Сабантуй чей народный праздник. Татарский национальный праздник сабантуй

Татарский национальный праздник САБАНТУЙ.

Сабантуй – самый любимый праздник татарского народа, который весело и широко отмечается ежегодно. но не все, наверное, знают, как он появился, и что означает слово «Сабантуй».

Название праздника происходит от тюркских слов: «сабан» и «туй» Слово «туй» означает праздник. А вот слово «сабан» имеет несколько значений. Во-первых, этим словом обозначается сельскохозяйственное орудие труда, плуг. А все остальные значения обозначают время пахоты, пашню, время полевых работ, яровые культуры. В последние годы Сабантуй часто называют праздником плуга. Но это не совсем верное название. Было бы точнее говорить, что это «праздник весеннего сева», «праздник яровых». Поскольку весь ход праздника показывает, что он проводится в честь весеннего сева. Наши древние предки, будучи язычниками, делали жертвоприношения божествам плодородия и духам земли, чтобы задобрить их и обеспечить богатый урожай хлеба.

История происхождения праздника

В глубокой древности, когда еще не существовало официального календаря и деления на месяцы и даты, люди делили год на сезоны в зависимости от конкретных сельскохозяйственных работ (подготовка к посеву, весенние полевые работы, уборка и др.). Такое деление времён года существовало и у наших предков. Кроме того, часто они обозначали времена года названием основной сельскохозяйственной работы, выполняемой в этот период. Например, «урак өсте», “печән өсте” (сенокос) обозначало летнее время, время сбора урожая «сабан өсте» - весну, время начала полевых работ.

Прежде люди верили, что мир духов может помочь человеку в его повседневных делах. Их старались задобрить различными дарами и жертвоприношениями. От хорошего урожая зависела вся жизнь земледельческого общества. Поэтому обряды, призванные поддержать плодородие земли и обеспечить высокий урожай, были особенно важны для древних земледельцев, эти обряды совершались перед каждым посевом зерновых. Со временем они утратили свои первоначальные магические функции и приобрели характер народного праздника. Сабантуй – один из таких праздников.

По поводу происхождения праздника Сабантуй существует несколько версий. Некоторые учёные считают, что Сабантуй к нам пришёл от других народов. Так, у монголов есть похожий на Сабантуй праздник, который называется Наадам. Здесь главными соревнованиями являются борьба, скачки и стрельба из лука. Однако правила народных игр на монгольском празднике отличаются от наших. Другие учёные предполагают, что Сабантуй появился в самой Волжеской Булгарии. Также существуют версии, связывающие Сабантуй с традициями тенгрианства.

Главное состязание Сабантуя – куреш – также имеет древнюю историю. Среди археологических находок, относящихся к III-I вв. до н.э., найдены изображения парных борцов. Кроме того, борьба упоминается в некоторых древних тюркских литературных произведениях. Известно, что у древних тюрков были даже специальные сочинения, описывающие правила борьбы.

Таким образом, Сабантуй является древним тюркским праздником, который появился тогда, когда наши предки только начали заниматься земледелием, и уже позже он окончательно сформировался и стал традиционным народным праздником.

Целей проведения современного Сабантуя несколько: определение батыров – победителей в борьбе, народные развлечения с национальными песнями, плясками и играми, а самое главное – подведение итогов весенних полевых работ и награждение лучших земледельцев. Раньше Сабантуй праздновали до начала весенних полевых работ. И до праздника никто не выходил в поле, не начинал посев. А вместо нынешнего Сабантуя отмечался другой праздник – Джиен.

Предпраздничные обряды

Точной даты и определённого дня недели проведения Сабантуя не было. Всё зависело от погодных условий, интенсивности таяния снега и степени готовности почвы к севу яровых культур. Обычно это приходилось на конец апреля. Накануне Сабантуя проводили особый обряд «Карга боткасы», который считался начальным этапом праздника.

Обряд празднования Сабантуя состоял из двух частей. Сначала проводили магические церемонии, а потом – состязания, игры и массовые увеселения. Подготовка к Сабантую начиналась за несколько недель до праздника. Как правило, старейшины деревень – аксакалы, - договорившись между собой, определялись с датой и местом проведения праздника. Обычно местом празднования выбирали красивые зелёные луга вблизи рек, озёр и лесов.

