Лев толстой и тейп беной. Недавнее покушение на кадырова

6 сентября в Чечне празднуют День республики. При генерале Джохаре Дудаеве это был День независимости. Новая чеченская власть пытается доказать, что между Ичкерией и Чечней — большая разница


Павел Шеремет, Москва — Грозный


Поездка в Чечню до сих пор — тревожная командировка. Военным и милиционерам здесь, правда, уже не платят "боевые" и новости о терактах и столкновениях с боевиками чаще теперь приходят из других республик Северного Кавказа, но, собираясь в Грозный, вы не можете отделаться от ощущения тревоги. Все чеченское кажется опасным, а все опасное — чеченским. И до сих пор в любом конфликте люди первым делом ищут чеченский след. На поверку потом оказывается, что угонщики машин были ингушами, борсеточники — грузинами, смертницы приехали в российскую столицу из Дагестана, а похитители бизнесмена — самые что ни на есть русские парни. Но первая реакция на любое ЧП всегда одинаковая — чеченский след. Социологи подобрали этому определение — чеченский синдром...

Портретное сходство


У стойки регистрации в аэропорту на рейс Москва — Грозный вы ожидаете столкнуться если не с ваххабитами, то с брутального вида бородачами. Но бородачей нет. В Грозный летят несколько женщин, парочка милиционеров, группа федеральных чиновников, есть еще английский журналист, генерал из Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и несколько молодых людей явно не кавказской наружности. Поначалу мы смотрим друг на друга с подозрением, мало ли какие у кого дела в Грозном, не на курорт же летим. "Да вы не волнуйтесь, я уже второй раз за месяц лечу. Там все спокойно",— неожиданно улыбается парень в спортивном костюме. "А вы спортсмен? — спрашиваю у парня.— На соревнования летите?" "Я не спортсмен, я связист". "Военный?" — я все еще цепляюсь за свои представления из прошлого, когда других связистов в Чечне, кроме военных, в принципе быть не могло. "Почему военный? — удивляется парень.— Мы там телефонные линии прокладываем в новых районах. Специалистов же нет, вот нас и приглашают на неделю-две"...

Здание аэропорта в Грозном - новое, с иголочки. На фасаде — портреты президентов: Кадырова-отца и Дмитрия Медведева. С другой стороны здания — портрет Владимира Путина, огромный плакат главы республики Кадырова-сына и подпись "Счастье — в служении народу". В Грозном вообще очень много портретов. Чаще всего встречается изображение Ахмад Хаджи Кадырова. Портреты, как правило, подписаны: "Мы помним, мы любим", "Он ушел непобежденным" (это цитата из Путина). Еще много портретов самого Путина и Дмитрия Медведева. Здесь считают, что такая наглядная агитация воспитывает уважение к власти. Это, надо понимать, объясняет множество портретов других героев — Рамзана Кадырова, его покойного брата (на фасаде концертного зала), его матери и ближайших соратников.

В конце августа отмечали день рождения Ахмад Хаджи Кадырова. Обычно это сопровождается масштабными торжествами, но сейчас в Чечне священный месяц рамадан, правоверные мусульмане держат уразу (30-дневный пост, во время которого надо воздерживаться от пищи, питья, игр и зрелищ до наступления темноты), и торжества отменили. До восьми вечера закрыты практически все кафе и рестораны, исчез с прилавков алкоголь.

Улицы города патрулируют активисты Центра духовно-нравственного воспитания и развития, читают людям проповеди прямо на тротуаре. Они настоятельно просят владельцев кафе не работать днем, чтобы не искушать мусульман. Владельцы проявляют сознательность: подавляющее большинство заведений общепита закрыто. Еще активисты останавливают и проводят воспитательные беседы с девушками, которые, на их взгляд, одеты слишком вызывающе — например, ходят без платка на голове или носят кофточки без рукавов. Ссылки на 35-градусную жару не принимаются.

Исмаил дежурит возле центральной городской библиотеки на проспекте имени Путина, это бывший проспект Победы. Он вернулся в Чечню из Тюмени несколько лет назад. С работой трудно, вот он и стал активистом центра.

Я указываю Исмаилу на проходящую мимо эффектную молодую чеченку, одетую вполне себе провокационно с точки зрения нормального молодого парня.

— Вот она, например, провокационно одета?

— Нет, нормально. У нее рукав ниже плеча и платок есть.

— А вот другая девушка идет без платка.

— Да, она представляет для нас опасность. Мы ей уже несколько раз говорили, но она нас не слушает,— вздыхает Исмаил. Он провожает ее взглядом и добавляет: — У нее наверняка сильный характер.

Борьба за нравственность


Мало кто из чеченцев сейчас решится здесь демонстрировать свою независимость. Пару месяцев назад в Грозном какие-то молодые люди нападали на неподобающе одетых девушек, обстреливали их краской из пейнтбольных ружей. Люди говорили, что это делают кадыровцы, потому что нападавшие разъезжали на черных тонированных машинах марки "Лада-Приора". На таких машинах ездили рядовые бойцы президентской гвардии. Но руководство Центра духовно-нравственного развития официально осудило такие нападения, и теперь борьба за чистоту нравов проходит без эксцессов. Директор центра Ваха Хашханов говорит, что "сейчас не ичкерийские времена, когда людей силой принуждали к вере".

Вахе Хашханову 32 года. В середине 1990-х годов Ахмад Хаджи Кадыров отправил его учиться в Ташкент, в Высший исламский институт. Теперь ему поручена важная миссия воспитания чеченской молодежи и противодействия в ее среде ваххабизму. Подозреваю, что и сам центр был создан в том числе, чтобы взять под контроль толпы молодых людей, слоняющихся без работы. Каждый активист получает в центре зарплату примерно 8 тысяч рублей. В условиях, когда найти работу тяжело, это хорошее подспорье.

До войны, по-моему, в Грозном не было ни одной крупной мечети, а сейчас в центре города стоит самая большая мечеть Европы и в разных концах города видны минареты. Справедливости ради надо сказать, что первой в городе восстановили церковь Михаила Архангела, но прихожан в ней практически нет. Набожные грозненские бабушки обижаются, что даже высокие гости из Москвы обходят ее стороной: в мечеть обязательно заедут, а про церковь почему-то забывают. Еще примета — храм круглосуточно охраняют милиционеры из Екатеринбурга.

В Чечне сейчас все делается с именем Аллаха на устах. Даже в перерыве футбольного матча "Терек" — "Спартак" люди молятся за победу родной команды. Молится в отдельной комнатке на стадионе глава республики Рамзан Кадыров, молятся и его соратники. Он побрил голову на время рамадана, побрились и его соратники. Почти все чиновники одеты в арабского типа одежду, длинные рубахи, кафтаны и прочее, как и положено истинному мусульманину.

Рамзан и его команда


Этот всплеск религиозного рвения пугает приезжих из других регионов России. Многим кажется, что в отдельно взятой республике строится исламское государство, которое будет жить по законам шариата, а не Российской Федерации. "Мы все граждане России и хотим жить в сильном и спокойном государстве",— успокаивает вице-премьер Магомед Даудов. 30-летний Герой России курирует в правительстве силовые структуры. В Чечне его все знают как Лорда. Почему Лорд? Такое прозвище-позывной дал Рамзан Кадыров. "На первую встречу с главой республики я пришел в черном костюме и белой рубашке. Рамзан Ахматович сказал, что, мол, мне про тебя всякое говорили, а ты нормальный человек и вообще выглядишь как английский лорд. С тех пор так и приклеилось",— рассказывает Даудов.

Когда началась вторая чеченская война, Магомеду было всего 19 лет. И его, как и многих других молодых парней тогда, в лес загнали жесткие зачистки, которые проводили федеральные войска, видевшие в каждом молодом чеченце потенциального врага. Он вспоминает, как голодный бродил по горам и не понимал, что здесь делает. "Когда Ахмад-Хаджи объявил амнистию, я прятался у своей тетки. На мне не было крови, я сразу же вышел из леса, как и тысячи парней",— говорит Магомед. Его обижают подозрения или сомнения в лояльности нынешней российской власти. "Меня коллеги в России ничем упрекнуть не могут. Я днями и ночами гонялся по горам за настоящими боевиками и террористами. У меня есть Звезда Героя России, но я ее стесняюсь надевать, чтобы не было барьера между мной и людьми. Мы за закон, за сильную и единую Россию. У нас сейчас больше порядка и спокойнее, чем во многих российских регионах",— сверкает глазами молодой вице-премьер. Таких "боевиков" — большинство в окружении Рамзана Кадырова.

Но есть и те, кто реально воевал против федеральных сил. Абу Арсунукаев — начальник охраны Джохара Дудаева, Магомед Хамбиев — министр обороны при Аслане Масхадове. Они старательно избегают публичности и общения с прессой, числятся советниками президента и, как говорят, выполняют его деликатные поручения. Пожизненным муфтием Чечни избран бывший глава Шариатского суда при Масхадове Султан Мирзоев. Многие главы районов и руководители различных подразделение в силовых структурах — это люди, прошедшие через лес и горы. Но не они сегодня — главные игроки. Команда молодого лидера сформирована более замысловатым образом.

