Отчет по самообразованию в детском саду. Отчет по самообразованию учителя: примеры, образцы, советы и рекомендации по составлению отчета

Отчет по самообразованию

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.

Работая в детском саду, я ставила перед собой такие задачи: развивать память, внимание, мышление, воображение. Без этих качеств немыслимо развитие ребёнка в целом. Именно поэтому целью моей работы является « Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность »

На начальном этапе мною был подобран методический материал, оборудован математический уголок, для организации самостоятельной деятельности в утренние и вечерние часы.

При этом были поставлены задачи :

    развивать у детей интерес к элементарной математической деятельности вне занятий;

    воспитывать потребность занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими действенного напряжения играми.

В уголке я разместила следующий материал :

    фланелеграф (стационарный) с набором геометрических фигур;

    счетные палочки для складывания узоров геометрических фигур, предметов, животных;

    игры Составь ряд из геометрических фигур, кубики Никитина «Сложи узор», «Геометрическая мозаика», логические блоки Дьенеша;

    развивающие игры: «Какая фигура лишняя»

    Рамки-вкладыши Монтессори.

Все игры эстетически оформлены, с учётом возрастных, психологических и индивидуальных возможностей ребёнка. Периодически игры меняются.

НОД по математике стараюсь проводить в разнообразных формах, широко использую занимательный математический материал, развивающие игры, которые в наибольшей степени способствуют выявлению и реализации познавательных возможностей каждого ребенка.

Часто начинаю с элементов игры, применяю приём неожиданности: появление «гостей», «письма», в конце – сюрпризный момент.

Далее постепенно я стала использовать игры во всех видах деятельности, каждое событие ребёнка стараюсь ненавязчиво связать с математикой (на утренней гимнастике, на прогулке, в свободной деятельности). В этом мне помогают математические загадки, весёлые стихотворения, пословицы, скороговорки, крылатые выражения, считалки, задачи-шутки, математические сказки.

Мною был подобран комплекс игровых упражнений на прогулке; задачи-загадки, с использованием чисел и цифр.

Для успешного математического развития детей необходимо не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.

Поэтому я оформила иллюстрированный альбом, который содержит различные игровые задания: логические задачки математического содержания.

В этом году я пополнила картотеку новыми математическими играми. Для закрепления навыков счета я решила изготовить дидактическую игру «Посчитай урожай». Мне всегда интересно привлекать к такой деятельности детей. Сделанное своими руками пособие всегда интереснее. Сначала мы вспомнили, как называются овощи, какого они размера, формы, цвета. Затем приступили к аппликации. Дети работали очень аккуратно и старательно. Сейчас ребята не только с удовольствием играют в эту игру, но и помогают друг другу правильно сосчитать предметы и подобрать нужную цифру.

Хочу предложить вашему вниманию "Геометрический коврик", который я изготовила сама из обоев, вырезала на нем заплатки в виде геометрических фигур, отдельно из цветного картона вырезала геометрические фигуры, той же формы что и на коврике, по нескольку штук. Данный коврик использую для изучения, закрепления темы «геометрические фигуры», также отрабатываю цветовую гамму.

Забытая старая игра «Пошли, пошли, пошли». Мы в неё часто играем. Она развивает умение считать предметы на ощупь. Это карточки с пришитыми пуговицами, которые дети передают по кругу на слова «пошли». На сигнал «стоп» дети считают пуговицы пальцами. Затем по команде воспитателя «У кого 1, 3, 5 и т. д.» показывают карточки с этим количеством.

На изготовление дидактической игры «Моя машинка» меня побудили раскраски . Не такие мы люди, воспитатели, чтобы выбрасывать то, что еще может послужить. Детей в этой игре привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, они незаметно для себя решают дидактическую задачу: обучение счёту в прямом и обратном порядке, закрепление цвета, развивитие внимания, памяти и мышления.

Следующая игра: «Посади бабочку на цветок» - нужно посчитать количество точек на крылышках каждой бабочки и посадить бабочку на цветок с соответствующей цифрой.

Моя работа не обходится без взаимодействия с родителями воспитанников.

Я использую следующие формы работы с родителями:

индивидуальные беседы и рекомендации с целью знакомства родителей с достижениями ребенка, для правильного выбора литературы и различных видов математических игр;

папки-передвижки, которые позволяют родителям наглядно увидеть работу по математическому развитию детей в детском саду.

выставки дидактических игр, которые знакомят родителей с их разнообразием, и учит правильному методическому использованию данных игр в развитии ребенка;

В результате проделанной работы я заметила, что детям интересно играть в математические игры, они эмоционально захватывают детей. Под влиянием систематического использования занимательных развивающих игр на занятиях и с целью организации самостоятельной деятельности у детей выработалось умение быстро включаться в активный познавательный процесс. Убедилась, что наиболее эффективно развивается смекалка при параллельном использовании в работе с детьми разных видов занимательных задач.

На следующий год планирую продолжить работу по теме: Развитие математических способностей у детей через, игровую деятельность». (Согласно возрастной группе):

...

Конспект мероприятие по формированию элементарных математических представлений в средней группе

"Поможем Бобику"

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе. воспитатель

Дмитриева Елена Валерьевна

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности

Задачи:

- Закрепить название геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник); выделить их свойства (форма, цвет, размер).

- Закрепить знание количественного до 4, умение распознавать цифры до 4 и соотносить их с количеством предметов.

- Воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.

- Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Материалы и оборудование:

Цифры от 1 до 4; карточки с изображением геометрических фигур; мяч; игрушка;

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребятки. Меня зовут Елена Валерьевна.

