звучит очень просто: в этот раз всё будет иначе. Мне как-то Сергей Ресин сказал ключевую фразу: «Постарайся не делать ничего такого, что можно не делать». Он не стал ничего объяснять, но я понял. Эта практика впервые стала работать. На волне предыдущего опыта осознаёшь две основные вещи: первое - установка на то, что в этот раз всё будет по-другому, всё хорошо, и второе - надо стараться как можно меньше быть занятым, тогда ты свободен к восприятию. В противном случае ты воспринимаешь очень незначительное количество информации или вообще её не воспринимаешь. Это было первое плавание в новом качестве.

Вернусь к волнам. Я начал с ними разговаривать. Когда волны воспринимаешь как что-то родное и близкое, тогда они тебе не навредят. Как-то я упоминал, что волны как огромные дикие звери. Вот ты и начинаешь их уговаривать, что-то обещать, где-то за ухом погладил, как большую собаку.

Существует представление о духах стихий, духах местности. Они, безусловно, есть. Когда появляется понимание этого, тогда всё начинает правильно происходить. Например, есть традиция открывать бутылку вина перед обедом и сначала немного вина вылить за борт - поприветствовать. У нас есть свой тост, который работает. Важно понимать, что есть вещи, которых ты практически не осознаёшь, но они существуют, и их нужно всегда учитывать и благожелательно относиться. Точно так же, когда за яхтой на верёвке болтаешься, прежде чем опуститься в воду, ты должен обратиться с каким-то пожеланиями и просьбами, чтобы всё закончилось благополучно. То есть надо создавать ритуал. Ритуал, которому ты следуешь, является обеспечением твоей безопасности в гораздо большей степени, чем спасательный плот. Я раньше почему-то не придавал значения этому очень важному моменту. Создание четвёртого измерения - это в значительной степени родство с яхтой. Если рассматривать яхту как живое существо, то зачем брать с собой плот? В надежде на то, что, если с яхтой что-то случилось, ты выживешь? Это не прилично, не этично. Яхта это тоже чувствует, понимает. Большинство людей чего только не делают: и страховки, и спасательные жилеты, и плоты, совершенно не понимая, что зачастую причиняют больше вреда, чем пользы, этими вещами. Главное помнить, что яхта - живое существо, и забота о ней, мысли о ней являются основой обеспечения безопасности. И не только безопасности, а, что гораздо важнее, создания четвёртого измерения, создания твоего пространства, твоего мира.

Вконтакте

Лет пять тому назад в курортном поселке Лазаревское на берегу Черного моря, в саду дома Виктора Языкова горел костер. Костер был нужен для шашлыка, а шашлык - для гостей. Гостей было двое: автор этих строк и Кевин Дибли - яхтенный дизайнер из Новой Зеландии. В ожидании шашлыка возникла дискуссия: кто и зачем ходит в море на яхтах. Мнения разделились.

Спустя примерно час Кевин встрепенулся: «Послушайте, парни, то, что я тут слышу, надо бы положить на бумагу. Существуют тысячи книг о яхтинге на английском языке, но ни в одной из них я не нашел того, о чем вы говорите. Все это жутко интересно! Может, на русском есть что-то?». Так родилась идея книги «Философия яхтинга». Впрочем, до завершения книги еще далеко, а вот свою точку зрения Виктор Языков отстаивает наиболее убедительным способом - вскоре они опять уйдут в море.

Вообщето в сентябре 2010 года Виктор отправляется в кругосветное одиночное плавание, однако приходится писать во множественном числе, поскольку уходят «они» вдвоем - Виктор и его яхта «Дочь Ветра». Языков всегда одушевляет свои яхты, потому что строит лодки сам, своими руками и по своему разумению. Построил он их за полвека немало, и как раз сейчас начинается один из самых интересных его экспериментов в системе координат «Человек и Океан».

Лично я горжусь тем, что есть в России человек, имеющий право сказать: «Я построил одну из лучших в мире яхт, показавшую высочайшие ходовые качества в кругосветной гонке одиночек». В свое время Виктор Языков не только создал уникальную яхту «Ветер Перемен», но и в одиночку прошел на ней за девять месяцев все этапы маршрута, заняв четвертое место в своем классе. Годом позже «Ветер Перемен» стартовал в гонке одиночек через Атлантику, и в этот раз Виктор пришел вторым.

Однако здесь речь идет не о спортивных достижениях Языкова, которых предостаточно, и даже не о нем самом, а о его самобытном подходе к созданию яхт для «духовного общения с Океаном» - именно так определяет этот процесс сам Виктор. Те сто тысяч миль, что он оставил за кормой, заставляют уважать его мнение. Даже для людей, искушенных в яхтинге, многие идеи Языкова кажутся откровением, несмотря на то, что излагает он их сухим техническим языком и без особых эмоций.