Разделение на тейпы и кланы еще недавно считалось главным принципом формирования власти в Чечне. Рассказов и легенд про тейпы множество, звучат они красиво, но реальность сегодня все же иная - в Чечне сейчас вся власть сосредоточена в руках Рамзана. Его авторитет непререкаем, его слово — закон. Ни один клан не осмелится выступить против власти. Означает ли это, что Чечней правит клан из селения Центорой, родового села семьи Кадыровых? Не означает: землячество уже не является основным фактором вхождения в команду, главное — личная и многократно доказанная преданность.

Конечно, в руководстве Чечни много выходцев из Центороя и родственников главы республики. Например, родная сестра Рамзана Кадырова — Зарган --руководитель департамента в министерстве образования. Двоюродный брат - премьер-министр. Но даже самой большой семьи в Чечне не хватит, чтобы черпать из нее кадры для всей республики.

Например, мэр Грозного Муслим Хучиев. Раньше городом управляли либо генералы, либо полевые командиры. Сейчас — бывший журналист. До 2004 года Муслим жил в Москве, работал на канале РТР, занимался ресторанным бизнесом, теперь - всей чеченской столицей. Или ректор Грозненского нефтяного института Хасан Таймасханов, бывший министр сельского хозяйства, его семья была всегда в оппозиции Дудаеву и Масхадову, а Рамзан Кадыров вспоминает, что любил ходить мимо дома Таймасхановых с ичкерийским флагом, дразня соседей. Теперь они в одной команде. А брат ректора — представитель главы Чечни в Москве.

Деньги в республике есть под любые проекты, не хватает специалистов. Поэтому людей активно зазывают возвращаться домой. "Меня призвала республика", — типичное объяснение любого вновь назначенного чиновника. Зазывают как чеченцев, так и русских. Особенно старается министр культуры Дикалу Музакаев. Известный хореограф, руководитель ансамбля "Вайнах", он пережил войну в Ингушетии, а теперь пытается возродить культуру в Чечне и собирает людей по всему миру. Недавно в Грозный переехал из Минска дирижер Алексей Ткачук. Ему поручено создать симфонический оркестр, пусть хотя бы и малый, состоящий из 45 музыкантов. Есть и первые музыканты, его ученики: Павел (труба), Сергей (туба) и Дмитрий (тромбон). На них смотрят как на экзотических персонажей...

Весной 2000 года я снимал документальный фильм о Грозном. Фильм назывался "Город-призрак". Тогда это совсем не казалось художественным преувеличением, мечта Джохара Дудаева перенести чеченскую столицу в другое место едва не воплотилась — город представлял собой груду развалин. Главным человеком в Грозном был тогда человек с автоматом, лучшим видом транспорта — БТР.

Сейчас в чеченской столице невозможно найти следов войны и сегодня это, наверное, действительно самый красивый город на Северном Кавказе. Люди смотрят на эту красоту и не верят своим глазам. За это они готовы простить Рамзану Кадырову многое, даже культ личности.

Правда, не решена проблема с рабочими местами. Зарабатывать оружием чеченцам запретили, других возможностей прокормить себя пока не так много. Как будут жить в Чечне, когда уменьшится поток дотаций из Москвы? Как прокормить многочисленную гвардию главы республики и прожорливые силовые структуры? Как переживут искушение неограниченной властью молодой лидер и его команда? Вопросов много, стереотипов и страхов из прошлого — тоже. Чеченцы привыкают жить в условиях мира, но будущее не выглядит абсолютно безоблачным.

Хотя перемена, безусловно, есть: возвращаясь домой из Грозного, уже не пугаешь близких военными историями, а удивляешь описанием самой большой в Европе мечети, квартала небоскребов, рассказами о чеченских футбольных болельщиках, которые смотрят футбол на стадионе стоя, но в порыве чувств не палят из всех стволов даже в небо.

Ближний круг Рамзана Кадырова

Досье

"Огонек" представляет краткие биографии наиболее преданных соратников президента Чечни


Алханов Руслан Шахаевич, глава МВД Чечни


Родился 27 апреля 1962 года в селе Центорой (Чечня). С сентября 1991 года на службе в органах внутренних дел в Грозном и Гудермесе. В 1999 году возглавил службу безопасности Ахмада Кадырова. По словам Рамзана Кадырова, тогда же он, Руслан Алханов и еще несколько "самых близких" поклялись на Коране, что "будут всю жизнь вместе". Позже господин Алханов командовал республиканским ОМОНом. 9 мая 2004 года был ранен при теракте, в результате которого погиб Ахмад Кадыров. С июня 2004 года возглавляет МВД Чечни. Генерал-лейтенант милиции.

Байсаров Руслан Сулимович, бизнесмен


Родился 9 августа 1968 года в селе Ведучи (Чечня). В начале 1990-х годов занялся бизнесом, открыл в Москве казино, несколько ресторанов, спорткомплекс и салон красоты. В 1994-2002 годах — вице-президент Московской топливной ассоциации. В 2003 году вместе с Шалвой Чигиринским создал компанию Bennfield, ставшую затем крупным акционером Sibir Energy. В 2003-2010 годах — вице-президент Московской нефтегазовой компании. В последнее время занялся восстановлением дорог, мечетей и предприятий Чечни, за что его мать получила от Рамзана Кадырова медаль "за образцовое воспитание детей". В 2007 году вместе с господином Кадыровым совершил хадж в Мекку. Известен также как бывший зять Аллы Пугачевой.

Даудов Магомед Хожахмедович, первый вице-премьер Чечни


Родился 26 февраля 1980 года в селе Шпаковское Ставропольского края. Был боевиком, затем перешел на сторону федералов. Командовал ротой милиции специального назначения МВД Чечни, затем батальоном. С декабря 2006 года — начштаба республиканского ОМОНа. В апреле 2007 года возглавил Шалинское РОВД. 10 марта 2010 года назначен первым вице-премьером Чечни, отвечает за силовой блок. Герой России.

Делимханов Адам Султанович, депутат Госдумы


Родился 25 сентября 1969 года в селе Беной (Чечня). Работал слесарем, снабженцем, торговал автомобилями. Ряд СМИ сообщали, что во время первой войны г-н Делимханов был водителем Салмана Радуева. Во время второй кампании перешел на сторону федералов, работал в службе безопасности Ахмада Кадырова. С августа 2003 года - в органах внутренних дел Чечни. С июля 2006 года — заместитель, а с апреля 2007 года — первый заместитель премьера Чечни Рамзана Кадырова. Избран депутатом Госдумы от "Единой России". С 27 апреля 2009 года находится в розыске по линии Интерпола по подозрению в причастности к убийству в ОАЭ Героя России Сулима Ямадаева. Рамзан Кадыров неоднократно называл г-на Делимханова своим преемником, "правой рукой" и "самым близким другом".

Хучиев Муслим Магомедович, мэр Грозного


Родился 5 августа 1971 года в селе Закан-Юрт (Чечня). Окончил журфак МГУ, работал на телеканале РТР. В конце 1990-х занимался ресторанным бизнесом в Москве. В 2004 году вернулся в Чечню на пост пресс-секретаря президента Алу Алханова. В 2005-2007 годах отвечал за связи Рамзана Кадырова со СМИ. В марте 2007 года назначен главой администрации Грозного.

Материал подготовлен информцентром ИД "Коммерсантъ"


Сегодня уже не выяснить, почему и в какое время произошло установление такой системы, как чеченские тейпы. Известно, что уже в середине восемнадцатого века нохчи (чеченцы), соединившись с ингушами, полностью сложили свой этнос. А до этого времени неизвестно, сколь долго формировались своего рода военно-экономические союзы, то есть чеченские тейпы.

Легенда

Легенды гласят, что предки чеченцев имели котёл из бронзы с выкованными на нём названиями первых двадцати тейпов, но не вошедшие в этот список котёл расплавили. Тем не менее названия изначальной двадцатки сохранились: Сесанхой Ильеси-некъе, Беной, Млли-некъе, Юбак-некъе, Центорой и остальные пятнадцать.

Чеченские тейпы объединялись и между собой. Эти крупные образования назывались тукхумы. Девять тукхумов уже в середине девятнадцатого века объединяли чеченские тейпы, коих насчитывалось сто тридцать пять. Сегодня их больше, и подразделяются они на горные, которых более ста, и равнинные, которых около семидесяти. Каждый тейп внутри делится на ветви и фамилии (гары и некъи). Главой является совет старейшин тейпа, где вершат закон самые опытные и уважаемые представители, кроме того, обязательна должность бячча - военачальника.