Обряд «сөрән салу» или “сөрән” занимал главное место среди других подготовительных обрядов. Его также называют «сөлге җыю», т.е. сбор подарков для победителей состязаний и участников народных игр. Юноши, разъезжая по деревни на украшенных конях, выкрикивали: «Арапә! Арапә! Арапә!» Иногда сбором подарков занимались и пожилые мужчины. Держа в руках деревянный шест (жердь), они ходили по улицам и собирали подарки: вышитые платки, полотенца и отрезы материал и т.д. Вместе с подарками собирали и яйца для Сабантуя.

Как мы уже говорили, перед Сабантуем исполнялся обряд жертвоприношения, где в жертву приносили белого коня, белую утку или гуся. Кроме того, выбирался определённый участок поля, и в день Сабантуя проводилась его обрядовая запашка. В борозду клали крупные куриные яйца, которые затем собирали дети с пожеланиями богатого урожая. Вероятно, в древности таков был обряд культурного кормления духов земли в надежде, что от этого зёрна в колосьях будут такие же крупные, как яйца. Именно это часть Сабантуя прежде была основной, наиболее важной, а игры и состязания лишь украшали и подчёркивали важность праздника. Однако все языческие обряды и жертвоприношения со временем забывались, подвергались изменениям, остались только народные игры, состязания и увеселения.

Состязания.

Со временем состязания, проводимые в праздник Сабантуй, изменились. Однако главными по-прежнему остаются национальная борьба – куреш – и скачки.

До принятия ислама в борьбе могли участвовать и женщины, они даже побеждали мужчин. Например, в XII веке дочка эмира Волжской Булгарии Шамгун-Саина во время борьбы победила своего мужа-батыра.

Главный подарок, который дарят сильнейшему борцу, как известно, баран. Но почему именно баран, а не какой-нибудь другой приз? У древних тюрков баран был священным животным. Считалось, что он охраняет лбдей от злых духов, а некоторые кости животного имеют магическую силу. Поэтому древние тюрки преподносили почётным гостям варёную баранью голову.

Состязания начинали со скачек. Разные конные игры были широко распространены у всех кочевых народов. В перерывах между кочёвками они отбирали лучших лошадей и устраивали состязания в быстроте и ловкости. Это не только помогало выявить наиболее выносливых и сильных животных, но и было хорошей тренировкой для Всадников.

Невозможно представить себе жизнь кочевников без лошади. Лошадь была ближайшим помощником, кормильцем человека, а во время битвы хороший конь мог спасти ему жизнь. Наши предки считали, что божества, так же как и люди, ездят верхом на лошадях. Поэтому и самих лошадей тоже считали священными животными.

Подготовка коней к предстоящим скачкам начиналась так называемым разогревом («ат аягы кыздыру»). Как выезжали верхом на конях и устраивали подобие скачек. Это продолжалось несколько дней. Таким образом, они тренировали коней, готовили к главным соревнованиям.

Все состязания, проводимые на Сабантуе, непременно что-то обозначали и символизировали. Например, стрельба из лука не просто тренировка будущих воинов и охотников. В далёком прошлом умение стрелять из лука обозначало достижение юношей совершеннолетия. Лук символизировал также первые солнечные лучи.

Дети также пробовали свои силы в различных играх: в лазанье на шест, беге в мешках, перетягивании каната.

Итак, вы узнали, что Сабантуй, который начали праздновать ещё кочевники, затем превратился в праздник земледельцев, а до нас дошёл уже просто весёлым народным гулянием. Это один из национальных праздников, который, подвергаясь изменениям, меняясь вместе со временем и людьми, дошёл из глубокой древности до наших дней.


Праздник Сабантуй очень древний и пришел в Казань в сегодняшнем образе еще из языческой культуры. Ранее он отмечался непосредственно с приходом весны и основными обрядами, которые сопровождали его, было подношение и молитвы богу солнца и неба Тенгре. Также в этот день задабривали духов умерших предков.