Сегодня я пришла к вам в гости и не одна. Кто это? Как мы её назовем? Давайте с ним поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Собака услышала, что вы будете сегодня играть, ей тоже хочется. Поиграем с ней? (да )

Бобик, что это ты принес? (Показываю что собачка спит) Может быть это коврик, на котором он спит. А какой интересный, необычный. Ты Бобик, присаживайся, а мы с ребятами твой коврик посмотрим.

Воспитатель: Ой, ребята почему он в дырках? Что с ним произошло? как вы думаете? Может его мышки прогрызли? Как мы поможем ему? Починим коврик. Смотрите какие у меня есть заплатки.На какие геометрические фигуры они похожи? Какого цвета? Какой больше,какой меньше?

( Дети по очереди накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра .)

Дети: «Заплатки» формы квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, круга.

( Дети называют большие и маленькие формы фигур ).

Воспитатель: Бобик какие дети молодцы починили тебе коврик.

Воспитатель: Бобик, давай немножко отдохнем с ребятами.

Физкультминутка.

Раз, два - хлопай, хлопай.

Три, четыре – топай, топай.

Раз, два – улыбнись,

Три, четыре – подтянись.

Высоко попрыгали,

Ножками подрыгали.

Крикнули «привет» друг другу

Повернулись по кругу.

Вправо, влево наклонились

И друг другу поклонились.

А теперь коленки вместе

Начинаем бег на месте.

Быстро, быстро побежали,

Все закончили. Устали.

Воспитатель: Ребята, Бобик спрашивает, знаем ли мы с вами цифры.

Дети:Да.

Воспитатель:Да они цифры знают. В этом ты сам убедишься. Сейчас мы поиграем в игру «Найди цифру».

Игра «Нади цифру»

Ребята, у меня есть тарелочки, а в них цифры. Давайте Бобику покажем цифру, которая указывает, сколько у него носиков? (дети показывают )

Какая это цифра? (один )

Бобик, дети правильно показали, у тебя один нос.

Вот один, иль единица –
Очень тонкая, как спица
.

А теперь покажите цифру, которая указывает, сколько у Бобика глаз?

Какую ты цифру показываешь? (два )

А вот это – цифра два.
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочиться хвост за нею
.

Молодцы, ребята. Ребята, мы с вами читали сказку про медведей, которые живут в лесу. Давайте их посчитаем, сколько их было.

Там жили… папа, мама и маленький медведь

А теперь покажите цифру, которая указывает, сколько их?

Дети: три.

А вот это – посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков.
Состоит из двух крючков.

Давайте Бобику покажем цифру, которая указывает, сколько у него лап? (Подхожу с собачкой к ребенку ).

Посчитайте сколько у собаки лап? (четыре ).

Бобик, мы и про цифру четыре знаем стихотворение.

Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул
.

Какие вы молодцы! А тебе Бобик, ответы наших детей понравились ? А вам нравятся загадки?

1-я загадка.

Сколько бубликов в мешок

Положил ты петушок?

Два. Но дедушке дадим

И останется ( Ответ: один )

2-я загадка.

На пасеке три медвежонка

Играли в прятки у бочонка.

Один в бочонок еле влез.

А сколько убежали в лес? (Ответ: два )

3-я загадка.

Четыре зайца шли из школы,

Но вдруг на них напали пчелы.

Два зайчика спаслись едва,

А сколько не успели? (Ответ: два )

4-я загадка.

Две розы Маша сорвала,

В подарок маме принесла.

Сорви еще и подари

Ты мамочке не две, а (Ответ: три )

5-я загадка.

Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали -

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет? (Ответ: четыре )

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием! Вам понравилось помогать Бобику?

Бобик устал, ему пора домой. Давайте прощаться.

(бобик ушёл)

Воспитатель: Дети, а кто это к нам приходил? А что было самое интересное? Подводим итог урока.

Самоанализ

Уважаемые гости, Вы, посмотрели занятие в средне группе, в котором участвовала подгруппа детей из 10 человек в возрасте от 4-5 лет. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности, легко идут на контакт со взрослым.

Тема моего занятия « Поможем Бобику ».

Данный конспект занятия был мной разработан в соответствии с основной образовательной программой и с возрастными, психическими и индивидуальными особенностями детей средней группы. Учитывая всё это, я наметила следующую цель и задачи.

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности

Задачи:

- Закрепить название геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник); выделить их свойства(форма, цвет, размер).

- Закрепить умение распознавать цифры до 4.

-Закрепить в сознании детей соотношение числа с цифровой символикой.

- Воспитывать интерес к занятию.

Занятие способствует решению поставленных задач в комплексе. Сочетает в себе образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса закрепления изученного материала, повысила речевую активность детей. Именно на этом этапе дети проявляли отзывчивость, помогали друг другу.

При организации занятия, учитывала смену деятельности детей, за счет этого, я смогла предотвратить утомляемость и сохранить интерес на протяжении всего занятия. Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли интерес, познавательную активность, эмоционально реагировали на просьбу Бобика помочь ему, используя имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. В течении всего занятия обращала внимание на взаимопомощь, при затруднениях предлагала детям вместе найти правильное решение.