Чистые и смешанные

Назывались чеченские тейпы, список которых будет представлен по возможности полно, соответственно местности, где род проживал, или того дела, которым род занимался. Например, тейп Харачой (в переводе на русский - "пещера") или тейп Шарой (перевод - "ледник") явно по первому типу названы, а вот тейп Пешхой - это тейп печников, тейп Хой - стражников, тейп Дешни - ювелиры по золоту.

Есть тейпы чистые и смешанные. Нохчмакхой - так называют любой чистый тейп - сформированный сугубо из чеченцев, к остальным примешивалась и другая кровь. Гуной, к примеру, породнён с терскими казаками, Харачой - в большой мере с черкесской кровью, Дзумсой - с грузинской, а Арсалой - с русской. Таким образом, отличают смешанные чеченские тейпы. Список их более обширен, чем нохчмакхой.

Главное для тейпа - начала

Поскольку это родовой союз, здесь формируется личность каждого чеченца и ему прививаются все моральные и нравственные нормы. Постулаты эти чеченцы называют началами. Всего начал двадцать три. Некоторые здесь будут перечислены. Незыблемость и единство обычаев для всех членов тейпа без исключения - это первое начало. Второе даёт право на землевладение по общинному принципу. Третье начало вряд ли будет соответствовать представлениям остального цивилизованного мира - оно предписывает кровную месть за убийство родственника по тейпу, и это не зависит даже от близости родства. Чистые чеченские тейпы по сей день ревностно относятся к положенным началам.

Четвёртое начало запрещает инцест, то есть брак между членами тейпа невозможен. Пятое - за взаимовыручку в случае необходимости своему представителю весь тейп обязан оказывать помощь. Шестым началом чеченцы призывают почитать умерших: если умирает член тейпа, траур носят все какой-то период времени, запрещены праздники и увеселения. Седьмое начало о совете старейшин, восьмое - о выборе руководителя и военачальника, ни одна должность не передаётся по наследству. Девятое начало о представительстве, которое решает тоже совет старейшин, а десятое - о том, что должности в совете старейшин пожизненные, однако история чеченских тейпов рассказывает и о случаях смещения представителя.

Кровная месть

Третье начало, которое исповедуют чеченские тейпы и тукхумы, требует более широкого раскрытия. Итак, чир - за любого человека из представителей данного рода. Это обычай с необычайно глубокими корнями. Даже в недалёком прошлом в случае убийства целая фамилия, а иногда и тейп, был вынужден бежать в чужие земли. Ци - кровь - переходило многими десятилетиями из рода в род, пока последний представитель данной фамилии, ветви или тейпа не будет умерщвлён.

В позднейшее время кровь переходит только на одно семейство, но ранее границы чира определял совет старейшин нейтральных тейпов.

Непосредственно после убийства собирались советы старейшин и в том тейпе, где случилось несчастье, и в том, по вине которого оно произошло. В первом - принимали решение об отмщении, а во втором искали возможности к примирению. Далее шли переговоры. Если тейп убитого не был согласен на примирение, то подключались нейтральные советы старейшин. Если же и они не снискали мира, то начинали вырабатывать условия мести: как широко распространится месть, каким оружием. Убить кровника ни при каких обстоятельствах нельзя в спину и без предупреждения, в священный месяц Рамазан, а также и в другие праздники, нельзя убивать в людном месте и - тем более - в гостях.

Начало разложения системы

Цивилизация берёт своё. Исследователи уверены, что сегодня тейповая система в Чечне постепенно умирает. Крупные тейпы - например, Центарой и Беной - разрослись так сильно, что даже кровное родство забыто и возможны браки внутри тейпов. Многие из них расчленяются постепенно на всё большее количество родов, и первоначальный тейп становится тукхумом.

Многие чеченцы помнят время, когда самый юный из них мог назвать более двадцати колен собственных прямых предков. Сейчас даже о принадлежности к тейпу ответит не каждый молодой чеченец. Взрослые и пожилые люди заметно тревожатся, поскольку родство в чеченском обществе - величина основополагающая. Люди без рода-племени не могут быть чеченцами.

Знатный чеченский тейп

Ялхой, а вернее, Ялхорой, весьма знаменитый тейп. Именно из него произошла фамилия Дудаева, а также это один из немногих тейпов, в котором существовали пришлые наёмные работники, а по другим сведениям - рабский труд. Происхождение связано с кастовой профессиональной организацией, воины Ялхороя даже зарабатывали, охраняя рубежи других тейпов.

Жили в одноимённом селении, а также по всей Чечне и в Ингушетии, где основали село. Ялхоройцы были наиболее верными сторонниками Джохара Дудаева. До сих пор в этом клане существует культ воинственности и многие другие чисто горские ценности: гостеприимство, почитание женщин. Они имеют нрав решительный и в предках относят себя к людям княжеского достоинства.

Достаточно хорошо изучены лишь некоторые чеченские тейпы. Их происхождение устанавливается и подтверждается многочисленными исследованиями учёных. Об остальных известно гораздо меньше, и сведения разнятся в виду того, что собраны чаще всего из устных легенд и преданий.

Чеченский тейп Чертой (Чартой)

Это чрезвычайно интересный клан, более всего примечателен тем, что чартоевцы практически никогда не воевали, но напротив - были миротворцами и часто выступали в роли посредников в любых внутричеченских делах. Состоял либо сам со себе, либо в тукхуме Нохчмахкахой - сведения разнятся.

Имели родовое село в Чечне - Чартой-юрт, но также проживали ещё в десятке местечек Чечни и в Грузии. Из известных представителей был наиб Имама Шамиля и полковник в охране Александра Первого. Как считают чеченские тейпы - еврейского происхождения только тейп Чартой, это объясняет многие отличия этого клана от других.

Белгатой, Белтой (Билтой) и Чермой

Довольно большой и известный по всей Чечне тейп Белгатой когда-то сам существовал как часть тейпа Белтой. Легенда о происхождении очень красива. Когда-то давно случилось так, что эпидемия выкосила почти весь Белгатой, но считаные единицы выживших снова размножились и сделали свой род ещё более успешным, чем он был ранее. Это подтверждает и само название: бел - "умереть", гатто - "воскреснуть". Среди чеченцев белгатоевцы считаются весьма энергичными и работоспособными людьми.

Белтой (или Билтой) тоже многочисленный и известный клан. Отсюда произошёл политик Бейбулат Таймиев, современник Пушкина, о котором поэт писал в ходе своего путешествия в Арзрум. Народ Белтой расселяется повсюду, а в старые времена проживал в Ножайюртовском районе, на востоке Чечни. Известный род, который знает вся Тейпы ее населяют разнообразные, но вот виднейший политический деятель и нефтепромышленник Тапа Чермоев вышел именно отсюда. Расселялись в основном в Мехкетах и у родовой горы Чермой-лам, а в древности, как гласят предания, все чермойцы жили глубоко в горах.

Чеченский тейп Аллерой (Алерой)

Имя этого тейпа хранилось на легендарном котле из бронзы, принесённом предками в Нахша. Именно здесь, в расселённом по всей территории страны, но корнями опирающийся на Чечню Восточную, именно в этом клане родился экс-президент, подавшийся в бандиты. Этот тейп чистый, наряду с другими написанными на бронзовом котле входит в нахчмахкахой. Расселяется в Ножай-Юртовском и Шалинском районах.

История об аллеройцах существует примерно с пятнадцатого века, после нашествия хана Тимура, который перебил множество местных жителей и оставил в Чечне своих наместников из кабардинских князей, такровских, ногайских, джайских мурз и ханов. Чеченцы быстро размножились и стали совершать дерзкие нападения на тимуровых вассалов, пытаясь совершить реконкисту - отвоевать свои земли. Первый алл основал аул аллероев, объединил оставшихся после нашествия татаро-монголов соотечественников, чтобы защищать свои земли. Аллерой делится внутри ещё на пять тейпов, поскольку род стал многочисленным, причём считается всё ещё чистым.

Беной

Должно быть, это самый многочисленный из тейпов Чечни, как минимум - на втором месте по численности. Беноевец-миллиардер Малик Сайдуллаев утверждает, что из миллиона оставшихся чеченцев триста шестьдесят тысяч принадлежат тейпу Беной. Расселены они по всей республике, подразделяются на девять родов. Во всех войнах принимали активнейшее участие, где снискали себе неувядающую славу. Например, Байсангур Беноевский не покинул Шамиля до самого конца, несмотря на отвернувшуюся от героя военную удачу.

Огромное количество беноевцев проживает в диаспорах Передней Азии, откуда расползается по миру терроризм. А в Чечне, напротив, беноевцы считаются неуклюжими и по-деревенски хитроватыми. Однако и здесь - бесстрашны, верны слову и долгу. Из них много столетий назад составился костяк крестьянских слоёв народа, которые сбросили власть дагестанских и кабардинских правителей. Это отцы демократии гор, которая стала фундаментом этнического менталитета. Среди родов тейпа Беной есть и русская, и грузинская кровь.