Слово «Сабан» в переводе с тюркского обозначает «весенний», а «туй» - «свадьбу». Получалось, что дословно праздник символизировал союз с природой. Самые первые развлечения имели сакральный характер, все они происходили от кочевого и полукочевого быта, который существовал на то время. Непременной составляющей тогдашней развлекательной программы являлся бег. Также приветствовались прыжки, перегонки на лошадях и курэш-борьба.
Со временем праздник Сабантуй впитывал в себя культуру разных народов, к нему примешивались традиции удмуртского, чувашского, мордовского, татарского и русского этносов. Повсеместно стали появляться похожие праздники весны.
Уходя от языческих канонов и поклонения богу Тенгре, народ стремился обеспечить хороший урожай, уход за скотиной и продолжать свой род. Постепенно уходили в небытие и древние обряды, в частности исчезло жертвоприношение. Его место заняла традиция дарить рукотворные подарки, в особенности украшать и расписывать яйца, их дети собирали затем по домам. Победители состязаний также непременно награждались.
Случалось так, что резвый скакун мог повредить ногу, ему за это полагался подарок, как и тому, кто последним приходил к финишу. На шею им вешали яркие платки или полотенца. В последнее время тесно сплелись межу собой традиции русского и татарского народа, о чем будет свидетельствовать Сабантуй в Казани 2012, как и прошлогодние празднования.
Во времена Казанского ханства Сабантуй был самым главным праздником. Так он идет своей дорогой из века в век, из поколения в поколение передавая свои традиции. Он полнится новыми традициями, но при этом сохраняет смысл исконных. Творческие особенности делают праздник ярким, выделяющимся из всех.
Когда в Булгарии была принята мусульманская вера, несколько изменилось восприятие праздника. Законы шариата не отрицают присутствия у народов подобных празднований, но они стали отмечаться по другому календарю. В Казани празднуется Науруз – Новый год, дата которого не совпадает с православным календарем, поэтому в жизни Татарстана есть два ярких праздника вступления в новый период. Сабантуй перенесли на начало мая и он стал праздником начала весны и посевных работ. Когда же в России стали жить по Григорианскому календарю, то начало весны ознаменовывалось праздником Науруз.
Начиная с 20-х годов ХХ века, Сабантуй становился все ближе к лету. В итоге так и дошел до дня летнего солнцестояния. За время этого пути он вобрал в себя лучшие из элементов праздника Джиена, который углублялся в тюркские корни, но при этом сохранил все татарские обряды и традиции празднования.

В 1990 году в Татарстане Сабантуй утвердили как общегосударственный праздник, а чтобы привлечь к нему интерес со стороны общественности, один за другим его посещают президенты России.

Сабантуй

«Сабантуй» в переводе на русский «праздник плуга» - самый известный ежегодный народный татарский праздник в честь окончания весенних полевых работ.



Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. Раньше сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).



Сабантуй является любимым и повсеместным народным татарским праздником. Поэтому он празднуется с давних времён по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжёлых периодов жизни. Однако по возвращении мирной жизни празднование сабантуя возобновлялось. Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной - с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.



Со временем традиции сабантуя изменились. Постепенно исчезли местные различия, стали едиными сроки его проведения: сабантуй теперь празднуется летом по окончании весенних полевых работ и перед началом косовицы во время перерыва в сельскохозяйственных работах. В целом для Татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице Татарстана - Казани. Ранее сабантуй не был привязан к определенному дню недели и праздновался селянами в удобный для себя день, а ныне для празднования сабантуя назначается общепринятый выходной день - воскресенье.



Со временем оформилась общая форма праздника, чего не было в традиционном быту, исчезли ряд этапов и устаревшие обряды. Постепенно стал преобладать третий вариант сабантуя, который заключался в сборе подарков, майдане и вечерних молодежных играх. Постепенно исчезли такие этапы, как сбор продуктов для приготовления «каши» и сбор по домам крашеных яиц, в которых участвовали дети. Это было связано с отнесением ряда ритуалов к религиозным и их запрещением советскими властями, и с тем, что к сбору продуктов стали относиться как к побирательству.



Сабантуй является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира. Кроме того, по инициативе местных татарских общин, сабантуи проводились в частном порядке в таких городах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Берлин, Ташкент, Монреаль, Торонто, Прага, Стамбул и многих других.

23 июня в Казани пройдет традиционный татарский праздник Сабантуй, который ежегодно собирает на своих площадках тысячи человек. Это отличная возможность узнать чуть больше о культуре татар, попробовать, наконец, национальные сладости и поучаствовать в конкурсах.