Считаю, что поставленные мною цель и задачи соответствовали уровню развития детей, поэтому все они реализованы. Занятие по математике в средней группе призвано научить детей различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, овал и группировать их по цвету, совершенствовать умение определять положение геометрических фигур по отношению друг к другу, учить считать в пределах

Отчет по самообразованию воспитателя в детском сад у - документ, содержащий данные о результатах освоения выбранной темы, ее практической апробации и теоретическом изучении. Изложенные в нем сведения педагог зачитывает на заседании педсовета, в обязательном порядке отражая в нем информацию о:

  • работе с методической литературой для совершенствования профессионального мастерства;
  • внедрении инновационных подходов на практике;
  • проведенных мероприятиях (мастер-классах, семинарах) с предоставлением конспектов и тезисов;
  • анализе проделанной работы с аргументированными выводами и обобщениями.

Самообразование воспитателей в детском саду

Современный уровень развития образования требует переосмысления всех методических приемов и активного включения каждого педагога в процесс самообразования. Педработники, даже осознавая значение профессионального самообразования, не всегда владеют навыками осуществления такой деятельности. Зачастую они отмечают недостаток времени и мотивации, ограниченность ресурсов и особые жизненные обстоятельства, препятствующие повышению квалификации. В самообразовании нуждаются не только молодые специалисты, но также те, кто был перемещен на новую должность, а также опытные воспитатели, чья педагогическая тактика требует совершенствования.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

В «Справочнике старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы методические рекомендации по самообразованию воспитателей, повышению профессионального мастерства и углубленному изучению выбранной темы


Скачайте чек-лист

Как правило, список тем по самообразованию для воспитателей подбирает методист, старший воспитатель. В редких случаях воспитатель может самостоятельно определить тему, оценив собственные затруднения и пробелы в знаниях, выбрав перспективы профессионального роста. Он вправе развиваться в любом направлении, достаточно только обосновать актуальность темы и значение ее для совершенствования учебно-воспитательного процесса в детском саду. Так, нередко воспитатели выбирают темой проблему, вызывающую у них затруднения, требующую дополнительного изучения, либо же одну из годовых задач детского сада. Тему для самообразования педагоги выбирают ежегодно новую, либо расширяют ту, которой они занимались в прошлом году.

  • Молодые специалисты зачастую занимаются развитием педагогического мастерства, освоением личностно-ориентированного подхода в ДОУ, формированием педагогических умений и конструктивных способностей.
  • Опытные педагоги со стажем профессиональной деятельности более 5 лет рассматривают проектирование образовательно-воспитательного процесса, развивают навыки работы с научно-методической литературой, внедрением ИКТ, теоретических знаний и творческого подхода, исследовательские навыки, навыки проектирования деятельности.
  • Воспитатели без специального образования в рамках самообразования овладевают методиками работы с дошкольниками, адаптацией в педагогической среде.

Схематично работа по самообразованию представляет собой последовательность пяти этапов, на каждом из которых педагогу оказывают методическую помощь старшие коллеги и методисты учреждения.

Этап Деятельность воспитателя Обязанности старшего воспитателя Форма предоставления результатов
Диагностический Воспитатель осознает потребность в самообразовании, оценивая собственный уровень подготовки. Исходя из этого он ставит цели и задачи, анализирует затруднения, с которыми сталкивается, формулирует проблему, а для ее решения изучает научно-методическую литературу. Старший воспитатель диагностирует и анализирует степень подготовки коллеги, оценивать уровень мотивации педагога на работу над собой. Проводит анкетирование и беседу. Собеседование и консультирование с руководителем, старшим воспитателем.
Прогностический После определения темы работы называют цели и задачи, составляют план работы по самообразованию, а также методы и приемы, необходимые для решения проблемы. Обязательным на этом этапе является прогнозирование результатов. Консультирует коллегу, дает ему методические рекомендации и советы по выбору и разработке темы самообразования. Выступление на педагогических мероприятиях ДОУ.
Практический Воспитатель на практике использует комплекс методов и приемов, определенный им для решения проблемы. Выборочно анализирует полученные результаты, проводит самооценку деятельности. Делает промежуточные выводы по текущим результатам. Оказывает всестороннее содействие в самообразовании, способствует созданию необходимых для этого условий. Открытые занятия, выступления на педагогических мероприятиях ДОУ.
Обобщающий Педагог активно внедряет в свою практику успешно апробированные навыки и знания, выпускает пособия, методические наработки, составляет отчет по самообразованию воспитателя в детском саду . Работу воспитателя над темой оценивают и анализируют, изучая методические материалы, использованные педагогом, посещая мероприятия.

Выступление на заседании педагогического

Внедренческий Педработник не только использует, но пропагандирует полученный опыт, распространяя его среди коллег и воспитателей из других ДОУ. Старший коллега помогает воспитателю правильно оформить результаты работы по самообразованию, просматривает его работу, консультирует. Реферат, индивидуальный творческий отчет и др.

Практика показывает, что самыми сложными вопросами педагогической деятельности для педагогов ДОУ стали теоретические основы психолого-педагогических проблем, умение планировать направления работы, осуществлять анализ полученных на занятиях результатов образования, воспитания и развития воспитанников. Именно поэтому благодаря отчету по самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС педагоги систематизируют выполненную работу, анализируют собственные достижения и результаты, чтобы в дальнейшем без труда перестраивать свою деятельность, вносить в нее коррективы.

В результате работы над самообразованием педагог создает конкретные продукты:

  • дидактические материалы, мультимедийные и интерактивные пособия, материалы, которые могут использоваться для прохождения аттестации или другими педагогами для повышения качества учебно-воспитательной работы;
  • конспекты семинаров, тренингов, открытых занятий, мастер-классов, занятий и выступлений с докладами на заседаниях педсовета;
  • рекомендации по совершенствованию приемов, методов и форм работы с дошкольниками, сценарии, методические разработки, пособия, исследования, публикации в журналах или на официальном сайте детского сада.