Гендаргеной

Тейп тоже чрезвычайно многочисленный и знаменитый, более того - центровой, из исторического Нохчиймохка, широко расселившийся по Чечне. Дипломат и политический деятель Доку Завгаев родом отсюда. Здесь житница и для Чечни, и для Дагестана, и куда более отдалённых мест. Именно здесь существовал доисламский Нашха как культурный, политический, ритуальный и религиозный центр.

Здесь основывался Совет страны (Мехк кхелов), откуда и появились чистые чеченские тейпы, среди которых, разумеется, и Гендаргеной, чьи представители во всей истории страны занимали одно из самых видных мест. Советская власть позволила гендаргенойцам учиться, что они делали с большим успехом, чем члены других кланов. Именно поэтому этот тейп дал стране много руководителей, партийцев и хозяйственников.

Харачой и Дешни

Этот тейп знаменит своими представителями - и жившими в разные века, но снискавшими примерно равную славу. Сведения об этом клане попали в письменные русские документы очень рано, а чеченцы говорят, что именно харачоевцы стали первыми жениться на русских, что не помешало Зелимхану стать выдающимся борцом с царской властью, когда был покорён Кавказ. Чечня этот тейп очень уважает, считает наиболее умным.

Дешни - клан горный, юго-востока страны, относится к чистым тейпам. Здесь сохранились до сих пор княжеские фамилии. Один из носящих такую много лет назад смог жениться на грузинской княжне, выдав гору Дешни-лам, принадлежащую всему тейпу, за свою собственную. Теперь Дешни живут повсеместно, даже в Ингушетии.

Нашхой и Зурзакхой

Нашхо - родина чистых тейпов, является энтогенетическим центром нохчиматиенов Средневековья, о которых упоминают армянские географы девятнадцатого века. Жили на юго-востоке страны. Некоторые исследователи причисляют полностью всё население этой местности к одному тейпу. Другие - подразделяют.

Зурзакхой - тейп из исконных, даже в имени своём сохранивший средневековый этноним - дзурзук, как называли себя предки чеченцев и ингушей. Этот тейп в тукхумы не входил, всегда занимая самостоятельную позицию. Такой он был не один, ещё Садой, Пешхой, Майстой.

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров принадлежит к тейпу Беной, одному из самых многочисленных и известных чеченских тейпов. Его представители - смелые воины, талантливые руководители и истинные почитатели древних обычаев. Так что же известно о тейпе Кадырова?

Исторические факты

Тейп (род, племя) - единица организации вайнахских народов (чеченцев, ингушей, бацбийцев), отличающаяся общим происхождением входящих в неё людей. Чеченский тейп не является родом в этнографическом понимании. Известны случаи, когда он объединял людей по принципам, а не по кровному родству. Каждый тейп подразделяется на гары и некъи (ветви и фамилии).

Легенды гласят, что у древних чеченцев был котёл из бронзы с выкованными на нём названиями первых двадцати тейпов. Среди них значился и Беной.

Селение Беной упоминается в старинных арабоязычных источниках других народов. Информация о Беное имеется в книге первой половины XV века аланского путешественника и мусульманского миссионера Аздина Вазара. Это говорит о том, что он по праву считается древнейшим.

Один из лидеров по численности

Беной - один из самых многочисленных тейпов Чечни. Представители этого рода утверждают, что из миллиона чеченцев треть принадлежит к их тейпу. Расселены они по всей республике и подразделяются на девять родов: Жоби-некъе, Асти-некъе, Уонжби-некъе, Ати-некъе, Очи-некъе, Чупал-некъе, Девши-некъе, Эди-некъе и Гурж-махкахой.

Крупные общины осели в Беное, Шелковском, Гудермесском районах, селениях Новые Атаги, Урус-Мартан, Гойты, Алхан-Юрт, Шали и других. Больше всего беноевцев - в городе Урус-Мартан. Выходцы тейпа живут в Чеченской Республике, Республике Дагестан, других регионах РФ, Республике Кыргызстан, Республике Казахстан, Турции, Иордании, Саудовской Аравии. Большое количество беноевцев проживает в диаспорах Передней Азии.

Характерные черты беноевцев

В представлении чеченцев истинный беноевец - это человек атлетического телосложения, высокорослый, крупный, с большими сильными ногами. Отличительная черта людей этого рода - спокойный нрав, чистосердечность, порядочность и доверчивость. Но при этом, если их разозлить, они покажут всем свою воинственность. Люди часто говорят: «Если беноевца вывести из себя, то его ничем не остановишь».

На родине они считаются хитроватыми и неуклюжими. Но при этом беноевцы всегда бесстрашны, верны своему долгу и слову. Они отлично знают цену таким понятиям, как «честь» и «порядочность». Именно они много веков назад составили костяк крестьянского народа, который смог избавиться от гнета дагестанской и кабардинской властей. Представители этого тейпа считаются основателями демократии в горах, на которой основан этнический менталитет.

А. Берже в своей книге «Чечня и чеченцы» называет тейп Беной среди коренных самыз знатных чеченских фамилий. Беноевцы как самое крупное по численности племя долгое время играли ведущую роль в общественной и политической жизни Чечни.

Убеждения и ценности

Представители тейпа Беной считаются истинными чеченцами. Они горды своей принадлежностью к этой нации. Национальное имя «нохчий» произносят с достоинством в отличие от некоторых чеченцев, которые неохотно называют себя «нохчий», стараются вывести из употребления это название и заменить на «вайнах».

Люди этого тейпа считают друг друга братьями и сестрами. Помощь близкому - первое правило рода. Независимо от того, сколько километров их разделяют, узнав, что они одного тейпа, беноевцы стремятся всеми силами помочь друг другу в случае опасности или нужды. Защита своей чести, чести брата или всего тейпа - первостепенная задача, ради которой они готовы рисковать своей жизнью.

Военная слава

Беноевцы всегда принимали самое активное участие в войнах. В сражениях они снискали себе неувядающую славу. Особенно значимую роль они сыграли в русско-чеченской войне XVIII - середины XIX веков.

Известно, что, лишь заручившись поддержкой беноевцев, начинали свои движения в Ичкерии и во всей Чечне имамы и полководцы. Когда на чеченцев наседали враги, в народе родилась поговорка «Ва Везан Дела, бенойн орца лолахь!» (О, Великий Боже, дай в помощь беноевское войско).

Представители тейпа проявили свой героизм в Кавказской войне, в Ичкерийском (1842) и Даргинском (1845) разгроме царских армий, в походе на Грузию (1854) и других.

13 мая 1859 года вся Чечня была завоевана, а старшины всех чеченских селений изъявили царскому военному командованию свою покорность. Не покорились только беноевские аулы. Храбрые, смекалистые люди сбегали в леса, образовывали новые общины и вновь противостояли врагам, призывая всех до последнего вдоха защищать родину.

Кадыров Ахмед

Ахмед (Ахма́т с 1999 года. Поменял имя при оккупации Российскими войсками ЧРИ) Абдулхами́дович Кады́ров (23 августа 1951 года, Караганда - 9 мая 2004 года, Грозный).

Родился в городе Караганда Казахской ССР.

В апреле 1957 года семья Кадыровых возвратилась в Чечено-Ингушскую АССР, в село Центорой Шалинского района.

В 1968 году окончил Бачиюртовскую среднюю школу. В том же году прошёл учёбу на курсах комбайнера в станице Калиновская Наурского района.

С 1969 по 1971 год работал в рисоводческом совхозе «Новогрозненский» Гудермесского района.

В 1971 году уехал из Чечено-Ингушской АССР на заработки, работал в строительных организациях в Нечерноземье и Сибири по 1980 год.

В 1980 году по направлению Гудермесской соборной мечети 29-летний Ахмат отправился в Узбекскую ССР, где поступил в Бухарское медресе Мир-Араб.

Зелимхан Яндарбиев заявлял: «Кадыров с 1981 года, когда в Чечне и молиться было запрещено, сотрудничает с КГБ! Мы узнали об этом в 1996 году, когда шамилевская бригада захватила Грозный и архив КГБ, но не сразу с ним разобрались. Хотя я и тогда чувствовал: неспроста он поднимает разговоры про вред ваххабитов. Я тогда его обругал и предупредил».

В 1982 году уехал в Ташкент, где поступил в Ташкентский исламский институт. Обучался там с 1982 по 1986 год.

После исламского института возвратился в Гудермес, где стал заместителем имама Гудермесской мечети. Работал заместителем имама по 1988 год.

В 1993 году - назначен заместителем муфтия Чеченской Республики Ичкерия.

