Нестандартные формы проведения уроков с использованием активных методов обучения. Доклад на тему: «нестандартные уроки как форма обучения

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

п. Новокавказский,

Александровского района

Опыт работы

«Нестандартные уроки математики»

Учитель математики

Чегринец Е.И.

2014 год

Нестандартные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, заинтересовать всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки.

Для учащихся нестандартный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Дети, как правило, бывают поставлены в «ситуацию успеха», что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и воспитывает ребенка.

Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны и учителя, и ученика. Это одна из форм активного обучения.

В своей работе применяю разнообразные нестандартные уроки:
урок – конференция, урок – соревнование, урок – игра, урок творчества,
урок – зачет, урок – путешествие, урок – тренажер, урок – лекция, урок – аукцион, урок – творческий отчет.

Уроки творчества - это уроки составления и решения задач. Ценность составления задач учащимися состоит в том, что:

  • присутствует элемент исследования решения;
  • устанавливается связь между всеми видами задач;
  • легко обозрима система задач по теме;
  • присутствует элемент творчества.

Составление задач по готовым чертежам применяю в основном на уроках геометрии, где почти каждое высказывание и каждый ответ на поставленный вопрос – это собственное видение проблемы и ее обоснование.

Уроки творчества позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивают умения и навыки более осознанного, практического применения школьниками изученного материала, дают возможность увеличить объём решаемых задач, повышают интерес к изучению математики.

Для тематического повторения отбираю, как правило, самые существенные вопросы раздела. И чтобы завершающий его контроль был максимально продуктивен, провожу уроки–лабиринты в соревновательной форме в три этапа. На первом и втором этапах соревнуются по три различные команды. Остальные в это время осуществляют роль контролеров при прохождении чужой командой пунктов лабиринта, оценивая продуктивность участия каждого члена команды, творческую атмосферу при работе, уровень взаимопомощи, работают в качестве "знатоков" в "справочном бюро", где дают указания, советы, консультации, вспомогательные задания. Высоко оценивается оказание творческой помощи партнеру по команде. Команда, первая из трех закончившая этап, объявляется победительницей этапа. В конце урока анализируются вопросы, ответы, наиболее каверзные задания, дается оценка работы команд, личного вклада каждого, «контролеров» и «знатоков». Контроль непосредственно на пунктах лабиринта самих ребят, проверка наличия необходимых черновых записей, комментарий к ним да и зависимость успеха всей команды от работы каждого, демократичность общения делают практически незначительной возможность случайности или угадывания ответа, или безделья за счет сильных учащихся.

Урок-загадка таит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.

Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу. На таких уроках использую кроссворды как средство проверки эрудиции учащихся, а также для лучшего усвоения ими фактического материала. Логические задания кроссвордов подбираю с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Тематические кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися. Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет их вычерчивание. Однако применение на уроках ИКТ делает этот процесс менее трудоемким.

Накопленный опыт проведения нестандартных уроков убеждает в том, что цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать учеников, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся и класс становится творческой лабораторией. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая и исследовательская деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Снимается напряженность, свойственная обычным урокам, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.

Игры на уроках математики

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский.

Немаловажная роль в развитии творческих способностей учащихся отводится играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Правила игры разрабатываю с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаю условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности детей, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

В своей работе использую различные игры: деловые игры "Строитель" (тема "Площади многоугольников"), "Конструктор" (тема "Симметрия в природе и технике"); соревнование художников (тема "Координатная плоскость"), числовой фейерверк (тема "Арифметические действия с обыкновенными дробями") и другие.

Математическая сказка как средство развития математического творчества учащихся 5-9-х классов средней школы
Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказок. Сухомлинский В.А.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делаю не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении. Самостоятельно придуманная сказка с использованием в сюжетной линии математических понятий и их свойств позволяет прочнее и полнее усвоить эти понятия.

Включая сказки в учебный процесс, соблюдаю необходимые дидактические условия:

  • соответствие тематики сказок возрасту школьников;
  • использование опыта учащихся, который они получили на других уроках;
  • сочинение сказок учителем вместе с детьми, так как это не только пример того, как надо сочинять, но и стимуляция работы учащихся.

Критерии, по которым оцениваю сказки:

  • отсутствие содержательных математических ошибок;
  • завершенность сюжета;
  • последовательность и логичность изложения;
  • оригинальность сюжета.