Представлять результаты самообразования воспитатели могут в любой форме, включая творческие отчеты, выступления, практикумы, открытые занятия, мастер-классы, демонстрирующие эффективность проделанной работы.

Формы отчета по самообразованию воспитателя детского сада

Помимо привычного отчета по самообразованию воспитателя в ДОУ педагоги могут по окончанию работы на выбранной темой результаты своей деятельности представлять на:

  1. Заседаниях педагогического совета и методического объединения. Доклад можно оформить в виде презентации, используя таблицы, плакаты, рисунки, диаграммы и прочие средства наглядности.
  2. Тренингах - мероприятиях, на которых педагоги делятся опытом и приобретенными в ходе разработки выбранной темы навыками. Тренинги выполняют важную воспитательно-образовательную функцию, а если они ориентированы только на передачу знаний, их называют семинарами. На семинарских занятиях педагоги заслушивают информацию по различным темам или выбранному вопросу, а на тренингах они формируют педагогические навыки и способности.
  3. Мастер-классах - одной из форм демонстрации результатов работы по самообразованию и распространения педагогического опыта посредством открытой презентации или показа достижений. Выступающий на мастер-классе инструктор презентует свои наработки, моделирует практические ситуации, использует игровые технологии для освоения навыка и обобщения опыта.
  4. Рефератах - форма годового отчета по самообразованию воспитателя ДОУ , которая позволяет кратко изложить результаты проделанной работы, сделать лаконичный обзор методической литературы, изученной в ходе подготовке к разработке темы. Особо ценными считаются рефераты с критическим обзором литературы и проведением самостоятельной аналитической работы, отражающей точку зрения педагога на проблему, его практический опыт. Важно, чтобы реферат имел описательный и информативный, а не поучительный характер изложения материала.
  5. Статьях в журналах - одна из форм отчетности для опытных педагогов, которая позволяет им продемонстрировать и аргументировать эффективность собственной разработки или методического пособия, осветив инновацию перед педагогическим сообществом города или региона, чтобы они могли воспользоваться результатами труда коллеги.
  6. Записках о самообразовании от первого лица. Не самая популярная, однако эффективная форма отчетности, которая строится на рефлексии и самоанализе работы над темой.
  7. Школе передового опыта - подходит для воспитателей с собственными методическими и практическими наработками. Педагог выступает в роли руководителя школы передового опыта, консультирует коллег, разъясняя причины своих поступков, алгоритм проделанной работы, ход использования тех или иных педагогических приемов и способов организации воспитательной работы. Школа предполагает несколько просмотров, перед началом которых воспитатель интересуется у коллег, были ли им полезны его рекомендации и наработки, удалось ли им внедрить их в свою практику. Для деятельности школы и представления результатов работы по самообразованию достаточно трех-четырех слушателей.

Параллельно с этими формами для представления результатов самообразования воспитатели детского сада используют педагогические выставки, портфолио, творческие лаборатории, эстафеты передового опыта, творческие мастерские, консультации для коллег и многое другое.

Наиболее востребованной формой является творческий отчет, который позволяет:

  • продемонстрировать фрагменты накопленного в ходе работы опыт, элементы апробированной педтехнологии;
  • провести персональные и тематические выставки опыта;
  • изучить деловую и научно-методическую литературу;
  • проанализировать полученные результаты в ходе открытой дискуссии с автором работы.

Творческий отчет представляет собой короткое (10-20 минут) выступление перед коллегами на заседании методического объединения или педсовета. В ходе подготовки творческого отчета по самообразованию за 2019 год воспитателя ДОУ ему важно обосновать актуальность выполненной работы, описав алгоритм получения и становления педагогического опыта, отметив причины, побудившие изучать выбранную тему, сложности, с которыми пришлось столкнуться, и достигнутые результаты. Педагогу следует не только предоставить научное обоснование опыта, но и описать его сущность, охарактеризовать и проанализировать собственные наработки и педтехнологии. Желательно, если в качестве подтверждения эффективности выбранных методик воспитатель может продемонстрировать доказательства положительных изменений в воспитании и развитии детей, может сравнить поставленные цели и достигнутые результаты.

По завершению творческого выступления коллеги и выбранные среди них оппоненты задают воспитателю вопросы по тексту. Оценивая качество работы, учитывается также полнота и содержание ответов, которые дает педагог. В остальном оценке подлежит актуальность выбранной темы, способность педагога анализировать и обосновывать выбранный концепт, умение ставить цели и задачи работы, а также применять весь доступный методический арсенал для достижения поставленных целей. Коллеги и рецензенты оценивают новизну творческого и педагогического подхода, аргументированность нововведений и их соответствие поставленной проблеме.

Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду: примерная структура документа

Несмотря на общие черты и схожу структуру всей отчетной документации по самообразованию, не существует единого установленного образца. В каждом детском саду устанавливают форму отчета по самообразованию воспитателя ДОУ , учитывая региональные или территориальные особенности, профиль учреждения. В документ оформляют результаты проделанной работы за выбранный отчетный период, как правило, один учебный год (однако при необходимости педагоги могут делать отчеты два или даже четыре раза в год). Курирующий методист или заведующий детского сада вправе вносить коррективы в текст отчета, а также использовать их для оформления отчетов о ходе проведения самообразования педагогов во вверенном ему учреждении.