Одновременно принимал участие (с призывами убийству русских) в военных действиях против федеральных войск, а точнее, объявил Джихад России и открыто выступая на митингах призывал чеченцев убивать русских. "Если каждый чеченец убьет по 150 русских, мы выиграем эту войну" говорил Кадыров. Позже, сам он отрицал эти высказывания, но на этот раз даже больше разошелся: "Я не говорил про 150 русских. Я говорил: сколько можно, столько убивайте. Без ограничений"

С началом Второй русско-чеченской войны (начатая Россией в 1999 году) сыграл ключевую роль в передаче некоторых населенных пунктов ЧРИ под контроль федеральных сил.

10 октября 1999 года указом президента ЧРИ Аслана Масхадова, Ахмат Кадыров был снят с должности муфтия в связи с предательством веры и народа.

Убит 9 мая 2004 года на стадионе "Динамо" в городе Грозном. Некоторые источники передают, что убийство совершено спецслужбам России.

Важно отметить одну деталь. Семья Кадыровых не отрицала факт, что они не чеченцы. Такие слухи давно ходили среди чеченцев, позже эту информацию подтвердил сам Кадыров.

Не секрет как перебежчик казак - Рамзан Кадыров попал из грязи в князи. Хочу рассказать Вам, дорогие читатели о том, что род Кадырова является казачьим, об этом начали говорить когда Ахмада Кадырова выбрали муфтием в Чеченской Республике Ичкерия, в осенью 1996 года стал главой вновь образованного Муфтията Чеченской Республики Ичкерия, однако после избрания Ахмада Кадырова муфтием, многие из близлежащих населенных пунктов (Бачи-Юрт, Майртуп, Аллерой, а также жители Хоси-Юрт) чеченцы (старики) были возмущены, что выбрали Ахмада Кадырова муфтием сына Абдулхамида Кадырова, зная тот факт, что их род является казачьим.

Умар: мой дедушка Адлан из селения Бачи-Юрт рассказывал то, что покойный Абдулхамид Кадыров тоже не отрицал что их род является казачьим, Адлан и Абдулхамид были знакомы еще до высылки в Казахстан1944 года.

В отличае от других, сегодня многие старейшины помнят историю некоторых интегрированных казаков среди чеченцев, на сегодняшний день в живых осталось не много стариков, которые помнят историю чеченских тайпов по наследству от своих прапрадедов и помнят такой род как донской-казачий род Кадырова, род который слился и интегрировался в одну из чеченских тейпов.

Покойный казак Ахмад Кадыров не отрицал то, что он являлся казаком, Ахмад Кадыров подтвердил на состоявшемся форуме в 27.03.2004 году, в котором террорист Путин участвовал в работе объединенного форума народов Кавказа, форум состоялся в пансионате "Русь". Из опубликванного материала наkommersant.ru в котором Кадыров подтверждает то, что он и его род являются казаками:

"Ростом и сверкающей на солнце формой выделялся советник президента Чечни атаман Погребной. Он рассказывал желающим, что предки Ахмада Кадырова – казаки.

Значит, он казак, а не чеченец? - спросили атамана.
- Конечно, казак! - радостно отвечал тот.- Его тейп (.....) (Отметим, что род Кадырова не имеет отношения к чеченскому тейпу "беной") откуда взялся? Они же самые молодые мусульмане в мире! Доели последний котел свинины и приняли мусульманскую веру.
Тут к Григорию Погребному подошел Павел Федотов, атаман Ставропольского края. Атаманы обнялись. И вдруг советник президента Чечни буквально на глазах побледнел:
- А ты, Павел, как прошел-то сюда?
Ставропольский атаман не понял:
- Так я ж участник!

Да кинжал-то как пронес? У меня мой отобрали. Звенел, когда я через рамку проходил.
На поясе у атамана Федотова и правда висел кинжал в ножнах. Атаман, похоже, хорошо подготовился к встрече с президентом страны.

Подошел помощник президента России Рамазан Абдулатипов. Его назначили на эту должность два месяца назад и на днях подтвердили, что в его жизни с реформами в администрации президента ничего не изменится. Слышать это было довольно странно. Помощники президента уже были назначены накануне. В результате статус помощника вырос по идее до невиданных ранее размеров. Соответствует ли Рамазан Абдулатипов этим размерам? Вопрос. Но, кажется, не для него.

А как вы работаете с президентом Кадыровым? У вас все с ним было не очень хорошо? Перед выборами список ваших претензий к нему вызывал уважение.
- Работаем,- вздохнул господин Абдулатипов.- Надо же работать. Госслужба...
Он, наверное, хотел добавить "будь она неладна", но, как госслужащий, конечно, сдержался.
Тут к атаману Погребному подошел Ахмат Кадыров. По просьбе фотографов они два раза крепко обнялись.
- Так вы казак? - спросил я господина Кадырова.
- Казак! - охотно согласился он.- А почему?
- Атаман только что рассказал про это.
- Предки у вас, Ахмат-Хаджи, из казаков,- торопливо сказал атаман Погребной.
- Ну да,- хмуро подтвердил господин Кадыров.- Казак я. Не видно, что ли?
На дорожке, ведущей ко входу в пансионат, показался новый полпред президента по Южному федеральному округу Владимир Яковлев. Он улыбался своей знаменитой, с некоторых пор немного смущенной улыбкой. Накануне вечером господина Яковлева, как и десять дней назад, назначили на должность полпреда по Южному федеральному округу. С этим я его и поздравил.
- Спасибо! - сердечно сказал господин Яковлев.
- И как вам в новой должности?
- Хорошо очень! - подтвердил он мои худшие предположения.- Понимаете, жизнь на Кавказе необычайно интересна! Вот вчера мы после совещания все вместе смотрели концерт художественной самодеятельности. Как красиво! Танцы такие... Я таких никогда не видел! Если вся наша жизнь будет такой же красивой и веселой, как эти танцы на сцене, будет ведь все просто чудесно!
- Но она же не будет как на сцене.
- Не будет? - расстроился он.- Ну да, наверное. Но надо, по крайней мере, стремится же к этому.

Этот же факт подтверждают многие старейшины Курчалоевского района. Однако сегодня все молчат из - за сложившейся ситуации, боязнь кремлевскго диктаторского режима в оккупированной Чеченской Республики Ичкерия, как рассказал Умар, - все боятся рассправы младшего донского казака Рамзана Кадырова".

Видно поэтому у казака Кадырова Рамзана нет жалости к истиным сынам чеченского народа, борющиеся за свободу и за независимость чеченского народа от оккупантов РФ, Путин не зря поставил вабанк на кадыровский род, сделав приэтом дифференцированный подход к чеченскому народу.- Умар.

Известен своим неуважением и выпадами в адрес чеченского и других народов.

"Я смотрю, чеченцы стали ораторами, но остались глупыми. Нам только не хватало казахов, узбеков и таджиков, чтобы еще и их кормить в Чечне, - подытожил Кадыров"
Ссылка газета Известия


После устранения Ахмада Кадырова, остались Аймани, Рамзан, дочери - Зарган и Зулай.

Рамзан Кадыров



Рамза́н Ахма́тович Кады́ров, родился 5 октября 1976 года, Центора-Юрт (Центорой), Чечено-Ингушская АССР, РСФСР, СССР.

Сын российской марионетки Ахмата Кадырова.

Окончил шесть классов в школе № 1 в родном селении Центора-Юрт (Центарой) Курчалоевского района.

Официально женат на односельчанке Медни (р. 1980), с которой познакомился ещё в школе. У них 2 сына - Ахмат (р. 2005, названный в честь погибшего деда) и Адам, и 4 дочери - Айшат, Карина, Хеди и Табарик.

Согласно тексту интервью с Рамзаном Кадыровым от июня 2004 года, опубликованному в «Новой газете», он окончил филиал Московского института бизнеса в Гудермесе, но из-за не знания русского языка затруднился назвать тему своего диплома и отрасль права, по которой специализируется.

Какое у вас образование?- Высшее юридическое. Заканчиваю. Экзамены сдаю.- Какие?- Как это - какие? Экзамены, и все.- А как называется институт, который вы заканчиваете?- Филиал Московского института бизнеса. В Гудермесе. Юридический то есть.- Какая у вас специализация?- Юрист я.- А диплом по какому праву? Уголовному? Гражданскому?- Забыл. Тему записал, но забыл. Событий сейчас много.

Анна Политковская.Центровой из Центороя. Интервью с Рамзаном Кадыровым. Новая газета, 21.06.2004

С 2004 года зачислен академиком государственной службы при президенте Российской Федерации.

С тех пор в народе Кадырова называют юридистом или академиком.

В 2007 году назначен главной марионеткой Чечни.

27 апреля 2010 года прокуратура Австрии заявила, что Кадыров «отдал приказ в 2009 году похитить в Вене чеченца, выступавшего с разоблачительными заявлениями; в ходе похищения этот человек был смертельно ранен».

Также, в апреле того же года в российских СМИ были опубликованы показания следствию Исы Ямадаева, в которых тот обвинил Рамзана Кадырова в организации покушения на его жизнь, а также убийстве его братьев.