Сказки по математике выполняют различные функции в учебном процессе:

  • организационную - привлечение внимания к изучаемым объектам, повышение интереса к учебному материалу, улучшение микроклимата на уроке;
  • содержательную - углубление понимания отдельных свойств изучаемого объекта, сообщение дополнительных сведений о нем;
  • контролирующую - корректное выявление имеющихся недочетов в усвоении материала, степени и глубины его усвоения;
  • мотивационную - повышение уровня мотивации в изучении учебного предмета.

Применяю сказки по математике на различных этапах учебного процесса.

Целеполагание. Сказки математического содержания или отрывки из них, прочитанные в начале урока, способствуют повышению внимания учащихся, их мотивации, которая приводит к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы.

Изучение нового материала. Сказки повышают уровень положительных эмоций, что способствует бессознательному усвоению материала. Нестандартная форма изложения научных понятий позволяет увидеть рассматриваемые объекты с "непривычной" стороны, что способствует более глубокому и прочному запоминанию материала.
Закрепление материала. Задания типа "продолжи сказку", "проанализируй сказку", "найди в сказке ошибки" закрепляют и углубляют программные знания, открывают для учащихся изученное с новой, непривычной стороны, что способствует развитию их творческих способностей.

Контроль за усвоением материала. Сочинение собственных сказок по изученной теме с необычным целеполаганием: для учащихся других классов в параллели, для публикации в школьной прессе и т.д.

Итоговое повторение. Сочинение собственных сказок различных форм и объемов по темам, изученным в течение учебного года, позволяет обыграть в сказке сразу несколько различных математических идей, отыскать новые связи и отношения между математическими героями (объектами).

Создание сказок при обучении математике является одним из самых оригинальных и эффективных средств всестороннего творческого развития школьников.

Оригами
Японская мудрость издревле гласит:

"Великий квадрат не имеет пределов".

Попробуй простую фигурку сложить,

И в миг увлечет интересное дело.

А.Е. Гайдаенко.

Мир школьной геометрии требует постоянного обращения к образам. Но образная деятельность сложна, трудно поддается традиционному обучению в силу таких качеств образов, как субъективность, многозначность, целостность восприятия.

В оригами заложены богатые возможности для развития не только геометрических представлений учащихся, но и творческого развития детей в целом. В связи с этим использование оригами на уроках в 5 – 6 классах очень важно, так как геометрическая информация, подлежащая в дальнейшем изучению в курсах планиметрии и стереометрии, зарождается, осмысливается и в некоторой степени систематизируется при построении оригами- фигур. Подобное конструирование знания позволяет предусмотреть включение интуиции, воображении, логического мышления и других процессов в познавательный опыт детей.

Значение оригами для развития ребенка
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Развивает пространственное воображение, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадь.

Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

В учебном процессе использую оригами и на правах игровой методики, и как наглядное пособие.


Использование ИКТ на уроках математики и во внеурочное время

Перед школьным образованием стоит проблема - подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, помогает сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний. У учащихся развивается любознательность, познавательный интерес.

Уроки с использованием ИКТ строю на деятельной основе с применением проблемно-исследовательского подхода. Ученики пытаются решать стандартные математические задачи нестандартным способом - применяя современные компьютерные технологии. Этим достигается мотивационная цель - пробуждение интереса к изучению.
Стремлюсь использовать компьютер на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

Использование компьютерной программы обработки результатов тестирования позволяет мне осуществить обратную связь процесса обучения, проанализировать деятельность класса в целом, результаты каждого ученика в отдельности и выбрать пути корректировки учебного процесса для оказания необходимой помощи обучаемым, для достижения намеченных результатов.

При организации исследовательской деятельности учащиеся используют сеть Интернет для поиска необходимой информации, подготавливают презентации для защиты работы.

Педагогические наблюдения показали, что целенаправленно используемые информационные коммуникационные технологии способствуют развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, позволяют повысить уровень системности знаний учащихся по математике, существенно повышают уровень индивидуализации обучения.

Исследовательская деятельность учащихся как средство развития их творческих способностей.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы самой маленькой поисковой работы. А.Н.Колмогоров.