Зачастую в детском саду уже есть установленная структура отчетной документации, в противном случае каждый вправе самостоятельно выбирать подходящий для него формат. Как правило, его оформляют в виде реферата или презентации, созданный с помощью любой подходящей компьютерной программы. Не зная, как оформить отчет по самообразованию воспитателя ДОУ в виде реферата, достаточно следовать стандартным нормам оформления документации. Для написания используются документы формата А4, шрифт Times New Roman 14, расстояние между строками 1,15 и интервал 10 пт с обязательным форматированием по ширине. Страницы документа нумеруются, а список использованной литературы оформляется согласно действующим нормам работы с библиографией. Текстовую часть документа можно оформить в виде таблиц, в графах которых лаконично формулируют все этапы разработки темы.

В целом структура отчета произвольна, но она должна включать характеристику следующих моментов:

  1. Тема. Воспитатель должен обосновать целесообразность выбора конкретной темы, связь ее с целевыми ориентирами российской системы дошкольного воспитания, пояснить ее практическую ценность. На этом этапе важно подчеркнуть, на каких методиках и программах основывается выбор данной темы, ее взаимосвязь с предварительной работой воспитателя.
  2. Цели и задачи работы. Важно помнить, что цель самообразования - это не заполнение отчетов и формальные доклады, а повышение профессионального мастерства, раскрытие творческих способностей и личностных качеств, оптимизация образовательно-воспитательного процесса в учреждении. Задачи должно строго соответствовать поставленной цели, способствовать освоению современных педагогических технологий, практической апробации методик, эффективной работе с воспитанниками.
  3. Актуальность работы. Может опираться на результаты педагогического мониторинга или диагностики эффективности образовательной и воспитательной работы с детьми. Практическая деятельность воспитателя в ходе самообразования подразумевает мониторинг степени развития воспитанников, анализ условий, необходимых для разработки темы.
  4. Методическая база вопроса, проанализированная литература. Составляя список литературы, в него можно вносить не только профильные издания и монографии, но также публикации и книги по социологии, детской психологии, методике преподавания и воспитания. Оценивать выбранные пособия следует в контексте передовой педагогической практики и опыта работы с дошкольниками.
  5. Мероприятия, организованные для достижения поставленных целей, с подведением итогов по каждому из них. Дополнительно указывают принципы, приемы и методы работы. Воспитатель указывает занятия, кружковую работу, спортивные и игровые мероприятия, конкурсы, открытые мастер-классы и экскурсии, которые он провел для апробации или внедрения выбранной педагогической технологии. Если в ходе оформления отчетности он использует фотографии детей с мероприятий, по этическим и законодательным нормам они не должны передаваться третьим лицам и попадать в глобальную сеть без согласия на то родителей. За нарушение соглашения о персональных данных грозит уголовная и административная ответственность.
  6. Итоги работы над темой, рефлексия в рамках отчета по самообразованию воспитателя в детском саду по ФГОС . Крайне важно, чтобы воспитатель мог анализировать результаты своей работы, оценивать значение сделанных открытий для развития образовательно-воспитательного процесса в учреждении, указать, как его работа повлияла на уровень развития детей, развитость их навыков.
  7. Планирование работы на следующий год. Педагог намечает перспективы профессиональной деятельности.

Используя отчет о самообразовании, воспитатель может, не дожидаясь права на получения дополнительного профессионального образования, выявить недочеты в своей работе, пробелы в знаниях, а также заняться их устранением посредством посещения консультаций, вебинаров, семинаров, мастер-классов и заседаний методического объединения.

Отчет по самообразованию воспитателя: методическая помощь молодому специалисту

Молодым специалистам заведующие детского сада нередко рекомендуют взять разработку ту или иную тему для самообразования, чтобы продемонстрировать свою профпригодность и стрессоустойчивость. Заведующий предоставляет образец отчета по самообразованию воспитателя ДОУ и ожидает качественного выполнения задания. Начинающему педагогу справиться с ним может быть непросто, для этого необходимо основательно подойти к заданию. Если воспитатель допустит в отчете некоторые ошибки, в первый раз ему сделают замечание, во второй последствия будут серьезнее и неточности обернутся выговором, а в третий возможно даже увольнение.

Чтобы правильно сформулировать тему работы в отчете, необходимо взять за основу интересующую воспитателя проблему, область, в которой он испытывает затруднения. Для этого также можно использовать результаты педагогической диагностики или наблюдения за воспитанниками, учесть возраст детей, с которыми приходится работать.

Для разработки выбранной темы придется изучить не один, а десятки различных источников информации, включая справочники, журналы, электронные базы данных и форумы. Среди всей методической литературы целесообразно начинать поиск с базовых педагогических трудов, постепенно расширяя его к опыту коллег и педагогическим инновациям. Особую ценность имеют источники информации на других языках, поскольку использование опыта педагогов других стран позволит успешно развить образовательную систему РФ. Воспитателю важно научиться работать с библиотечными каталогами, корректно формулировать поисковые запросы в сети интернет, практиковать опыт сбора, обработки и систематизации информации.

Чтобы учесть все нюансы работы над темы, стоит пользоваться диктофоном или блокнотом, фиксируя в нем весь процесс. В остальном нужно:

  • кратко, лаконично и по существу описывать результаты работы над темой;
  • строго соблюсти сроки подачи отчетной документации;
  • указывать инновации и педагогические технологии, которые были открыты или апробированы;
  • демонстрировать творческую составляющую работы, креатив в разработке темы и составлении нестандартного отчета по самообразованию воспитателя в детском саду .