Если отвлечься от технических подробностей и сосредоточиться на философии, то базовой идеей Виктора является следующий постулат: яхта - создание одухотворенное. Идея не нова: англичане, например, собаку или кошку могут называть в среднем роде - it, а вот яхта - всегда she, она. По мнению Языкова, самая сложная для «царя природы» задача - понять, что парусная яхта - живое существо.

А поскольку «живое существо» должно уметь передвигаться самостоятельно, то, начиная с «Ветра Перемен», Виктор Языков строит свои яхты без автопилота. Благодаря способности самостоятельно идти с закрепленным рулем под заданным углом к ветру, как встречными, так и попутными курсами, лодки Виктора предоставляют ему свободу заниматься своими делами, в то время как яхта сама движется в заданном направлении. Языков утверждает, что его новая яхта «Дочь Ветра» самостоятельно идет практически с той же эффективностью, как если бы он ею управлял.

С философской точки зрения поведение Виктора Языкова подтверждает закон единства и борьбы противоположностей. С одной стороны, его яхты раз от разу становятся все проще по содержанию технических устройств. На «Дочери Ветра», достроенной в 2007 году, а потом тщательно испытанной (за ее кормой уже свыше 15 000 миль и два трансатлантических перехода), Языков отказался уже не только от авторулевого, но и от вспомогательного двигателя с электрогенератором, а потому отпала нужда и в топливном баке. С другой стороны, конструкция яхты настолько неординарна и сочетает столь разные материалы, что требует детальных разъяснений.

Корпус «Дочери ветра» - сэндвич, созданный методом вакуумного формования на отечественных эпоксидных клеях. Между жестким углепластиком и двумя слоями каштанового шпона - легкий бальсовый заполнитель. Древесина каштана - легкая, прочная, устойчивая к гниению, с низкими коэффициентами усушки и разбухания, обладает хорошей адгезией к клеям, благодаря чему является одной из лучших для судостроения.

А самое главное - высокий модуль упругости каштана практически не отличается от модуля упругости применяемого углеволокна, и эта особенность позволяет, сочетая наиболее традиционный материал - древесину и самый лучший из современных - углепластик, создавать долговечные конструкции с высокой прочностью. К тому же древесина и углепластик не накапливают усталостных нагрузок, в отличие от большинства других современных материалов. Углепластиковая свободностоящая поворотная мачта-«крыло» значительно уменьшает воздушное сопротивление, упрощает конструкцию парусного вооружения и увеличивает его надежность, а также облегчает управление яхтой.

Кормовое расположение киля и шверт в районе мачты позволяют изменять положение центра бокового сопротивления на ходу, благодаря чему создается идеальный баланс сил и яхта идет под заданным углом к ветру, с закрепленным рулем самостоятельно. Бесспорно, современные тенденции в развитии яхтенной техники и приемы строительства яхт по принципам Языкова движутся в диаметрально противоположных направлениях. Современные яхты напичканы электроникой, и, казалось бы, что может быть проще, чем ткнуть пальцем в экран компьютера?

Только вот что делать, когда эта техника откажет? Парадокс современного бытия состоит в том, что людям пришло в голову отравить химикатами окружающий мир, чтобы в результате получить возмоность покупать в дорогих магазинах «чистые продукты». А ведь природа именно такими их создала. Что касается яхт, то, вероятно, Виктор Языков - один из первых яхтсменов, успешно решающих проблему создания «экологически чистой яхты». И точно так же, как органические фрукты и овощи, доступные далеко не всем, яхты Языкова следует признать «эксклюзивным продуктом». Вот только жаль, что нет пока в мире такого магазина, где это можно купить за деньги.

Следует отдать должное Виктору - он не хранит в секрете годами накопленный опыт создания своих яхт «родом из будущего». С практической позиции все это выливается в идею создания «идеальной яхты» - одушевленного существа, рожденного длясвободного безостановочного движения с применением неисчерпаемых сил природы. Именно такие высокие цели заложены в проекте создания семиметровой яхты третьего поколения, которую Виктор Языков задумал в качестве инструмента познания основ мироздания.

В подобном проекте не обойтись без смелых конструкторских решений и уникальных технологий Языкова, многие из которых рискну назвать гениальными. Именно такую яхту собирается построить Виктор, вернувшись из кругосветки, где у него будет время спокойно обдумать все детали. По большому счету, создав такую яхту, Виктор предоставляет тем, кто стремится к самосовершенствованию, редкий шанс оптимальным путем приблизиться к единению с природой, не нанося ей ни малейшего ущерба. И конечно же, радость парить под парусами, объединяющими Мировой Океан с океаном воздушным.

Пока что завидная возможность уединиться с мудростью Природы вдали от людской суеты досталась только Виктору Языкову. Ему предстоит пройти тысячи миль по маршруту: Саутгемптон - Мыс Доброй Надежды - Мыс Луин (Австралия) - Мыс Горн - Саутгемптон. Чтобы хранить молчание наедине с Океаном, Виктор отключает рацию, и мы сможем следить за его движением только благодаря радиомаяку, установленному на яхте.

Поделиться