Важное место в формировании творческих способностей школьников занимает исследовательская деятельность, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени направляемого учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации, повышает познавательную активность и интеллектуальный потенциал личности ученика, развивает воображение, интуицию, потребность в самоактуализации, раскрывает и расширяет собственные созидательные возможности учащихся.

В своей работе использую такие виды исследовательской деятельности:

  • проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
  • экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
  • проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

В результате участия в исследовательской деятельности у ученика формируется следующие умения:

  • самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике.
  • критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
  • грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности; формулировать аргументированные выводы, находить решения;
  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

Развитие креативных способностей учащихся во внеурочное время
Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать его занимательным. Блез Паскаль.

Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Математические кружки, факультативы, спецкурсы вызывают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Их дополняют мероприятия, проводимые в рамках предметной недели. Это математические вечера, викторины, различные дидактические игры: "Что? Где? Когда?", "Счастливый случай", КВН и другие. Большой популярностью у школьников пользуются инсценированные сказки. В подготовке этих мероприятий принимают участие как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь в полной мере проявляются их артистические, художественные, музыкальные способности, развиваются смекалка, логическое мышление.

Условия возникновения опыта.

Развитие внутренних сил человека – это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать свой внутренний потенциал. Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую активность, которая рассматривается как высший уровень познавательной активности, характеризующихся такими качествами, как оригинальность, нешаблонность, самостоятельность.

Вопрос о том, можно ли человека научить проявлять познавательную активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решен. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному. Выявленные противоречия обусловливают выбор моей темы: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время».

Актуальность и новизна опыта.

В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Исследования Л.П.Буевой, В.В.Давыдова, А.В.Маргулиса, А.М.Матюшкина, И.Ф.Харламова, Т.И.Шамовой и др. показывают, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников через её активизацию. Наиболее остро проблема активизации познавательной деятельности учащихся встает при обучении детей подросткового возраста. Это связано с тем, что в 13-14 лет начинается интенсивное нравственное и социальное формирование личности, наблюдается стремление ребенка к «взрослости», главной проблемой становится общение со сверстниками, желание подростка найти себя, самоопределиться. Интерес к учебе ослабевает, снижается работоспособность, следовательно, качество знаний ухудшается. Между тем подростковый возраст является важным в становлении личности ребенка, именно в этот период закладывается фундамент ценностей и знаний, полезных и необходимых для жизни.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет - это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом (Фридман, Кулагина. Психологический справочник учителя.- М., Просвещение, 1991). Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» (Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М., Просвещение, 1985).

Я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

Особенность нашего времени - это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производительной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. На своих уроках предлагаю ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования.

Теоретическое обоснование опыта.

Новый вид и новое содержание требует иных принципов обучения. Так, на иных принципах строится обучение заслуженного учителя РСФСР, лауреата премии Н.К.Крупской- Окунева Анатолия Арсеньевича, которые я применяю в своей практике. Концептуальные положения педагогической технологии на основе эффективных уроков (А.А.Окунев) основываются на том, что:

движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями;

принцип интереса . Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка;

хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:

  • теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться- по способностям;
  • принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;
  • принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;
  • принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);
  • установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания;
  • принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;
  • мышление должно главенствовать над памятью.

Нетрадиционные уроки.

В качестве средств активизации учения школьников выступают:

  • учебное содержание
  • формы
  • методы
  • приемы обучения

В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные .

Стандартный вид обучения является самым распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль-оценка . В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, так как определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.

Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в свое практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяю следующие нестандартные уроки:

  • урок-соревнование;
  • урок-игра;
  • урок-путешествие;
  • урок-практикум;
  • урок-лекция;
  • урок-консультация;
  • интегральные уроки.

Урок-лекция.