Форма отчета по самообразованию учителя регулируется самой школой (учебным заведением). Так, в зависимости от региона или территории форма отчета по самообразованию учителя может меняться, однако в основном она имеет общие черты. Отчет учителя по самообразованию не только систематизирует работу за определенный промежуток, но и фиксирует достижения, позволяет выполнять работу над ошибками и вносить коррективы в занятия по творческим направлениям. В современный быстрый 21 век такая форма работы позволяет выявить те необходимые устройства, который нужны для эффективного усвоения информации учениками. Имеется ввиду интерактивные доски, электронные учебники, реактивы или приборы для природных наук.

ВНИМАНИЕ ДИРЕКТОРАМ ШКОЛ!!!

У вас есть возможность повысить свою ИКТ-грамотность и при этом сэкономить время! Приглашаем пройти дистанционное обучение в

по программе

. На курсе вы узнаете:

  • как выстроить работу с учетом современных технологий;
  • как подружиться с компьютером и электронными системами, знания которых требует профстандарт;
  • как быстро и просто составить электронное портфолио;

…и многое другое.

По итогам вашей учебы оформим удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Записывайтесь на обучение

.

Как формировать отчет о проделанной работе по теме самообразования

Отчет по самообразованию педагога формируется по завершении работы над проработанной темой. Идеальный вариант - это 1 учебный год. Не исключено, что эту форму контроля следует оформлять и по завершении четвертей. Как написать данную форму отчета, если вам дана некая свобода действий. Прежде всего, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Опишите тему, над которой вы работали: что вы планировали (цели, задания, результаты) и то, что в итоги было сделано.
  • Впишите мероприятия и формы деятельности (дополнительные занятия, конкурсы, кружки, экскурсии, открытые уроки) и количество учеников, что принимали в нем участие.
  • Опишите результаты работы, которых вы достигли и не достигли. Преимущества и недостатки данных мероприятий.
  • Планы на следующий учебный год и сроки их реализации

Даже если вы будете оформлять документ по заданной схеме, приведенные выше шаги не будут кардинально отличаться. Будьте внимательны и сосредоточены при процессе.

Структура отчета по теме самообразования

Как написать отчет по самообразованию учителя, - таким вопросом задается каждый сотрудник школы. Есть два варианта: начальство предоставляет вам образец, которому вы должны следовать. Вы сами находите информацию по этому вопросу в интернете. По всей территории РФ форма отчета по теме самообразования, как правило, может быть следующая:

  • Презентация в Power Point
  • Доклад или реферат
  • Статья в журнал
  • Методическое пособие
  • Научно-техническая разработка

Каждая из этих форм имеет свои недостатки и преимущества. К разным категориям учителей руководством школы могут выдвигаться требования к форме. Тот, кто принимает отчет по самообразованию, как правило, директор школы, может вносить коррективы в конечный результат. Естественно, в своем отчете перед вышестоящими органами он описывает общую картину на основании отчетов педагогов по самообразованию за учебный год. Это способствует выделению денег не только на необходимые предметы для учеников, но и предметы для учителей. Так, к учителям первой категории могут выдвигаться требования по предоставлению отчета в форме презентации, доклада/реферата или в формате стандартного документа А4. Как правило, форма отчета по теме самообразования учителя в формате стандартного документа А4 должна быть оформлена соответствующим образом:

  • 14 шрифт Times New Roman,
  • форматирование по ширине,
  • интервал 10 пт,
  • множитель 1,15

Отчет о проделанной работе по самообразованию учителя может содержать фото учеников как в классе, так и вне школы. Естественно, по этическим правилам фото детей не должны передаваться третьим лицам, распространятся на просторах интернета и распространяться в целях коммерции. Нарушение этих правил следует административная и уголовная ответственность.

Такая форма будет использоваться, так сказать, для общего пользования. К учителям высшей категории - статья в журнал, методическое пособие или разработка. Для такой формы также существуют свои требования. Руководством школы эта форму отчетности может оплачивать дополнительно. Статья в журнале, методическое пособие или разработка, как правило, подлежит широкому обобщению для того, чтобы и другие работники педагогической сферы смогли воспользоваться разработками учителя.

Отчет учителя по теме самообразования: скачать форму

Иногда предоставляемую форму сужают только до документа отчетности в виде документа А4. В этом случае лучше всего напечатать таблицу с графами: этапы, содержание деятельности, сроки, подведение итогов. Вот форма отчета по самообразованию:

В этом примере описана работа в течение 1 года, где четко распланировано задания учителя и подведение итогов. Как видим, это чистовой вариант. Давайте подробнее рассмотрим его этапы:

  1. Поиск и составление списка литературы по самообразованию. Сюда можно включать литературу не только по вашему профилю, но и литературу по педагогике и книги об опыте учителей.
  2. Изучения состояния выбранной проблемы с позиции теории и передовой педагогической практики. Среди самой передовой литературы можно назвать онлайн-ресурсы (журналы, газеты и др. источники информации): «Первое сентября», «Педсовет», «Педагогическая периодика», «Учитель», «Учительская газета», "Педагогика искусства".
  3. Проектирование собственного педагогического поиска. Здесь, учитель, как творческий человек, может использовать свою фантазию и наработки: от планирования урока до планирования длительных экскурсий, к примеру, по Золотому кольцу России.
  4. Опытно-экспериментальная проверка. Если, допустим, учитель истории разработал урок-дискуссию, то можно ввести его вместо обычных уроков. Далее, если детям понравится, можно вводить его план и проводить 1 раз в неделю.
  5. Рефлексия, то есть оформление результатов. Этот этап важен прежде всего для руководства школы.