Как заявлял от имени части российских правозащитников в феврале 2007 года Лев Пономарёв, именно спецназ Кадырова теперь является главным виновником гибели мирных жителей и похищений в Чечне (боевики, по его мнению, менее активны). Руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила:

Я знаю, что Кадыров не только проводит политику похищений людей, которые бесследно исчезают, или которых потом находят мёртвыми со следами пыток, или оказываются в заключении по сфабрикованным обвинениям, я знаю, что он сам принимал участие и в пытках, и в убийствах.

По утверждению «Хьюман Райтс Вотч»:

В рамках российской политики «чеченизации» конфликта все более заметная роль отводилась силовым структурам Чеченской Республики, подконтрольным Рамзану Кадырову. В 2004-2005 гг. они постепенно заняли место федеральных сил в качестве главных фигурантов насильственных исчезновений. «Кадыровцы» располагают собственными тюрьмами, которые находятся вне юрисдикции каких-либо профильных государственных структур, и где содержатся под стражей сотни людей, зачастую подвергающихся недозволенному обращению. Республиканские силовые структуры также несут ответственность за практику принуждения лидеров боевиков к сдаче с помощью захвата в заложники их родственников. Кремль не только попустительствует такой практике, но и фактически поощряет её.

По утверждениям Международной федерации прав человека в Хельсинки, среди существующих в Чечне частных тюрем по крайней мере две расположены в родовом селении Кадырова Центорой и находятся в его личном распоряжении. Одна из них состоит из бетонных бункеров или камер, где содержат похищенных родственников боевиков (включая стариков, женщин и детей) с целью шантажа последних. В частности, там держали отца и жену Докку Умарова, и семерых родственников Аслана Масхадова, отпущенных после его убийства российским спецназом.

Утверждается, что вторая тюрьма находится во дворе или в непосредственной близости от дома Кадырова. Третья тюрьма предположительно находится на юго-восточной окраине селения, в местности, по утверждениям жителей являющейся базой «кадыровцев». Она также используется для содержания похищенных членов семей боевиков.

Кроме тюрем в Центорое, в докладе Международной федерации по правам человека отмечено ещё не менее 10 незаконных тюрем, созданных и контролируемых непосредственно подчиняющимися Кадырову формированиями - так называемыми «кадыровцами». По мнению правозащитников, «одной из причин существования такой параллельной системы заключения является получение „признаний“ и „свидетельств“ путём жестоких избиений и пыток, после которых наступает черед официального задержания и казни соответствующих лиц. Большое количество таких криминальных дел сфабриковано».

Анна Политковская характеризовала Кадырова как труса, вооружённого до зубов, «который сидит в окружении охраны».Журналист Вадим Речкалов также считает Кадырова трусом. Кроме того, Речкалов утверждает, что звание мастера спорта по боксу было присвоено Кадырову безо всяких спортивных заслуг: «Опрошенные мною спортсмены Южного федерального округа, в том числе ровесники Рамзана - не слыхали о боксёре Кадырове. Чтоб получить мастера, нужно попасть в российский финал или побить других мастеров. Если б Рамзан это сделал, боксёры бы знали»

Анна Политковская: "А почему вы бегали, как ненормальный, по футбольному полю после победы «Терека»?"

Рамзан Кадыров: "Я не помнил ничего от радости. Клянусь".
Новая газета, 21.06.2004

Видео Кадыровых (без комментариев).

Танец Кадырова на деньгах.

В Чечне нет фамилий кроме Кадыровых...

Кадыров пытаеться унизить Абдул-Халима Садулаева.



Кадыров предатель!

Кадыров устанавливает словo Аллаха в Чечне?


Кадыров в бане.


Рамзан Кадыров, похоже, может оказаться в центре скандала, как когда-то Юрий Скуратов. В 1999 году видеопленка с обнаженным бывшим Генпрокурором России, развлекавшимся в постели с двумя девушками, была показана по государственному каналу РТР, и Скуратов вынужден был уйти в отставку.

Теперь один из сайтов чеченских сепаратистов, физически расположенный в Канаде, распространил в интернете видеозапись человека, похожего на премьер-министра Чечни Рамзана Кадырова. Люди на видеозаписи развлекаются в сауне с девушками.

По утверждению сайта Daymohk, действие происходило в одной из саун, где любит мыться Рамзан Кадыров. На видео, снятом, предположительно, на камеру сотового телефона, - две девушки и несколько мужчин. Один из них действительно напоминает главу правительства Чечни.

Действительно, как удалось выяснить NEWSru.com , существует расширенная версия этой записи.

Фото Кадыровых
Цитата: "Что, делать мне нечего, как танцевать? Я после смерти отца вообще не танцую."
Комсомольская правда




Надпись на футболке "2PSYCHO", что означает - Психо.
Цитата:







Стихи Кадыровых.

Рамзану и семье Кефировых посвящаю

Всем известна созревшая гнида, та что правит в пленённой Чечне.
В ней давно накопилась обида, от бесславья в кровавой войне.
Неспроста обречённый Кадыров, вбил в народе заточенный клин.
И создал в своём сердце кумира, позабыв что Всевышний Един.

Пока воины дрались за свободу, беспринципный преступный Рамзан,
Чтоб семьи увеличить доходы, для рабов приготовил зин-дан.
Ведь они же для русских старались, и работали в поте лица,
Чтобы русские вновь сокрушались, чтобы их разбивались сердца.

Чтобы выкуп быстрее платили, всё на камеру нужно заснять.
Да! Рабов беспредельщики били, а иначе как выкуп содрать.
Лучше русским спросить у Рамзана, где здесь правда, а где здесь навет.
А то снова подумают спьяну, что приврал нерадивый поэт.

И наверно за это убийцу, наградили крестом наконец,
Обогрели отца кровопийцу, и надели фальшивый венец.
Оболгали правительство, воинов. Обрекли на мученье народ,
Усадили по креслам достойно, раз ты предал, положен доход.

Ну а тех, кто сражался без страха, кто не предал, не струсил, не сдал.
Кто рабов не держал, чтил Аллаха, и кто совесть свою не продал.
Им не место в кадыровском мире, среди кованых русских сапог,
Там где мочат невинных в сортире, там где дьявол вершит, а не Бог.

Обращаясь к тебе, как к мальчишке, я пытаюсь слова подобрать,
Что давно позаписаны в книжках, жаль ты книги не любишь читать.
Может в шахматы вместе сыграем, на залитою кровью земле,
Может вместе споём, помечтаем, не о том что прикажут в Кремле.

Может вспомним погибших достойно, за родную Чечню храбрецов,
Посидим и рассудим спокойно, в чём вина тех небритых юнцов,
Что поверили лживым наветам, твоего гробового отца.
Если души в раю их согреты, где же место тогда подлеца,

Что презрел идеалы свободы, что подставил Чечню под удар.
Ради корысти личной в угоду, подпалил беспредела пожар.
Вы свободу посыпали прахом, и чеченцев и русских солдат,
Но зачем вы клянётесь Аллахом, раз не рай вам дороже а ад.

Сколько жизней достойных и честных уничтожил кровавый Рамзан.
Не в бою, в межусобицах местных, набивая бездонный карман.
Ваша сделка с российской конторой, состоялась ещё до войны.
Или папа твой сдался так скоро, от того что наделал в штаны???

Вы семейство предателей, племя изгоев, брат твой старший от дозы лениво обмяк.
А отец твой, под русской тяжёлой ногою, превратится в поношеный старый чувяк.

Человеческой подлости посвящаю

Свобода! Заветное, твёрдое слово. В нём слышится боль, принужденье, тоска.
Живёт в нём мечта, та что снимет оковы, загладит позор, и пройдёт сквозь века.
Желанье народов, и связь поколений, свалить с своих плеч чужеродную власть.
Построить свой мир, отрешившись от лени, а нет так за родину доблестно пасть.

Да! Многие буйные отроки пали, поддавшись соблазну кадыровской лжы.
Они не Чечню и закон защищали, а в честь беспредела точили ножи.
Кадыров визжал: «Каждый добрый чеченец отмстить должен русским за гнёт вековой».
И цифру назначил мулла-отщепенец, чтоб муфтием стать и духовным главой.

Назначил Кадыров на каждого война, по стопятьдесят неповинных голов.
Да! Кто-то с восторгом оправдывал бойню, не поняв всю цену предательских слов.
Не вспомнил никто, что учиться в медресе, когда-то его КГБ утверждал.
Чтоб позже Кадыров всё тщательно взвесил, и с «совестью чистой» народ запродал.

В Союзе, тогда это было законом, на службу Господню людей подбирать,
Чтоб эти служаки не стали препоном, в имперской игре свой народ раздражать.
Агент КГБ патриарх православный, и муфтий чеченский предатель вдвойне.
Повязаны вместе идеей бесславной, не верить в Творца, а служить Сатане.