При подготовке к лекции учитель должен иметь четкий план её проведения (его можно сделать обозримым для учащихся). При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому, где возможно, необходимо применять проблемное изложение материала. На уроке ставить проблемы, решать их, учащиеся следят за логикой изложения, контролируют её, соучаствуют в процессе решения. Изложение сопровождать вопросами, на которые я отвечаю сама или привлекаю учащихся. В тетрадях у учащихся должны быть записи, поэтому я заранее продумываю содержание, форму записей на доске и в тетрадях. При изучении геометрического материала (стереометрия) активными методами познания становятся аналогия, сравнение, обобщение. Учащимся накануне урока в качестве одного из видов домашнего задания предлагается разделить страницу на две части. В левой части её выписать необходимые определения, теоремы, аксиомы планиметрии, которые активно будут использоваться на уроке. Это, прежде всего, планиметрические аналоги. Правая часть заполняется на уроке под моим руководством. Происходит процесс сравнения математических фактов, выясняются аналогичные свойства, наличие их у новых объектов или их отсутствие, перенос известных свойств на новые объекты. Лекционное изложение по математике сопровождается примерами, образцами решения упражнений и задач, применяются технические средства, наглядные пособия.

Урок-консультация.

Урок - консультация проводится при закреплении навыков по какой-либо теме. Он представляет собой своеобразную самостоятельную работу учащихся. Удобно проводить такие уроки сдвоенными. Для этого я готовлю индивидуальные карточки для каждого ученика или 4-8 различных вариантов. В карточке около 4-х заданий. Первое задание составляется так, чтобы проверить усвоение обязательных результатов обучения. Второе задание составляется для ребят, которые усвоили тему на уровне обязательных результатов обучения. В это задание добавляются некоторые элементы сложности. Третье задание аналогично второму, только его сложность увеличивается вдвое. Четвертое задание- это задание повышенной сложности, то есть в него входят упражнения, требующие дополнительных знаний, смекалки, неординарного мышления. Урок начинается с моего объяснения и предложения выполнить всем учащимся первое задание. По мере выполнения у некоторых учащихся появляются сомнения, какие-либо вопросы, касающиеся как данной темы, так и других тем, встречающихся в задании. Всегда в классе найдутся ребята, имеющие по каким-либо причинам непрочные знания. Вопрос ученика- это поднятая рука или сигнальный флажок. В этом случае я немедленно даю консультацию, отвечая на любой вопрос, касающийся задания. В конце урока работы собираются на проверку. Они оцениваются с учетом полученных консультаций. Но если ученика не устраивает оценка, он может отказаться от неё, тогда эта оценка в журнал не выставляется. Во время закрепления полученных знаний ребята имеют возможность выполнить опережающие задания и получить дополнительные баллы, улучшая свои оценки. Положительные результаты таких уроков- консультаций налицо: не только исчезают пробелы в знаниях учеников по данной теме, но и закрепляются, вспоминаются и другие темы предмета. Ребята приучаются правильно оценивать свои возможности, причем иногда и рисковать. Урок-консультация позволяет учителю работать индивидуально с каждым учеником.

Урок-практикум.

Основная цель уроков-практикумов состоит в том, чтобы выработать у учащихся умения и навыки в решении задач определенного типа или вида, в овладении новыми математическими методами. Первый этап подготовки к таким урокам состоит в математическом и дидактическом анализе теоретического и практического материала темы. При анализе практического материала мною предпринимаются следующие действия:

  1. решить все задачи по теме из учебника, выделив основные виды задач;
  2. установить соответствия практического материала изученной теории;
  3. выявить функции каждой задачи (дидактическая, познавательная, развивающая, практическая);
  4. выделить новые для учащихся типы задач, примеры и методы их решения;
  5. отобрать ключевые задачи на применение изученной темы;
  6. выделить задачи, допускающие несколько способов решения;
  7. спланировать циклы взаимосвязанных задач;
  8. составить контрольную работу, учитывающую уровень развития каждого ученика.

Нельзя научиться математике, наблюдая этот процесс со стороны, поэтому на уроках – практикумах я стараюсь развивать самостоятельность учащихся при решении задач.

Блочное изучение.

В последнее время все больше распространяется опыт изучения теоретического материала укрупненными блоками с тем, чтобы высвободить не менее двух-трех уроков для решения задач. Первый из серии уроков посвящается нахождению общих приемов с помощью изученной теории. Этот урок вместе с изученным ранее теоретическим материалом становится основой для последующих уроков-практикумов, на которых учащиеся проявляют больше самостоятельности, а учитель имеет возможность учесть их индивидуальные особенности. Форма работы на нем - коллективная. На втором и третьем уроках идет коллективное и групповое решение более сложных задач. На последнем уроке этой серии каждый ученик решает задачи самостоятельно в соответствии со своими возможностями.