Еще один пример отчета по самообразованию представляет собой более развернутую форму:

Шаг к большому успеху через самообразование

Отчет по плану самообразования может стать вашем маленьким шагом на пути к большим наградам, таким как

  • почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»
  • почетная грамота Правительства Российской Федерации в области образования
  • почётное звание «Народный учитель Российской Федерации»

и т.д. «Человек велик трудом» говорит наша русская пословица, что значит то, что человек приобретает славу и почет только своей работе. Любовь детей, уважение коллег, одобрение начальством возможно только благодаря рвению, организации труда и неутомимой работе. Вашим большим плюсом станет изучение литературы на иностранных языках и применение опыта учителей других стран. Несмотря на различия в образовательных системах России и стран западной Европы, обмен опытом является неотъемлемой составляющей развития науки педагогики.

По шаблону отчета о работе над темой самообразования может быть составлена и итог работы для родительского собрания. На родительском собрании можно поименно назвать учеников, отличившихся в том или ином мероприятии. Это способствует дальнейшему развитию задатков учеников: творческих способностей, наклонностей к точным предметам, любовь к природе и природным наукам и т.д.

Записка о самообразовании от первого лица

В школах распространена форма записки о самообразовании, где отчет подается от первого лица и подробным указанием педагогического стажа и квалификации. Несмотря на то, что это отчет за год по теме самообразования воспитателя, именно такой вид формы отчета по самообразованию характерен для учителей высшей категории.

Класс и организация работы по самообразованию

Организация работы по самообразованию педагогов существенно зависит от класса, где работает педагог. Отчет по самообразованию учителя начальной школы должен базироваться на разработке и планировании физических активностей как на территории школы, так и вне её. К примеру, в школе можно делать физкультминутку, а за её пределами малышам нужно резвиться в парке. Отчет учителя средних классов важен тем, что помимо обычных уроков нужно постепенно внедрять классные занятия, способствовать сплочению коллектива, планировать творческие выступления. Отчет по плану самообразования учителя старших классов должен преследовать цель профориентации ученика, выявлению его предрасположенностей к тому или иному виду деятельности. Один из самых популярных способов для этого - это тесты на профориентацию, тип темперамента, определения уровня интеллекта.

Роль отчета о работе по теме самообразования

Самоанализ плана самообразования – один из процессов, совершаемых только учителем по собственной инициативе. Согласно Федеральному закону работники педагогической сферы имеют право получение дополнительного профессионального образования только 1 раз в 3 года. Однако благодаря индивидуальной методической работе учителя - отчете по самообразованию уже сейчас можно выявить недостатки в своей работе. Их можно исправить путем получения консультаций с работниками педагогической сферы, общения с коллегами или вебинаров. Форма отчетности по теме самообразования способствует координации работе всего учебного заведения, распределения рабочих часов психолога, встречам детей с ветеранами, зарождению школьных традиций и праздников. Если педагогу не предоставили образец отчета по самообразованию учителя, то это сигнал о проверке для учителя. В этом случае хотят произвести мониторинг способности человека обращать внимание на детали, развить привычку сидеть над кропотливой и трудоемкой работе.

Как молодому педагогу написать отчет по самообразованию?

План самообразования учителя - настоящая головная боль для молодого учителя. Человеку, который только что пришел из вуза, не доверят вести свой предмет. Как правило, это обычная процедура, ведь директор школы должен проверить выпускника на профпригодность, убедиться, что он любит свой предмет и детей. Задание руководства по написанию отчета, и поиск ответа на вопрос как писать отчет по самообразованию учителя проверит стрессоустойчивость педагога. Поиск информации - одно из золотых правил классного руководителя. Дети не воспринимают рутину, поэтому так важно находить новые решения для проведения классного часа, поездок и мероприятий.

Ошибки в отчете по самообразованию учителя

Если отчет учителя по самообразованию составлен неверно, это может привести к негативным последствиям. В первый раз учителю сделают замечание, во второй раз - выговор, третий раз - увольнение. Чтобы этого избегать, учителю настоятельно рекомендуется фиксировать всю активность с помощью блокнота, в крайних случаях - диктофона. Как написать отчет по теме самообразования, чтобы к нему не придралось начальство? Есть несколько секретов

  • Во-первых, кратко, но существенно прописывайте итоги и выводы из проделанной работы. Это шанс не повторить промашки, которые были допущены и качественный показатель для начальства.
  • Используйте как можно больше нововведений и новшеств. Не бойтесь проявлять ваш творческий потенциал. Дети в любом возрасте любят креативную работу. Довольные дети - довольные родители, и ваш авторитет в глазах директора.

Как сделать отчет по самообразованию учителя, чтоб успеть в срок? Сделать это дома, если есть такая возможность. В тишине и спокойствии вы можете сосредоточиться на этой работе. Отчет педагога по теме самообразования - это не просто бумажная работа, а лицевая сторона работы педагога.

Отчет и квалификация школы

Отчет по теме самообразовании педагогов влияет на квалификацию учебного заведения. Так, если учителю удалось привить любовь к иностранным языкам, то это, в свою очередь, принесет победы на олимпиадах по этому предмету. В свою очередь это может привести к получению статуса гимназии или лицея или школы с углубленным изучением иностранных языков. Такое решение Районо может способствовать повышению окладов учителей.

Боровская областная санаторная школа-интернат

Воспитатель младшей группы: Кижеватова Н.Н.

Итоговый отчет по теме самообразования

Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Воспитательная система нашей школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением - отдаленностью от места проживания детей. Большой процент наших воспитанников из многодетных, неблагополучных, неполных семей.

Ребенок, попавший в новые условия проживания, начинает испытывать трудности познавательного и коммуникативного характера. Формирующаяся, неустойчивая детская психика чутко реагирует на любые воздействия извне, т.к. социальная ситуация является одним из главных факторов личностного развития ребенка.