Китай, Закавказье, Арабские страны, Европа, Америка, Страны Востока.
Никто не потерпит такого обмана. Никто не признал президентом холопа.
Его мясником за убийства прозвали, его не волнуют народа проклятья.
Но чтобы свои же его не достали, как шлюха в российские лезет объятья.

Не важны дела в криминальной России, ценой беспредела усилена власть.
Запуган народ, и ему не по силе, стремиться к борьбе, чтобы заново пасть.
Не мог мир признать палача президентом, чеченцам тем более власть не признать.
Он русским военным прикрыт контингентом, а Путин заменит Кадырову мать.

Сынок его младший палач и предатель, отпетый убийца, торговец людьми.
Баклан беспринципный, жестокий каратель, даёт интервью, через русские СМИ.
Железным крестом наградили Рамзана, клянётся Аллахом отчаянный плут,
Крестом похваляется перед охраной, забыв, что отец его имперский шут.

Спрошу вас чеченцы, зачем вам свобода, под пяткой российского гнёта нужна?
Под властью морального-блатного урода, не мир к вам придёт, а вернётся война.
Раскается тот, кто предателю служит, в своей же душе, не найдя правоты.
И снова возьмёт в свои руки оружье, врагам отомстит, а не снова в кусты.

Расплата приходит, она однолика. За ней только смерть, униженье и страх.
Рассыпется в пепел продажная клика, и всех поразит беспредела размах.
Ценою предательства, и преступлений, Кадыров залез на поруганый трон.
Забыл негодяй, о мечте поколений, Чечне нанеся колоссальный урон.

Алерой. Довольно многочисленный тейп, происходящий из Восточной Чечни, но расселенный по всей стране. К этому тейпу принадлежит Аслан Алиевич Масхадов. По преданию имя этого тейпа имелось на легендарном бронзовом котле, который принесли предки в Нашха.

Вместе с Алерой там были указаны тейпы Беной, Сонторой, Белгатой, Нихалой, Терлой, Варандой, Пешхой, Гуной и другие так называемые "чистые" тейпы. По чеченской легенде представители неисконных, вторичных по происхождению тейпов расплавили этот котел.

Белгатой. Большой и известный в Чечне тейп. Когда-то был подразделением тейпа Белтой. Легенда о происхождении Белгатой гласит, что Белгатоевцы почти вымерли в результате некогда случившейся эпидемии, но потом снова размножились, о чем свидетельствует этимология названия ("бел" - умереть, "гатто" - воскреснуть). Считаются очень энергичными людьми.

Белтой (Билтой). Большой и известный тейп. Из него происходил знаменитый политический деятель Бейбулат Таймиев, о котором упоминал А.С. Пушкин в описании своего путешествия в Эрзерум. Сейчас Белтой расселены повсюду, но исконный их район находится на Востоке Чечни (Ножайюртовский район).

Беной. Один из самых многочисленных чеченских тейпов, может быть, самый из них крупный. Один из самых известных чеченских бизнесменов Малик Сайдуллаев, сам беноевец и много занимающийся делами своего тейпа, утверждает, что из 1 миллиона чеченцев беноевцы насчитывают 360 тысяч. Расселены по всей республике. Беноевцы подразделяются на 9 родов-гаров: Жоби-некъе, Уонжби-некъе, Асти-некъе, Ати-некъе, Чупал-некъе, Очи-некъе, Девши-некъе, Эди-некъе и Гурж-махкахой. Принимали самое активное участие в Кавказской войне прошлого века. Из их числа происходит национальный герой Байсангур Беноевский, не покинувший Шамиля до самого его пленения и не сдавшийся после сдачи Шамиля царским войскам.

Много беноевцев находится в диаспоре в странах Передней Азии. Беноевцы - герои многих шуточных историй, в которых вышучивают неуклюжую фигуру или деревенскую хитроватость беноевцев. В то же время они известны своим бесстрашием, верностью данному слову.

По-видимому, беноевцы составили костяк демократических крестьянских слоев, несколько столетий назад сбросивших в Чечне свои собственные аристократические институты и власть кабардинских и дагестанских правителей. Эти слои породили ту самую горскую демократию, ставшую социальной основой этнического менталитета чеченцев.

На примере Беной проиллюстрируем появление в тейпе иноплеменника. В исконной местности беноевцев на реке Аксай есть урочище, называющееся Гуржийн мохк (грузинское место, владение). А. Сулейманов сообщает следующее предание: "Во времена набега на соседнюю Грузию беноевская дружина привезла грузинского мальчика. Подрастая, маленький пленник приобрел большую известность среди своих сверстников и взрослых силой, находчивостью, ловкостью, красотой. Он стал равным членом общества, в жены ему дали красавицу, выделили землю и помогли построить дом, дали рабочих волов, корову, коня. В последствии, когда семья грузина разраслась, выделились отселки, разросся хутор. Тогда беноевцы назвали это место Гуржийн мохк" (См.:[Сулейманов А. Топонимика Чечни. Изд-е 2-е. Грозный, 1998. С.317]).

Варандой. Один из известных горных тейпов. Автор прошлого века, первый чеченский этнограф Умалат Лаудаев утверждает, что варандой "пришлого происхождения". В Чечне мне пришлось слышать утверждение, что они "русского происхождения". Скорее всего, это говорит только о принятии ими беглых русских солдат эпохи Кавказской войны прошлого века. Сам термин варандой известен в исторических документах I тысячелетия. Другая подоплека суждения о "русском происхождении" может быть связана с тем, что варандоевцы долго не принимали мусульманскую веру и с целью защиты древних верований уходили в горы. Как бы то ни было, варандоевцы до сих пор сохранили некоторые древние обычаи (вроде женского обрезания) и уникальный чеченский фольклор.

Гендаргеной. Тейп, к которому принадлежит Доку Гапурович Завгаев. Он считается одним из самых многочисленных тейпов и расселен поэтому по Чечне довольно широко. Тейп Гендаргеной вышел из исторического центра Чечни Нохчиймохка (Нохчамахк, "Страна чеченцев"). Эта "Страна чеченцев", расположенная в бассейнах рек Аксая, Мичига и на землях вдоль Терека, всегда была житницей не только Чечни, но и Дагестана и даже более отдаленных стран. Экономическая и военная сила обусловила существование в Нохчиймохке культурно-политического и ритуально-религиозного доисламского центра Нашха. В этом центре располагался один из ранних Мехк кхелов ("Совет страны"). Оттуда, по преданию, вышли все "чистые" тейпы чеченцев. Среди этих тейпов находится и Гендаргеной.

Нохчиймохк собственно совпадает с тем образованием, которое известно под тюркским именем Ичкерия. Эта часть Чечни была с трудом занята царскими войсками в 1852г. Только это событие стало в историографии прошлого века рассматриваться как начало конца Кавказской войны. Очевидно, принятие правительством Д.М. Дудаева названия Ичкерия в качестве официального должно было означать и приобщение к истоку чеченского этногенеза, и к славной странице сопротивления прошлого века.

Гендаргеноевцы в истории Чечни всегда занимали видное место.

В советские годы из его членов вышло много руководителей хозяйственного и партийного уровня. В "мирные" 1991-1994 гг. в Чечне от гендаргеноевцев можно было услышать жалобы на засилие новых, дудаевских, кадров в основном "горного" происхождения. Прошедшие в те годы тейповые собрания некоторыми лицами из правительства Д.М. Дудаева интерпретировались как попытка найти опору в массах со стороны старой советской партноменклатуры.

Дешни. Горный чеченский тейп, расселенный на юго-востоке Чечни. Относится к известным "чистым тейпам", обладающим своей горой, у тейпа Дешни - Дешни-лам. Некоторые из Дешни живут в Ингушетии. Дешни известны тем, что к 1917 году у них сохранились фамилии, считавшиеся княжескими. В Чечне с юмором рассказывают историю, как один из представителей такой фамилии женился на грузинской княжне, выдав тейповую гору за свою собственную.

Зурзакхой. Этот тейп считается одним из исконных, ибо в своем имени он сохранил этноним дзурзуков, который в средневековье грузины давали предкам чеченцев и ингушей. По мнению М. Мамакаева, тейп зурзакхой не входил в тукхумы, занимая самостоятельную позицию, также как и тейпы Майстой, Пешхой и Садой.

Зумсой (Дзумсой). Горный чеченский тейп, носящий либо тотемное ("зу" - еж; в чеченской символике он носитель мудрости), либо профессиональное название (зум - горная арба). Всегда был одним из политически активных чеченских тейпов. Зумсоевцы чрезвычайно сильно пострадали от советской власти.

Гуной. Известный чеченский тейп, расселенный на северо-востоке Чечни. Гуноевцы непосредственно соседствуют с терскими казаками, с которыми имеют родственные связи. Считается, что много позже других чеченских тейпов приняли ислам.

Калхой (Калой). Горный чеченский тейп, к которому принадлежит Зелимхан Яндарбиев. Фамилия Калоевых известна у ингушей, а также у осетин.