Урок-турнир.

Подготовка к уроку-турниру проводится заранее. Класс разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы, была оригинально составлена и оформлена. На такие уроки я приглашаю родителей, своих коллег, классного руководителя.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа с учащимися является необходимым условием развития личности школьника. Я считаю, что этот вид работы с учащимися должен присутствовать в каждом моменте урока. Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Как быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости? Для повышения интереса к предмету я использую быстрые математические диктанты. От обычных диктантов их отличают три особенности:

  1. Задания не одинаковы по трудности. Сначала предлагаются очень легкие, потом все сложнее и сложнее.
  2. Изменяется темп диктанта. Сначала медленный, затем убыстряется.
  3. Одновременно с классом у доски работают 2 ученика. Это дает возможность проверить свои ответы.

В своей работе я использую элементы проблемного обучения с целью обнаружения нового свойства математического объекта.

Например, тема: «Признаки делимости». Описываю такую жизненную ситуацию, при которой от некоторого финансового документа оторван один кусочек, и в результате первая цифра числа Х152 неизвестна. Бухгалтер знает, что это число четырехзначное, оно должно делиться на три (деньги предстоит поровну разделить на три бригады), а также помнит, что первая цифра этого числа больше 5. Как восстановить неизвестную цифру? Цифра восстанавливается с помощью признака делимости на 3.

Опыт лишний раз подтверждает, что при проблемном обучении на всех его этапах, отмечается активная познавательная деятельность учащихся. Но нужно быть хорошим стратегом и вовремя создавать для интеллекта детей посильные трудности. В этом и заключается наша работа: не ликвидировать все преграды на пути ребят к вершине знания, а планомерно создавать их. Это позволит детям не только осознанно владеть школьной программой, но и продвинуться на пути формирования своей личности.

Информационные технологии.

Чтобы детям в современной школе интересна была математика, можно использовать на уроках и дополнительных занятиях элементы информационных технологий. Информационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Использование информационных технологий на уроках позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Позволяет создавать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.

Тестовые задания.

Среди инновационных для школы методов обучения, привнесенных из практики вузовского образования, следует отметить, прежде всего, тесты, которые максимально содействуют развитию математического мышления учащихся, т.е. выполняют развивающую функцию. Применение тестов на уроках математики обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать. Прежде чем применять тесты на уроке, необходимо определиться в целях изучения данной темы и конкретного урока, то есть определиться, как ученики должны усвоить данный учебный материал: только узнавать, различать, что к чему (1-й уровень), или выполнять какие-то задания, что-то определять, доказывать, то есть действовать в известной им стандартной ситуации (2-й уровень), а может быть вы выводите своих учеников на уровень эвристической деятельности, учите умению действовать в нестандартной для них ситуации (3-й уровень). Затем необходимо познакомиться и освоить методику составления тестов, их оценку, составить шкалу оценок, в соответствии с которой оценивать работы учеников. В заключении результаты тестирования анализируются, и делается вывод, проектируется дальнейший учебный процесс.

Результативность опыта.

Проблема развития ученика является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат: либо дать ученику лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

Ежегодно учащиеся выпускных классов успешно сдают математику для итоговой аттестации.

Творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Работа в кружках, решение интересных, занимательных задач воспитывает устойчивый интерес к изучению математики. Показателем данной работы являются результаты муниципальных, районных и краевых олимпиад.


Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся в условиях ФГОС Всё в твоих руках Проблема

  • Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.
Актуальность проблемы
  • Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?
Актуальность проблемы
  • Учитель должен сделать так, чтобы учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
Путь решения проблемы:
  • Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.
  • В условиях внедрения ФГОС особое значение придается технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Польза нестандартных уроков
  • Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
  • Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
  • Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  • Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми, нестандартные уроки учат общаться.
Нестандартный урок – это
  • Нестандартный урок – это
  • импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру.
Основные задачи нетрадиционного урока в контексте введения ФГОС НОО
  • 1. Общекультурное развитие.
  • 2.Личностное развитие.
  • 3.Развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов обучающихся.
  • 4.Формирование умения учиться.
  • 5.Развитие коммуникативной компетентности.
  • 6. Создание условий для атмосферы творческого поиска знаний.
Признаки нетрадиционного урока
  • Несет элементы нового, изменяются временные рамки, места проведения.
  • Используется внепрограммный материал.
  • Организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
  • Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
  • Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использование НИТ.
  • Выполняются творческие задания.
Наиболее распространенные типы нестандартных уроков
  • Уроки - деловые игры
  • Уроки - пресс- конференции
  • Уроки- соревнования
  • Уроки КВН
  • Театрализованные уроки
  • Компьютерные уроки
  • Уроки с групповыми формами работы
  • Уроки- аукционы
  • Уроки, которые ведут учащиеся
  • Уроки-зачеты
  • Уроки- сомнения
  • Уроки - творческие отсчеты
  • Уроки- конкурсы
  • Бинарные уроки
  • Уроки- игры
  • Уроки- «суды»
  • Уроки поиска истины
  • Уроки- лекции
  • Уроки- концерты
  • Уроки- диалоги
  • Уроки «Следствие ведут знатоки»
  • Уроки - ролевые игры
  • Уроки- конференции
  • Интегрированные уроки
  • Уроки семинары
  • Уроки- экскурсии
  • Уроки – игры «Поле чудес».
Урок-суд.
  • За несколько дней до урока распределяются роли: судьи, защитники, обвинение, свидетели. Через призму доставшейся роли учащийся готовится к данному уроку. Ход урока воспроизводит судебное заседание.
  • Класс делится на 3-4 команды по читательским интересам, исходя из того, литературу какой тематики они любят.
  • Подготовка к уроку идет 2-3 недели.
  • Каждая группа должна защитить свой читательский формуляр, т.е. ту тему в литературе, которую они любят.
Урок – защита читательского формуляра.
  • - сделать сообщения о литературе по данной теме, рассказать, какими писателями она представлена.
  • - рассказать о наиболее ярком произведении.
  • - проинсценировать одну из сцен (по выбору) - прочитать 2 отрывка из произведения (на фоне музыки).
  • - проиллюстрировать данные произведения или выпустить литературный листок.
Уроки – взаимообучение.
  • Класс делится на экипажи (в каждом – командир, штурман, 2 пилота).
  • Учитель подробно объясняет новую тему.
  • Экипажу новую тему объясняет командир (сильный ученик)
  • Командир принимает зачет у штурмана.
  • Командир и штурман принимают зачет у пилотов.
Урок – творческий отчет.
  • Тема и дата урока объявляются заранее.
  • 2. Объявляются варианты творческих заданий (разработать проект, написать реферат, взять интервью у специалиста и т. д.).
  • 3. Работать можно индивидуально или группами, полностью самостоятельно.
Урок – творческий отчет.
  • Ход урока:
  • Вводное слово учителя.
  • Выступление уч-ся с отчетами (если готовила группа, выступает один).
  • Ответы докладчиков на вопросы одноклассников, учителя, родителей, гостей. В ответах могут участвовать и члены группы.
  • Подведение итогов.
Урок – концерт.
  • Можно провести его как урок обобщения. На уроке может работать:
  • - группа чтецов.
  • - драматическая группа (инсценирование отрывков)
  • - группа художников (выполняются иллюстрации, плакаты, карикатуры).
  • - группа вокалистов.
Бинарные уроки
  • Бинарный урок - это нетрадиционная форма обучения. В её структуре органически сочетаются личности учителя и педагога-специалиста, их взаимодействие друг с другом, а также с учащимися. Бинарная модель обучения - важное средство реализации внутри предметных и меж предметных связей. Бинарный урок позволяет выявить связь различных предметов, делает обучение целостным и системным.
Бинарные уроки
  • Бинарные уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.
  • На таком уроке, происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, формируя деятельностный подход в обучении.
Урок-исследование
  • Имитируя исследовательскую деятельность, ученики осваивают элементы научного анализа. На уроке-исследовании присутствуют элементы ролевой игры. Ученики выступают в роли ученых-специалистов: ботаников, зоологов, экологов и др. Роль исследователя позволяет ребенку в игровой форме заниматься довольно сложной для него аналитической деятельностью, заполнять таблицы, выбирать примеры и т.п.
Урок - издание газеты или научного альманаха.
  • Для него группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого поискового характера по определённым темам. Результаты работы и составляют содержание предполагаемого альманаха или газеты.
Урок – игра.
  • Названный вид урока может быть проведён в форме игр «ЧТО? Где? Когда?», « Умники и умницы», «Счастливый случай», « Крестики –нолики», «Поле чудес» и др.
  • Учебная задача данных уроков- обобщение и систематизация знаний учащихся.
Виды использования
  • Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта учителя.
Выводы
  • Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Выводы
  • Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что использование в учебно-воспитательном процессе нестандартных форм уроков является одним из важнейших направлений повышения мотивации, познавательного интереса к изучению предмета, знаний, а отсюда и успеваемости учащихся.
  • Нетрадиционные уроки- это способ достижения эффективности познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС.
Высказывание Конфуция
  • «Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем».