Тем не менее, Сабантуй - не только про игры, бесплатный (но это не точно) чак-чак и бесшабашных батыров. Он имеет тысячелетнюю историю и традиции, о которых знает далеко не каждый. Enter углубился в историю и узнал, как появился праздник плуга, почему его отмечают до сих пор и при чем здесь язычество.

Сабантуй. Что это вообще?

Есть несколько версий, откуда появилось слово «Сабантуй». В одних источниках уверяют, что «сабан» переводится как «яровые», а в других - «плуг». Еще один вариант перевода - «весенний» или все, что связано со временем пахоты. Немного противоречий вызывает и вторая часть из трех букв - «туй». Она может означать и праздник и свадьбу. Последнее вполне логично - у некоторых древнетюркских племен существовал обряд ритуального вступления в брак с природой. Сейчас все толкуют проще - чаще всего Сабантуй называют праздником плуга.

Историки снова расходятся во мнениях, когда и откуда появился Сабантуй. Здесь и версии с жертвоприношениями в честь бога солнца и неба Тенгри, и параллели с греческими Олимпийскими играми. Некоторые предполагают, что все началось с обрядов и молений, чтобы задобрить духов перед началом весенне-полевых работ.

Часть ученых считает, что изначально это была просто хорошая возможность для батыров выяснить, кто тут самый сильный, и связывают происхождение со спортивными состязаниями. В любом случае, и татарам, и башкирам, которые продолжают праздновать Сабантуй, есть чем гордиться - почти все источники сходятся на том, что он имеет более чем тысячелетнюю историю. Так что, можно на празднике плуга в этом году налить себе катык (или травяной бальзам) и поднять кружку (рюмку) за успешное сохранение вековых традиций.

История праздника плуга коротко

В нескольких источниках указано, что Сабантуй еще в 921 году в своих трудах описал знаменитый исследователь Ибн Фадлан, посол из Багдада, прибывший в Булгары. Также на старинном кладбище тех времен в Алькеевском районе найден надгробный камень с надписью: «усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя». Но о точных временных отрезках зарождения праздника историки пока могут только догадываться.

До XIX-го века его празднование сопровождалось языческими обрядами, которые были призваны направить силы природы на помощь людям. Особенно, если это касалось хорошего урожая. Со временем такие обряды с магической подоплекой стали уходить в прошлое. Во многом из-за отношения к ним религиозных деятелей и российских царей - Сабантуй стали называть и смертным грехом, и праздником свадьбы шайтана. Особо активные предлагали и вовсе запретить праздник.

Нелегкая судьба у Сабантуя была и в советское время. Отменять его уже не призывали, зато в народный праздник пробрались идеологические нотки. Власть пыталась сделать его еще одним инструментом для пропаганды. Именно из-за этого, полагают историки, и сдвинулись сроки его проведения - вместо конца апреля перед началом весенне-полевых работ, Сабантуй начали отмечать летом, после их завершения. Такое смещение в датах связывают с тем, что на празднике можно было всенародно чествовать отличившихся работников - показательный пример для остальных. Многие из народных обычаев в прошлом и вовсе причислили к разряду «религиозных».

В настоящее время даты праздника выбирают не аксакалы, как было в XIX-XX веках, а специальный оргкомитет. Изменения произошли из-за того, что Сабантуй приобрел статус государственного праздника. Тем не менее, в некоторых деревнях по-прежнему собираются на неофициальный Сабантуй.

Сабантуй за пределами России

На татарский Сабантуй впервые были приглашены представители других народностей еще до революции, а в ХХ веке это стало обычной практикой. Так праздник понемногу расширил географию. Сейчас его отмечают не только в России, но и за границей. Например, татарский колорит успели ощутить в Вашингтоне, Нью-Йорке, Берлине, Монреале, Праге, Риме, Женеве, Париже и не только. В этом году Сабантуй пройдет в 36 городах мира.

В 2017-м Сабантуй, который прошел в Париже на Марсовом поле, собрал около 20 тысяч человек. На его проведение потратили порядка 20 миллионов рублей. Поесть родной чак-чак и услышать татарскую музыку приехали представители татарских диаспор из 12 стран.

Кроме того, Сабантуй любят и жители Калифорнии. Те, кто имеет татарские корни, угощают гостей праздника губадией и эчпочмаками. В этот день в городе можно встретить десятки американцев с тюбетейками на голове. А на Сабантуе в Женеве артисты из Швейцарии поют на татарском, башкирском и русском языках. Также услышать можно и звучание курая.