Мулкой. Небольшой чеченский тейп, расселенный в горах (Шатоевский район). Известны своим сопротивлением автократической власти Шамиля.

Нашхой. Нашхо - местность, считающаяся родиной "чистых тейпов". Это этногенетический центр средневековых нохчиматиенов, населявших по данным армянских исторических источников юго-восток Чечни. (Армянская география VII по Р.Х. Спб, 1877. С.36). Иногда все население Нашхо причисляется к одному тейпу.

Садой. Считается, что этот тейп выделился из Билтой (вместе с Белгатой и Устрадой). Все они из Нашхо (тукхум Нохчимокхой).

Вместе с этим нужно сослаться на мнение Ахмада Сулейманова, что Садой считался аристократическим тейпом и из него происходили князья (эли). А. Сулейманов (устное сообщение), приводя огласовку али, производил этот термин от древнего кавказского социально-этнического термина алан. При этом он считал, что Садой родственен тейпу Орсой, поскольку существует слитный термин, относящийся к обеим группам: сада-орси. В Орсах, Орсой этот автор видит потомков греков. Обратим внимание на то, что Садой не входили не в один из тукхумов, что, возможно, говорит об их иноплеменном происхождении. В то же время аристократическая традиция Садой является престижной: почетно давать имя, указывающее на этот тейп.

Вспомним Садо Мисирбиева, верного друга молодого Льва Толстого. Этноним орс - аорс может увести нас в этногенетические пласты глубокой древности, связанные, может быть, с племенем роксоланов, возможных предков русских. Современное название чеченцами русских звучит орси. Примечательно, что "Хронология истории Чечено-Ингушетии" А. Айдамирова (С.6) начинается с указания на I век нашей эры, когда существовал союз гаргареев и исадаков, состоящих из садов и хамхитов (в тексте книги явная опечатка - хашкиты. Следует читать хамекиты или хамхиты. Дискуссия о происхождении этого этнонима от реки Хамхи в книге Е.Л. Крупнова "Средневековая Ингушетия". М., 1971. С.28.).

Терлой. Считается, что тейп терлой расселился из горного башенного комплекса Кирды. Предком считается человек по имени Терлой. По некоторым данным Терлой был в ХVI-XVII веках самостоятельным тукхумом. В отличие от некровного родства всех тейпов Терлой (по мнению М. Мамакаева) вместе с Чанти были когда-то кровно-род ственным объединением. Сейчас терлоевцы населяют территорию по верховьям Аргуна. С тейпом Терлой связан комплекс преданий об обладании ими особым закрытом немусульманском знании. Возможно, что Терлой были кастой жрецов-огнепоклонни ков (Предположение С.А. Хасиева, высказанное устно).

Туркхой (Турки из Гашан-чу). В Веденском районе есть небольшая группа, относящая себя к "турецкому" тейпу. Они живут также в Рошни-чу.

Харачой. Тейп знаменитого Зелимхана Харачоевского. Это также тейп Руслана Имрановича Хасбулатова. Этот тейп рано попал на страницы письменных российских документов. А вот в этнографической реальности наших дней у населения восточной Чечни осталась память, что "харачоевцы раньше других стали жениться на русских".

Тесные связи харачоевцев с Россией не помешали их среде выдвинуть в начале текущего столетия одного из самых выдающихся борцов с несправедливостями царизма - абрека Зелимхана Харачоевского.

В Чечне относятся с большим уважением к харачоевскому тейпу и считают, что его представители наделены особым умом. Правда, им ставится в упрек, что они громко разговаривают. Пожалуй, нет ни одного тейпа, о котором не говорили бы чего-нибудь подобного. Но это уже область чеченского юмора, ценимого, кстати, когда-то Шамилем.

Хиндхой. Небольшой чеченский тейп, расселенный в горах в районе Галанчожа. Хиндхоевцы по происхождению относятся к ветви орстхоевцев (карабулаков), вошедших в состав чеченцев. Другая ветвь влилась в ингушей. Орстхоевцы, живущие на равнине, понесли наибольшие потери в результате Кавказской войны прошлого века. Часть оставшихся орстхоевцев выселилась в страны Передней Азии, часть ушла в горы, как Хиндхой.

Цонторой (Центорой). Это один из самых многочисленных тейпов. (По численности с ним соперничают только беноевцы). Они делятся на Корни-некъе, Оки-некъе и др. группы, претендующие на самостоятельность. Этимология Цонторой восходит, возможно, к обозначению жреческой профессии. Видимо, это отразилось в насторожен ном отношении цонтороевцев к Шамилю и к его сторонникам. В литературе есть данные, что Шамиль мстил цонтороевцам за убийство ими одного своего сподвижника. Считаются людьми неспокойного энергичного нрава. Расселены главным образом в восточной части Чечни.

Чартой. Очень интересный тейп, известный тем, что чартоевцы не воевали, но всегда были миротворцами и посредниками во внутричеченских делах. У представите лей других тейпов существует мнение, что "чартой еврейского происхождения".

Чермой. Один из известных чеченских тейпов, к которому принадлежал знаменитый нефтепромышленник и политический деятель Тапа Чермоев. Основной центр расселения чермоевцев село Мехкеты. У них есть родовая гора Чермой-лам. Но прежде, по легендам, они жили в горной местности Майсты.

Элистанжи. Этот тейп происходит из Веденского района села Хаттуни. Оттуда он переселился в Алды около теперешнего Грозного. Этот тейп знаменит тем, что из него происходил шейх Мансур (Ушурма), родившийся, по-видимому, в 1765 г.

Энгеной. Расселены по всей Чечне. Считается тейпом, из которого происходят мусульманские проповедники и религиозные главы - шейхи. Из Энгеной, действитель но, вышло много шейхов.

Эрсеной. Тейп, расположенный в восточной Чечне в исторической области Нохчимокх (Шалинский, Гудермесский район). После походов Тамерлана это один из первых тейпов, выселившихся снова на равнину. Эти тейпы считались аристократически ми. Сейчас их представителям приписывают высокие духовные качества. В этимологии "Эрсеной" носитель языка чувствует связь с мужским началом (Сравни: эр бух = некастрированный бык, русское бугай).

Ялхорой. Из этого тейпа происходит фамилия Джохара Дудаева. Есть село Ялхорой, названное по имени тейпа. По одним версиям к этому тейпу принадлежали зависимые люди, по другим, наоборот, это тейп, имевший наемных работников. Скорее всего происхождение этого тейпа связано с профессионально-кастовой организацией и Ялхорой были воинами, получавшими от других тейпов плату за охрану рубежей. В изысканиях М. Мамакаева о чеченских тейпах Ялхорой указаны среди коренных чеченских тейпов. Очевидно, Ялхорой относится к орстхойскому компоненту в этногенезе чеченцев, о чем мы скажем ниже более подробно. В Ингушетии мной было зафиксировано предание о том, что некоторые фамилии родственны фамилии Д.М. Дудаева. Например, фамилия Дакиевых, которые имеют по преданию общих родственников с Дудаевыми в шестом поколении. Согласно этой версии первые Дакиевы вместе с Аушевыми и Мусольговыми основали в Ингушетии село Сурхохи. В Ингушетии живет также собственно ингушская ветвь Дудаевых.

На орстхойском происхождении Ялхорой следует остановиться особо, хотя бы потому, что локальная группа орстхойцев - мялхистинцы - считаются в Чечне наиболее преданными сторонниками Д.М. Дудаева. Именно мялхистинцы составляют основное население села Бамут. Работа среди мялхистицев убедила меня в том, что они, действительно, потомки наиболее сильного в военном отношении подразделения вайнахского этноса орстхойцев (карабулаков). Издревле они населяли северокавказскую равнину. Глубоко в горах, в Мялхисте, между верховий Аргуна и Мешехи, они оказались, вероятно, во время опустошительных походов Тамерлана по Северному Кавказу, и здесь включили в себя исконно горское вайнахское население. Память о неясном подразделении на коренных и пришлых еще прослеживается у мялхистинцев.

В горах мялхистинцы не утратили воинственный нрав и вели периодические войны с Грузией. (Их территория граничит с Хевсуретией). Мялхистинцы же укрывали Орджоникидзе от поимки царской охранкой. Культ воинственности, наряду с другими горскими ценностями вроде почитания женщины, гостеприимства, по мнению самих мялхистинцев отличает их от других чеченцев. Некоторые из них считают себя людьми княжеского достоинства. Другие чеченцы побаиваются решительного нрава мялхистинцев.

В правительственных органах Чеченской республики Ичкерии при Д.М. Дудаеве оказалось много мялхистинцев. Это вызвало разговоры об их засилии в республике. Об особом отношении Д.М. Дудаева к этой проблеме ничего не известно. Его покровительство религиозному братству кадирийцев, представленному у мялхистинцев, еще ничего не говорит, ибо это братство широко распространено в Чечне и не только у горского населения.

Поделиться