Целью нетрадиционных уроков является отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики - закона об активности обучения.

Нетрадиционные формы обучения предполагают:

  • · использование коллективных форм работы;
  • · привитие интереса к предмету;
  • · развитие умений и навыков самостоятельной работы;
  • · активизацию деятельности учащихся;
  • · использование средств слуховой и зрительной наглядности;
  • · адаптация материала к возрастным особенностям учащихся;
  • · при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
  • · более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
  • · активизацию психических процессов: внимания, запоминания, восприятия, мышления;
  • · становление новых отношений между учителем и учениками.

Классификация нетрадиционных форм урока

Урок был, есть и в образном будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки найти эквивалент уроку, заменить его другими формами организации учебных занятий ни в России, ни за рубежом успеха не имели. Однако, это не значит, что урок - нечто застывшее и нерушимое.

Поиски новых форм организации урока, подготовка и проведение таких уроков требует много сил, энергии, времени.

Одной из эффективных форм нетрадиционных форм обучения является семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы.

Семинар - это:

  • - вид ученических занятий, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных сообщений или докладов;
  • - форма ученического процесса, построенная на самостоятельном изучении учащихся по заданию руководителя отдельных вопросов, проблемы тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения.

Семинар-исследование - форма, смысл которой заключается в приобретении и частичной реализации знаний с привлечением в этот процесс компонентов научного исследования. Термин исследование означает «подвергнуть научному рассмотрению в целях познания, выявления чего-либо; изучить, изучать ».

Семинар - исследование включает три этапа и часто выходит за временные и содержательные рамки одного двух уроков:

  • 1 этап. Подготовительная работа:
    • - постановка задачи;
    • - формулирование исходной проблемы;
    • - планирование семинара;
  • 2 этап. Обсуждение темы семинара:
    • - реализация функций семинара (познавательно-исследовательская, воспитательная, практическая, методическая).
  • 3 этап. Заключительный - ориентирующий:
    • - оценка семинара и участников;
    • - определение степени завершённости изучение темы;
    • - вычисление вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию.

Семинар - исследование может в каких-то аспектах усиливаться или ослабляться, меняться. При внесении на занятие элементов исследования в значительной мере повышает интерес учащихся к истории, заставляет их больше рассуждать, видеть закономерности развития, ценить исторический опыт, более целенаправленно искать ответы на сложные жизненные вопросы.

Также в современной школе практикуется такой вид семинарского занятия как «Круглый стол ».

Выражение «за круглым столом» рассматривается как встреча, совещание:

  • - «на равных правах, условиях»;
  • - формы публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определённом порядке;
  • - «совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников»;

Термин позволяет вычислить три его составляющих:

  • 1) неразрешённый вопрос;
  • 2) равномерное участие представителей всех заинтересованных сторон;
  • 3) выработка приемлемых для всех участников предложений, рекомендации по обсуждаемому вопросу.

Его отличительной особенностью является сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности. Одни группы работают над поставленными вопросами, другие группы выполняют практические задания: составить кроссворд, лото, игру, составить план. В конце урока учащиеся рассказывают о результатах работы.

«Круглый стол» - это семинарное занятие, в основу которого преднамеренно заложено несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение, которых подводит к приемлемым для всех участников позициям или решениям.

В последнее время все чаще используется такая нетрадиционная форма организации урока, как «Мозговой штурм ».

«Мозговой штурм» на занятиях - это метод семинара, содержащий целенаправленную ориентировку учащихся на восприятие и комментированное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения участника занятий; целесообразное, активное обдумывание и обсуждение вопроса.