Сабантуй в Париже, 2018

Аналоги Сабантуя

Башкирский Сабантуй - собрат татарского. Его отмечают примерно в то же время, что и в Татарстане. Он также связан с окончанием весенне-полевых работ. У башкир первые упоминания о празднике плуга встречаются в XVIII веке.

У чувашей похожий праздник, посвященный земледелию, называется Акатуй. Народу из соседней Республики повезло - они празднуют целую неделю. Обязателен поход по гостям, угощения и на совесть сваренное пиво. Зато совпадает идея - надежда на богатый урожай.

Марийцы же отмечают Ага-Пайрем. Перевод названия совпадает с Сабантуем - праздник плуга. По завершении посевных работ марийский народ устраивает спортивные состязания - те же скачки, конкурсы и игры.

Похожие праздники есть также у мордвы, удмуртов, народов Северного Кавказа и у казахов.

Все дерутся и прыгают в мешках. Мне стоит переживать?

Ниже не полный список народных игр, которые помогут вместо просматривания сториз в инстаграме, предаваться безудержному веселью на Сабантуе. Со временем они видоизменялись, но большая часть существует много лет.

Скачки

Бравые егетләр (юноши, - прим. Enter) соревнуются в скорости и ловкости - и не только в умении обогнать соперника, но и в завоевании сердец.

Прыжки в мешках

Пояснение: нужно прыгать в мешке. Кто не запутается в ногах и окажется первым на финише - тот победил.

Бой мешками на бревне

Цель соревнования в том, чтобы, не теряя достоинства и координации, бить соперника мешком, набитым соломой. Падать с бревна нельзя!

Разбивание горшков с закрытыми глазами

Нужно метко попасть палкой по горшку, и желательно - не ударить никого из окружающих.

Перетягивание каната

Принцип прост - в чьей команде больше накаченных батыров, та, как правило, и перетянет веревку в свою сторону.

Влезание на верхушку столба

Смельчаку предстоит проявить выдержку и отсутствие акрофобии, чтобы вскарабкаться на самый верх столба, где находится приз.

Бег с ведрами

Участникам с ведрами, наполненными водой, предстоит пробежать небольшую дистанцию. Нужно финишировать первым и желательно не облить судью.

Где и когда пройдет Сабантуй-2018

23 июня национальный праздник в Казани примут две площадки - Березовая роща в поселке Мирный и лесопарковая территория возле озера Лебяжье. Ради скачек нужно будет отправиться на Казанский ипподром. Сабантуй начнется в 9:30 в обеих локациях. На них пройдут около 15-ти соревнований. Для детей будут работать отдельные площадки со специальными программами. Скачки стартуют в 15:00: зрители увидят 12 заездов, а те, кто сделал верные прогнозы, смогут отметить это на концерте после состязаний.

До Березовой рощи запустят автобусы с остановок: «Станция метро Проспект Победы», «10 микрорайон», «Концертный зал филармонии» на Павлюхина, «ул. Глазунова» (Теплоконтроль). Также доехать можно на электричке со станции «Казань-1». Добраться до Лебяжьего озера помогут автобусы № 36, 46 и 72. Только на остановке «Ремплер» в Залесном придется пересесть в бесплатные шаттлы, которые довезут до площадки Сабантуя. Они курсируют каждые пять минут.

Как вести себя на Сабантуе. Памятка для тех, кто окажется там впервые

  • Когда кто-то пошутил на татарском, необходимо вежливо рассмеяться, даже если ничего непонятно
  • Нельзя отказываться, если предлагают станцевать, ударить кого-то мешком по голове или выпить кружку чая
  • Чтобы понравиться окружающим, при звуках любой татарской песни, нужно начать приседать, попеременно выкидывая ноги в сторону. Руки при этом держать за спиной
  • Не стоит фотографироваться на фоне коней. Возможно, вас примут за участника скачек, посадят на лошадь и отправят в забег.
  • Стоит улыбаться и чаще произносить «рәхмәт», «монда яхшы», «мин татарларны яратам»
  • Помните: то, что происходит на Сабантуе, остается на Сабантуе

Выполнила:

ученица 4 класса
Корнеева Дарья
Преподаватель:

Мухлисуллина М.Ф.


СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение…………………………………………………………….3

2. Основная часть……………………………………………………...5

2.1. История возникновения праздника Сабантуй……………..5

2.2. Сабантуй в настоящее время……………………………...6

2.3. Изменение традиций……………………………………….7

2.4. Сабантуй как государственный праздник………………..8

2.5. Порядок проведения Сабантуя………………………. 9-12

3. Заключение………………………………………………………….13

4. Список использованной литературы………………………………14

Введение
У каждого народа есть свои национальные праздники, с удивительными традициями и обычаями. Многие из этих праздников родились ещё в древности - несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают и продолжают жить…. Знаешь почему? Потому что такие праздники - это праздники сердца, души народа.

Татарские народные праздники всегда восхищают своей красотой и чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу.

У татар же есть два слова, означающие праздник. Религиозные мусульманские праздники называются словом гает (Ураза гаете - праздник поста и Корбан гаете - праздник жертвы). А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются б ә йр ә м . Учёные считают, что это слово означает "весенняя красота", "весеннее торжество". Пожертвование и весеннее торжество - вот какой смысл у татарского праздника! Религиозные праздники татар-мусульман включают в себя коллективную утреннюю молитву, в которой раньше участвовали все мужчины и мальчики. Потом полагается пойти на кладбище и помолиться возле могил своих близких. А женщины и помогающие им девочки в это время готовят дома угощения. В праздники (а каждый религиозный праздник раньше длился по несколько дней) с поздравлением обходили дома родственников и соседей. Особенно важным было посещение родительского дома. По возможности старались порадовать друг друга подарками, угощением, устраивали званые обеды. В дни Корбан гаете - праздника жертвы старались угостить мясом как можно больше людей, столы оставались накрытыми два-три дня подряд и каждый входящий в дом, кто бы он ни был, имел право угощаться сколько ему угодно…

Весна - время пробуждения природы, время обновления и ожиданий. Хорошая весна - быть хорошему урожаю, а значит и благополучной жизни.

По старой-престарой традиции татарские аулы и города располагались на берегах рек. Поэтому первый б ә йр ә м - "весеннее торжество" для татар связано с ледоходом. Называется этот праздник боз карау , боз багу - "смотреть лёд", боз озатма - проводы льда, зин киту - ледоход.

Смотреть ледоход на берег реки выходили все жители - от стариков до детей. Молодёжь шла наряженной, с гармонистами. На плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В синих весенних сумерках далеко были видны эти плывущие факелы, а вслед им неслись песни. У сибирских татар во время ледохода в воду бросали специально изготовленные куклы, монеты, старую одежду и даже окунались в ледяную ещё воду: считалось, что весенняя река уносит болезни…. В наше время праздник ледохода утратил былую популярность.

История возникновения праздника Сабантуй
Зато вновь становится повсеместным и любимым весенний праздник татар Сабантуй. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры. Дословно «сабантуй» означает «Праздник Плуга» (сабан – плуг и туй – праздник).

Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ, в апреле, сейчас сабантуй устраивают в июне – по окончании сева.

Исследования последних лет показывают, что Сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной - с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве татарских деревень и больших татарских общинах по всему миру. В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Сабантуй в настоящее время
Веселый, мудрый Сабантуй – непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем.

За последние несколько десятилетий Сабантуй еще больше укрепил свою позицию все татарского праздника, отмечаемого наряду с Татарстаном и во многих странах дальнего и ближнего зарубежья, где проживают татары.

Он приобретает характер, можно сказать, всероссийский, привлекая с каждым годом все больше представителей разных наций и народов России.

Изменение традиций
Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Поэтому он празднуется с давних времён по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжёлых периодов жизни. Однако по возвращении мирной жизни празднование сабантуя возобновлялось.

Со временем традиции сабантуя изменились. Постепенно исчезли местные различия, стали едиными сроки его проведения: сабантуй теперь празднуется летом по окончании весенних полевых работ и перед началом косовицы во время перерыва в сельскохозяйственных работах.

В целом для Татарстана наблюдается поэтапное проведение сабантуя: сначала его празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, через неделю проводится районный (или в субботу - по деревням, а в воскресенье - в райцентре) сабантуй. Завершает празднование сабантуй в крупных городах и столице Татарстана - Казани.