Учитывая неустойчивое социальное положение семьи, попадание ребенка в незнакомый коллектив и все вытекающие отсюда проблемы, определила следующие задачи:

    помочь детям найти свое место в обществе сверстников;

    учить умению выстраивать продуктивные личные контакты в социальном окружении.

Проблема адаптации ребенка в нашей школе для меня имеет одно из приоритетных значений.

Тема: «Адаптация и развитие личности в новых условиях проживания с учетом сохранения здоровьесбережения».

Цель: создание благоприятных условий для сохранения здоровья и самореализации личности ученика, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь воспитанников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач воспитания:

    Создание оптимальных условий для развития каждого школьника на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей.

    Развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно- исторических ценностей, развитие творческой активности.

    Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.

    Развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в организации и управлении учебно-воспитательным процессом, в деятельности творческих и общественных объединений.

    Укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта.

    Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.

Считаю, что внеурочная работа в группе - это форма организации социального воспитания, осуществляемая за пределами классно-урочной организации жизнедеятельности воспитательных организаций.

Внеурочная учебная работа дает дополнительные возможности в плане дифференциации и индивидуализации воспитания школьников, оказания индивидуальной педагогической помощи.

Для достижения указанной цели в своей работе использую следующие направления работы:

    Гражданско-патриотическое воспитание;

    Правовое воспитание;

    Художественно-эстетическое воспитание;

    Физическое совершенствование, укрепление здоровья и формирование санитарно-гигиенический культуры;

    Трудовая подготовка и профориентация воспитанников;

    Экологическое воспитание;

В своей работе использую формы:

    изучение личных дел и медицинской документации ребенка;

    индивидуальные и групповые беседы;

    диагностические методики;

    воспитательные часы;

    открытые мероприятия;

    игры;

    экскурсии;

    практикумы;

    конкурсы, соревнования.

С целью более успешного протекания адаптационного периода в первый учебный месяц планирую больше мероприятий, способствующих сплочению детского коллектива: игры на знакомство, экскурсии, прогулки, занятия по интересам. Первичный диагностическо-прогностический тренинг, который провожу в первые дни пребывания детей в школе, позволяет более подробно изучить личность воспитанника.

Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У воспитанника изменились социальное окружение и система деятельности. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт. Длительное психологическое напряжение может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети с ослабленным здоровьем являются наиболее подвержены дезадаптации.
Восприятие ребенком школьной жизни, развитие отношений с одноклассниками может быть непредсказуемыми. Очень важен процесс адаптации для воспитателя, который не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно группы и отдельных ребят.
Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Тесты, опросники помогают выявить:

Особенности общения со сверстниками;

Особенности общения с педагогами, со взрослым;

Особенности поведения: поведенческая саморегуляция, умение сдерживать непроизвольные эмоции и желания;

Эмоциональное состояние: адекватность переживаний, личная тревожность, эмоциональная устойчивость;

Мотивационная сфера: позитивное отношение к школе, ориентация на самостоятельное получение знаний.

Действия воспитателя в тревожный адаптационный период:

1. снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в группе;

2. познакомить детей друг с другом и классным руководителем;

3. познакомить детей со школой, с режимом дня в школе;

4. познакомить воспитанников с условиями, правилами проживания в группе.

Задачи самообразования:

1. Изучение методической литературы.

2. Изучение личности воспитанников.

3. Изучение и применение воспитательных технологи й.

4. Обобщение по теме самообразования.

Индивидуальную самообразовательную работу осуществляла с помощью:

    средств массовой информации;

    оргтехники;

    библиотек;

    творческих дел и заданий;

    обмена опытом коллег.

В рамках повышения квалификации посетила курсы:

    «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе санаторной школы-интерната»;

    «Особенности гендерной социализации в процессе воспитания».

    «Воспитательные технологии в образовательном пространстве детских домов и школ-интернатов».

Изучала литературу

Э. Тельман говорил, что воспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного опыта — абсурд. Так и с педагогами: самообразование учителя в настоящее время — это один из важнейших аспектов профессионального мастерства.

И, естественно, всякая деятельность представляется бессмысленной, если в результате не создается какой-то продукт. Один из таких "продуктов" — отчет по самообразованию учителя, который позволяет не только проанализировать свою работу за отведенный промежуток времени, но и зафиксировать достижения, наметить план дальнейшей работы.

Как писать отчет по самообразованию

Отчет пишется по завершении работы над выбранной темой. Удобнее, если работа рассчитана на 1 учебный год. Хотя, возможен и выбор микротем, для работы над которыми достаточно 1-2 четвертей учебного года.

Единого шаблона для отчета нет, поэтому каждый учитель пишет его по своему разумению. Мы предлагаем лишь общие рекомендации, которые помогут учителям найти свою форму.

  • Тема, над которой работал учитель: обоснование выбора именно этой темы, запланированное количество времени, цели, задачи изучаемой темы, предполагаемые результаты.
  • Перечисление всех мероприятий, проведенных по данному направлению (кратко, тезисно). Это могут быть уроки, ведение занятия в кружках, мероприятия и конкурсы и т.д. Обязательно описать итоги каждого мероприятия.
  • Итоги работы над выбранной темой по самообразованию: что получилось, каковы достижения, в чем была трудность, что (возможно) нужно доработать.
  • Цели и задачи на следующий год.

Для удобнее, если отчет будет представлен в виде презентации.

В данном разделе вы найдете образцы и примеры отчетов по самообразованию учителей, преподающих разные предметы.

Поделиться