Довольно часто учителя проводят уроки-конкурсы. Данная форма организации занятия позволяет: проверить прочность теоретических знаний, практических умений и навыков за весь курс обучения, систематизировать знания учащихся, формировать у учащихся добросовестное отношение к труду, сознательное отношение к выполнению трудовых заданий: воспитывать волю к победе, развивать у учащихся самостоятельность мышления, творческую инициативу, активность.

Наряду с уроками, учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия от латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.

Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают знание, путём выхода и месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственное ознакомление с ними.

Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции:

  • 1) с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
  • 2) экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью и практикой.
  • 3) экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством.

В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и определяется их содержание.

Экскурсии бывают:

  • - краеведческие: организуются с целью изучения природы и истории родного края.
  • - комплексные экскурсии.

Классификация ученических экскурсий зависит от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала учащихся, другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе.

Основная задача экскурсии, изучение нового материала, который состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.

При проведении во время экскурсии закрепления того или иного материала важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы добиться его обстоятельного осмысления. Экскурсии предшествует лекция, в которой раскрывается её проблематика. Перед экскурсией учащиеся получают вопросы по её содержанию. На них они будут отвечать после экскурсии на уроке итогового повторения.

Относительно новой формой урока является урок-дискуссия. Суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования вопроса (темы) и выявлении трудности в его решении, учащиеся в ходе спора намечают попытки выхода (благоприятного исхода) по разрешению проблемной ситуации. В то же время учащиеся выявляют предпосылки возникновения данной проблемы, её истоки. Так рождаются проекты - различные гипотезы по её решению. Каждая группа готовит свой вариант решения проблемы, и они обсуждаются в ходе дискуссии.

На современном этапе развития образования учителя истории всё чаще стали проводить уроки - презентации. Презентация - это представление какой-либо информации. Презентация (слайд-фильм) на компьютере представляет собой серию слайдов. Слайды оформляются в едином стиле и содержат информацию, необходимую для иллюстрации во время урока. Грамотное использование презентации усиливает мотивацию учения и эффективность восприятия учащимися информации. Применение презентации наполняет новым содержанием методику преподавания, так как предлагает новые варианты решения педагогических задач и рассматривается как новое дидактическое средство для организации ученического процесса.

Компьютерные презентации можно использовать на различных этапах учебного занятия для достижения своих специфических целей:

  • - при актуализации знаний компьютерную презентацию целесообразно использовать в первую очередь как средство иллюстрации ранее изученного материала, основных определений темы или раздела учебного материала;
  • - при формировании новых знаний компьютерная презентация используется как иллюстрирующее демонстрирующее средство при объяснении нового материала и как средство для самостоятельного изучения учащимися основных определений темы или раздела;
  • - при формировании новых и развитии имеющихся умений - для иллюстрации, демонстрации того, как выполняется то или иное задание учителя;
  • - при обобщении, систематизации и повторении теоретического материала темы, раздела или предшествующего занятия - для выделения наиболее важной учебной информации;
  • - при оценке и контроле знаний учащихся возможно использование мини-презентации, в которой даны задания учителя. Возможна также форма контроля в виде письменного опроса, с иллюстрацией вопросов на экране монитора.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости внедрения в педагогический процесс нетрадиционных форм уроков, так как именно они позволяют сделать учебный процесс действительно привлекательным для учащихся, то есть повысить мотивацию знаний.

Основное отличие нестандартного урока от обычного - не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок - более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам.

Часто необычный урок отличает и то, что педагог не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.

Польза нестандартных уроков

  • Н естандартные уроки помогают избавиться от : каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
  • Н естандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
  • Н естандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  • Н естандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.

Восемь идей необычных уроков

  • Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
  • Деловая игра . На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
  • Урок-конференция . Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
  • Урок-встреча . На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).
  • Урок-концерт, инсценировка . Такие уроки наиболее подходят для уроков литературы, литературного чтения, иностранного языка.
  • Интегрированный урок . Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, английский язык и биология - чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока - показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.
  • Урок-игра . Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
  • Урок-исследование . Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.

Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом

А какие нестандартные уроки используете вы и используете ли вообще? Ждем ваших откликов в комментариях и статьи.

Материалы по теме на нашем сайте:

Поделиться