Ранее сабантуй не был привязан к определенному дню неделии праздновался селянами в удобный для себя день, а ныне для празднования сабантуя назначается общепринятый выходной день - воскресенье.

Со временем оформилась общая форма праздника, чего не было в традиционном быту, исчезли ряд этапов и устаревшие обряды. Постепенно стал преобладать третий вариант сабантуя, который заключался в сборе подарков, майдане и вечерних молодежных играх.
Сабантуй как государственный праздник
В настоящее время Сабантуй приобрел в Татарстане статус государственного праздника: он проводится практически в каждом населённом пункте, издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования.

Главный Сабантуй устраивается в столице Татарстана Казани посёлка. Сабантуи проводятся также за пределами Татарстана в местах со значительным татарским населением. Также ежегодно попеременно в одном из регионов России с крупной татарской диаспорой официально проводится Федеральный Сабантуй.

Порядок проведения Сабантуя
Старые традиции сабантуя постепенно дополняются современными, тем не менее, основной порядок проведения праздника сохраняется. Как правило, в городах сабантуй празднуется один день на майдане, а в селе он состоит из двух частей - ритуального сбора подарков и майдана. Сабантуй на селе является временем приема гостей: родственников и друзей, поэтому к нему заранее готовятся: в доме убирают и белят, готовят угощения для гостей.

Сабантуй начинают готовить накануне праздника в субботу или даже в пятницу. Один из этапов - сбор подарков - ә йбер җ ыю , яулык җ ыю . В некоторых сёлах, например, Лениногорского, Мензелинского районов для сбора подарков седлают до 50 и больше самых лучших коней. Юноши с песнями разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т. д., которые прикрепляют к уздечкам коней . Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными, знакомыми. Если лошади нет, то юноши обвязываются крест-накрест через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки. В некоторых деревнях под Казанью подарки собирают старики-аксакалы, которые обходят дома и подвешивают подарки к шесту на плече. Чаще всего хозяин или хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот. Юноши благодарят одаривающих песнями, а в конце сбора проезжают по селу с песнями, музыкой, показывая всем, сколько было собрано вещей. В былые времена к сабантую готовились долго и тщательно – девушки ткали, шили, вышивали национальным узором платки, полотенца, рубашки; каждой хотелось, именно ее творение стало наградой самому сильному джигиту – победителю в национальной борьбе или в скачках. Обязательным является подарок молодой снохи - яшь килен , которая по традиции дарит вышитое полотенце. Лучшее полотенце в дальнейшем дарилось победителю состязания сабантуя, что было большой честью, как для батыра сабантуя, так и для девушки, вышившей полотенце. В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства тканых полотенец для сабантуя начали дарить рубашки.

Одно из собранных полотенец (традиционные полотенца с красными узорными концами - кызыл башлы с ө лге все ещё встречаются среди собранных подарков) вывешивают на длинном шесте при въезде в село как оповещение о предстоящем сабантуе.

Сохранилась традиция ритуального сбора яиц, которые дают как с подарком, так и вместо него. Часть яиц продают, а полученные деньги используются для покупки нужных для сабантуя вещей. Остальная часть яиц используется на майдане при проведении шуточных состязаний: их пьют борцы и т. д.

Место проведения праздника назначают и оборудуют заранее. Майдан очищают от камней и разравнивают, иногда на него устанавливают трибуну. Часто место для майдана является постоянным, и сабантуй на нём празднуется из года в год. В день сабантуя на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей, здесь же работают торговые палатки, буфеты.

Открывает сабантуй, поздравляя собравшихся с национальным праздником, один из руководителей района или города, а на главном сабантуе в Казани - Президент Татарстана.

После торжественного открытия праздника начинается развлекательная часть: выступают певцы, танцоры, которыми являются участники художественной самодеятельности или же профессиональные деятели искусства.

После окончания концерта объявляют место и время для проведения состязаний. Ввиду большого стечения народа и большого числа желающих принять участие в состязаниях их невозможно провести на майдане, однако призы победителям вручаются только на майдане.

Одним из самых популярных видом состязаний на сабантуях по-прежнему остается национальная борьба - к ө р ә ш . Соревнования начинают два юных мальчика (иногда два старика), а затем поочередно состязаются мальчики-школьники, юноши, мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров - победителей в предварительных схватках и, наконец, двоих финалистов. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику.

Победителю состязаний достаётся самый ценный подарок сабантуя, в наши дни довольно значительный: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т. д. По традиции победителю как приз дают живого барана и с ним на плечах совершает круг почета .

Майдан послужил началом спортивной карьеры для многих известных борцов, а татарская борьба көрәш стала видом спорта, в котором проводятся личные и командные первенства Татарстана и России.

На майдане соревнуются в подъеме тяжестей: гири (пудовой, двухпудовой), иногда штанги.

Широко распространены шуточные соревнования, которые также проводятся на майдане. Это различные состязания в беге: бег с ложкой во рту с положенным на неё яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой, бег в мешках, бег по двое, когда левая нога одного привязана к правой ноге другого. Соревнуются в бой мешками, набитыми сеном, травой, который ведут на скользком бревне; состязания в игру, во время которой нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, стоящий на земле. Также пользуются популярностью перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб с призом наверху. В качестве приза используют живого петуха в клетке, сапоги и т. д. .

Проводят соревнования певцов, чтецов, танцоров; организуют хороводы, танцы.

Обычно майдан продолжается с 10-11 утра до 2-3 часов дня. И какой же праздник без угощения! Там и тут можно отведать шашлыка, плова и традиционных татарских угощений: “өчпочмак”, “бишбармак”, “чәк-чәк”, “бәлеш”, “пәрәмәч”.

На нём продают сладости и другие вкусности, часто устраивают семейные чаепития за самоваром.

После общего сабантуя на майдане веселье продолжается в домах и обязательно приглашают гостей, ведь праздник без гостей у татар считается признаком необщительности. А вечером молодежь собирается на вечерние игры - кичке уен (вечерний сабантуй) - на краю села, на лугах, на месте дневного майдана или в клубе. Здесь также проводят соревнования певцов, танцоров, чтецов.

Заключение
Праздник Сабантуй является очень значимым для моего народа и для нашего города. Этот праздник - неотъемлемая часть в культурной жизни Нижнекамска. Сабантуй помогает нам ощутить себя сопричастными к истории и культуре татарского народа, воспитывает у нас патриотические чувства и помогает более глубоко изучить народные традиции, обряды и быт татарского народа. Ежегодно наша семья выезжает на городские, областные праздники Плуга и Труда, что позволяет нам вновь и вновь возвращаться к своим истокам .

Татарский национальный праздник Сабантуй празднуют по всему миру.

Этот праздник является международным национальным татарским праздником, который стал государственным в Татарстане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира.

Во время своего визита в Казань Генеральный директор ЮНЕСКО поддержал инициативу о выдвижении татарского национального праздника «Сабантуй», являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.

Сабантуй внесен в Золотой Фонд Культурного Наследия Человечества.

Словом, в недрах Сабантуя происходили и происходят процессы развития, которые радуют нас и одновременно заставляют серьезно переживать за сохранение его самобытности и оригинальности. И только от нас зависит сбалансированность традиций народного праздника с новшествами, продиктованными временем, а значит, его дальнейшая судьба .


Список использованной литературы

  1. Уразманова Р. К. Современные обряды татарского народа (Историко-этнографическое исследование). - Казань: Татарское кн. изд-во, 1984, С.52.

  2. Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX - нач. XX века). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. С. 50.

  3. Галеев Э. Х., Ханбиков Я. И. Татарские народные игры и праздники. Казань, Тат. кн. изд-во, 1985г., - 153 с.

  4. Нигматов З. Г. Использование народных традиций в воспитании учащихся: Уч. пособие. Казань:Изд-во Казанского гос. пед. института 1985г.,- 259с.

  5. Нигматов З. Г. Традиции воспитывают//Я и моя семья. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1984г., - 186 с.

  6. Преемственность народных традиций: Материалы докладов 5-ой международной научно-практической конференции/ Под ред. З. Г.Нигматова. – Казань, Н. Челны, 1998, - 311 с.

  7. Сахипова Р. А Обучение и воспитание на основе народной педагогики (на тат. яз.). Казань, Тат кн. изд-во, 2005,- 254 с.

  8. Ренат Харисов, Народный поэт Татарстана. Газета “Республика Татарстан”, 25 мая 2006 г.
Поделиться